Поиск авторов по алфавиту

Автор:Успенский Федор Иванович, профессор

Успенский Ф. И., проф. Очерки по истории византийской образованности


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление помещено в начале.

 

Успенский Ф. И.

 

ОЧЕРКИ

ПО ИСТОРИИ

ВИЗАНТИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ

 

С.-ПЕТЕРБУРГ

1891

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

I. Константинопольский собор 842 года и утверждение православия  3

Введение: Синодик в неделю православия, задачи изучения его.—Историография собора 812 года: Г. Амартол, Генесий, Продолжатель Феофана, Симеон Метафраст и Лев Грамматик, И. Скилица.—Слово на перенесение мощей патриарха Никифора.—Акты VII вселенского собора. Выводы из рассмотрения источников. Литература житий: житие царицы Феодоры, Ф. Студита и его учеников; основные мотивы, развиваемые в житиях.—Отдельные сказания.—Повествования синаксарные.— Материалы в анналах Барония.—Взаимное отношение иконоборческой и православной партии по смерти Феофила.—Восточный (армянский) элемент при дворе и в администрации.—Протест против усиления этого элемента, история Феофова, опасение Феофила за судьбу династии.— Участие политического элемента в восстановлении православия.— Патриарх Иоанн VII, как представитель восточных влияний; легенды.—Патриарх Мефодий: западное и национальное византийское направление.—Отношения Мефодия к Риму.—Дело самозванца Фомы: этнографический принцип.—Протест против иконоборства.—Политическая окраска Мефодия при Феофиле.—Нестроения в недрах православной церкви при Мефодии.—Житие Иоанникия.

II. Синодик в неделю православия. Состав и происхождение частей его. 89

1. Списки греческого синодика: Эскуриальский, Венский, Мадридский, Монфоконовский.—Разновременность происхождения частей синодика древнейшей редакции.—Анализ пролога и некоторых частей синодика.—Время внесения в синодик имени патриарха Фотия.—Статья о Ф. Крифине и его товарищах.—Употребление двух редакций синодика в XI в., из коих позднейшая возобладала над древнейшей,—Утраченная редакция и протоколы VII вселенского собора.—Происхождение сохранившейся редакции.

2. Списки русского переводного синодика: Московский синодальный, Новгородский Императорской Публичной Библиотеки, Московский Патриаршей Библиотеки.—Болгарский синодик царя Бориса.

3. Историко-литературные материалы в русском оригинальном синодике-помяннике,—Виды русских помянников,—Исторический материал для областной истории.— Литературные сюжеты, обрабатываемые в помянниках, хранящихся в Императорской Публичной Библиотеке.—Повести и сказания.—Синодики смешанного содержания.—Синодик из библиотеки графа Уварова.

III. Богословское и философское движение в Византии XI и XII веков 146

Обилие статей, внесенных в Синодик при царях Алексее I и Мануиле Комнинах.—Главы против И. Итала, как выражение философского мышления в конце XI века. — Известия об Итале: а) Анны Комнины; b) Н. Акомината.—Разбор этих известий и сопоставление с письмами М. Пселла.—Философское направление И. Итала.—Культурное взаимодействие между западом и востоком: Прантль и его мнение о логике Пселла.—Разбор возражении Тюро.— Антицерковное направление в философском движении.—Внесенные в Синодик положения против Итала представляют собой разрозненные звенья метафизической системы.—Возможно ли восстановить эту систему.—Освещение учения Итала с точки зрения метода и содержания схоластической философии: а) вопрос о родах и видах (универсалии); b) представители номинализма и реализма на западе и метафизические системы их. — Отреченные мнения, внесенные в Синодик, тожественны с продуктами западной философствующей мысли.— Разность философских принципов, в главах против Итала.— Платоновский реализм как в богословских выводах, так в космологических и психологических построениях Итала.— Школа И. Итала: а) монах Нил; b) Евстратий Никейский, сочинения его; с) М. Ефесский и др.; d) Лев Халкидонский.—Учение Льва, объясняемое из диалога Евстратия.—Философские основы в школе, онтологическое начало.—Пять глав против богомилов, космологическая система на началах дуализма.—Сравнение этих глав с Беседой пресвитера Козмы.—Точки соприкосновения богомильского учения с учениями иконоборцев,—Распространение Синодика новыми статьями при царе Мануиле—Изложение истории соборов.—Диалог Сотириха.—Собор 1156 года, разбор соборных актов.—Новые материалы, почитаемые в сочинениях Николая Мефонскаго.—Философская основа в антицерковном движении: номинализм и реализм. —Никифор Василаки.—Собор 1166 года: разбор актов.—Выводы к сравнительной важности материалов, сообщаемых Синодиком против изложений соборных деяний.—Епископ Керкирский и Иоанн Проник, исследование архиепископа Вулисмы. — Дмитрий из Лампы.—Отрывок неизданной части сочинения Н. Акомината о богословских спорах в конце XII века.—Михаил Сикидит и Сиф Склир.—Замечание о статьях политического характера в Синодике.

IV. Философское и богословское движение в XIV вече (Варлаам, Палама и приверженцы их) 246

Заключительный отдел Синодика,—Общий взгляд на полемику между Г. Паламой и Варлаамом. 1) Философское направление Варлаама: диалог «Флорентий».—Хронологические данные.—Значение диалога.—Изучение астрономии.—Византийская и западно-европейская философия.— Подрыв авторитета Аристотеля. — Состояние изучения философского движения в средние века.—Характеристики направления и учения Варлаама: Нила, Филофея, Кантакузина, Христодула и др.—Связь философских учений с догматикой.—Мнимый ученик Варлаама Акиндин.—Трактат о «существе и энергии».—Общие заключения о направлении Варлаама.—2) Миссия Варлаама на Запад и переговоры об унии.—Политические взгляды Варлаама, на основании ею речей и записок, представленных папе.—Уния с точки зрения римской курии: документ 1452 года.—Сношения Варлаама с учеными итальянцами Перуджино и Петраркой,—Роль Варлаама в возбуждении интереса к эллинским занятиям: Л. Пилат и Боккачио.—3) Философские проблемы в приложении к догматике.—Недостаточность ц односторонность известий о начале богословской полемики: свидетельства Н. Григоры,—Хронологические данные к истории полемики.—Письма Паламы. — Афонские исихасты, мессалиане. — Переписка Акиндина, бросающая новый свет на отношения между партиями.—Изложения деяний собора 1341 года.—Положение партий после собора.—Значение политических интересов в полемике.— Соборы 1347, 1351 и 1388 гг.

V. Пропаганда противоцерковных идей и учений. Происхождение ереси стригольников 365

Византийские церковные партии в XIV веке.—Характеристика паламитов в полемических сочинениях той эпохи.—Отождествление паламитов с богомилами,—Пропаганда антицерковных учений в Македонии и Болгарии.—Житие Феодосия Терновского.—Палама и царь сербов Стефан Душан.—Пропаганда антицерковных учений в России.—Значение термина «стригольник». — Взгляды на происхождение ереси стригольников.—Обличения ереси.—Догматические, метафизические и обрядовые черты в учении стригольников объясняются из системы вероучения богомилов.

Указатель имен и выражений  389


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.