13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Святейший Престол и Москва
ИЗУЧЕНИЕ РОССИИ И ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА
Одновременно с деятельностью носящей общественный характер Святейший Престол внимательно следил за работой, которая велась в плане изучений, и в частности, изучения России.
ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ ВОПРОСОВ
В сентябре 1922 года, через несколько месяцев после своего избрания, Пий XI перевёл Папский институт по изучению восточных вопросов с Пьяцца Скоссакавалли на Пьяцца делла Пилотта, где находился Библейский институт. Таким образом, две организации, оставаясь совсем самостоятельными, могли взаимно оказывать друг другу помощь.
Назначение иезуита Михаила д"Эрбиньи[1] во главе Института по изучению восточных вопросов вызвало новый его подъём и в 1926 году его пришлось перевести на Пьяцда Санта Иария-Маджоре в новое более просторное помещение, в котором могли разместиться комнаты для занятий, жилые комнаты для преподавателей, которые были все членами Общества Иисуса, и библиотека. Библиотека пополнилась многочисленными русскими книгами и полными собраниями русских журналов, поступивших в продажу сразу же после Революции. Миссии, предпринятые монсеньором Тиссеран (ставшего кардиналом) и отца Кирилла Королевского в Восточной Европе и на Ближнем Востоке также значительно пополнили ценность этой библиотеки.
В своей энциклике "Рерум Ориенталиум" от 8 сентября 1928 года Пий XI поощрял не только изучение восточных вопросов, но и обращался с призывом ко всем странам Востока и Запада, также как и к католическим Университетам всего мира, направлять в Рим лиц, желающих совершенствоваться в изучении проблем России и христианского Востока. Через несколько дней, 30 сентября, он объединил этот институт с Грегорианским университетом, оставив за ним полную его самостоятельность.
В этот Институт могли поступать католики латинского и восточного обрядов, также как и некатолики, священники и миряне. В 1964 году в нём насчитывалось около ста слушателей[2] и 29 преподавателей, которые были все иезуитами.
Программа обучения в нём была следующей:
Введение к изучению восточных вопросов, Догматическое богословие и сравнительное догматическое богословие. Аскетическое и мистическое восточное богословие; Восточное богословие; Русское богословие; Восточная патрология;
Восточная христианская археология; греческая и латинская палеография;
Славянская, византийская, балканская и ближневосточная церковная история;
Языки арабский, армянский, коптский, эфиопский грузинский, греческий (классический и современный), палео-славянский, румынский и русский;
Литургика и восточная священная музыка; священное восточное искусство; Восточное каноническое право Малабарские организации;
История русской философии и диабетический материализм; Мусульманские организации.
РАЗЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В то же самое время стали проводиться различные мероприятия, предназначенные для сближения с христианским Востоком и, в частности, со славянскими народами.
В 1923 году по случаю трехсотлетия мученичества украинца Святого Иоасафа Полоцкого Пий XI в своей энциклике "Экклезиам Деи" от 12 ноября заявил следующее:[3]
"Долг восточных раскольников... заключается в том, чтобы оставить свои прежние заблуждения ради поисков познания истинной жизни Церкви и не вменять в вину Римской Церкви отклонения отдельных лиц, отклонения, которые она сама осуждает и старается устранить. Латиняне со своей стороны должны приобрести более полные и более глубокие понятия о происходящем на Востоке и о принятых там обычаях... И это осуществление единения будет достигнуто не в результате человеческих замыслов, а лишь по воле Божьей, совершенно беспристрастной ко всем и не делающей никакого различия между нами и ими".
В той же самом году монсеньор Андрей Шептицкий заявил о своём намерении просить католических монахов восточного обряда связаться с православными. Конгрегация по делам Восточной Церкви дала ему своё согласие [4], добавив, что это начинание могло бы осуществиться в сотрудничестве с "достойными всяческой хвалы сынами Святого Бенедикта", способных стать "умными и активными соучастниками по возрождению восточного монашества".
На следующий год (1924) в результате мер предпринятых бенедиктинцем из монастыря Мон-Сезар дон Ламбертом Бодуен папа направил письмо генеральному настоятелю Ордена бенедиктинцев, выражая своё желание увидеть восстановленное единство Католической Церкви.[5] Он добавлял:
"Это пожелание мы направляем с особой любовью к огромному населению России. Переносимые им в настоящее время политические бедствия призывают его в материнское лоно Церкви".
Папа требовал, чтобы в "этих монастырях оказывалось бы всё возможное внимание русским беженцам". Таким образом, был создан в 1925 году монастырь Амэ-сюр-Мёз, переведённый позже в Шевтонь. Он основан на следующих принципах: римский дух, восточная душа, монашеский режим и католический смысл. [6]
Монахи, которых возложен этот апостолат, набираются во всех странах и призваны совершать двойную апостолическую деятельность: непосредственно среди жителей Запада и косвенно на Востоке.[7]
Пий XI выразил также свой интерес к славянским народам в связи с собраниями, организованными Обществом Святых Кирилла и Мефодия в Велеграде - в Чехословакии в июле 1924 года:[8]
... очевидно, что нужно будет, с одной стороны, оставить ложную идею, что учреждения и учения Восточных Церквей изменились сами собой на протяжении веков, с другой стороны, заняться более глубоким изучением, которое приведёт к согласию между их Отцами и Отцами латинского обряда, ведущее к единой вере; и, наконец, как с одной, так и с другой стороны, предпринимать обмен мнениями в истинном духе братской любви".
В 1925 году папа писал организаторам Конгресса по изучению восточных вопросов в Любляне [9] в Югославии:
"Мы убеждены, что только точное знание вопросов может вызвать это справедливое уважение людей и это искреннее расположение, которые вместе с любовью Христовой послужат благодаря Богу делу примирения в вопросе религиозного единства".
ОРГАНИЗАЦИИ ВО ФРАНЦИИ И В РИМЕ
В то же самое время во Франции по просьбе папы и с помощью Восточной Конгрегации, доминиканцы Парижского департамента основали в Лилле в сентябре 1923 года семинарию Святого Василия, византийского обряда, для подготовки русского католического духовенства. В 1927 году руководить ею было поручено доминиканцу отцу Анри-Жан Мез, который решил объединить её с Центром по изучению русских религиозных вопросов, в котором была специальная по этим вопросам библиотека. Этот Центр, который был вначале известен как "Доминиканский Центр по изучению русских вопросов, стал вскоре называться "Истина".[10]
Открытие другой русской семинарии в Риме в 1929 году по инициативе монсеньора д."Эрбиньи вскоре сделало ненужным существование семинарии Святого Василия, когда было замечено, что римские предположения были более оптимистическими, чем полученные результаты, Французская семинария была упразднена в 1932 году, а "Истина" существовала с тех пор как учебный центр под руководством доминиканца отца С. Дюмон.[11]
Что касается Римской семинарии "Руссикум", находящейся в ведение иезуитов, то она вначале предназначалась исключительно для лиц русского происхождения. Когда число поступающих русских стало ограниченным, а иностранные кандидаты выражали желание разделить апостолат с русскими эмигрантами, бело решено больше не ограничиваться принятыми вначале условиями.[12]
Среди других центров, организованных в то же время с целью сближения с Востоком, следует назвать "Общество Святого Иоанна Хризостома", которое проявляло интерес главным образом к славянским народам и, в частности, к русской миссии в Шанхае, к Эстонской Церкви и к "Русскому студенческому фонду".[13]
[1] Михаил д"Эрбиньи (1880-1957 г.г.), священник в 1910 г., иезуит и преподаватель Священного писания и богословия; руководил в Грегорианском институте подготовительными занятиями кандидатов богословия (1921 г.); доверенное лицо Пия XI в восточных делах, ему было поручено организовать Папский институт по изучения восточных вопросов, который он возглавил (1923 г.); консультант Священной Конгрегации по делам Восточной Церкви; титулярный епископ Илионский, хиротонисан в Церкви Берлинской нунциатуры монсеньором Пачелли (1926 г.); с миссией в России (1926 г.), председатель Папской комиссии по делам России (1930 г.), подал в отставку в 1934 г., с 1938 года его имя больше не фигурирует в "Аннуарио Понтифичио". Скончался в 1957 году 23декабря.
[2] В 1960-1961 году учебном насчитывалось 103 слушателя: 42 из духовенства, 46 монашествующих и 15 мирян. Согласно обрядам: 61 латинского отряда, 1 эфиопского, 2 маланкарского обряда, 5 маронитского, 1 халкидонского, 6 малабарского, 3 греческого, 3 мелхитского, 1 румынского, II русского, 9 галичанского. Всего национальностей 30.
[3] Приводится Р.Обер, стр. 1П5-106.
[4] Ibid, стр. 108-109.
[5] Дон Лайберт Бодуен (1873-1960 г.г.). См. книгу Л.Буйер "Дон Л. Бодуен - церковный деятель", изд. Кастерман, Париж, 1964 г.
[6] Эквидем Верба", 21 марта 1924 г. Все сведения о монастыре Амэ-сюр-Мёз (Бельгия), переведённого в Шевтонь, можно найти в брошюре "Монастырская деятельность, направленная для единения Церквей", опубликованная в 1926 г. настоятелем монастыря.
[7] См. ту же брошюру стр. 7-29.
[8] Общество Святых Кирилла и Мефодия под Покровом Пресвятой Девы Марии за единство Церкви", находящееся в чехословацкой деревне Велеграде, бывшей в IX веке центром славянской евангелизации, предпринятой Святыми Кириллом и Мефодием. Началом общества послужило братство, одобренное Римом в 1852 году, преобразованное в общество в 1891 году. Местонахождение этой организации было с 1905 года местом проведения конгрессов за единение, состоявшихся в 1909, 1911, 1925, 1927, 1932 и 1937 годах.
[9] . Обер, стр. 116-117, 118.
[10] "Восточная Организация" (или "Организация Восточных школ") основанная в Париже в 1856 году при поддержке Святейшего Престола в апостолических постановлениях от 13 декабря 1857 года и 29 января 1853 года. Её целью было: "Трудиться по мере своих возможностей для поддержки и увеличения числа католических школ и организаций, естественным образом примыкающих к ним на Востоке. С 1951 года она стала называться "Восточная Организация".
[11] С.Ж. Дюмон: "Центр изучения Истина", опублик. в "Католичестве", 1963 г.
[12] 0 каноническом создании "Руссикум" было сказано в апостолической конституции "Квам курам де Ориенталибус" от 15 августа 1929 года. В 1960-61 учебном году среди студентов было II учёных и 15 священников, которые обычный курс богословия посещали в Грегорианском Университете, а специальный дисциплины изучали в Папском институте по изучению восточных вопросов.
[13] Список этих организаций, и то неполный, можно найти в "Католическом Востоке", изданном в граде Ватикан в 1964 году, стр. 535-555.
Страница сгенерирована за 0.05 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.