13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Тареев Михаил Михайлович, проф.
Тареев М. М. Д-р H. Н. Шипов. О материнском инстинкте
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Тареев М. М.
БИБЛИОГРАФИЯ
Д-р H. Н. Шипов. О материнском инстинкте. Смоленск 1903.
Книга д-ра Шипова, название которой мы только что выписали, читается с большим интересом. Так как пол
402
403
в жизни человека играет исключительно важную роль, то нас невольно интересует и не перестанет интересовать все, что касается изучения человека в половом и семейном отношении. Н. Шипов для изучения своего предмета пользовался не только обширной литературой, но и личным опросом, по определенной программе, женщин в количестве 426 и мужчин 248. На основании такого опроса составлены первые главы книги—о материнском инстинкте у женщин и о материнском (т. е. отцовском или родительском) инстинкте у мужчин. В следующей части книги идет речь о месте материнского инстинкта в душевной сфере человека (гл. IV), о причинах, влияющих на усиление и на ослабление материнских инстинктов (гл. V) и о роли материнских инстинктов в общественной жизни (VI). На стр. 137 автор дает нам общую схему душевной жизни человека, в основу которой он кладет три силы: себялюбие, эгоизм и альтруизм. Себялюбие зависит от чувство-инстинкта самосохранения и побуждает человека охранять и защищать свою жизнь от всех вредных влияний, побуждает его воздерживаться от чрезмерного труда, от удовольствий и от забот о семье, если они могут повредить его здоровью. Эгоизм влечет человека к чувственным наслаждениям как высшего, так и низшего порядка часто даже во вред своему здоровью и часто побуждает забывать о семье и о чужих интересах. Альтруизм стоит в тесной связи с материнским инстинктом и побуждает человека к любви к ближнему и подавляет при своем проявлении себялюбие и эгоизм. Таким образом автор кладет материнство в основу всей этической жизни человека: сначала оно порождает любовь к своим детям, затем любовь к мужу или жене, к родителям, родственникам, к чужим детям, вообще ко всему слабому, беспомощному. «Материнский инстинкт является единственной силой в человеческой душе, отвлекающей его от себялюбия и эгоизма и побуждающей к альтруизму, любви к ближнему и самопожертвованию часто даже во вред себе. Поэтому только материнский инстинкт в человеческой душе можно назвать вполне нравственным и даже святым чувством, тогда как половая любовь и стремление к славе, несмотря на всю свою при-
404
влекательность и возвышенность, носят в себе проявление сильного человеческого эгоизма». Значительным нужно признать отмеченное в книге отличие, доходящее до антагонизма, инстинкта материнского от полового инстинкта. Материнский инстинкт представляет собою альтруистическое влечение, побуждающее человека, забывая себя, любить и заботиться о других, более слабых. Напротив, половое влечение является страстью более сознательной, чем материнский инстинкт, и требующей для своего проявления известных приятных положительных качеств любимого существа. В противоположность материнскому инстинкту половое влечение эгоистично, имея на первом плане личное наслаждение и счастье влюбленного. Увлекая человека к личному эгоистическому наслаждению, половая любовь часто, хотя конечно не всегда, должна бороться с материнскими инстинктами, которые на первом плане требуют самозабвения и жертв для других. Материнский инстинкт является как бы силою притяжения и централизации, объединяя людей в одну семью; половое же влечение как бы силой отталкивания, побуждая человека стремиться за пределы семьи и искать там новые существа для восполнения себя. Посему материнский инстинкт и половое влечение, при взаимной физиологической связи, далеко не одно и то же чувство, но чувства часто исключающие друг друга. Ради материнских влечений многие женщины готовы жертвовать и своими личными эгоистическими наслаждениями и половой любовью. Напротив, женщины, у которых ослабевает материнский инстинкт и повышается половое влечение к мужчине, начинают пренебрегать присмотром за детьми, избегают их кормить грудью и начинают прибегать к искусственному выкидышу, чтобы прервать беременность и по возможности дольше сохранить юношеские девственные формы тела. Исходя отсюда, автор развивает этику семейной жизни. Здесь же автор указывает и корень различия мужчины и женщины: в первом преобладает половой инстинкт, во второй—материнский.
Книга отмечает тесную связь раскрытия половой страсти с развитием духовной деятельности. «Вместе с ростом половой чувственности и чувственных влечений, пишет автор, растет и среди животных, и среди племен у лю-
405
дей, и у каждого индивида в частности, особенно же у мужчин, у которых преобладает половая чувственность сравнительно с женщиной, также и способность к проявлению сильной идейной умственной жизни и волевой энергии. У мальчика логика идей развивается вместе с ростом его полового чувства; и самые сильные умственные способности мужчины проявляются в среднем его возрасте, когда и половые его чувства достигают наибольшей высоты; с годами к старости слабеет половое чувство мужчины и слабеет его ум. Дети, у которых рано пробуждается половое влечение, сплошь и рядом бывают очень умными детьми, что видно напр. на Лермонтове или на Софье Ковалевской. Талантливые люди отличаются обыкновенно сильной половой способностью и страстностью в связи с половою воздержностью; идиоты же и слабоумные обыкновенно имеют половую чувственность очень слабо развитой». Но автор не останавливается на этом. Если между пробуждением чувственной страсти и пробуждением умственной энергии наблюдается соответствие, то и между удовлетворением умственных и удовлетворением половых чувственных стремлений существует строгая зависимость и известный антагонизм. Именно, низменные половые страсти ослабляют запрос к высшему идейному умственному труду; а сильная умственная работа ослабляет склонность к сладострастным удовольствиям. Сильная умственная работа может происходить только при более или менее сильном половом воздержании. Люди талантливые были людьми более или менее воздержными особенно в то время, когда они писали свои замечательные работы. У человека рост умственных способностей, побуждающих его к идейной жизни и сильному напряжению энергии, начинается вместе с развитием половой зрелости; половые излишества действуют чрезвычайно вредно на умственные способности и энергию человека, тогда как половая воздержность способствует их усилию. Низшие расы, умственно еще недоразвитые, в своих половых отношениях, предаются исключительно чувственной любви и чрезвычайно беспорядочным половым связям и имеют слабо развитую стыдливость; более же культурные расы вносят в половые отношения элемент духовных привязанностей
406
и половая их жизнь регулируется браком, супружеской верностью и целомудрием. История народов доказывает, что половая воздержность народов и их чистота нравов существует всегда во время наивысшего их умственного расцвета и наивысшего политического могущества; с падением же чистоты нравов падает и политическое и умственное господство данной нации и она сходит с исторической сцены, будучи побеждена другими более воздержными народами...
Эту проповедь воздержания со стороны представителя медицинской науки должно признать особенно ценной для нашего времени, когда столь громко и увлекательно воспевается святое сладострастие!..
Также ценны и очевидно рассчитаны на современное блуждание умов и те страницы, на которых раскрывается значение христианства для процветания семейной жизни. «Религиозный культ, главная заповедь которого гласит: ««возлюби ближнего твоего, как самого себя»» и требующий бесконечного всепрощения, должен посвящать наибольшие свои заботы поддержке, укреплению и усилению материнских инстинктов в среде своих последователей. И действительно, христианство главное свое внимание посвящает укреплению в сердцах верующих материнских инстинктов, что и замечается и в общественном быте христиан, и в церковных обрядах и предписаниях, и в догматах самой веры; поэтому христианство более, чем какой бы то ни было религиозный культ, может называться «религией женщин». Приемы, к которым прибегает христианство для развития и укрепления материнских инстинктов в сердцах верующих, распадаются; во-1-х на средства, подавляющие половую чувственность и эгоистическую чувственную половую любовь, которая, как известно, стоит в противоречия с материнскими инстинктами. Во 2-х на средства, подавляющие вообще эгоистические чувственные влечения, которые при своем появлении легко заглушают материнские инстинкты, требующие самопожертвования и лишений во имя любви к своим детям или вообще к малым, слабым и страдающим. Ии в з-х на средства, возбуждающие материнские инстинкты и укрепляющие и усиливающие семейные добродетели». рассматривая
407
с этих точек зрения христианство, автор в частности останавливает свое внимание и на православии, так как «и в христианстве не каждое исповедание в равной мере влияет на усиление и сохранение среди верующих материнских инстинктов»...
«Так, в частности, лики православных святых носят на себе печать величия и покоя. Неестественность и натянутость поз святых отдаляет взирающего на них человека от всего земного. Никакая вольность или же эффектность поз не допускается в иконах православного образца. Католичество же отчасти возвратилось к чувственному культу классического мира, допустивши в свои храмы роскошные статуи и на иконах отчасти показывая верующим телесную красоту святых. Лютеранство уничтожило у себя иконы и статуи католического образца, но оно не дало в своих храмах подобно православию идеалов аскетизма, идеалов покоя, целомудрия и воздержания.—Самые песнопения и молитвы православной церкви не носят в себе ничего возбуждающего сладострастие, а напротив призывают к воздержанию и отвлекают от чувственных влечений, напоминая о суете сует всего земного».
Т.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.