Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель

Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. (приписываемое) Двенадцать глав о вере.

ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ», СПБ., 1914, № 1

 

разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу

 

проф. Сагарда Н. И.

 

Два произведения, ложно надписываемые именем св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского:

 

а) Двенадцать глав о вере.

С именем св. Григория Чудотворца на греческом и сирийском языках сохранилось два произведения, происхождение которых, как показывает их содержание, относится к более позднему времени: а) «Двенадцать глав о вере—Κεφάλαια περὶ πίστεως δώδεκα»,—и б) «Подробное изложение веры— κατὰ μέρος πίστις». Оба произведения бесспорно не принадлежат неокесарийскому святителю; но они, помимо своего церковно-исторического значения, представляют интерес и с той точки зрения, что дают наглядное свидетельство об известности и славе св. Григория Чудотворца, показывая, как представители противоположных направлений богословской мысли прикрывали его авторитетом свои произведения.

Первое произведение, как показывает его название, разделяется на двенадцать глав, из которых каждая заключает в себе, в форме анафематизма, противоположение воззрения, признаваемого автором еретическим, тому учению, которое он считает правильным, а затем изъяснение и обоснование высказанного тезиса. В виду несомненной неподлинности произведения и отсутствия каких бы то ни было оснований поддерживать свидетельство греческих рукописей и сирийского перевода о принадлежности его св. Григорию Неокесарийскому 1), в данном случае для выяснения основ-

1) В «Воскресном Чтении» X (1840 г.), стрн. 810 сл. был помещен русский перевод «Двенадцати глав о вере», как подлинного произведения св. Григория Чудотворца.

 

 

103

ного характера его имеют значение только новейшие попытки определить условия его происхождения. Толчок к исследованиям «Двенадцати глав о вере» в последнее время дал И. Дрезеке. Он обратил внимание на исповедание веры антиохийского епископа Виталия, одного из первых учеников Аполлинария, о котором упоминает св. Григорий Богослов во втором послании к Кледонию, и, путем сопоставления данных о Виталии и его исповедании с содержанием «Двенадцати глав о вере», пришел к заключению, что в последнем именно и нужно видеть это самое исповедание аполлинарианина Виталия 1). Таким образом, И. Дрезеке признал в «Двенадцати главах о вере» аполлинарианский характер. Против этого «открытия» И. Дрезеке решительно восстал Фр. Кс. Функ который доказывал, что произведение, имея анти-аноллинарианскую тенденцию, направляется уже и против несторианства и монофизитства и могло быть написано только во второй половине V века. После него E. Laudiert 3), на основании близкой литературной связи между «Двенадцатью главами о вере» и анти аполлиниарианской литературой IV века— двумя книгами св. Афанасия (?) против Аполлинария, его посланием к Епиктиту, двумя посланиями св. Григория Богослова к Кледонию и опровержением Аполлинария св. Григория Нисского, документально установил, что произведение от начала до конца вращается в тех же мыслях, которые отцы IV века в своих полемических произведениях направляли против Аполлинария, что во всех своих частях оно стоит в тесной зависимости от них и, без сомнения, в целом своем объеме посвящено автором полемике против Аполлинария; вместе с этим ему представляется более вероятным, что произведение возникло в то время, когда эта полемика имела еще актуальный интерес,—следовательно, оно принадлежит еще концу IV века. Впрочем, Е. Lauchert допускает, что остается возможным и позднейшее его происхождение.

1) Zeitsch. f. kirchl. Wisseusch. ч. kirchl. Leben, IX (1888), S. 186—201 = Gesammelte Patrist. Untersuchungen. Altona und Leipzig 1889. S. 78—102.

2) Theolog. Quartalschrift 1898, S. 81—93 — Kirchengesch. Abhandlungen und Untersuchungen. Bd. II. Paderborn 1899, S. 329—338.

3) Theolog. Quartalschrift 1900, S. 395—418.

 

 

104

Во всяком случае, к какому бы времени ни относить происхождение «Двенадцати глав о вере», его принадлежность к анти аполлинарианской литературе не подлежит сомнению. Автор его, с одной стороны, защищает истинное вочеловечение Христа по отношению к Его телу, в силу которого Он, второй Адам, по плоти истинно принадлежит к потомству Адама, в противоположность аполлинарианскому учению, что тело Христа несозданно, единосущно Божеству, происходит с неба, и потому вочеловечение его является собственно только видимостью; с другой стороны, он утверждает, что Христос воспринял не часть только человека, не неполную человеческую природу без разумной души или духа, а всего человека в его полном составе.

Текст для предлагаемого перевода взять у Аug. Hahn, Bibliothek der Symbole und Glaubensregeln der alten Kirche, 3 Aufl. V. Lug w. Hahn. Breslau 1897, S. 280—285.

 

Глава 1.

Если кто называет тело Христово несозданным и не исповедует, что Сам несозданный Бог Слово представил доказательства воплощения и вочеловечения созданного из человечества, как написано, анафема да будет.

 

Изъяснение.

Ибо как можно называть тело несозданным? Ведь несозданное бесстрастию, не уязвляемо, неосязаемо. Христос же, воскресши из мертвых, показывал своим ученикам и знаки от гвоздей, и прободение копья, и тело для осязания, хотя и вошел к ним при запертых дверях; но это сделано было Им для того, чтобы показать и действие Божества, и истинность тела. Хотя он был Бог, по естеству познан был как человек, и будучи поистине человеком, но делам Своим явился Богом.

 

Глава II.

Если кто называет плоть Христа единосущной Божеству, и не исповедует, что Он—в образе Божием Сый,

 

 ·

105

предвечный Бог и уничижил Себя и принял образ раба, как написано 1), анафема да будет.

 

Изъяснение.

Каким образом явившуюся во времени плоть можно называть единосущною бездетному Божеству? Ибо единосущным называется совершенно тожественное по естеству и по вечности.

 

Глава III.

Если кто говорит, что Христос 1) воспринял совершенного человека, как одного из пророков, и не исповедует, что Он Сам, чрез воплощение от Девы, соделался человеком, родился в Вифлееме, воспитан в Назарете и показал преуспеяние в возрасте, подлежал счислению времени [по летам], крестился в Иордане и был засвидетельствован Отцем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», как написано 3), анафема да будет.

Изъяснение.

Как можно утверждать, что Господь 4) воспринял совершенного человека, как одного из пророков, когда Сам Господь соделался человеком чрез воплощение от Девы? Посему написано, что первый человек из земли перстный 5); когда же он, созданный из земли, отошел в землю, то второй, сделавшись человеком восшел на небеса. И говорится: первый Адам и последний Адам 6). И как исповедуется, что второй от первого по плоти,—посему Христос и человек и Сыпь человеческий,—так и засвидетельствовано, что второй—Спаситель первого, ради которого Он и снисшел с неба. Когда же Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то вследствие этого и говорится: второй Адам—с небес.

 

Глава IV.

Если кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все люди, и не исповедует Его

1) Филип. II, 7.

2) В некоторых списках: Господь. 3) Mф. III, 17. 4) Христос. 5) 1 Кор. XV, 47. 6) 1 Кор. XV, 45.

 

 

106

воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святого и от Святой Девы Марии из семени Давидова, как написано 1), анафема да будет.

 

Изъяснение.

Как может кто-нибудь говорить, что Христос родился от Девы из семени мужеского, когда на благовестие святого благовестника и ангела Мариами Дева сказала: «Как это будем со мною, когда я мужа не знаю»? Посему он (ангел) говорит: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Вышняго» И Иосифу говорит: «Не бойся принять Мариам, жен у твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и нарекут имя Ему Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов его 3).

Глава V.

Если кто говорит: иной прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена, как написано, анафема да будет.

Изъяснение.

Как можно говорить: иной сущий прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, когда Сам Господь говорит: прежде нежели был Авраам, Я есмь» 4), и «потому что Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» 5).

Глава VI.

Если кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью, как написано, анафема да будет.

Изъяснение.

Как можно говорить: иной пострадавший и иной не пострадавший, когда Сам Господь говорит: «должно Сыну Человеческому много пострадать и быть убиту

1) Лук. I, 34—35; Рим. I, 3. 2) Лук. I, 34 сл. 3) Мф. 1, 20 сл.

4) Иоан. VIII, 58. 5) Иоан. XVI, 28.

 

 

107

и в третий день воскреснуть из мертвых» 1), и: когда узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Отца 2): и, когда приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего? 3).

Глава VII.

Если кто называет Христа спасаемым и не исповедует Его Спасителем мира и светом мира, как написано 4), анафема да будет.

Изъяснение.

Как может кто-нибудь называть Христа спасаемым, когда Сам Господь говорит: Я есмь жизнь 5) и: Я пришел для того, чтоб имели жизнь 6), и: верующий в Меня не увидит смерти, но узрит жизнь вечную 7).

Глава VIII.

Если кто говорит, что Христос есть совершенный человек—отдельно и Бог Слово—отдельно, и не исповедует единого Господа Иисуса Христа, как написано, анафема да будет.

Изъяснение.

Как может кто-нибудь говорить, что Христос—отдельно совершенный человек и отдельно Бог Слово, когда Сам Господь говорит: что вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую Я слышал от Отца 8). Ибо не человека дал за нас, но Самого Себя предал за нас Бог Слово, соделавшийся человеком ради нас. Посему Он говорит: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он же говорил о храме тела Своего 9).

Глава IX.

Если кто говорит, что Христос преложим или изменяем, и не исповедует Его непреложным по духу и тленным 10) по плоти, анафема да будет.

1) Мрк. VIII, 31; Лук. IX, 22. 2) Мф. XVI, 28; XXVI, 64.

3) Мрк. VIII, 38; Лук. IX, 26. 4) Иоан. III, 17; IV, 42: VIII, 12.

5) Иоан. XI, 25. 6) Иоан. X, 10. 7) Иоан. VIII, 51.

8) Иоан. VIII, 40. 9) Иоан. II, 19. 21.

10) У Миня (Patr. s. gt. t. X, col. 1132) в скобах поставлено ἄφθαρτον—нетленным.

 

 

108

Изъяснение.

Как может кто-нибудь говорить, что Христос преложим или изменяем, когда Сам Господь говорит: Я есмь и не изменяюсь 1). И еще: не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления? 2)

Глава X.

Если кто говорит, что Христос воспринял часть человека, и не исповедует Его по подобию нашему во всем, кроме греха, анафема да будет.

Изъяснение.

Как кто-нибудь может сказать, что Христос воспринял часть человека, когда Сам Господь говорит: душу Мою полагаю за овец, чтобы опять принять ее 3), и: плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие, и: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную 4).

Глава XI.

Если кто говорит, что тело Господа без души или без ума, и не исповедует Его совершенным во всем человеком, единым и тем же, да анафемствуется.

Изъяснение.

Как же может кто-нибудь говорить, что тело Христа без души и без ума? Ибо возмущение, и печаль, и туга являются указанием ни на тело без души, ни на душу без ума, ни на непреложное Божество, ни на призрачность, ни на недостатки человеческой немощи: но Слово в Себе Самом дало доказательство наших страстей, принявши на Себя страстное, как написано, что Сам Он принял немощи маши и понес болезни наши 5). Ибо возмущение и печаль и туга—болезни души; а утомление и сон и поранение тела—немощи плоти.

Глава XII.

Если кто говорит, что Христос явился миру призрачно, и не исповедует Его пришедшим во плоти, анафема да будет.

1) Мал. III, 6. 2) Деян. II, 31; Пс. XV, 10. 3) Иоан. X, 15. 17.

4) Иоан. VI, 55. 56. 5) Иса. LIII, 4; Мф. VIII, 17.

 

 

109

Изъяснение.

Как может кто-нибудь сказать, что призрачно явился миру Христос, в Вифлееме родившийся и подвергшийся обрезанию плоти, и Симеоном носимый, и двенадцать лет воспитываемый, и родителям повиновавшийся, и во Иордане крестившийся, и на кресте пригвожденный и из мертвых восставший?

Поэтому если говорится: возмути лея духом 1), опечалился душою 2), изъязвлен телом 3), то Он употребляет эти названия сообразно с нашим подверженным страстям устройством, и чтобы показать, что Он родился в мире как человек, и обращался между людьми 4), по подобию, кроме греха. Ибо Он родился в Вифлееме по плоти, но богоприлично, так как небесные ангелы признали в Нем Своего Владыку и воспевали в яслях повитого Бога и говорили: слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение 5). Воспитан был в Назарете богоявленно, восседал среди учителей и поражал их Своею мудростью, которая не соответствовала Его телесному возрасту, как исчисляет (этот возраст) евангельское слово 6). Крестился в Иордане, но к этому побуждаем был не тем, чтобы [Самому] принять освящение, а, чтобы [другим] даровать участие в освящении 7). В пустыне был искушаем не потому, чтобы Сам подлежал искушению, но, чтобы наши искушения противопоставить вызовы искусителя, дабы показать тщету искусителя. Посему Он говорит: дерзайте: Я победил мир 8), опять выставляя не божественное начало, но являя Свою собственную плоть победительницей страдания, смерти и тления, чтобы посредством плоти, чрез которую грех вошел в мир, и чрез грех смерть царствовала над всеми людьми 9), чрез ту же плоть по подобию осудить грех во плоти 10), победить начальника греха искусителя, упразднить смерть, чтобы, ей не царствовать, во гробе тела уничтожить тление, явить Собою начаток воскресения, чтобы затем господствовало в мире начало правды и чтобы царство небесное благовествовалось людям и совершилось общение Бога с людьми.

1) Иоан. XI, 33; XIII, 21. 2) Мф. XXVI, 38. 3) Иса. LIII, 5.

4) Вар. III, 38. 5) Лук. II, 14. 6) Лук. II, 46 сл.

7) Мф. III, 13 сл. 8) Иоан. XVI, 33. 9) Рим. V, 12 сл. 10) Рим. VIII, 3.

 

 

110

За эту благодать прославим Отца, давшего Сына Своего Единородного за жизнь мира 1). Прославим Духа Святого, действующего, оживотворяющего нас, подающего дарования для общения с Богом, и не будем напрасно трудиться, чтобы евангельское слово переделать в утонченные выражения, посевая кругом бесконечные стязания и словопрения 2). и делая жестким ясное и простейшее слово веры, но более будем совершать дело веры, возлюбим мир, покажем единомыслие, сохраним единение, возрастим в себе любовь, которою благоугождается Бог.

Как не наше дело разуметь времена и лета, которые Отец положил в Своей власти 3), а должно веровать, Сто будет скончание времени и последует явление грядущего века, откровение суда, пришествие Сына Божия, воздаяние за дела и наследование царства небесного,—так точно не наше дело знать и то, как Сын Божий соделался человеком, ибо тайна эта велика, как написано: род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его 4). Но должно веровать, что Сын Божий соделался человеком по Писаниям, и что Он был видим на земле, и обращался между людьми но Писаниям, по подобию, кроме греха, и что Он умер за нас и воскрес из мертвых, как написано, и что Он вознесся на небо и сел одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых, как написано, чтобы, из-за того, что мы занимаемся словопрением друг с другом, кто-нибудь не похулил самого учения веры, и чтобы не сбылось над нами сказанное: ради вас имя Мое (Божие) постоянно хулится во языцех 5).

1) Иоан. III, 16 сл. 2) I Тим. I, 4; Тит. III, 9.

3) Деян. I, 7. 4) Пса. LIII, 8. 5) Иса. LII, 5.

 


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.