13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Казем-Бек А. Второй Ватиканский Собор
ПРЕДСОБОРНАЯ КОМИССИЯ ПО ВОСТОЧНЫМ ЦЕРКВАМ
Предсоборной комиссии по восточным церквам придется уделить больше внимания. Прежде всего надо дать краткую биографию первого председателя ее кардинала Теста, ныне - секретаря куриальной конгрегации Восточной Церкви.
Густаве Теста на пять лет моложе папы Иоанна, но он его земляк, бывший сослуживец и личный друг с молодости. Теста - уроженец Бергамо и представитель "бергамского духа", то есть "социального" и "народнического" католицизма. Как и папа Ронкалли, кардинал Теста - ученик известного епископа Бергамского Радини-Тедески, бывшего личным другом Льва XIII и вдохновителем наиболее радикальных мест в его энциклике "Рерум Новарум".
В молодости оба, Ронкалли и Теста, сами преподавали в своей "альма матер" - знаменитой бергамской Черезале, первый историю, второй экзегетику. Каждый из них в своей сфере стяжал репутацию авторитетных специалистов. Затем Рим привлек обоих на службу в свою дипломатию. И опять эта их служба протекала параллельно: Ронкалли был апостолическим делегатом в Болгарии, Турции и Греции, а Теста - в Палестине, Египте и Иордании. Оба специализировались в этот период на Востоке и восточных церквах. Затем, в 1945 г. Ронкалли получил парижскую нунциатуру, Теста в 1958 г. был назначен нунцием в Берн.
В 1959 г. Иоанн XXIII возвел Тесту в кардиналы. Очень недолгое время Теста, после Тиссерана, уже исполнял обязанности секретаря конгрегации Восточной Церкви, затем был назначен в "квинтет" кардиналов - комиссию, ведающую делами государства "града Ватикана". И тогда секретарем конгрегации Восточной Церкви был поставлен возведенный в кардиналы бывший апостолический делегат в Вашингтоне Амлето Чиконьяни. В июле 1961 г. (после смерти Тардини) Чиконьяни стал государственным секретарем Ватикана, а исполнять обязанности секретаря конгрегации Восточной Церкви было поручено талантливому сирийцу, авторитету по каноническому праву, монсиньору Кусса, на которого папа возлагал, видимо, большие надежды (первая хиротония по восточному обряду, совершенная когда-либо папой Римским, была хиротония как раз Куссы). В начале 1962 г. Кусса был возведен в кардинальское достоинство и утвержден секретарем конгрегации Восточной Церкви. Но Кусса скончался от перитонита в конце июля текущего года. Тогда на пост секретаря конгрегации Восточной Церкви перед самым собором был вновь назначен Теста.
Кроме того, от председательствования в предсоборной комиссии по восточным церквам он был освобожден еще в конце 1960 г. и впоследствии назначен главой административного секретариата собора вместо кардинала ди Джорио.
В результате всех этих перемен председательствование в комиссии по восточным церквам было поручено государственному секретарю кардиналу Амлето Чиконьяни.
Секретарем комиссии с самого начала был монах-базилианец Афанасий по фамилии Великий (западный украинец). Из 15 членов комиссии в архиерейском сане был еще один украинец: Иоанн Буцко, титулярный архиепископ Леокадийский, апостолический визитер для украинцев в Западной Европе. Состоял в комиссии и Катков. Остальные епископы принадлежали ко всем восточным обрядам Римской Церкви: александрийскому (коптскому), сиро-антиохийскому (мельхитскому), маронитскому, маланкарскому (малабарскому), сиро-халдейскому (вавилонскому), армянскому.
В комиссии работало еще два монсиньора-униата: Бежан (румын) и Мансурати (сириец) и 10 монахов западного и восточного обряда.
Среди консультантов комиссии по восточным церквам был один епископ (маронитский), 3 прелата (из которых один грек - Тумбас), 4 священника и 17 монашествующих (среди последних один украинец - Войнар и один русский - Софронов).
Если внимательно присмотреться к составу предсоборной комиссии по восточным церквам, создается вполне определенное впечатление, что ей был придан исключительно "технический" характер. В ней были сведующие и опытные востоковеды, но в нее не вошло больших имен Римской Церкви и в особенности ее "экуменистов" или людей, могущих считаться выразителями надежд самого папы на воссоединение с "братьями в отделении сущими". Секретариат по делам этих последних, возглавленный кардиналом Беа с генеральным секретарем Виллебрандсом, при всей его относительной скромности, представляется значительно более широким по размаху учреждением. Из всего состава комиссии по восточным церквам можно выделить, как более интересных, лишь двух бельгийцев с экуменическим кругозором: доминиканца о. Бека, настоятеля "экуменического" аббатства Шевтонь (где издается журнал "Иреникон"), и ассумпсиониста о. Корнелиса, секретаря журнала "Унитас" ("Единство").
Из этого явствует, что комиссия по восточным церквам должна была заниматься по преимуществу уже существующими восточными обрядами самой Римской Церкви и согласованием из жизни идеятельности. Во всяком случае не эта комиссия могла бы подготовить какие-либо инициативы по отношению к самостоятельным церквам Востока или выработать новые, обращенные к ним "предложения". Характерно, что кардинал Кусса (всегда носивший облачение православного архиерея), который до самой своей смерти тесно сотрудничал с папой, никакого отношения к этой комиссии не имел. Можно ли видеть в таком весьма ограниченном облике и калибре комиссии по восточным церквам результат особых усилий курии, направленных на ограничение первоначальных широковещательных замыслов папы Иоанна по отношению к Востоку, не вполне ясно. Возможно, впрочем, что эти замыслы и не предполагалось заключать в рамки такой комиссии.
Все же "схем" для собора комиссия по восточным церквам приготовила немало - одиннадцать: 1) таинства, 2) обряды, 3) вероучение, 4) патриархи, 5) взаимоотношения с неримскими восточными христианами, 6) употребление живых языков, 7) епископская власть; 8) катехизис, 9) пасхалия, 10) богослужение, II) церковное единство.
Страница сгенерирована за 0.05 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.