13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Тареев Михаил Михайлович, проф.
Тареев М. М. Основы христианства. том IV. Система Религиозной мысли. Христианская свобода
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Оглавление перенесено в начало.
Προф. Μ. Μ. Тарѣевъ.
ХРИСТІАНСКАЯ СВОБОДА.
Основы христіанства. Томъ ΙV.
Второе изданіе.
СЕРГІЕВЪ ПОСАДЪ.
Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры.
1908.
ОСНОВЫ ХРИСТІАНСТВА.
СИСТЕМА РЕЛИГІОЗНОЙ МЫСЛИ.
Томъ IV.
ХРИСТІАНСКАЯ СВОБОДА.
Изданіе второе.
Печатать дозволяется. Апрѣля 12 дня, 1907 г.
Ректоръ Академіи, Епископъ Евдокимъ.
СОДЕРЖАНИЕ.
Истина и символы в области духа.
Типы религиозно-нравственной жизни 7
Дух и плоть 95
Христианская проблема и русская религиозная мысль.
Предисловие 176
Л. Н. Толстой 198
В. С. Соловьев 336
Теория христианской свободы 382
В. В. Розанов 395
5
Предмет настоящего тома — вопрос об отношении христианства к жизни во всей полноте ее природных запросов и исторического развития, к современным задачам семейным, общественным, государственным. Этот вопрос здесь решается по принципу христианской свободы—свободы абсолютного религиозного духа от условности исторических форм и свободы природно-исторической жизни от внешних притязаний религиозной власти. Природно-историческая жизнь, раскрывающаяся в задачах семейных, общественных и народных, представляется мне в виде системы окружностей, обнимающих единый центр—личное религиозное творчество, где природно-историческая плоскость, движущаяся в границах условного развития, проваливается в глубь абсолютных устремлений. Внутренняя из этих окружностей, прилегающая к центральной сфере, есть нравственность, обращенная одною стороною к внутренней абсолютности и другою—к общественно-утилитарной условности: она служит связующим звеном между христианской религией и общественно-историческою условностью. Свободная религия должна опираться на свободное природно-историческое развитие,—это прежде всего значит, что религиозная абсолютность должна облекаться в морально-культурное одеяние. Поэтому центральная идея свободного духа и свободной плоти выражается в более конкретном образе этической религии. На этом пути встречаются две крайности—исторического аскетизма и аморального эстетизма, одинаково далекие от нашей идеи: абсолютная любовь к Богу должна стать реальною силою в любви к человеку, и это связывает ре-
6
лигию с общественною жизнью. Но, с другой стороны, общественно-утилитарные задачи не должны расхищать всей духовной силы человека, должны дать место лично-религиозной абсолютности духа, которая придает высшее оправдание жизни. Освободить духовную религию от символической оболочки и внедрить ее в живую жизнь—такова наша задача.
Принцип христианской свободы уводит в глубь личной религии — не потому, что теория свободы духа и свободы плоти есть личная теория, хотя извлеченная из основоположительных начал христианства, однако совершенно чуждая современному сознанию, но потому, что осуществиться принцип этот может лишь в сфере личной религии, личной абсолютности. Тем не менее я не утверждаю решительной независимости личной духовной религии от исторического христианского миросозерцания: здесь имеет место общий закон религиозного развития, закон отношения лично - прогрессивного религиозного начала к общественно-историческому консервативному началу. Личная религия не просто сменяет исторически-общественное миросозерцание, но связана с ним отношением антитезы к исторически - поверхностному и углубления к вечно-истинному...
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.