Поиск авторов по алфавиту

Автор:Федотов Георгий Петрович

Федотов Г.П. Англо-русская конференция в Хай-Ли

Разбивка страниц сделана по: Г. П. Федотов, I т.,  Лицо России. Статьи 1918 – 1930.

2-е издание. YMCA-PRESS, Paris, 1988

 

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ФЕДОТОВ

 

АНГЛО-РУССКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ХАЙ-ЛИ

(«Вестник Р.С.Х.Д.», № 5, Париж, 1929 г.)

 

3-8 апреля происходила третья уже встреча рус­ской и английской молодежи, устраиваемая Англий­ским Христианским Студенческим Движением. На этот раз съезд был особенно многолюдным (до 100 человек, из них треть русских) и, хочется думать, не расхолодил, а укрепил наши недавние, но столь дорогие для обеих сторон связи.

Темой третьей конференции была Литургия, с сосредоточением на св. Евхаристии и с расширением до общего учения о Церкви. Английские и русские священники и профессора выступали с докладами на общие или параллельные темы. «О св. литургия: реальности в глубине ее и ее выражений» — говорили епископ Труро и о. Сергий Булгаков. На общую тему «О некоторых основных аспектах литургии» говорил, с православной стороны — о. Лев Жилле, с англикан­ской — о. Ривс о евхаристической жертве. На тему: «Социальный аспект литургии» говорили проф. Г. В. Флоровский и о. Уидрингтон. Вступительные доклады, более общего характера, были прочитаны проф. Г. П. Федотовым: «Православная Церковь и ее исторические судьбы» и о. Моссом: «Кафоличность Церкви». Но заключительный доклад о. Эндрхилла удержал вни­мание на «Евхаристии, как общении святых».

Доклады были кратки, и беседы по ним происхо­дили в «дискуссионных группах», где можно было непринужденно высказываться и ставить вопросы, касающиеся сторон жизни англиканства и православия. Можно сказать с полной откровенностью: ни в одном

296

 

 

из докладов мы не замечали неправославной, тем более, антиправославной тенденции. Были различия в под­ходах, в направленности интересов, не было различия в принципах. Как общее правило, англикане меньше нас интересуются умерительно-догматической основой церковности, а более практической — не в одном мо­рально-житейском, но и в молитвенно-религиозном смысле слова. В евхаристическом таинстве и догмати­ческие основы были поставлены ими достаточно четко («жертва», «общение святых»), так что православные и англиканские доклады дополняли друг друга. В груп­пах обнаруживались иногда действительные разногла­сия. Кое-кого из англичан смущало православное почитание Богоматери, святых, икон и наше отноше­ние к церковному преданию. Но и здесь англикане не выступали, как однородная группа. Чаще всего проте­стантские возражения находили отповедь со стороны кого-нибудь из православно-мыслящих англикан. Создавалось впечатление большого, если не полного, единомыслия в важнейших вопросах веры.

Конечно, такое единомыслие объясняется отчасти самым составом конференции. В этом году на нее приехали почти исключительно представители англо­-кафолического течения в англиканской церкви, и при том, естественно, сторонники сближения с Востоком, а не с Римом. Но среди них были выдающиеся представи­тели англиканской церкви, во главе с ученым епископом Труро. По их словам, англо-кафоличество после войны растет неудержимо, и его идеи делают завоевания даже среди протестантского большинства англикан. Они надеются, что недалеко то время, когда их меньшинст­во, уже теперь внушительное, сможет говорить от имени англиканской церкви. При таких условиях наши конференции приобретают особое значение. Правда, на них встречается, главным образом, молодежь, не при­званная говорить от имени церквей. Но эта молодежь, со стороны англичан — почти вся из студентов-богосло-

297

 

 

вов — представляет будущее англиканской церкви, и ее искания, ее работа встречают признание и благослове­ние значительной части священства. Наши конферен­ции не призваны вести переговоров о соединении церквей, ставить конкретные условия соединения, но они выполняют важную работу взаимного узнавания, сближения, любви, без которых дело соединения не может быть совершено. Дело ученых богословских комиссий выработать формулы единения, дело всей православной Церкви, в лице ее собора или всех ее ав­токефальных глав, принять в общение новую Церковь — сестру. На пути к этой великой цели стоят серьезные препятствия. С нашей стороны: мученическое безмол­вие русской церкви и слабость сведений об англикан­ской церкви, слабость интереса к ней в современном русском поколении. (В недавнем прошлом это было не так: «Ассоциация англиканской и восточной церквей» существует с 1864 года и одним из ее председателей был недавно почивший митрополит Агафангел). С англиканской стороны: инерция протестантской традиции, которая представляет прошлое церкви, по­нятное нежелание англо-кафоликов идти на раскол с исторической церковью своего народа. Остается рабо­тать, ждать и молиться.

И скромные студенческие конференции выполняют сейчас страшно ответственную роль скаутов-разведчи­ков, которые нащупывают — не врага, а друга. В этих встречах не беседам, пожалуй, принадлежит главное значение, значение решающего опыта, а совместная молитва.

Мы дважды в день встречались с англичанами в часовне на молитве, слушали по очереди православную и англиканскую литургии и вечерню. И этот опыт дал чрезвычайно много — для обеих сторон. Мы могли видеть и оценить их удивительное благоговение, сдер­жанную напряженность молитвы, сосредоточенность молитвенного молчания, прекрасную простоту пропо-

298

 

 

веди. Их общее причащение за каждой литургией, в торжественном безмолвии, производило потрясающее впечатление. Такое же впечатление производила на них наша литургия, за которой они следили по английско­му тексту переводов. Наше взаимное участие в молит­вах было полным, останавливаясь мучительно лишь у евхаристической чаши. Здесь начиналась боль разделе­ния, о трагедии которого так изумительно говорил о. Эндрхилл в своей последней речи, у многих вызвавшей слезы.

И мы можем засвидетельствовать: это новое для нас английское благочестие не ограничено стенами храма. Мы общались с этими юношами почти неделю, и мы видели, какой жертвенной готовностью они горят. Среди них есть послушники, которые примут вскоре монашеские обеты, есть миссионеры из Индии, веду­щие жизнь полную лишений и трудов. В этих трудах и молитвах, в этом духовном горении, целомудренно затушеванном милым английским юмором, для нас приоткрылась новая святость, которая уже созревает до вмещения в соборную полноту православия.

В перерыве между конференциями дело сближения между русским — православным и англиканским студенчеством — ведет «Содружество имени св. муч. Албания и преп. Сергия Радонежского». (Им издается и полурукописный журнал на английском языке.) Велика задача, велика и ответственность, которая ло­жится на Содружество. Пожелаем же ему оказаться вровень с огромной церковно-исторической задачей, выпавшей на его долю.

299


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.