13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Святейший Престол и Москва
ПАЦЕМ ИН ТЕРРИС
ОТНОШЕНИЯ СССР С ИОАННОМ XXIII
Отношения между СССР и Святейшим Престолом развивались по мере того, как Иоанн XXIII всё больше развивал свои мысли о мире. Они достигли своего кульминационного момента, когда 1 марта 1963 года Международный фонд Бальзановских премий[1] собравшийся в Цюрихе под председательством Швейцарской конфедерации, решил единогласно присудить папе "премии за мир" по следующим мотивам:
"За мир между людьми и народами в результате его неутомимой заботы вносить свой вклад в поддержку мирных отношений между государствами, как его призывами к доброй воли людей, так и его недавними дипломатическими выступлениями.
За братство между людьми и народами, в результате исключительно важного вклада, который он внёс в это братство, и в частности, за прошедший год, пригласив представителей других христианских, православных и протестантских конфессий принять участие во Вселенском Соборе, принимая особую в нём активность сам.
Вызвав, таким образом, как среди представителей этих конфессий, так и среди представителей Католической Церкви, отношение наибольшего взаимопонимания, плоды которого будут многочисленны и значительны, и установив контакты, далеко выходящие за пределы христианского сообщества".
В момент голосования главный делегат СССР зачитал послание Хрущева "оценившего наивысшим образом усилия папы, вложенные в дело сохранения международного мира".[2]
Таким образом, спустя столько лет, во время которых оно регулярно нападало на Святейший Престол, советское правительство выступило с открытым его признанием, признав за Иоанном XXIII все его заслуги в деле сохранения того самого мира, который был источником стольких разногласий.
Через несколько дней, 7 марта, папа принял около пятидесяти журналистов из различных стран, среди которых был зять Хрущева Алексей Адиубей и г-жа Аджубей, которых он принял затем на частной аудиенции в своей собственной библиотеке.
Эта встреча вызвала многочисленные комментарии. Замечания Аджубея, хотя они и были очень сдержанными, позволяли догадываться о глубоком впечатлении, произведённом на него этой встречей, ежедневной газете "Иль Темно" он заявил следующее:[3]
"Это человек очень большой и истинной простоты Вы открываете глаза, хорошо смотрите на него и сразу же испытываете к нему глубокое уважение и одновременно неожиданное доверие. Никаких затруднений, никакого стеснения".
Он был более прямым, отвечая на вопросы журналистов Вены: папа не передал с ним никакого послания, его заявления были оценены общественным мнением в СССР, всё это создало ослабление напряжения и подтвердило коммунистам обоснованность их "политики сосуществования между государствами и различными общественными системами. Сдержанность Аджубея и стеснённость, чувствовавшиеся в его заявлениях, не носили признаков оптимизма, хотя некоторые органы печати и смогли заявить о нём. Чувствовалось, что нынешнее взаимопонимание между Святейшим Престолом и Кремлём было основано только на личности самого Иоанна XXIII. Сдержанность отчетов, продиктованная, безусловно, политикой, странно не гармонировала с приёмом, оказанным ему старым папой, подробности которого стали нам сегодня известны.
Иоанн XXIII вёл себя по-отечески и с любовью с г-жой Адиубей: он подарил ей чётки и долго беседовал с ней о её трёх детях, в то время, как её муж молчал, "боясь нарушить эту атмосферу простого религиозного благочестия". Но эта атмосфера внезапно нарушилась, когда Аджубей спросил у него от имени Хрущева о том, какие непосредственные контакты могли бы быть установлены в случае необходимости со Святейшим Престолом. Интересно напомнить о том, что тот же вопрос был задан в 1845 году царём Николаем I Григорию ХVI. Иоанн XXIII дал Аджубею почти тот же ответ:
"Это очень хорошо! Передайте ему, что я признателен ему за это сообщение, за то, что его заботит. Поблагодарите его, я буду говорить у себя, поэтому поводу. Но я знаю, что вы журналист и вы знаете Библию, в которой сказано: "Вначале сотворил Бог небо и землю". Итак, в первый день Господь Бог занялся лишь одной вещью: "Да будет свет '" И стал свет на земле. Затем понадобилось шесть дней для того, чтобы создать человека. шесть дней, которые были очень долгими, сотни, тысячи и даже миллионы лет. Только тогда появился человек. Сегодня мы находимся на первом этапе. "Да будет свет": свет моих глаз в ваших глазах и свет ваших глаз в моих, с огромной сердечностью и большим желанием того, чтобы Господь Бог сопровождал нас по тем путям, которые он пожелает наметить. Да будет так, как пожелает этого Господь".
Не желая ускорять ход событий, папа оставлял дверь открытой для последующих переговоров. От первой встречи нельзя было ожидать большего после всех превратностей, через которые прошли отношения между Ватиканом и Кремлём.
ЭНЦИКЛИКА
Но деятельность Иоанна XXIII по укреплению мира ещё не была закончена. Всего несколько месяцев отделяли его от смерти, а он упорно трудился над своей последней энцикликой увенчавшей его жизнь: ПАЦЕМ ИН ТЕРРИС.
9 апреля, за два дня до её опубликования, он сказал кардиналу Чиконьяни и прелатам Секретариата, что энциклика была готова пуститься в путь по всему свету":
"Энциклика несёт в себе свет Божественного откровения, придающий мысли её основную сущность. Но её основная линия почерпнута также из насущных требований человеческой личности и относится главным образом к области естественного права. Это объясняет ту новизну, которая присуща этому документу. Он в действительности обращен не только к епископату Вселенской Церкви, к духовенству и верующим всего мира, но также и "ко всем людям доброй воли". В мире во всём мире заинтересованы все и, следовательно, мы обращаемся с открытым сердцем ко всем без различия людям.[4]
Энциклика была принята, как это известно, с всеобщим чувством одобрения.
Отвечая на многочисленные вопросы корреспондента миланской ежедневной газеты "Иль Джорно", Хрущев признал, что Иоанн XXIII занимает реалистическую позицию " в противоположность некоторым из его предшественников". Будучи коммунистом, он не мог допускать никаких религиозных концепций, но он считал, тем не менее, что в интересах мира следовало объединить все силы:
"Я не богослов. Но насколько я помню, согласно Евангелию Иисус Христос проповедовал мир, а не войну. Все те, кто считают себя верующими, должны, следовательно, сознавать, что они не должны создавать атомные бомбы, пушки и другое оружие, служащее для истребления людей, а что они должны трудиться на благо мира и безопасности народов".[5]
Агентство ТАСС и "Известия" выступили в том же направлении.
Иоанн XXIII, здоровье которого ухудшалось с невероятной быстротой, писал в своём дневнике[6]:
"Эта энциклика Пацем ин Террас, сколько откликов на неё ! Что касается меня, то, по-моему, в этом документе, прежде всего, скромно выражено то, что я стремило сделать в течение всей моей бедной жизни".
Его жизнь угасла 3 июня 1963 года при всем известных обстоятельствах.
Агентство ТАСС сообщило о его смерти через восемь минут после его кончины, а "Правда" назвала его человеком мира. В своём письме с выражением соболезнования Хрущев напомнил и его деятельности направленной на упрочение мира, которая была "признана во всём мире и благодаря которой он снискал уважение всех миролюбивых народов". На его похоронах присутствовала делегация Московского патриархата.
[1] Фонд Бальзановских премий основан в 1356 году г-жой Анжелой Бальзан, дочерью Евгения Бальзан, переехавшего в Швейцарию в 1925 году. Совет Фонда состоит из 37 членов 21 национальности, 4 из которых из СССР.
[2] Докюмантасьон Католик" № 1397 от 7 апреля 1963 года.
[3] Л. Алиизи, стр. 353-362.
[4] "Докюмантасьон Католик" № 1399 от 5 мая 1963 г.
[5] "Докюмантасьон Католик" 1400 от 19 мая 1963 г.
[6] Л. Алжзи, стр. 349. Представляет интерес значительное произведение Е. Фольяссо "Пацем ин Террис", Рим 1964 г., в котором проанализировано на основании текстов развитие мысли Иоанна XXIII о мире.
Страница сгенерирована за 0.05 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.