13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Святейший Престол и Москва
ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО КАТОЛИЦИЗМА
В 1917 ГОДУ
КАТОЛИКИ ВОСТОЧНОГО ОБРЯДА
К концу XIX века положение католиков восточного обряда начало улучшаться. Метод причислять их незаконно к
Православной Церкви оставался по-прежнему в силе, но благодаря инициативе обширной группы, душой которой был Владимир Соловьев, [1] которого часто сравнивали с Ньюменом, так как и тот и другой в своих произведениях и в своей деятельности стремились к объединению с католицизмом, продолжая сохранять свои собственные традиции, начало вырисовываться новое движение.
В момент перемирия 1882 года Соловьев начал становиться известной личностью, и мы располагаем той оценкой, которую ему давал монсеньор Винченцо Ванутелли,[2] бывший апостолический делегат в Константинополе, посланный Львом XIII в Россию на коронацию Александра III.
"Молодой русский, ведущий безупречную жизнь и имеющий незаурядное образование, москвич доктор Владимир Соловьев посвятил себя изучению папского примата и
успел написать несколько статей, которые его соотечественники, как меня в этом заверили, приняли с большой симпатией. Он посетил меня и казалось, что слова, которые мне удалось ему оказать, вселили в него бодрость и утешили его. Мне известно, что он настойчив в своей деятельности и возбуждает энтузиазм, и мне хотелось бы, чтобы он сделал, прежде всего, для себя самого то, что он советует другим - перешёл в юрисдикцию преемника апостола Петра".
Соловьев перешёл в католичество в 1896 году, сохранив обряд, в котором он был крещен. Поддерживаемый в России принцессой Елизаветой Волконской [3] и в Европе монсеньором
Строссмайером,[4] он выразил свои мысли в своём произведении "Россия и Вселенская Церковь", опубликованном в 1889 году[5]
"Речь идёт лишь о том, чтобы придать нашей религии её кафолический и вселенский характер, признав себя солидарными с активной частью христианского мира: то есть, с этим западом централизованным и организованным для всемирной деятельности, который обладает всем, чего не хватает нам. Речь не идёт о том, чтобы изменить нашу восточную природу или отказаться от специфического характера нашего религиозного сознания. Необходимо только безоговорочно признать эту простую истину, что мы, жители Востока, являемся только частью вселенской церкви,
частью, которая, не имея своего центра в ней самой, должна будет присоединить свои особые и окраинные силы к
великому всемирному центру, который Божий Промысел разместил на Западе.
Речь не идёт о том, чтобы упразднить нашу нравственную и религиозную индивидуальность, а восполнить её, придав ей порыв прогрессивной и всемирной жизни. Единственным нашим долгом является признать, что в действительности ми являемся органической частью больного христианского тела и тем самым утвердить нашу солидарность с нашими западными братьями".
Постепенно прояснялось положение русских католиков
византийского обряда. Официально их существование было признано в указе от 17 апреля 1905 года Николаем II.
Начали возникать редкие сообщества католиков византийского обряда, проживавших до сих пор нелегально, одним из
первых было сообщество Петербурга, расположившееся на четвертом том этаже частного дома.
Монсеньор Андрей Шептицкий,[6] примас католиков восточного обряда Австро-Венгрии, юрисдикция которого распространилась на русскую территорию, добился от Пия Х в 1907 году разрешения подготовить духовенство для этих русских католиков византийского обряда. Он направился в Россию с целью засвидетельствовать, что Святейший Престол проявлял заботу о верующих византийского обряда в той же степени, как и о верующих латинского обряда, и что не было никакого повода для предубедительного отношения властей к католикам восточною обряда. Очень скоро он стал непопулярным, по его титул архиепископа иностранного государства и юридического члена австро-венгерского сената делали невозможным его арест. Положение изменилось, когда части русской армии захватили Галицию и заняли Львов, место проживания примаса. В сентябре 1914 года Шептицкий и его секретарь Леонид Федоров [7]были арестованы, в то время как губернатор Бобринский на занятой территории
применял традиционные методы вовлечения католиков восточного обряда в православие. Шептицкий был выдворен на жительство в европейскую Россию, а Федоров выслан в Сибирь. Они были освобождены после падения царизма.
С разрешения Пия Х Шептицкий образовал экзархат (соответствовавший византийской епархии) для русских, который поручил Леониду Федорову, надеявшемуся использовать католиков Петербурга и Москвы для своего дела сближения католичества и православия.
Его деятельность продолжалась недолго, так как он был арестован, судим и приговорён к заключению в 1922 году. Что касается русских католиков восточного обряда, которых насчитывалось две или три тысячи, то они рассеялись заграницей, в частности в Западной Европе и в Америке.
КАТОЛИКИ ЛАТИНСКОГО ОБРЯДА
Сообщества католиков латинского обряда были намного
более значительными, так как по отношению к ним царская империя проявляла себя более терпимо, считая их принадлежащими по своему происхождению к сфере латинского влияния. В отношении их были заключены конкордаты как в 1847, так и в 1882
годах.
В 1917 году на русской территории насчитывалось приблизительно 1 630 000 католиков латинского обряда, входивших в 680 приходов, которые обслуживало более 900 священников.
Имелось [8]:
- одна архиепископия: Могилёвская для северной части
России;
- четыре епархии: Минская для Белоруссии, Луцко-Волынская для Волыни; Каменец-Подольская для Подолии, Тираспольская для Поволжья, Грузии, Крыма и Кавказа;
- один апостолический викариат для Сибири.
В Петербурге: Успенский собор, собор Святого Вонифатия и Святой Екатерины для верующих с немецким языком;
Святого Станислава для поляков. Французской Божьей Матери для иностранцев, говорящих на французском языке. В Москве к церкви Святых Петра и Павла, относящейся к У111 веку, добавилась церковь Святого Людовика Французского. В Одессе число католиков было значительным в результате той роли, которую сыграли французы в момент основания города в 1794 году.
В Европейской части России имелись места, где совершались католические богослужения в Архангельске, Полоцке, Витебске, Могилёве, Уфе, Оренбурге и Владикавказе (ныне Орджоникидзе).
В Азии ж большом числе городов имелись церкви, предназначенные исключительно для поляков и литовцев; в Астрахани, Ташкенте, Томске, Тобольске, Иркутске, Владивостоке и во многих других городах. Католические богослужения широко и свободно практиковались на Украине, и в частности, в Крыму в приходах, в
которые входили иностранцы: поляки, немцы, армяне, итальянцы и чехи. То же самое положение существовало в Грузии, претерпевшей евангелизацию в Х1У веке, епархия которой находилась в Тифлисе.
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Католики в 1917 году представляли около 10 % христианского населения при наличии 80 % православных. Остальное составляли протестанты, главным образом в Финляндии,
монофизиты в Армении, официально признаваемые Церковью инакомысляще (раскольники) и в районах Крайнего Севера двоеверцы, официально считавшиеся крещёными, но которые сохранили свои языческие традиции.
Что касается отношений между Россией и Святейшим
Престолом, то они осуществлялись в соответствии с соглашениями 1882 года, предусматривающими предварительную договорённость при назначении епископов, установлении границ епархий, работе семинарий и духовной Академии в Петербурге.
Это было нечто подобное конкордату 1847 года, но не называлось как прежде.
Государство осуществляло прямой контроль над Православной Церковью и было настороже по отношению к Святейшему Престолу, опасаясь прямого вмешательства Рима и католических миссионеров. Православие считалось фактором присущим национальной структуре, в то время как католичество представляло собою меньшинство, которого следовало опасаться.
С падением царизма, выражая сожаление о жестокостях революции. Святейший Престол продолжал надеяться на некоторое улучшение положения в дальнейшем,
Временное правительство графа Львова не только оставило в Риме поверенного в делах де Бок, по и назначило архиепископа Могилёвского членом Думы. Вскоре Лисаковский
был назначен послом и 30 сентября 1917 года вручил свою верительную грамоту Бенедикту ХV. В Рим дошли известия о
том, что в России намеревались упразднить религиозные дискриминации. Эти всевозможные элементы побудили Святейший
Престол внести уточнение в некоторые наболевшие вопросы,
в частности в вопрос о назначении викарных епископов в две
епархии, остававшиеся вакантными, и в сложную проблему о
детях, родившихся в результате смешанных браков между православными и католиками. Эти римские попытки, недавнее назначение Леонида Федорова в качестве экзарха русских католиков византийского обряда и, наконец, нота Бенедикта ХV в защиту мира, всё это создало некоторое НЕДОВОЛЬСТВО. В своём обращении папа ратовал да возвращение Франции и Бельгии территории запятых центральными империями, но совершенно не упоминал о возвращении занятых ими русских провинций. Господину де Бок было поручено получить по этому поводу объяснения. В некоторой степени смущённый государственный секретарь, кардинал Гаспарри, ответил: "что чрезмерно волноваться не следовало, ибо в любом случае этот ПРОЕКТ будет отклонен не тем, так другим лагерем"[9] .
Россия продолжала оставаться под впечатлением, что Святейший Престол хотел оказать содействие центральным империям за её счёт. Воюющими сторонами предложения папы
были отклонены. В ноябре 1917 года власть захватили большевики, Лисаковский остался в Риме, и советское правительство отказалось его признавать.
[1] Владимир Соловьёв (1853-1900 г.г.). Из многочисленных
биографий Соловьева рекомендуются: Д"Эрбиньи (1911 г. перев.
на англ.яз. в 1918 г.), Д. Стремунов (1935 г.), Ф. Мукерман (1945 г.). недавно вышла также работа Антуана Паплаукас-Раиунас: "Диалог между Римом и Москвой, Владимир Соловьев
глашатай экуменического движения в России", предисловие
кардинала Кёниг, изд. Университета Оттавы, 1966 г.
[2] Приводится Буду, том II, стр. 544.
[3] Елизавета Волконская (1838-1897 г.г.). А. Паплаускас-Рамунас, стр. 115-116.
[4] Иосиф Георг Строссмайер (1815-1905 г.г.) епископ Диавокарский, известный той ролью, которую он сыграл на 1 Ватиканском Соборе.
[5] Приводится Д. Барсотти: "Русское христианство", стр. 148, изд. Кастерман, 1963 г.
[6] Андрей Шептицкий (1865-1944 г.г.). Происходил из богатой украинской семьи латинского обряда. Входит в католический Орден базильянцев византийского обряда (1888 г.). Митрополит Галицкий, архиепископ Львовский (Леопольд) украинцев (1900 г.) Заключён русскими во время оккупации Галиции Австро-Венгрией (1914 г.). Освобожден (1917 г.). Выдворен в своё Львовское архиепископство (1919 г.). Совершает поездки в Рим, Западную Европу и Канаду с целью посещения своей рассеянной повсюду паствы (1921 г.). Апостолический визитатор в Бразилии и Аргентине (1923 г.). Новое выдворение во Львов (1924 г.). Основатель Львовской богословской академии (1928 г.). Подготавливает новое издание книг по литургии (1938 г.). Пастырское письмо в защиту преследуемых нацистами евреев (1942 г.). Основатель Ордена Студитов (1901 г.), восстановил восточную монашескую жизнь на Украине. Письмо православному митрополиту Варшавскому с предложением объединения (1941 г.).
Об Андрее Шептицком были изданы многочисленные
исследования, в частности: Боршак "Митрополит Шептицкий",
изд. Монтрёй-су-Буа, 1946 г.; "Восточные Церкви", тома 1,11,
1944 г.
[7] Леонид Федоров (1879-1936 г.г.). Умер в заключении. Его преемник Клемент Шептицкий, брат митрополита, умер также в тюрьме во Владимире в 1952 году. См. В. Коларз, стр. 220-225.
[8] "Баланс Мира", том II. изд. Кастерман 1964 г.
[9] М. Мурен: "Ватикан и СССР", стр. 32, изд. Пайо, 1965 г.
Производит впечатление, что автор хорошо информирован.
Отношения между Римом и Москвой рассматриваются, в частности под политическим и даже дипломатическим углом, со всем тем, что вытекает из этого и что прямо или косвенно повлияло на действия Святейшего Престола. Существует также исследование того же автора "Ватикан и начало существования СССР", опубликованное 15 ноября 1963 года и полностью воспроизведённое в его книге на страницах 41-49.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.