13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Святейший Престол и Москва
ДИАЛОГ С НЕВЕРУЮЩИМИ
Что касается отношений с неверующими, то диалог в первую очередь касается принципа религиозной свободы, так как Святейший Престол желает урегулировать положение латинских сообществ в социалистическом мире, что не означает, что для него остаются безразличными трудности, которые испытывают лица других, христианских и нехристианских, вероисповеданий.
Что касается латинских или восточных католиков, Церковь не испрашивает для них особых привилегий, а признание и соблюдение естественных общих прав для всех людей, заключающихся в свободе практиковать свою веру и жить, следуя учениям. Это естественное право является не чем иным, как правом, вытекающим из Евангелия, и о котором говорится во Всемирной Декларации о правах человека, подписанной 10 декабря 1948 года.
На это можно ответить, что эти принципы, и в частности принцип религиозной свободы, признаны всеми государствами. Теоретически это так. Но в какой мере выражаются они без необходимости преодолевать различные препятствия на практике? Текст соборной декларации от 7 декабря 1965 года[1] о религиозной свободе является основным документом при условии, что будет представляться возможным его применение. Переговоры, предпринятые в последние годы с Венгрией и Югославией после многочисленных обсуждений, привели к заключению договоров. Выражается надежда, что при нынешнем положении вещей встречи между Святейшим Престолом и советскими руководителями явятся новым этапом в этом направлении.
К вопросу о религиозной свободе недавно добавились те вопросы, поднимаемые властями соответствующих стран на самом высшем уровне: эти вопросы носят политический характер и основным из них является вопрос о движении за сохранение мира. Другие же, носящие научный или гуманный характер, находятся в ведении специалистов и людей доброй воли, для которых 9 апреля 1965 года был создан Секретариат для неверующих, о возможностях которого сообщало радио Ватикана? [2] Участники этого диалога принадлежат к различным категориям лиц: атеистам, агностикам и индифферентным людям. Работы Секретариата, по-видимому, должны быть направлены на научные исследования и способы информирования верующих и неверующих о достигнутых результатах; они должны также стремиться найти те методы, которым можно было бы следовать для ликвидации беспечности и предубеждений.
Касаясь отношений между СССР и Святейшим Престолом, Церковь обращается к предубеждению, которым является атеизму. Свидетельством этого является полувековой опыт. На протяжении полувека русский народ, воспитанный на христианской верности, противостоял антирелигиозной кампании, которая иногда была незначительной, чаще всего очень резкой, основанной на примитивных методах, ответственные лица за которую ратуют сегодня за реформу в надежде сделать её более эффективной. И в то время, когда антирелигиозная борьба продолжается. Советское государство проводит свою политику попустительства, стараясь завязать диалог с Православной Церковью внутри государства и со Святейшим Престолом за пределами его. Таково сложное положение, доминирующее в движении за сохранение мира и всё более очевидное желание СССР включиться в жизнь западного мира.
Кажется, что слегка намечается ослабление напряжения и советские руководители не преминули дать это почувствовать. И как могло бы быть иначе после призывов, с которыми обращались Иоанн XXIII и Павел VI на протяжении этих последних лет?
Гастон Зананири.
[1] См. приложение № 6
[2] См. приложение № 5.
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.