13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Афанасий Великий, святитель
Афанасий Великий, свт. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов
1) Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллин, за изволение твое о Христе; потому что и настоящее искушение, в котором много страдал ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученых занятий. Ибо, спросив подателя письма, как проводишь ты время после болезни, узнал я, что занимаешься и всем божественным Писанием, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмов и стараешься уразуметь смысл, заключающийся в каждом псалме. За это-то и одобряю тебя ныне, потому что и сам имею великую любовь к той же книге, как и ко всему Писанию. С таковою-то любовью встретил я однажды трудолюбивого некоего старца, и намереваюсь написать тебе, что этот старец поведал мне о Псалтири, держа ее в руках. Речь его сколько основательна, столько же не чужда и некоторого красноречия. Именно же, говорил он так:
3
2) Всяко Писание, т. е. и ветхозаветное и новозаветное, какое имеем мы у себя, сын мой, по написанному, богодухновенно, и полезно есть ко учению (2 Тим. 3, 16); книга же Псалмов для внимательных заключает в себе нечто достойное особенного примечания. Каждая книга выполняет собственное свое назначение; и излагаются например: в Пятокнижии — происхождение мира, деяния патриархов, исшествие израильтян из Египта, и чиноположение скинии и священства; в Троекнижии — разделение земли по жребиям, деяния Судей и родословие Давида; в книгах Царств и Паралипоменон — деяния Царей; в книге Ездры — окончание плена, возвращение народа и построение храма и города; книги пророческие, пророчествуя о пришествии Спасителя, заключают в себе напоминания о заповедях, укоризны преступающим их, также пророчества язычникам. Книга же Псалмов, подобно саду, заключая в себе насаждения всех других книг, с сладкопением передает излагаемое в них, и воспевая о том, показывает опять и свои особенности.
3) Изложенное в книге Бытия книга Псалмов воспевает в псалме восемнадцатом: небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (2), и двадцать третьем: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть (1. 2). А изложенное в книгах Исхода, Числ, Второзакония передает в прекрасных песнопениях в псалмах семьдесят седьмом и сто тринадцатом, говоря: во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его (Псал. 113, 1. 2). То же воспевает и в псалме сто четвертом, говоря: посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе (26); положи в них сло-
4
веса знамений своих, и чудес своих в земли Хамове (27). Посла тму и помрачи, и преогорчиша словеса Его (28). Преложи воды их в кровь, и измори рыбы их (29). Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их (30). Рече, и приидоша песии мухи, и скнипы во вся пределы их (31). И вообще можно находить, что о сем написан весь этот псалом, а также и сто пятый. О священстве же и о скинии в исходе скинии в псалме двадцать восьмом возвещает: принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни: принесите Господеви славу и честь (1).
4) Изложенное в книгах Навина и Судей изображает несколько в псалме сто шестом, говоря: и составиша грады обительны (36), и насеяша села, и насадиша винограды (37); потому что при Навине разделена израильтянам земля обетованная. В том-же Псалме, неоднократно повторяя: и воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я (6. 13. 19. 28), имеет в виду книгу Судей; потому что тогда взывали они, и Господь по временам восставлял им судей, и спасал людей Своих от притеснителей. И деяния Царей воспевает несколько в псалме девятнадцатом, говоря: сии на колесницах, и сии на конех (8), мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся (6). Тии спяти быша и падоша: мы же возстахом и исправихомся (9). Господи, спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя (10).
А деяния Ездры изображает в сто двадцать пятой песни степеней: внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени (1); и в сто двадцать первой песни: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги наша во дворех твоих Иерусалиме. Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе.
5
Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево (1—4).
5) А что касается до книг пророческих, то книга Псалмов в каждом почти псалме возвещает о пришествии Спасителя, и о том, что приидет Он, как сущий Бог. Так, в сорок девятом псалме говорит: Бог яве приидеть, Бог наш, и не премолчит (3); и в псалме сто семнадцатом: благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня (26). Бог Господь, и явися нам (27). О том же, что Спаситель есть Отчее Слово, так воспевает в сто шестом псалме: посла Слово Свое, и исцели я, и избави я от растлений их (20). Ибо грядущий Бог есть посланное Слово. Зная же, что Слово сие есть Сын Божий, гласом Отца воспевает в псалме сорок четвертом: отрыгну сердце Мое Слово блого (2); и еще в псалме сто девятом: из чрева прежде денницы родих Тя (3). Ибо что иное назовет всякий Отчим рождением, как не Божие Слово и не Божию Премудрость? И книга Псалмов, зная, что Спаситель есть Отчее Слово, которым Бог глаголал: да будет свет, твердь и все (Быт. 1, 3 и сл.), в тридцать втором псалме изрекла: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (6).
6) Не был ей неведом и сам грядущий Христос; напротив же того, много говорит о Нем в псалме сорок четвертом: престол Твой Боже в век века; жезл правости, жезл царствия Твоего (7). Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (8). И чтобы не подумал кто, будто бы придет Он в мечтательном виде, дает разуметь, что Он сделается человеком, и есть Тот самый, Кем все приведено в бытие, ибо говорит в восемьдесят шестом
6
псалме: мати Сион речет: человек, и человек родися в нем: и Той основа и Вышний (5); а это равнозначительно сказанному: и Бог бе Слово. Вся Тем быша. И слово плоть бысть (Иоан. 1, 1. 3. 14). Посему, книга Псалмов, зная и рождение от Девы, не умолчала о сем, но тотчас дает это уразуметь, говоря в сорок четвертом псалме: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом Отца Твоего (11). Ибо возжелал Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой (12); а это опять подобно сказанному Гавриилом: радуйся Благодатная, Господь с Тобою (Лук. 1, 28). Ибо, наименовав Его Христом, открывает тотчас и человеческое Его рождение от Девы, говоря: слыши, дщи.
И как Гавриил, будучи чужд Деве по рождению, называет Ее по имени Мариею; так Давид, поелику Дева рождается от его семени, именует Ее дщерию.
7) Сказав же, что Господь сделается человеком, сообразно с этим книга Псалмов изображает Его и страждущим по плоти; и видя злоумышление иудеев, воспевает во втором псалме: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? (1) предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (2). А в двадцать первом псалме о самом роде смерти говорит от лица Спасителева: в персть смерти свел Мя еси (16). Яко обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя: ископаша руце Мои и нозе Мои (17). Исчетоша вся кости Моя: тии же смотриша и презреша Мя (18). Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (19). Но кто говорит: ископаны руки мои и ноги мои, что иное означает, как не крест? И книга Псалмов, открывая это, присовокупляет, что Господь страждет это не ради Себя, но ради нас, и от лица Его говорит опять
7
в псалме восемьдесят седьмом: на Мне утвердися ярость Твоя (8), и в шестьдесят восьмом: яже не восхищах, тогда воздаях (5); потому что не за вину Он умер, но пострадал за нас, и на Себе понес гнев, бывший на нас за преступление заповеди, говоря чрез Исаию: Сей грехи наша носит (Иса. 53, 4). И как мы говорим в сто тридцать седьмом псалме: Господь воздаст за мя (8); так Дух вещает в семьдесят первом псалме: и спасет сыны убогих, и смирит клеветника (4). Яко избави нища от руки сильна, и убога, емуже не бе помощника (12).
8) Посему, книга Псалмов предвозвещает и Господне восхождение с плотию на небо, и говорит в псалме двадцать третьем: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы (9), и в псалме сорок шестом: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (6). Возвещает и о сидении одесную, говоря в псалме сто девятом: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (1). В псалме же девятом присовокупляет и о погибели дьявола, и восклицает: сел еси на престоле, судяй правду (5). Запретил еси языком, и погибе нечестивый (6). Книга Псалмов не утаила и того, что Господь приял от Отца весь суд, но предвозвещает в псалме семьдесят первом, что Он грядет быть Судиею всех: Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву (1): судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде (2); в псалме же сорок девятом говорит: призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя (4). И возвестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть (6); и в псалме восемьдесят первом: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит (1).
Во многих местах этой книги можно приобрести
8
сведение и о призвании язычников, особенно же в псалме сорок шестом: вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования (1); и в псалме семьдесят первом: пред Ним припадут Ефиопляне, и враги Его персть полижут (9). Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут (10). И поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему (11). Но о сем как воспевается в Псалмах, так предвозвещается и в каждой из других книг.
9) Еще говорил старец: не безызвестно мне, что и в каждой книге Писания, преимущественно о Спасителе, предвозвещается то-же, что во всех Писаниях. Это есть общий предмет, одно и тоже согласие Духа. Но как свойственное другим книгам можно находить в книге Псалмов, так и свойственное этой последней нередко находится в других книгах. И Моисей пишет песнь, и Исаия песнословит, и Аввакум молится песненно. Также в каждой книге можно видеть и пророчества, и законоположения, и повествования; потому что во всех один и тот же Дух; и по уделению Духа, какое было каждому, каждый служит данной ему благодати, и исполняет дело свое, будет ли то пророчество, или законоположение, или историческая запись, или благодать псалмопения. Поелику же Дух один и тот-же, и всем уделяется, но Сам по естеству неразделен, потому что Сам в Себе всецел, явления же и уделения Духа бывают каждому по мере разумения; то нередко каждый, по належащей уже потребности, оглашаясь Духом, служит Слову; так что, по сказанному выше, и законоположник Моисей иногда пророчествует и песнословит, и пророчествующие Пророки иногда дают заповеди: измыйтеся, чисти будите (Иса. 1, 16); и: омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме (Иер. 4, 14), а иногда
9
повествуют, например: Даниил о Сусанне и Исаия о Рапсаке и Сеннахириме. А равно и книга Псалмов, имея ту особенность, что состоит из песнопений, и в других книгах сказанное последовательною речью, как замечено нами, возглашает, без строгого порядка речи, в песнопениях: также дает и законы: престани от гнева, и остави ярость (Пс. 36, 8); уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и (Пс. 33, 15); а иногда и повествует о том, что было на пути с Израилем и, как сказано прежде, пророчествует о Спасителе.
10) Такова общая благодать Духа, одинаковая у всех, как-скоро требует сего нужда и угодно бывает Духу. Ибо в случае этой нужды и больший и меньший дар не производят различия в том, чтобы каждому неослабно исполнять свойственное ему и совершенное служение.
Но книга Псалмов и в этом отношении имеет опять особую некую благодать и преимущественную достопримечательность. Ибо, кроме всего того, что в ней есть сходного и общего с другими книгами, имеет она ту достойную удивления особенность, что в ней описаны и изображены движения каждой души, изменения этих движений и направление их к лучшему, так что желающий может из этой книги, как с картины, заимствовать образец, ясно представить его в уме, и отпечатлеть себя самого в том виде, как в ней описано. В других книгах человек слышит только закон, предписывающий, что ему делать и чего не делать; или слышит пророчества, из которых узнает о пришествии Спасителя, и внимает повествованиям, из которых может узнать деяния царей и святых. В книге же Псалмов слушающий, как и сему научается, так уразумевает и изучает еще движения души своей, и смотря уже по тому, чем он страждет и чем
10
одержим, может избрать в ней живописуемый словом образ, и не такой, о котором можно только выслушать и пройти мимо, но который научает, как должно говорить и действовать, чтобы уврачевать свою немощь. И в других книгах найдем угрозы, воспрещающие делать худое; в книге же Псалмов изображено, как должно воздерживаться от худого. Например: есть заповедь, что должно покаяться, и что покаяться значит престать от греха; но здесь изображено, и как должно покаяться, и что надлежит говорить при покаянии. И еще Павел сказал: скорбь душе терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. 5, 3—5). Но в псалмах описано и ясно представлено, как должно переносить скорби, и что должно говорить находящемуся в скорбях и что после скорбей, и как приобретается каждым искусство, и какие речи приличны уповающим на Господа. Еще есть заповедь, — о всем благодарить (1 Сол. 5, 18); но что должно говорить благодарящему, тому учат псалмы. Также, слыша в других книгах, что вси хотящии благочестно жити о Христе гоними будут (2 Тим. 3, 12), в псалмах научаемся, с какими мыслями надлежит спасаться бегством, какие слова возносить к Богу должны гонимые и спасшиеся по гонении. Нам повелено благословлять Господа и исповедоваться Господу; но в псалмах представлены нам примеры, как должно хвалить Господа, и какие речения приличны исповедующемуся. Так и во всяком случае найдешь божественные песнопения, приспособленные к нам, к нашим движениям и состояниям.
11) В псалмах достойно еще удивления и следующее: в других книгах, что говорят святые и о чем они говорят, то читающие относят к тем именно, о ком это написано, да и слушающие отли-
11
чают себя от описываемых лиц, о которых идет речь; и если удивляются и соревнуют повествуемым деяниям, то все это оканчивается подражанием. Но кто берет в руки книгу Псалмов, тот, если пророчества о Спасителе проходит и с обычным удивлением и благоговением, как и в других писаниях, то прочие псалмы читает уже, как собственные свои слова; да и слушающий, как-будто сам от себя произнося это, приходит в умиление, и все речения песнопений делаются ему близкими, как бы действительно его собственные. И не поленимся, по примеру блаженного Апостола Павла, возвратиться снова на прежнее, и для ясности повторить опять то-же. Много изречений, которые приписаны патриархам, и ими собственно были произнесены. И Моисей глаголал, а Бог ответствовал ему; и Илия и Елиссей, пребывая на горе Кармильской, призывали Господа и говорили всегда: жив Господь, Емуже предстою пред Ним днесь (3 Цар. 17, 1; 4 Цар. 3, 14); и словеса других святых пророков преимущественно были о Спасителе, весьма же многие обращены к язычникам и к Израилю; однако-же изречений, принадлежащих патриархам, никто никогда не употребит вместо своих собственных, и не осмелится подражать Моисею и говорить собственными его словами, и что Авраамом сказано о домочадце, об Измаиле и о великом Исааке, хотя бы постигла кого та-же потребность и нужда, никто не осмелится произносить это, как что-либо свое собственное. Если кто и состраждет страждущим и объят любовью Всесовершенного, не скажет однако же, как Моисей: яви ми Тебе Самого (Исх. 33, 13), и еще: аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси (Исх. 32, 32). И никто также пророческих изречений не примет за собственные и не станет пори-
12
цать или хвалить теми же словами, какими порицали и хвалили пророки. Никто по подражанию не произнесет вместо собственного своего слова и сего: жив Господь, Емуже предстою пред Ним днесь. Ибо читающий книги убежден, что произносит не собственныя свои слова, но слова святых и тех, о ком писаны книги. Но в псалмах (удивительное дело!), кто читает все прочее, кроме пророчеств о Спасителе и об язычниках, тот как бы произносит собственные свои речения, и каждый поет псалмы, как бы о нем написанные, так принимает и перечитывает их, как бы не другой кто говорил, и не другого кого разумел, но остается в той мысли, что это он говорит сам о себе, и что сказано в псалмах, то возносит Богу от собственного своего лица, как бы говоря о том, что сделано им самим. Ибо псаломские слова, не как изречения патриархов, и Моисея, и других пророков, будет произносить небоязненно; потому что в псалмах описываются и сохранивший заповедь и преступивший ее, а также и дела того и другого; и поелику всякий человек необходимо принадлежит к тому или другому роду, то как сохранивший заповедь, или как преступивший ее, может употреблять слова о каждом написанные.
12) И мне кажется, что псалмы для поющего их служат как бы зеркалом; в них познает он движения души своей, и с этою мыслью произносит их. И слушающий читающего принимает псалом за песнопение о нем самом, или обличаемый совестью с сокрушением сердца приносит покаяние, или, слыша об уповании на Бога и о таковой благодати, являемой верующим, радуется и начинает благодарить Бога. И всякий, когда поет третий псалом, взирая на собственные скорби, заключающиеся во псалме слова почитает как бы своими;
13
а когда поет одиннадцатый и шестнадцатый псалом, изрекает как бы собственное свое упование и молитву. Также, когда поет пятидесятый псалом, как бы сам от себя произносит покаянные слова псалма сего; и когда поет псалмы пятьдесят третий, пятьдесят пятый, пятьдесят шестой и сто сорок первый, тогда делает это с таким расположением духа, как-будто не другой кто гоним, но сам он страждет, и приходит в такое состояние духа и воспевает слова сии Богу, как действительно свои собственные. И вообще, каждый псалом так сложен и изречен Духом, что, по сказанному прежде, в псалмах познаем движения души нашей, и все они как бы о нас изречены, и суть как бы собственные наши слова, служащие к приведению на память происходивших в нас движений и к исправлению собственного нашего жития. Ибо что изрекли псалмопевцы, то может служить образцом и начертанием для нас.
13) И это есть также благодать Спасителя. Ибо Он, ради нас сделавшись человеком, как собственное тело Свое принес за нас на смерть, чтобы всех избавить от смерти, так, желая показать нам небесное и благоугодное Ему житие, в Себе самом изобразил его, чтобы нелегко уже было врагу обольстить нас, когда для безопасности своей имеем залог, т. е. одержанную им за нас победу над дьяволом. Для сего Он не только научил, но и Сам делал то, чему учил. Теперь каждый слышит, что вещает Спаситель, и как бы смотря на картину, заимствует у Него пример для своей деятельности, когда Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29). И невозможно найти учения о добродетели совершеннее того, какое в Себе самом изобразил Господь. И терпение, и человеко-
14
любие, и благость, и мужество, и милосердие, и правду — все найдешь в Господе, так-что наблюдающему человеческое житие Господа ни в чем не будет недостатка для добродетели. Зная это, Павел сказал: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 11, 1). Законодатели у эллинов имеют только дар сказать; Господь же, как истинно Господь всяческих, пекущийся о сотворенных Им, не только законополагает, но и Себя самого дает в образец, чтобы желающим известна была и сила к исполнению на деле. Посему-то и до пришествия Своего к нам внушил это псалмопевцам, чтобы, как в Себе самом показал Он земного и небесного человека, так желающий мог изучить душевные движения и расположения и в псалмах, находя в них и врачевание, и исправление каждого движения.
14) Если говорить неоспоримую правду, то все божественное Писание учит добродетели и истинной вере; книга же Псалмов как бы на картине представляет, как должна вести себя душа. Как представляющийся царю наперед заучивает, какое принять ему положение и что говорить, чтобы, сказав иное внезапно, не быть обвиненным в невежестве; так и эта божественная книга стремящемуся к добродетели и желающему познать житие Спасителя во плоти сперва посредством чтения приводит на память душевные движения, а потом уже читающих таковые слова образует и учит. И таким образом (пусть это первое замечено будет в книге) одни из псалмов изложены в виде повествования, другие в виде увещания, иные же в виде пророчества, иные как бы в виде молитвы, а иные как бы в виде исповедания.
Псалмы, изложенные в виде повествования, суть: восемнадцатый, сорок третий, сорок восьмой, со-
15
рок девятый, семьдесят второй, семьдесят шестой, семьдесят седьмой, восемьдесят восьмой, сто шестой, сто тринадцатый, сто двадцать шестой, сто тридцать шестой.
Псалмы, изложенные в виде молитвы, суть: шестнадцатый, шестьдесят седьмой, восемьдесят девятый, сто первый, сто тридцать первый, сто сорок первый.
Псалмы, изложенные как бы в виде беседы, молитвы и прошения, суть: пятый, шестой, седьмой, одиннадцатый, двенадцатый, пятнадцатый, двадцать четвертый, двадцать седьмой, тридцатый, тридцать четвертый, тридцать седьмой, сорок второй, пятьдесят третий, пятьдесят четвертый, пятьдесят пятый, пятьдесят шестой, пятьдесят восьмой, пятьдесят девятый, шестидесятый, шестьдесят третий, восемьдесят второй, восемьдесят пятый, восемьдесят седьмой, сто тридцать седьмой, сто тридцать девятый, сто сорок второй.
Как бы в виде беседы и благодарения изложен один псалом, сто тридцать восьмой.
Как бы в виде только беседы изложены псалмы: третий, двадцать пятый, шестьдесят восьмой, шестьдесят девятый, семидесятый, семьдесят третий, семьдесят восьмой, семьдесят девятый, сто восьмой, сто двадцать второй, сто двадцать девятый, сто тридцатый.
В виде исповедания изложены псалмы: девятый, семьдесят четвертый, девяносто первый, сто четвертый, сто пятый, сто шестой, сто седьмой, сто десятый, сто семнадцатый, сто тридцать пятый, сто тридцать седьмой.
Псалмы, заключающие в себе вместе и исповедание и повествование, суть: девятый, семьдесят четвертый, сто пятый, сто шестой, сто семнадцатый, сто тридцать седьмой.
16
И исповедание и повествование вместе с хвалою заключает в себе один псалом, — сто десятый.
И в виде увещания изложен один псалом, — тридцать шестой.
В виде же пророчества изложены псалмы: двадцатый, двадцать первый, сорок четвертый, сорок шестой, семьдесят пятый.
Изобразительный, заключающий в себе и пророчество, один псалом, — сто девятый.
Псалмы увещательные и как бы побудительные суть: двадцать восьмой, тридцать второй, восьмидесятый, девяносто четвертый, девяносто пятый, девяносто шестой, девяносто седьмой, сто второй, сто третий, сто тринадцатый.
Псалом увещательный, изложенный в виде песни, один, — сто сорок девятый.
Псалмы, изображающие добродетельную жизнь, суть: сто четвертый, сто одиннадцатый, сто восемнадцатый, сто двадцать четвертый, сто тридцать второй.
Псалмы хвалебные суть: девяностый, сто двенадцатый, сто шестнадцатый, сто тридцать четвертый, сто сорок четвертый, сто сорок пятый, сто сорок шестой, сто сорок восьмой, сто пятидесятый.
Псалмы благодарственные суть: восьмой, девятый, семнадцатый, тридцать третий, сорок пятый, шестьдесят второй, семьдесят шестой, восемьдесят четвертый, сто четырнадцатый, сто пятнадцатый, сто двадцатый, сто двадцать первый, сто двадцать третий, сто двадцать пятый, сто двадцать восьмой, сто сорок третий.
Псалмы, провозглашающие блаженство, суть: первый, тридцать первый, сороковой, сто восемнадцатый, сто двадцать седьмой.
Псалом, песненно изъявляющий усердие, один, — сто седьмой.
17
Также псалом, возбуждающий к мужеству, один, — восьмидесятый.
Псалмы, выражающие жалобу на нечестивых и беззаконных, суть: второй, тринадцатый, тридцать пятый, пятьдесят первый, пятьдесят второй.
Псалом призывания один, — четвертый.
Псалмы, изъявляющие обетование, суть: девятнадцатый и шестьдесят третий.
Псалмы, изображающие самые слова похваления о Господе, суть: двадцать второй, двадцать шестой, тридцать восьмой, тридцать девятый, сорок первый, шестьдесят первый, семьдесят пятый, восемьдесят третий, девяносто шестой, девяносто восьмой, сто пятьдесят первый.
Псалмы обличительные суть: пятьдесят седьмой, восемьдесят первый.
С песнопениями выражают мысль свою псалмы сорок седьмой и шестьдесят четвертый.
Псалом торжественный и о воскресении один, — шестьдесят пятый; и другой, выражающийся только торжественно, также один, — девяносто девятый.
15) Поелику же таков распорядок псалмов, то, по сказанному выше, читающим можно в каждом псалме находить движения и состояние собственной души своей; а также для каждого движения и состояния образец и наставление, что говоря, можно угодить Господу, какими речениями можно исправить себя и возблагодарить Господа, чтобы произносящему иные речения, кроме написанных в псалмах, не впасть в нечестие; потому что не за дела только, но и за каждое праздное слово, дадим ответ Судии.
Посему, желаешь ли ублажить кого? Для руководства, как, за что, и кого именовать тебе блаженным, имеешь псалмы: первый, тридцать первый, сороковой, сто одиннадцатый, сто восемнадцатый и сто двадцать седьмой.
18
Хочешь ли порицать злоумышление иудеев против Спасителя? Для сего имеешь вторую песнь.
Если гоним ты своими и много восстающих на тебя, — то говори третий псалом.
Если же в такой скорби призвал ты Господа и, быв услышан Им, желаешь возблагодарить; то пой псалмы четвертый, семьдесят четвертый и сто четырнадцатый.
А если, видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети, хочешь, чтобы услышана была молитва твоя; то рано утром пой пятый псалом.
Слыша угрозу Господню, если видишь, что это смущает тебя, можешь читать псалмы шестой и тридцать седьмой.
Если совещаются против тебя, как Ахитофел против Давида, и кто-нибудь извещает тебя об этом, то пой седьмой псалом, и возложи упование на Бога, Который избавит тебя.
16) Если же, взирая на простертую всюду благодать Спасителеву и на спасенный род человеческий, желаешь вознести глас свой ко Господу; то пой восьмой псалом.
Если также хочешь воспеть благодарение Богу при точилех; то имеешь тот-же восьмой и восемьдесят третий псалмы.
При низложении врага и спасении твари, не хвалясь самим собою, но зная, что совершил сие Сын Божий, читай упомянутый девятый псалом.
А если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь; — то имей упование на Господа и пой псалом десятый.
Когда же видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что нет уже у людей ничего святого; тогда прибегни ко Господу и читай псалом одиннадцатый.
И если злоумышление врагов продолжается, — не
20
упадай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая псалом двенадцатый. Когда же услышишь, что хулят иные Промысл; тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Богу, произнеси псалмы тринадцатый и пятьдесят второй.
И наконец, если желаешь узнать, каков должен быть гражданин небесного Царствия; то пой псалом четырнадцатый.
17) Нужна тебе молитва по причине сопротивляющихся тебе и окружающих душу твою? воспой псалмы шестнадцатый, восемьдесят пятый, восемьдесят седьмой и сто сороковой.
Но ты желаешь узнать, как молился Моисей? — для сего имеешь псалом восемьдесят девятый.
Но ты спасен от врагов своих, избавлен от гонителей своих? посему и ты воспевай псалом семнадцатый.
Дивишься ты порядку в твари, благодатному о ней промышлению и священным постановлениям закона? пой псалмы восемнадцатый и двадцать третий.
Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им словами псалма девятнадцатого.
Видишь, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой? радуясь о сем, воспой псалом двадцать второй.
Восстают на тебя враги? но ты, воздвигнув душу свою к Богу, читай псалом двадцать четвертый, и увидишь, что беззаконнуют вотще.
Враги продолжают наполнять руки свои кровьми и искать твоей погибели? не предоставляй суда человеку, потому что все человеческое сомнительно, но, желая суда Божия, потому что Бог один есть праведен, читай псалмы двадцать пятый, тридцать четвертый и сорок второй.
Если враги стремительнее нападают на тебя,
20
если множество их подобно полкам, и они презирают тебя, как еще непомазанного, и потому хотят вести с тобою брань; то не ужасайся, но пой двадцать шестой псалом.
Если злоумышляющие будут еще бесстыдствовать; то, поелику немощна природа человеческая, чтобы не обращать тебе на них внимания, воззови к Богу, произнося написанное в двадцать седьмом псалме.
И если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу; то с духовным разумением пой двадцать восьмой псалом.
Наконец, обновляя дом свой, т. е. и душу приемлющую Господа и чувственный дом, в котором обитаешь телесно, благодари и читай псалмы двадцать девятый, и из песней степеней сто двадцать шестой.
18) Когда же увидишь, что за истину ненавидят и гонят тебя все друзья и сродники твои; примечая это, не малодушествуй и не приходи в ужас, что знаемые тобою отвращаются от тебя, но, удалившись от них, взирай на будущее, и пой псалом тридцатый.
Видя же крещаемых и искупленных от тленного рождения, и дивясь Божию человеколюбию, пой о них псалом тридцать первый.
Когда же пожелаешь псалмопевствовать в сонме многих, тогда, собрав мужей праведных и правых по жизни, воспевай псалом тридцать второй.
А если, впав в руки врагов и мудро избежав их, и уклонившись от злоумышления их, хочешь благодарить; то, призвав мужей кротких, при них воспевай псалом тридцать третий.
И если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят еретики, но прочти псалом тридцать пя-
21
тый, и увидишь, что сами они причиной того, что грешат.
Также, если видишь, что лукавые делают много беззаконий и превозносятся пред малыми, и желаешь подать кому-либо совет — не внимать и не соревновать им, потому что скоро они погибнут, то и себе и другим читай псалом тридцать шестой.
19) А если ты, предположив быть внимательным к себе самому, видишь нападающего врага (потому что в таком случае всего более восстает на таковых враг), и желаешь укрепиться против него; то пой псалом тридцать восьмой.
И если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения; то пой псалом тридцать девятый.
Видя же многих нищих и убогих, и желая оказать им милость, можешь похвалить сделавшихся уже милостивыми и побудить других делать то-же, читая псалом сороковой.
Потом, если, имея великую любовь к Богу, слышишь, что поносят тебя враги, то не смущайся; но, признавая в сем бессмертный плод таковой любви, утешай свою душу надеждою на Бога, и ею облегчая и утоляя душевные печали в жизни, читай псалом сорок первый.
Желая часто приводить себе на память, какие благодеяния Божии оказаны отцам, что было при исшествии из Египта и во время пребывания в пустыне, сколько Бог благ и люди неблагодарны, имеешь псалмы сорок третий, семьдесят седьмой, восемьдесят восьмой, сто четвертый, сто пятый, сто шестой и сто тринадцатый.
А если, прибегнув к Богу и спасшись от бывших у тебя скорбей, желаешь возблагодарить Бога и поведать явленное на тебе человеколюбие; то имеешь псалом сорок пятый.
22
20) Но ты согрешил и, пришедши в себя, раскаиваешься и просишь помилования; слова исповедания и покаяния имеешь в псалме пятидесятом.
Если же оклеветан ты несправедливому Царю и видишь, что клеветник хвалится этим; то удались, и читай написанное в псалме пятьдесят первом.
И когда гонят тебя люди и клевещут на тебя, желая предать тебя, как Давида Зифеи и иноплеменники, тогда не приходи в уныние, но, надеясь на Господа и песнословя Его, произнеси написанное в псалмах пятьдесят третьем и пятьдесят пятом.
Если же гонение преследует тебя и гонитель не зная взойдет в ту же пещеру, в которой скрываешься и ты; то в этом случае не приходи в ужас, потому что и в такой нужде имеешь полезныя к утешению слова столпописания в псалмах пятьдесят шестом и сто сорок первом.
А если злоумышляющий велит стеречь дом, и ты избегнешь; то воспиши милость сию Богу, как на столпах начертав ее в душе в памятник того, что сохранен ты невредимым, и читай написанное в псалме пятьдесят восьмом.
Если же враги притесняя поносят, и мнимые друзья пустословя клевещут; то, хотя и оскорбишься ненадолго злоречием, однако-же можешь утешиться, песнословя Бога и произнося написанное в псалме четвертом.
А лицемерам и хвалящимся в лице, к вразумлению их, читай псалом пятьдесят седьмой.
Тем, которые свирепо устремляются на тебя и хотят пленить душу твою, противопоставь покорность свою Богу, и будь бодр духом; чем более они неистовствуют, тем паче покорствуй Господу, и говори, что написано в псалме шестьдесят первом.
23
И если гонимый удалишься в пустыню, не бойся, что там ты один, — с тобою Бог; к Нему утреннея, воспевай псалом шестьдесят второй.
Пусть враги устрашают, и не только не престают ставить сети, но еще изыскивают против тебя все способы; сколько бы ни были они многочисленны, нимало не ослабевай, потому что удары их будут то-же, что стрелы младенцев, когда будешь воспевать псалмы шестьдесят третий, шестьдесят четвертый, шестьдесят девятый и семидесятый.
21) Когда хочешь песнословить Бога, — пой, что написано в псалме шестьдесят четвертом.
А если хочешь преподать кому учение о воскресении, заимствуй слова из псалма шестьдесят пятого.
Прося щедрот у Бога, песнословь Его, поя написанное в псалме шестьдесят шестом.
Когда видишь, что нечестивые в мире благоденствуют и живут приятно, праведные же терпят скорби; чтобы не соблазниться и не поколебаться тебе, читай и ты, что написано в псалме семьдесят втором.
Когда Бог прогневается на народ, — к утешению своему в этом имеешь разумные словеса в псалме семьдесят третьем.
А когда имеешь потребность в исповедании, — воспевай псалмы девятый, семьдесят четвертый, девяносто первый, сто четвертый, сто пятый, сто шестой, сто седьмой, сто девятый, сто семнадцатый, сто тридцать пятый и сто тридцать седьмой.
Желаешь ты посрамить эллинов и еретиков тем, что не у них боговедение, но в одной Церкви, — можешь мысленно петь и произносить сказанное в псалме семьдесят пятом.
Когда враги заняли убежища, и сильно утеснен ты; тогда, если и приходишь в смущение, не теряй
24
надежды, но молись; и как скоро, возопив, будешь услышан, благодари Бога словами псалма семьдесят шестого.
Если же враги упорствуя придут, осквернят дом Божий, убиют святых, тела их повергнут птицам небесным; то, чтобы и тебе, увлекшись, не прийти в ужас от их жестокости, состражди страждущим и вместе молись Богу, произнося псалом семьдесят восьмой.
22) Желая петь Господу в праздник, созови рабов Божиих и воспевай псалмы восьмидесятый и девяносто четвертый.
Когда же снова соберутся отовсюду все враги и будут угрожать дому Божию, и завещают завет на благочестие; тогда, чтобы не упасть тебе духом от их множества и могущества, как бы якорем надежды имеешь изреченное в псалме восемьдесят втором.
И если увидишь дом Божий и вечные Божие селения, и будешь иметь такое же желание преселиться в них, какое имел Апостол; то и ты произнеси псалом восемьдесят третий.
Если же, по прекращении гнева и по окончании плена, хочешь возблагодарить Господа; то имеешь псалмы восемьдесят четвертый и сто двадцать пятый.
И если желаешь знать отличие вселенской Церкви от расколов и посрамить раскольников; то можешь читать написанное в псалме восемьдесят шестом.
А желая и себя самого и других поощрить к богочестию и утвердить в той мысли, что надежда на Бога не постыждает, но делает душу небоязненною, — восхвали Бога, повторяя сказанное в псалме девяностом.
Хочешь ли воспевать в субботу? имеешь псалом девяносто первый.
25
23) Желаешь ли благодарить в день воскресный? имеешь псалом двадцать третий.
Хочешь ли петь во второй день по субботе? для сего имеешь написанное в псалме сорок седьмом.
Желаешь ли петь в пяток? для сего имеешь песнь хвалы в псалме девяносто втором. Ибо тогда, как воздвигнут был крест, построен был дом Божий, хотя и умышляли враги окружить его, и потому в победную песнь Богу прилично воспеть сказанное тогда в псалме девяносто втором.
Если же, во время бывшего пленения, дом Божий разорен и снова создан; то пой сказанное в псалме девяносто пятом.
И если желаешь воспеть, что земля освободилась от врагов, и покоится наконец в тишине, и царствует Господь; то имеешь псалом девяносто шестой.
Желаешь ли воспевать в четвертый день по субботе? имеешь псалом девяносто третий, ибо в сей день Господь предан и положил начало карающего суда над смертью и победного торжества над нею. Посему, когда, читая Евангелие, видишь, что в четвертый день по субботе иудеи составляют совет против Господа; тогда, взирая на то, как Господь предает за нас осуждению дьявола, воспевай сказанное в псалме девяносто третьем.
И еще, видя Господний о всем Промысл и Господнее владычество, и желая других научить вере в Господа и послушанию, прежде всего убедив их исповедаться, пой псалом девяносто девятый.
И если, познав, что Господу принадлежит власть судии, и что Бог судит, срастворив суд с милостью, пожелаешь приступить к Нему, то имеешь для сего сказанное в псалме сотом.
26
24) А если в затруднительных обстоятельствах жизни, сделавшись как бы нищим, по немощи нашей природы, впадешь когда-либо в уныние духом и пожелаешь себе утешения; то имеешь псалом сто первый.
И поелику за все и во всем подобает нам благодарить Бога, то, когда хочешь благословить Его, для возбуждения души своей и для чтения имеешь псалмы сто второй и сто третий.
Желаешь ли восхвалить Бога и узнать, как и за что должно восхвалять Его, и какие слова приличны восхваляющему? имеешь псалмы: сто четвертый, сто шестой, сто тридцать четвертый, сто сорок пятый, сто сорок шестой, сто сорок седьмой, сто сорок восьмой и сто пятидесятый.
Имеешь ли веру в то, что сказал Господь, и веруешь ли тому, что произносишь в молитве? читай псалом сто пятнадцатый.
Сознаешь ли свое преспеяние в делах, так что можешь сказать о себе: задняя убо забываю, в предняя же простираюся (Филип. 3, 13)? в пятнадцати песнях степеней имеешь, что говорить тебе при каждом преспеянии.
25) Пленен ты чуждыми помыслами, и почувствовал, что отводят тебя в рабство, и пришел в себя? перестань наконец, и остановившись в грехе своем, на чем застиг ты сам себя, сядь, плачь, и как сделали некогда израильтяне, так и ты повторяй написанное в псалме сто тридцать шестом.
Если же, искушения признавая для себя испытанием, желаешь после искушений возблагодарить; то у тебя есть псалом сто тридцать восьмой.
Снова окружили тебя враги и хочешь избавиться от них? читай сказанное в псалме сто тридцать девятом.
27
Желаешь ли вознести прошение и молиться? пой псалмы пятый и сто сорок второй.
Восстал на народ враг мучитель? не ужасайся, как Давид не убоялся Голиафа, но веруй и ты подобно Давиду, воспевая сказанное в псалме сто сорок третьем; а потом, дивясь Божиим благодеяниям и содержа в памяти Божию благость, явленную на тебе и на всех, если желаешь благословить за это Бога, говори словами Давида, какие изрек он в псалме сто сорок четвертом.
Желаешь ли петь Господу? имеешь, что изречь — псалмы девяносто второй и девяносто седьмой.
Если ты мал, но для какой-нибудь потребности предпочтен братьям твоим; то не превозносись пред ними, но, воздав славу избравшему тебя Господу, воспой и ты псалом сто пятьдесят первый, собственно принадлежащий Давиду.
Но желаешь ты петь ипакои, надписанные: аллилуия? имеешь псалмы: сто четвертый, сто пятый, сто шестой, сто одиннадцатый, сто двенадцатый, сто тринадцатый, сто четырнадцатый, сто пятнадцатый, сто шестнадцатый, сто семнадцатый, сто восемнадцатый, сто тридцать четвертый, сто тридцать пятый, сто сорок пятый, сто сорок шестой, сто сорок седьмой, сто сорок восьмой, сто сорок девятый, сто пятидесятый.
26) Когда желаешь воспевать, что в особенности сказано о Спасителе: тогда и в каждом псалме найдешь нечто такое; преимущественно же имеешь для сего псалмы сорок четвертый и сто девятый, в которых изображены Его преискреннее рождение от Отца и пришествие во плоти; псалмы двадцать первый и шестьдесят восьмой, в которых предсказаны божественный крест, и то, каким подвергся козням, и что претерпел Он за нас; псалмы второй и сто восьмой, в которых обнару-
28
жены злоумышление и лукавство иудеев, также предательство Иуды Искариотского; псалмы двадцатый, сорок девятый и семьдесят первый, в которых изображены Его царство, власть как судии, и второе пришествие к нам во плоти и призвание язычников; псалом же пятнадцатый показывает Его воскресение во плоти; а псалмы двадцать третий и сорок шестой возвешают восшествие Его на небеса. Также, читая псалмы девяносто второй, девяносто пятый, девяносто седьмой и девяносто восьмой, можешь усмотреть благодеяния Спасителя, оказанные нам Его страданиями.
27) Таковы отличительные черты книги Псалмов, содержащей в себе на пользу людям, в иных псалмах служащее к исправлению движений в каждой душе, а в прочих, как сказано прежде, многочисленные пророчества о, пришествии во плоти Господа нашего Иисуса Христа. Но необходимо не преходить молчанием и того, почему таковые словеса поются плавным и песненным напевом. Ибо некоторые у нас из людей простых, хотя веруют, что самые изречения богодухновенны, однако же думают, что поются псалмы по благозвучию для услаждения слуха. А это несправедливо. Ибо Писание не заботится о приятности и сладкоречии, да и пение установлено для пользы душевной, как вообще, так в особенности по двум следующим причинам. Во-первых, прилично было, чтобы божественное Писание песнословило Бога не только последовательною речью, но и неимеющею строгой последовательности. Так, речью связною сказано принадлежащее к Закону и Пророкам и все повествовательное, со включением Нового Завета; неимеющею же строгого порядка речью сказано заключающееся во псалмах и песнопениях; а этим и соблюдается требуемое Законом, чтобы люди
29
любили Бога всею крепостью и силою. Во-вторых, как приведением в стройность свирелей производится согласие звуков; так, поелику и в душе бывают различные движения, есть в ней сила мыслящая, вожделевающая и раздражительная, и их движением производится деятельность телесных членов, то разум требует, чтобы человек не был в разногласии и раздоре с самим собою, так чтобы мыслить ему хорошо, а делать худо, подобно Пилату, говоря: ни единыя вины обретаю в Нем (Иоан. 18, 38. 19, 4), и соглашаясь с мнением иудеев; или вожделевать худого, и не быть в состоянии сделать это, как старцы с Сусанною; или еще: не прелюбодействовать, но красть, или не красть, но убивать, или не убивать, но говорить хулу.
28) Посему, чтобы не произошло какого-либо подобного смятения, разум требует, чтобы душа, по слову Апостола, имея ум Христов (1 Кор. 2, 16), пользовалась этим вождем, и им сдерживала, что есть в ней страстного, и начальствовала над телесными членами, приводя их в послушание разуму, и чтобы, как бряцало в гармонии, так сам человек, сделавшись псалтирем, и внимая духу, всецело во всех членах и движениях послушен был и служил Божией воле. Подобием же и образом такого безмятежного и спокойного состояния помыслов служит приведенное в стройную меру произношение псалмов; потому что, как душевные помышления свои делаем известными и выражаем посредством произносимых нами слов, так и Господь, желая, чтобы сладкозвучие слов служило символом духовной стройности в душе, установил петь чинно и произносить псалмы на-распев. И это есть потребность души, чтобы ей быть в добром расположе-
30
нии, по написанному: благодушествует ли кто в вас, да поет (Иак. 5, 13).
Так устраняется тревожное, грубое, беспорядочное в душе, и врачуется скорбное, когда поем: вскую прискорбна еси душе моя? И вскую смущаеши мя (Псал. 41, 6. 12)? Так познает она погрешительное, говоря: мои же вмале не подвижастеся нозе (Псал. 72, 2). Так укрепляет надеждою страшливое, когда говорит: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Псал. 117, 6).
29) Посему, не таким способом читающие божественные песни псалмопевствуют неразумно, услаждают же сами себя и навлекают на себя порицание, что не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9). Но поющие сказанным выше способом, — так что благозвучие речений происходит у них от благонастроенности души и от согласия ее с духом, — хотя поют устами, но, воспевая вместе и умом, великую доставляют пользу не только себе, но и желающим их слушать. Так блаженный Давид, поя пред Саулом, и сам благоугождал Богу, и удалял от Саула смятение духа и припадок неистовства, и приводил душу его в упокоение. Так священники, воспевая, призывали души народа к безмятежию и единомыслию с ликовствующими на небесах. Так произношение псалмов на-распев не показывает старания о благозвучии, но служит знаком стройности помыслов в душе, и приведенное в стройную меру чтение есть символ благонастроенного и необуреваемого состояния ума. Ибо и то, чтобы хвалить Бога на кимвалах доброгласных, гуслях и десятострунном псалтири, было также символом, что и телесные члены приведены в правильное сочетание, как струны, и душевные помыслы сдела-
31
лись подобными кимвалам, и уже все это приводится в движение и оживляется гласом и духом уст, так что, по написанному, человек духом живет, и умерщвляет деяния плотская (Рим. 8, 13). Таким образом, кто поет хорошо, тот приводит в стройность душу свою, и как бы из неровной делает ровною, и душа, пришедши в состояние сообразное с ее природою, ничего не боится, но делается тем паче способною к живости представлений и приобретает большее желание будущих благ; потому что настроенная благозвучием речений забывает страсти, и помышляя лучшее, с радостью обращается к уму сущему во Христе.
30) Поэтому, чадо, каждый читающий книгу сию должен все в ней читать с искренним расположением, потому что все в ней богодухновенно; но сверх того извлекать из нее, как из сада, на пользу себе то именно, в чем видит он для себя потребность. Ибо, по моему мнению, в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние или исповедание, постигли ли кого скорбь или искушение, гоним ли кто, или избавился от злоумышлений, стал ли кто опечален или смущен, и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа, — для всего этого имеет наставление в божественных псалмах. Ибо надлежит выбрать, что сказано во псалмах на каждый такой случай, и читать это, как бы написанное о самом читающем, и приведя себя в расположение, согласное с написанным, вознести сие к Богу.
32
31) И никто да не облекает сего речениями внешнего красноречия, да не пытается переделывать или вовсе изменять выражения, но пусть неухищренно так читает и поет написанное, как оно сказано, чтобы послужившие нам в этом святые, узнавая свое, вместе с нами молились, лучше же сказать, чтобы сам Дух, вещавший во святых, видя те самые слова, какие Он внушил святым, сделался нашим помощником. Ибо в какой мере жизнь святых лучше жизни других, в такой же и об употребленных ими речениях справедливо можно сказать, что они лучше и сильнее сочиняемых нами. Ибо этим угодили они Богу и, вещая все это, как сказал Апостол, победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во брани, обратиша в бегство полки чуждих, прияша жены от воскресения мертвых своих (Евр. 11, 33—35).
32) Посему и ныне каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто, — читая их, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушение и гонение, — поя псалмы, явится благоискусным, и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; ими обратит в бегство дьявола и отразит демонов его. Если кто и согрешил, — читая их, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим, и воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он во век не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение.
Споручником же ему в этом не иной кто, но
33
само божественное Писание. Ибо Моисею Бог заповедал написать великую песнь и научить народ; ему же, поставленному вождем, повелевает написать Второзаконие и изречения этой книги иметь всегда в руках и изучать, потому что содержащихся в них словес достаточно к тому, чтобы напоминать о добродетели и вспомоществовать изучающим их с искренним расположением. И действительно, когда Иисус Навин вошел в землю обетования, тогда видя, что полчища врагов и все цари аморрейские сошлись на брань, вместо оружий и мечей, в-слух всех прочитав Второзаконие, напомнив им изречения Закона, и ими вооружив народ, преодолел врагов. И Царь Иосия, когда нашел книгу и прочел вслух всем, не убоялся уже врагов. И если когда у народа Божия бывала война, предшествовал всем кивот, заключавший в себе скрижали Закона, и их достаточно было для вспоможения вместо всякого ополчения, если только в носящих кивот и в самом народе не было какого-либо господствующего греха и лицемерия; потому что потребны были вера и собственное расположение людей, чтобы Закон содействовал к исполнению ими просимого.
33) Посему-то, сказал старец, слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян чтением только Писания изгоняли демонов, и обличали козни, чинимые ими людям. А потому, продолжал он, достойны всякого осуждения те, которые, оставив это и сами сочинив себе отвне заимствованные красивые речи, за это самое именуют себя заклинателями. Ибо они более ребячествуют и отдают себя бесам на посмеяние, что и было с упоминаемыми в Деяниях иудеями, сынами Скевы, которые таким способом вознамерились заклинать демонов. Поэтому демоны, слыша
34
от таковых заклинания их, издеваются над ними. А слова святых страшны бесам, и они не могут выносить их; потому что в изречениях Писания — Сам Господь, Которого не терпя, вопияли демоны: молюся Ти, не мучи мене прежде времени (Лук. 8, 28). Ибо, видя только присутствие Господне, были они сжигаемы. Так и Павел повелевал нечистым духам; так и ученикам покорствовали бесы. И на Елиссее пророке была рука Господня, и пророчествовал трем Царям о водах, когда певец воспевал по заповеди (4 Цар. 3, 15). Так и ныне то-же пусть читают над страждущими; этим и страждущему скорее оказана будет помощь, и читающий покажет свою истинную и твердую веру, а потому и Бог, видя ее, подаст просящим совершенное уврачевание.
Зная это, и святой сказал в сто восемнадцатом псалме: во оправданиих Твоих поучуся; не забуду словес Твоих (16); и еще: пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришелствия моего (54). Ибо в них приобретали святые спасение, говоря: аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем (92); как и Павел сим ограждал ученика своего, говоря: в сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет (1 Тим. 4, 15).
Сему поучаясь и так читая псалмы, и ты, руководствуемый Духом, возможешь постигнуть смысл каждого, и возревнуешь о таковой же жизни, какую имели изглаголавшие их богоносные святые мужи.
35
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.