13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Казем-Бек А. Второй Ватиканский Собор
ЗАМЫСЕЛ ПАПЫ ИОАННА
При своем избрании папой кардинал Анджело Ронкалли, по древней традиции, должен был ответить на вопрос декана священной коллегии кардинале Тиссерана, какое имя он хочет принять. Он сказал: "Буду называться Иоанном. Имя это дорого нам, потому что это имя нашего отца и мило потому, что оно дано нашему приходу, в котором получили мы святое крещение, и потому, что им названы бесчисленные величественные соборы по всему свету и, в первую очередь, святая и священная Латеранская архибазилика, - наш кафедральный храм".
Латеранский собор св. Иоанна в Риме, как необходимо уточнить, - главный храм Римской Церкви. Он был первой папской базиликой и дворец при нем - первой папской резиденцией до переселения пап в Авиньон в 1305 г. По возвращении пап в Рим, их резиденцией с 1377 г. стал Ватиканский холм, на котором сооружен собор св. Петра (над могилой первоверховного апостола), начатый постройкой еще в первые века папства, но перестраивавшийся и расширявшийся на протяжении тысячелетия и законченный в его нынешнем виде лишь в первые годы ХУП столетия (в храме св. Петра заседал первый и ныне заседает второй Ватиканский собор).
"Это имя, - продолжал новоизбранный глава Римской Церкви, - которое преобладает в длинном ряду римских пап. Действительно, двадцать два первосвященника, законность которых неоспорима, были Иоаннами. Понтификаты их почти все были кратковременными. Мы предпочли укрыть то малое значение, какое имеет наше имя, за этим внушительным чередованием римских первосвященников".
С самого начала Иоанн XXIII сам признал, что он подлинно - "временный" папа, что он избрал имя предшественников, понтификаты которых были кратковременными, что у него мало времени. И от него не ожидали особой инициативы и чреватых последствиями решений. Но сам он хотел сделать много и знал, что ему надо действовать без промедления, "шагами быстрыми и бесшумными".
Он был избран 28 октября и интронизирован 4 ноября 1958г. 15 декабря того же года он уже увеличил священную коллегию на 23 новых кардинала, объявив об отмене древней нормы Сикста У и предупредив, что это еще только начало. 25 января 1959 г. папа служил в базилике св. Павла (в день празднования обращения апостола) и, отметив в проповеди, что это служение достойным образом завершает неделю молитвы о единении христиан, пригласил затем 18 кардиналов, присутствовавших за богослужением, в прилегающее к собору Павлианское аббатство. Там, в импровизированной тайной консистории, он объявил им о своем намерении созвать собор.
В тот же день печати было передано коммюнике, в котором сообщалось, что папа Иоанн XXIII уведомил кардиналов о трех своих намерениях: 1) созвать синод (съезд) Римской епархии для рассмотрения проблем, связанных с территориальным ростом города Рима и духовным обслуживанием его возросшего населения; 2) созвать собор всей Римской Церкви для рассмотрения ее нужд и приглашения отделенных от нее общин изучить и изыскать пути к единству, о котором ныне воздыхает столько душ во всех концах земли; 3) пересмотреть и обновить свод канонического права.
Курия была застигнута врасплох. Такого не ожидал никто. Группа старейших и влиятельнейших (тогда) куриальных кардиналов, известная под кличкой "Пентагон", стала принимать все меры, чтобы ограничить папский почин. Эту "пятерку" (составленную из престарелого и во всем непреклонного, старшего из кардиналов-диаконов. Капали, викария папы в Римской епархии Микара, кардинала производства Пия XI - Пиццардо, бывшего архиепископа Неаполитанского Мимми и младшего из кардиналов курии, фанатичного секретаря верховной конгрегации Санктум Оффициум, Оттавиани) более всего смущали цели, поставленные перед предстоящим собором Иоанном XXIII: подготовить единение с инославными христианами и преобразовать структуру Римской Церкви для согласования ее с современностью.
В 1959 г. Иоанн XXIII неоднократно давал понять, чего он сам ожидает от созываемого собора. Можно привести несколько кратких извлечений из его речей, обращений и посланий, которые дают об этом представление.
Так в обращении к венецианскому клиру 24 апреля 1959 г. папа говорит: "Наши молитвы и пожелания направлены на то, чтобы собору было дано возобновить прежде всего картину, какую являли апостолы после вознесения Иисуса на небо: единство в мыслях и молитве, собирание сил, закаляющихся и возобновляющихся в искании всего потребного на апостольском поприще".
5 июня того же года в соборе св. Петра папа Иоанн поясняет: "Речь идет о большом событии. Да не помянет Господь прегрешения наши, но да воззрит на веру Церкви Своей, и да замирит и соединит ее по воле Своей: дабы внутренний строй ее обрел новую силу и дабы все овцы услышали глас Пастыря, дабы последовали они за Ним и образовалось то единое стадо, которого столь пламенно вожделеет Господь".
14-го того же июня Иоанн XXIII обращается к студентам Римской греческой коллегии: "Необходимо, чтобы Церковь была приспособлена к новым условиям своего служения, ибо так разительна в современном мире эволюция среди верующих и так меняется образ жизни, который они должны вести... И когда она достигнет этого. Церковь обратится к братьям, в разделении сущим, и скажет им: "Посмотрите, какова Церковь, чего она достигла, как она являет себя вам". И когда Церковь явится им такой, здраво обновленной, она сможет воззвать: "Придите к нам".
3 июля 1959 г. папа в своей энциклике "Ад Петри катедрам" указывает на три задачи, стоящие перед собором: "Главная цель собора заключается в поступательном развитии кафолической веры, в обновлении христианской жизни верующих, в применении церковной дисциплины к условиям нашего времени. И это явит благолепное зрелище истины, единства и любви, лицезрение которого, мы верим, будет для тех, кто отделен от нас, благостным призывом искать и обрести единение".
9 августа папа в обращении к председателям епархиальных отделов итальянской "Ацционе каттолика" возвращается к этой теме: "Итак, благоволением Божиим мы соберем собор и намерены подготовить его, имея перед очами все то, что нужнее всего для утверждения и оживления нашей кафолической семьи, сообразно промыслительному предначертанию Господа нашего. Впоследствии мы осуществим это многотрудное задание, удалив то, что по человеческому произволению могло воздвигать препятствия, мы явим Церковь во всем сиянии ее великолепия, "не имеющую пятна, или порока", и тогда скажем прочим, отделенным от нас: православным, протестантам и иным: "Зрите, братия, сия есть Церковь Христова. Мы приложим все усилия, дабы быть верными ей, дабы умолить Господа, чтобы она осталась такою, какой Он возжелал ее. Придите, придите, вот путь открытый для встречи, для возвращения, придите занять или возвратить место свое".
Мы привели выдержки из высказываний Иоанна XXIII по вопросу о соборе лишь за одно полугодие - первое с момента для всех неожиданного объявления его намерения созвать собор. Можно было бы проследить эти высказывания и на протяжении последующих трех лет. Но это потребовало бы большой дополнительной работы, которая сильно затянет завершение настоящего очерка.
В дальнейшем мы перейдем к краткому обзору подготовки собора и его тематики (70 "схем", приготовленных для изучения и обсуждения отцами собора). Без описания подготовительного периода изложение происходящего на соборе останется неясным, как бы выхваченным из процесса длительной эволюции. Необходимо учитывать, что собор 1962 года - закономерный этап всей истории Римской Церкви в ее взаимодействии с историей всего христианства в целом. Если это не может быть достигнуто, останется совершенно непонятным участие официальных делегаций 86 государств на церемонии открытия собора. Можно напомнить, что это во много раз превосходит число стран, которые можно назвать католическими. И эту цифру (86) нелишне сравнить с численностью Организации Объединенных Наций после недавнего включения Алжира и Уганды (110 государств).
Что касается главных целей, какие ставил себе папа Иоанн XXIII, созывая П Ватиканский собор, то они ясны из всего сказанного им за эти годы (и за первые же месяцы после провозглашения): очищение, реорганизация и возобновление церковной жизни, чтобы внутренне приспособить церковную жизнь к изменившемуся сознанию, к психологическим, культурным, бытовым условиям существования верующих, дабы иметь возможность показать ее вовне, как основанную на заветах Христа и более соответствующую евангельскому духу, и устранить созданные греховностью людей препятствия к единению христиан.
Страница сгенерирована за 0.04 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.