13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Казем-Бек А. Второй Ватиканский Собор
ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР
Очерк первый: ПОДГОТОВКА И НАЧАЛО СОБОРА ТРУДНОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕРВОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
1 Ватиканский собор 1870 года сыграл роковую роль в истории христианского мира. Он углубил ров, образовавшийся между разными ветвями единого в принципе христианства и, казалось, отодвинул в какую-то бесконечную, почти недостижимую даль возможность осуществления завета Христова о едином стаде.
Вторая половина XIX столетия ознаменовалась обострением конфликта между папской властью и государством прежде всего в самой Италии, достигавшей своего национального объединения в едином итальянском королевстве. Но это было лишь географически актуализированным выражением более широкого конфликта между церковным началом и началом светским. В лице Пия IX (графа Джиованни-Мариа Мастаи-Ферети) папство пыталось отстоять претензию на свою правоту и в доктринальном плане - в вероучении, и в методах управления путем присвоения светской власти. Пий IX защищал эти позиции, так сказать, ретроспективно, осудив в своем знаменитом "Силлабусе" (перечне) 1864 года до восьмидесяти учений и воззрений. В том числе подверглись осуждению возражения против исконной узурпации папами светской власти и применения ими внешних средств принуждения. Но он и оборонял (с оказавшимися явно негодными средствами) эти же позиции в текущей действительности своего времени. Еще в 1854 году папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, внесший новые трудности в отношения между Римом и православием, с одной стороны, и протестантством - с другой. А в 1867 г. он же выдвинул идею догмата о папской непогрешимости, натолкнувшийся тогда на сильное сопротивление католического кардиналата и особенно епископата. Тем не менее, 1 ватиканский собор (по счету, принятому Римской церковью - двадцатый вселенский), заседавший с 8 декабря 1869 г. по 20 октября 1870 г., принял оба догмата: уже провозглашенный папой (в первый раз в истории Церкви единолично) о непорочном зачатии Девы Марии и, 18 июля 1870 г., - о непогрешимости папы, когда он выступает в качестве пастыря и учителя всех христиан "экс катедра" (то есть "с кафедры").
Тут следует напомнить несколько важных подробностей. На собор с правом голоса было приглашено 1037 представителей католической иерархии, но собралось фактически лишь 764. 13 июля при голосовании по вопросу о догмате непогрешимости в Риме находилось 692 епископа, но на самое голосование явилось только 601. 91 иерарх не принял участия в заседании и из них семь в кардинальском сане. При голосовании 451 голос был подан за новый догмат, 62 голоса - за его условное одобрение и 38 - против. Члены оппозиции в аудиенции 15 июля умоляли папу отказаться от введения догмата или, хотя бы, смягчить его формулировку. После отказа Пия IX несогласные с догматом отцы собора покинули Рим. И, наконец, 18 июля догмат был принят на соборе 533 голосами против двух.
Из сказанного видно, что единодушия по этому вопросу не было вовсе. Но, если догмат о папской непогрешимости все-таки удалось провести, то лишь потому, главным образом, что решения собора подготовлялись в комиссиях, избранных по заранее заготовленным спискам. Большое внимание римской курии было обращено на то, чтобы в этих списках не было кандидатов, которые могли оказаться в оппозиции. Поэтому отцы собора, в действительности принадлежавшие к оппозиции, имели возможность выступать только на общих собраниях. Однако все предложения и поправки должны были передаваться в комиссии, от которых зависело принять или не принять к рассмотрению и, затем, довести или не довести их до дальнейшего решения на общем собрании собора. Уже это одно может служить объяснением того огромного значения, какое отцы собора 1962 г. придавали вопросу о выборе комиссий собора и составлении списков кандидатов в них.
I Ватиканский собор 1869-1870 гг. сопровождался рядом неудач для папства. Франко-прусская война лишила Пия IX военной поддержки Наполеона III. В десять дней итальянские войска овладели Церковной областью (так называлось папское государство в последний его период) и 21 октября 1870 г. заняли Рим. Накануне папа распустил собор с неосуществившимся намерением созвать его на новую сессию после Рождества. Работа 1 Ватиканского собора так и осталась незавершенной. Сам Пий IX объявил себя "пленником" на Ватиканском холме, это положение разрыва между церковной и гражданской властью в Италии длилось до заключения Латеранского договора 1928 года, которым была признана государственная самостоятельность "Града Ватикана".
Традиция повиновения папе и привычная дисциплина взяли в Римской Церкви верх, но не без тяжкого внутреннего и внешнего ущерба для нее. Если и не произошло крупного раскола в ее лоно, отколы все же привели к образованию Старокатолической Церкви, Польской Национальной Церкви и к продолжительному брожению в умах. Негодование православных и протестантов еще больше подорвало престиж папы в их среде. Можно дать иллюстрацию этому словами православного, долго жившего среди протестантов - поэта Ф. И. Тютчева:
"...Свершится казнь в отступническом Риме
Над лженаместником Христа.
Столетья шли, ему прощалось много,
Кривые толки, темные дела,
Но не простится правдой Бога
Его последняя хула...
Не от меча погибает он земного,
Мечом земным владевший столько лет, -
Его погубит роковое слово:
"Свобода совести есть бред!"
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.