13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Казем-Бек А. Второй Ватиканский Собор
ЗНАЧЕНИЕ КОМИССИИ ПО МИССИОНЕРСТВУ И АПОСТОЛАТУ МИРЯН
Работа предсоборной комиссии по миссионерству естественно относилась к деятельности куриальной конгрегации пропаганды веры ("Пропаганда Фиде"). Она была параллелью этой конгрегации, созданной Григорием XIII в ХУ1 столетии для распространения католичества и прозелитизма на Востоке - среди восточных церквей. В наше время востоком в этом смысле занимается уже конгрегация Восточной Церкви, учрежденная в два этапа. Сначала в 1862 г. папа Пий IX создал отдел в конгрегации пропаганды веры, уже давно утратившей свое первоначальное назначение и действовавшей в странах и колониях Африки и Азии (включая Дальний Восток). В 1917 г. Бенедикт ХУ выделил это новое отделение конгрегации пропаганды веры в самостоятельную конгрегацию, получившую название "конгрегации Восточной Церкви".
Конгрегацию пропаганды веры долгое время возглавлял кардинал Фумазони Бионди, скончавшийся в июле 1960 г. почти в девяностолетнем возрасте. После его смерти префектом этой конгрегации был назначен родившийся в 1895 г. на территории СССР армянин - кардинал Агаджанян (уроженец Ахалцыхе в Грузинской ССР). Агаджанян - колоритная фигура. Он принадлежит к армянскому обряду униатов и стал в этом обряде патриархом Киликийским. Фактически резиденцией его быв Рим и популярность его среди единоверцев Ливана (и также Сирии) от этого страдала.
Агаджанян стал настоящим "римлянином", попав в Рим в раннем возрасте и окончив там ряд средних и высших учебных заведений. Он сумел стяжать, как мы ужо отмечали в первом очерке о П Ватиканском соборе, редкую для иностранного кардинала популярность в Риме, как среди духовенства, так и в населении (в степени гораздо большей, нежели Тиссеран), что позволило ему, как мы видели, считаться одним из серьёзных "папабили" после смерти Пия XII. Как и Тиссеран, Агаджанян обязан своему возвышению в курии отчасти тому, что он - полиглот, владея, говорят, в совершенстве целой дюжиной языков, в том числе русским и грузинским.
Став префектом конгрегации пропаганды веры, Агаджанян оставил пост Киликийского армянского патриарха (римской юрисдикции, отмечаем это, так как патриархат Киликийский - составная и неотделимая часть армяно-грегорианского исповедания, находящаяся в юрисдикции верховного патриарха и католикоса всех армян Вазгена 1). Официально объяснялось, что Агаджанян поступил так, чтобы целиком посвятить себя делам своей конгрегации, что, вероятно, и есть одна из главных причин оставления им своего патриаршества. Но вряд ли это единственная причина.
Армян-католиков очень мало - не более нескольких десятков тысяч. Агаджавян именовался патриархом Григорием-Петром ХУ, бывал в Ливане редко и для него такое патриаршество не могло быть слишком обременительным. Но он фактически превратился в настоящего кардинала и иерарха западного обряда. На его немногочисленных пасомых на Востоке такое положение отражалось больше и хуже, чем на нем самом. Но, главное, в качестве армянского патриарха Агаджанян находился в юрисдикции конгрегации курии по Восточной Церкви. Будучи же префектом конгрегации пропаганды веры, он сам возглавлял другую и очень важную в Римской Церкви конгрегацию. И вот такому совместительству несовместимых положений надо было положить конец. Что и было сделано, но не сразу: Агаджанян около двух лет совмещал обе должности и оставил армянский патриархат лишь в нынешнем году. Нынешний армянский униатский патриарх - Людовик Батаиан.
Конгрегация пропаганды веры в новейшие времена приобрела особенно важное значение в жизни Римской Церкви. В ее юрисдикции находится все ее миссионерство. Католическое миссионерство не ограничивается обращением в христианство нехристианского населения, которое затем превращается в небольшие общины или даже предоставляется самому себе, как это нередко бывает в районах протестантского миссионерства. Миссионеры-католики, создав общину, превращают ее в приход, который на некоторое время состоит под опекой, считаясь (да и будучи на самом деле) слабой единицей, которую нельзя сравнивать с нормальным европейским приходом. Постепенно миссионерские приходы стали группироваться в "апостолические префектуры", которые затем возводились в "апостолические викариатства", не пользуясь, однако, правами епархий.
Вся совокупность "апостолических префектур" и "апостолических викариатств" и составляет юрисдикцию конгрегации пропаганды веры. Но не только. В ее юрисдикции состоят и некоторые дипломатические представительства. Обычные нунциатуры (с привилегированным дипломатическим статусом, когда нунции признаются старшинами дипломатического корпуса в данной стране) и интернунциатуры (с дипломатическим статусом, когда нунции просто приравниваются к другим послам в данной стране) находятся в юрисдикции государственного департамента (то есть министерства иностранных дел Ватикана). За нунциатурами и интер нунциатурами следуют апостолические делегации. Весьма важное исключение в четырех странах, с которыми у Ватикана дипломатические отношения основаны на особых основаниях (в Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Канаде и Мексике), существуют апостолические делегации, находящиеся в юрисдикции государственного секретариата. Апостолические делегации в Палестине, Греции, Аравии и Ираке состоят в юрисдикции конгрегации Восточной Церкви. Как правило же, все многочисленные апостолические делегации с дипломатическими функциями в странах Африки, Азии и Австралазии находятся в юрисдикции конгрегации Пропаганды Веры.
Для понимания всей системы управления Римской Церкви надо иметь в виду параллельное существование трех раздельных церковных юрисдикций (тут речь идет уже не о дипломатических представительствах). Из ныне существующих одиннадцати священных конгрегаций" римской курии (министерств Ватикана) три делят между собой юрисдикцию над определенными церковными соединениями: 1) все епархии западного обряда (до сих пор считавшегося латинским) находятся в юрисдикции и ведении консисториальной конгрегации курии (префект папа, секретарь кардинал Конфалониери) - таких епархий, конечно, огромное большинство: около двух тысяч, 2) епархии всех восточных обрядов (которых около 120) - в юрисдикции конгрегации Восточной Церкви (префект папа, секретарь кардинал Теста), 3) апостолические викариатства (около 140 в настоящее время) и апостолические префектуры (около сотни) - в юрисдикции конгрегации Пропаганды Веры (префект кардинал Агаджанян).
В терминологии Римской Церкви "викариатства" и "префектуры", следовательно, территориально-административные единицы, еще не возведенные в ранг епархий, как бы-"зародыши" епархий. Они поэтому не имеют правящих архиереев, а управляются из Рима (конгрегацией пропаганды веры). Наличие в некоторых из них архиереев не меняет дела. Это весьма важно учитывать, так как слово "викариатство" не имеет ничего общего с тем же термином в русской православной практике (викарий правящего архиерея в самой Римской Церкви никогда не называется викарным епископом, хотя на русский язык и переводится этим термином). Можно сказать, что вся юрисдикция конгрегации Пропаганды Веры отличается большой текучестью, притом прогрессивно возрастающей. Это по существу - временная юрисдикция. Понять это не трудно. Процесс превращения миссионерских районов в "апостолические префектуры", а этих префектур в "апостолические викариатства", и, наконец, возведение апостолических викариатств в нормальные епархии с передачей их в юрисдикцию консисториальной конгрегации курии - нормальный процесс развития и роста миссионерских единиц Римской Церкви. Но процесс этот, в прошлом медленный, принял ускоренные темпы, которые в некоторых случаях стали даже стремительными. И это тоже легко понять: образование множества новых государств в Азии и Африке привело к ускорению этой цепи превращений.
Можно указать хотя бы просто на происшедшее в этой области за годы понтификата Иоанна XXIII. Образовано десятка два новых апостолических префектур и столько же новых апостолических викариатств, 20 апостолических префектур развернуты в самостоятельные епархии-епископии, не проходя через стадию викариатств, 70 викариатств возведено в епископии, более 30 епископий возведены в архиепископии. К концу третьего года понтификата нынешнего папы действовало до 140 викариатств и 100 префектур, бывших в юрисдикции конгрегации пропаганды веры. А ко времени смерти Пия XII первых было около 230, а вторых около 130.
Если подсчитать убыль единиц из юрисдикции конгрегации пропаганды веры и переход в юрисдикцию консисториальной конгрегации соответственного числа "нормализованных" и полноправных единиц-епархий (епископий и архиепископии), можно, так сказать, сбалансировать счет. Во избежание недоразумений надо только отметить, что мы орудовали с округленными цифрами, относящимися к бывшим колониям на афро-азиатских территориях, на которые и распространялась (и все еще распространяется, на прогрессивно сокращаясь) юрисдикция конгрегации пропаганды веры.
Нормальных епископий Европы и обеих Америк, которые были за понтификат Иоанна XXIII возведены в архиепископии (их около 80), мы не включали в вышеприведенные числа.
По общей схеме работы предсоборных комиссий, естественно, что комиссия по миссионерству была поручена префекту конгрегации пропаганды веры, то есть Агаджаняну. Секретарем комиссии был выбран английский военный капеллан титулярный архиепископ Апамейский Дэвид Маттью. Несколько неожиданный выбор этот объясняется прошлым Маттью. Он принадлежит к известной английской семье, отличавшейся симпатиями не только к Индии, но и к освободительному движению в Индии (что для англичан не просто редкость, а даже, вероятно, исключение). Кроме того, этот Маттью был и апостолическим делегатом в Африке.
В комиссии по миссионерству работало много специалистов. Было два туземных архиепископа, один из Ганы (Кодво Аммисах) и один с Филиппин (Хуан Сисон). В комиссии числилось 7 епископов (все с миссионерским стажем) и 15 монахов (среди которых очень известный в Индии иезуит д'Суза, который не только является заместителем генерала ордена иезуитов, но и членом представительства Индии в ООН). Отметим еще миссионера облата Роммескирхена (по национальности немца), занимающего в настоящее время важный в своем роде пост библиотекаря конгрегации пропаганды веры. Состав всей комиссии можно признать "сильным" и очень сведущим. То же относится и к ее консультантам (3 епископа, 3 монсиньора, 1 священник и 17 монашествующих). При комиссии работало 6 подкомиссий.
Собору комиссия по миссионерству представила 7 важных по сути дела "схем", но под весьма общими и неопределенными заглавиями: 1) жизнь миссий и реформа канонического кодекса; 2) дисциплина клира (образ жизни, апостолат, ответственность); 4) монашествующие миссионеры, 5) богослужение (литургия); 6) подготовка в семинариях, 7) сотрудничество в миссионерстве.
Десятая предсоборная комиссия отличалась от девяти остальных тем, что она не могла опираться ни на одно из специализированных учреждений курии по той причине, что ей было поручено изучение и согласование совершенно новых отраслей работы. Это комиссия по вопросам апостолата мирян, председателем которой был назначен великий пенитенциарий (глава папского трибунала по санкциям, диспенсиям и индульгенциям) кардинал Ченто.
Комиссии по апостолату мирян выпала трудная задача согласования обширнейшей области в жизни современного католицизма, охватывающей деятельность ее мирян в бесчисленных организациях, иногда полуорденского типа, иногда общественного характера и расширяющих почти без всякого предела миссионерскую работу Римской Церкви через привлечение к этой работе ее пасомых во всех странах мира. Этой комиссии пришлось иметь дело с проблемами международными, профессиональными, экономическими и, конечно, политическими. Над этими проблемами и в самой сущности их стояла центральная проблема взаимоотношений клира и паствы, церковной власти и верующих, без разрешения которой все дело "апостолата мирян" не могло бы уложиться ни в какие рамки.
К этой комиссии были привлечены все "специалисты" в том смысле и значении этого слова, что обратиться пришлось к зачинателям и, так сказать, застрельщикам в этой области, а также к руководителям существующих организаций католиков-мирян, обладающим опытом, по необходимости многообразным, поскольку организации эти были созданы по разным признакам и с разным назначением и профилем, которые теперь и стремятся привести к общему знаменателю апостолата мирян. Поэтому тут мы видим работников "Католического действия", католических профсоюзов, всевозможных молодежных, научных, благотворительных и иных организаций, находящихся под большим или меньшим контролем Римской Церкви.
Секретарем комиссии был выбран французский прелат монсиньор Лорие -энергичный и "динамичный" человек, занимающий должность духовного советника постоянного комитета по организации съездов по апостолату мирян (таких съездов было уже несколько и фактически они проводили именно ту работу, итог которой надлежало подвести предсоборной комиссии). На самом соборе дело это, по-видимому, должно стать одним из главных предметов обсуждения. В комиссии работало 10 епископов, 12 монсиньоров, 3 аббата и 6 монахов, консультантами были еще 10 епископов, два монсиньора, два аббата и пять монашествующих. Результаты работы комиссии выразились в одной общей "схеме", разделенной на отдел общих соображений (введение в тему) и на три части, подразделенных следующим образом: 1) религиозная деятельность; 2) христианское милосердие и 3) социальная деятельность. Таковы были предсоборные комиссии. В большой мере они были порождением римской курии. Не следует, конечно, преуменьшать роль самого папы в создании и укомплектовании комиссий. Но не подлежит сомнению, что с точки зрения противодействия папе со стороны куриальной бюрократии, направление, приданное работе комиссий, и подбор людей для них входили в общий план ограничения и "обуздания" Иоанна XXIII. Не поручить председательствования в комиссиях куриальным кардиналам с соответствующим опытом и служебной компетенцией папа попросту не имел возможности. Правда, часть куриальных кардиналов была уже подобрана им самим за годы его понтификата. Но главы комиссий были все же консервативны, хотя бы из-за самого своего возраста: средний возраст председателей всех предсоборных комиссий был более 76 лет.
Страница сгенерирована за 0.04 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.