Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич

Дмитриевский А. А. 5-е сентября. Служба (Иная) святаго пророка Захарии и святыя праведныя Елизаветы

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Дмитриевский А. А.

5-е сентября. Служба (  4ина) святаго пророка захарии и святыя праведныя елизаветы.

 

 

— 241 —

Как известно, в наших нынешних Минеях под пятым числом сентября месяца находится в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы две службы: из них одна простая с стихирами на шесть и во всем почти сходная с своим греческим оригиналом 1). а другая оригинально - русская, полная служба с стихирами на «Господи воззвах» на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой «иной» службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу ее на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки.

Одно простое внимательное чтение нынешней службы: «ина служба того же святого пророка Захарии и святые праведные Елизаветы» ясно показывает, что служба эта составлена по особенно-важному торжественному случаю. Предпочтение в службе памяти Елизаветы пред пророком Захариею и обращение к

1) Разница настоящей службы по греческим Минеям заключается в следующем: в стихирах на «Господи воззвах», на «и ныне» поется богородичен «Κύριε τῆς σὲ τεκούσης πρεσβείαις, περιφρούρησον τὴν ποίμνην σου»..., крестобогородичен «Κύριέ σε ὁ ἤλιος εἷδεν...» Стихиры на стиховне положены, как и в нашей Минее, из Октоиха, но здесь на произволящего имеются и особые стихиры на стиховне. Εἰ δε βούλει. говорится здесь, εἰπὲ τὰ παρόντα προσόμοια τοῦ ἀγίου, ἦχος πλ. δ. Стихиры эта следующие: ὡ τοῦ ποραδόξου θαύματος, ὁ παρεοτὼς τῷ Θεῷ ἐν ὑψιοτοις ὰρχαγγέλοις..., стих εὐφυγητὸς κύριος ὁ Θεός..., стихира «ὡ τοῦ παραδόξου θαύματος τῆς παφαιᾶς τὴν σιγὴν»... стих «και σὺ παιδίον»... и стихира « τοῦ παραδόξου θαύματος ἐν ἱερεῦτι καὶ ἐν μάρτυσιν ἄριστος»..., на и ныне богородичен «ὄντως ὐνερήραν ἀφηθῶς».... И крестобогородичен «πόνους ὐπομείνασα πολλούς ἐν τῇ τοῦ Υἱοῦ καὶ Θεοῦσον».... ексапостиларий «Ἀμέπτως ἱερετεῦσος...», богородичен «παρῆλθον μητροπάρθενε»... и крестобогородичен «Σταυρούμενον ὡς ἔβλεψας»... (Μην. edit. Venet. 1628).

 

 

— 242 —

праведной Елизавете большею частью, избранный псалом на величании ясно говорят нам о намерении составителя. Это намерение прямо высказано в службе этим святым, изданной, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, в 1719 году и печатаемой без всяких изменений и до настоящего времени. Здесь в тропарях девятой и восьмой песней прямо говорится о тезоименитой 1), т. е. о Елизавете Петровне, дочери Петра великого. Таким образом нет никакого сомнения, что настоящая служба составлена на Руси с целью день тезоименитства великой княгини Елизаветы Петровны, впоследствии русской императрицы, при строгом соблюдении царских дней в начале XVII столетия, отметить торжественною службою, т. е. полным всенощным бдением, чего существовавшая в ту пору служба праведным Захарию и Елизавете, переведенная с греческих Миней, не давала. Упомянутые нами документы архива Московской Типографской библиотеки вполне подтверждают нашу мысль. В делах этого архива 1719 года мы читаем, по поводу напечатания этой службы, следующее: «Сего мая к президенту тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в письме кабинет - секретаря господина Макарова написано: царское величество указал, которые книжки отдал отец архимандрит Феодосий 2), напечатать здесь в друкарне о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны, и те книги отдать ему для рассылки по епархиям безденежно. И цех-директору (в типографии) Михаилу Авраамову о отдаче вышеписанных книжек отцу архимандриту Феодосию для посылки по епархиям учинить

1) Служба св. пророка Захарии и св. прав. Елизаветы изд. Моск. тип. 1719 г. л. 11.

2) Александро-Невский архимандрит, составитель службы в честь праведных Захарии и Елизаветы.

 

 

— 243

по сему его великого государя указу. А сколько будет отдано в штат-конторе коллегию подать ведение за рукою» 1). Этот указ был прислан графом Иваном Мусин-Пушкиным на имя цех-директора С.-Петербургской типографии Михаила Авраамова, по распоряжению которого Синодальная Петербургская типография напечатала названную службу в количестве 600 экземпляров. 24 числа июля того же 1719 года книги эти в количестве 597 экземпляров 2) были переданы, по особому указу, подьячим Феодором Васильковым казначею Ивану Прокофьеву для передачи Александро-Невскому архимандриту Феодосию, который должен был разослать эти службы по епархиям 3). 26 июля числа того же года был отправлен указ в Московскую Синодальную типографию на имя главного ее справщика Феодора Поликарпова следующего содержания: «По его великого государя указу, послана к тебе ныне напечатанная книга о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны для напечатания и продажи в народе указною ценою и для раздачи в Москве по церквам по одной книге в церковь безденежно» 4). Указ этот был получен в Москве 10 августа вместе с экземпляром настоящей службы издания Петербургской типографии. С этой «присланной книги напечатано для раздачи в Москве по соборам и по монастырям и в шти сороках приходским церквам безденежно и для про-

1) Дела архива Московск. Синод. Типограф. библиот. за 1717 — 1721 годы 18 л. 469.

2) Оружейная палата определила продавать экземпляр каждой из этих книг по 2 алтына и по 4 деньги. Общая сумма денег за все книги от продажи должна была получиться в 47 рублей, в 25 алтын и 2 деньги (Дела М. Типогр. библ. за 1721 — 1717 № 18 л. 469 об.).Продавались же книги так: книги в тетрадях по 2 алтына с деньгою, а в бумажном переплете по 3 деньги (Ibid).

3) Дела Моск. Типогр. библ. № 18 л. 470.

4) Дела арх. М. Типогр. библ. № 20 л. 32.

 

 

— 244 —

дажи в народ». Книга была напечатана Осиповскою азбукою, в количестве 1,200 экземпляров, в переплете в полдесть 1) и выпущена в свет 1719 года августа 17 дня 2). Назначенные книги для безденежной раздачи были отправлены из приказа книг печатного дела в тиунскую палату, и комиссия эта была возложена на судию тиунской палаты, златоустовского монастыря архимандрита Антония 3). Так как количество соборов, монастырей и приходских церквей в Москве определялось в то время цифрою в 297 церквей, то эта цифра книжек службы в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы и была в свою очередь прислана архимандритом Антонием в приказ церковных дел управителю градского благочиния девяти-мученической церкви священнику Михаилу Тимофееву 4), который и выполнил уже предписание указа 1719 года от 26 июля. Сентября 1 числа того же года архимандрит Антоний получил из приказа книг печатного дела снова 30 книг с приказанием разослать те книги с кем пристойно по епархиям, а именно: в Ростов, на Рязань, в Коломну по десяти книг в переплете в полдесть безденежно». Книги и указ были доставлены архимандриту Антонию через подьячего Перфилия Протопопова. Но архимандрит Антоний не взял на себя этой трудной и неприятной для него комиссии и не принял от Протопопова ни указа ни посланных при нем 30 книг на том основании, что «такой-де указ и книги принять не подлежит,

1) Дела арх. М. Тип. библ. 1719 г. № 20 л. 81 об.

2) Экземпляр этой службы настоящего издания хранятся в библиотеке Моск. Типографской за № 1189 — 733 (171), который И. Каратаев (Хронолог. роспись славян. книг Спб. 1861 г. стр. 182, № 1418) и А. Викторов (Хронолог. указ. славяно-русск. книг церковной печати с 1491 по 1864 год в. I изд. М., 1871 стр. 133, № 1596), очевидно, по недосмотру, считают изданием петербургской типографии.

3) Дела арх. Моск. Типогр. библ. № 20 л. 33 об.

4) Ibidem л. 34 об., 35.

 

 

— 245

да и посылать-де те книга по епархиям не с кем, понеже-де не имеет он у себя посыльных людей и почтарей» 1). Чем дело кончилось о рассылке этих служб из дела не видно, но несомненно известно, что с этого времени 5 числа сентября, ради «торжества тезоименитства благородные великия государыни царевны Елизаветы Петровны» служба «ина» праведным Захарию и Елизавете совершалась по всех епархиям, по этим вновь сочиненным архимандритом Александро-Невской Лавры Феодосием книжкам.

Окончив печатание книги «Служба св. пророка Захарии и св. праведной Елисаветы» того же 1719 года августа в последних числах наборщики печатного двора: Петр Иванов, Андрей Серебряков, Иван Петров с товарищами обратились к государю с просьбою такого содержания: « Державнейший царь, государь милостивейший! по твоему великого государя указу, набирали мы нижеименованные рабы твои и делали книгу службу Захария пророка и Елизаветы в полдесть и сделано той службы три листа осиповскою азбукою, а за набор и за дело сталовое нам нижеименованным рабом твоим ничего не выдано, а делали тое службу не в очередь, в гулящие дни. Всемилостивейший государь! просим вашего величества да повелит Ваше державство нам нижеименованным рабом твоим за оную службу за набор и за столовое дело выдать против прежних дач» 2). Так как «в Приказе книг печатного дела за набор и разбор и за всякое столовое дело набору осиповской азбуки мастеровым люден дается по семи рублев с полтиною за тетрать», а в настоящей книге бумаги три листа, то, по указу великого государя, состоявшемуся 27 августа велено: «мастеровым людем за вышеописанное дело указныя деньги выдать и наложить на те же книги» 3).

1) Ibidem 20 л. 36.

2) Дела 1719 г. арх. 31. Типогр. библ. № 20 л. 81 об.

3) Ibidem л. 82.

 

 

— 246 —

В 1722 году уже Святейший Правительствующий Синод сделал распоряжение о напечатании службы святого пророка Захарии и Елизаветы вторично 1), что и было исполнено в точности. Служба была напечатана в «довольном числе» экземпляров 2).

Вскоре после сего настоящая служба была внесена в Сентябрьскую Минею и заняла то место, на котором мы видим ее в настоящее время. Случилось это приблизительно между 1724 и 1747 годами, так как в это время было три издания полного круга месячных Миней 3), и когда было приступлено к четвертому изданию Миней 1763 года, то справщики прямо заявили (1763 г. 5 марта), что «оные книги общим чтением ими свидетельствованы и во всем имеются против прежних выходов и присланных из Святейшего Правительствующего Синода указов и данным им от типографской конторы соучиненным определениям копиям сходны и исправны» 4).

1) Экземпляры этой службы 1722 г. хранятся во многих библиотеках, но все они издания будто бы петербургской типографии (Виктор. Хронол. указ. славян.-русск. книг церк. печати стр. 172 № 1684). Впрочем, И. Каратаев, со слов Сопикова, упоминает об издании этой службы и в московской Синодальной типографии (Хронол. роспись славян. книг Спб. 1861, стр. 191, № 1478). К глубокому сожалению нашему сами мы лично не видели ни одного экземпляра этой службы настоящего издания и не можем сказать, было ли два издания службы праведным Захарии и Елизавете в этот год или одно только. Из бумаг арх. Моск. Синод. Типогр. библ. несомненно известно нам только о петербургском издании этой службы (Дела 1732 г. л. 184).

2) Дела арх. М. Типогр. Спи. библ. 1732 г. л. 184.

3) Месячные Минеи изданий 1724, 1741 и 1747 гг. хранятся в библиотеке Троице Сергиевской Лавры (Викт. Хронол. указ. славян.-русск. книг церк. печати стр. 173, 189 и 204).

4) Дела арх. М. Типогр. библ. № 290 л. 29.

 

 

— 247 —

Что же касается печатания богослужебных Миней 1763 года, то оно для нас весьма важно и близко касается рассматриваемой нами службы праведным Захарии и Елизавете. Документы типографского двора дают ясно понять, что в это время начинают уже подумывать об исключении настоящей службы из Сентябрьской Минеи, как «излишней». С кончиною императрицы Елизаветы Петровны, действительно, в нашем царствующем доме не было лиц, носивших имя Елизаветы, а поэтому и не было никакой теперь надобности в подобной службе. Мысль эту высказали откровенно в своем доношении от 1 декабря 1763 года за № 752 справщики Синодальной типографии: Петр Рыбаков, Иван Евдокимов, Александр Ильин, Феодор Поморцев, Симеон Андреевский, Иаков Осипов, Николай Резанов, Осип Худяков, Сергий Васильев, Иван Корякин, Алексей Феодоров и Алексей Маврицкий. Доношение весьма любопытно и мы приводим его целиком. «В силу присланного из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую типографскую контору указа оною конторою определено, писали вышеназванные справщики, печатать Минеи месячные в четверть библейскою азбукою, токмо те Минеи в четверть преждепечатные против дестевых Миней имеются не полны и не сходственны: понеже в них служб как Димитрию, митрополиту Ростовскому, так и Нилу Столбенскому, чудотворцем еще не внесено. Також в четвертых Минеях месячных службы дванадесяти апостолом и двум евангелистам Марку и Луке выпечатаны на шесть, и в дестевых Минеях каждому из дванадесяти апостолов и евангелистом службы выпечатаны с полиелеем, да сверх того в дестевых Минеях месячных, кроме рядовой службы, напечатана другая с полиелеем служба пророку Захарии и праведной Елизавете, которая сочинена вновь при жизни высокоблаженные и вечнодостойные памяти государыни императрицы Елизаветы Пет-

 

 

248

ровны и оная служба собственно в жизни ее императорского величества тогдашнему прешедшему времени по кончину приличествовала, как из напечатанных в той службе на 9 песни нижеозначенных стихов точно явствует, а именно: стих 1 «Веруяй пришедшаго Мессию быти Господа своего и заповеди Господня храма благоугодила еси ему Елисавета: моли убо всеблагаго Владыку тезоименитые и всех восхваляющих тя, спастися душам», стих 2 «Иже заповеди Божии сохраняет того возлюбити и явитися ему обещавается Бог: в заповедех его ходившая, тем же Богом возлюбленна еси Елисавето, моли всеблагого о тезоименитой да и возлюбит Бога и возлюбленна будет благоутробием Его.

Того ради Московскую типографскую контору просим о наставлении оных четвертных Миней месячных печатания в том, что те четвертные Минеи печатанием производить с четвертных ли оригиналов или с дестевых, и ежели с дестевых, то не внесенные службы Димитрию митрополиту и Нилу Столбенскому чудотворцу, також и полиелейные службы двунадесяти апостолом и евангелистом в оные вносить ли, а особливо новосочиненную святым Захарии и Елизавете службу печатать ли, понеже кроме тоя новосочиненные службы рядовая служба пророку Захарии в тех четвертных Минеях месячных положена и затем новосочиненную, яко излишнюю, не приказано ль будет печатанием обойти и вовсе отменить» 1).

С такими совершенно справедливыми доводами нельзя было не согласиться, и Московская типографская контора 2 октября того же года постановила поэтому поводу следующее решение: «По вышеописанным справщическом рапорте касающихся до печатания четвертных Миней месячных резонам, печатать

1) Дела арх. 51. Синод. Типогр. библ. 1803 г. № 50 л. 1.

 

 

— 219 —

оныя с дестевых ныне выпечатанных Миней месячных, кроме упомянутой службы святым и праведным Захарии и Елизавете во всем непременно, и об оной службе, в силу полученного в прошлом 1747 году июня 16 дня 1) из Святейшего Правительствующего Синода в типографскую контору указа, представить в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору с таковым типографской конторы мнением, что оную в четвертных Минеях месячных напечатать в сходственном дестевых. благопристойно учинив только в стихе первом исключение речений: «тезоименитой»... и «и»... и в конце-жь стиха второго пременение таковое: «моли всеблагаго о всех нас, да и возлюбим Бога и возлюблени будем благоутробием его». В большее же благоразсмотрение и власть все оное предать Святейшего Правительствующего Синода конторе и ожидать об оном ее императорского величества указа» 2).

Вопрос, затронутый Московскою Синодальною типографией о напечатании службы праведным Захарии и Елизавете в Минеях 1763 года и предлагаемых поправках в ней не был решен в Святейшем Синоде и к началу 1765 года. Под 15 апреля этого года в делах типографских находил такое замечание относительно интересующей нас службы: «донесть за известие и о ныне печатаемых вновь Минеях месячных, что оные вновь хотя и печатаются по сентябрь месяц, по напечатании до 5 числа, за представлением от типографской конторы сего 1765 году февраля 10 дня Святейшему Правительствующему Синоду и о службе святым и праведным Захарии

1) В данном случае делается ссылка на указ за № 123, в котором повелевалось «справщикам в печатаемых с прежних оригиналов книгах никаких в речах вновь переправок собою без указа не чинить» (Реестр протоколов за 1747 г. арх. дела. Моск. Типогр. библ. л. 21).

2) Дела арх. Тип. М. Синод. библ. 1763 г. № 50 л. 3.

 

 

— 250 —

и Елизавете в ожидании на то указа печатанием удержать» 1). Косвенным образом этого вопроса коснулась Московская Синодальная типография еще раз в том же 1765 году 18 апреля, когда, по требованию Св. Синода от 4 и 7 чисел того же месяца, посылала 15 годов Миней, содержащих в себе, между прочим, и рассматриваемую нами службу. «За отпустом имеется остаться в наличности 66 годов, ценою на 1444 рублей 2) и оные соблаговолено ли будет, так как оне есть, или, исключив помянутую службу и перепечатав, как оне точно и прежде до привнесения той печатаемы были, один только лист, требователям, которых вседневно не мало является, для возвращения капитала отпускать в продажу» 3). Св. Синод на сей раз в своем указе от 21 сентября того же года за № 1731 прямо и категорически заявил: «в означенных печатаемых ныне в оной Московской типографии Минеях месячных святым праведным Захарию и Елисавете службу печатать так, как она прежде сочинения вышепредписанной при жизни блаженные и вечнодостойныя памяти великия государыни императрицы Елизаветы Петровны вновь служба печатаема была» 4). Указ этот был объявлен справщикам Московской Синодальной Типографской библиотеки 5 октября того же года. В силу сего указа Сентябрьская Минея 1768 года вышла со службою праведным Захарии и Елизавете в том виде, в каком эта служба была напечатана в первый раз в 1719 году, при жизни покойной императрицы Елизаветы Петровны. С этого же время, вопреки очевидной неумест-

1) Ibidem л. 17 об.

2) Всего Миней месячных к настоящему году числилось на печатном дворе «переплетных 81 год ценою на 1804 рубля». Дела арх. М. Типогр. библ. л. 20.

3) Дела арх. М. Типогр. библ. 1763 г. № 50 л. 20.

4) Ibidem л. 21 об.

 

 

— 251

ности вышеприведенных выражений в 9 песни канона, печатается эта служба неизменно даже в настоящее время как в Минеях Московской типографии 1), так и Киевской 2), вызывая некоторые недоумения у лиц, которым приходится пользоваться ею 3).

Из сказанного нами вытекают следующие положения:

1) «Ина служба святого пророка Захарии и святые праведные Елизаветы», находящаяся ныне в Минее под пятым числом месяца сентября, русского происхождения и с греческою службою тем же святым ничего не имеет общего.

2) Составлена эта служба в 1719 году для торжественного богослужения на день тезоименитства покойной государыни императрицы Елизаветы Петровны, в то время еще бывшей великою княжною.

3) Составителем настоящей службы был архимандрит Александро-Невской Лавры, в последствии митрополит С.-Петербургский Феодосий.

4) Внесена эта служба в сентябрьскую месячную Минею между 1724 и 1747 годами и с тех пор, вопреки неумеет-

1) В московской Синодальной типографии и после смерти императрицы Елизаветы Петровны служба праведным Захарии и Елизавете выходила еще отдельным изданием, напр., в 1760 г. мая 10 дня (Экземпляр хранится в Моск. Типогр. библ. под № 79 — 2175).

2) См., напр., сент. Мин. изд. Киев. 1750 л. 28.

3) «Иною» службою праведным Захарии и Елизавете в настоящее время пользуются обыкновенно в храмах, посвященных этим святым. При чтении стихов на девятой песни канона, чтецы, имея в виду, что в настоящее время богохранимая Русь правится державною рукою Государя, а не Государыни выражение тезоименитые заменяют тезоименитого и тем искажают мысль песней и вызывают улыбку у внимательных богомольцев... Поэтому, при чтении двух тропарей девятой песни канона необходимо, по нашему мнению, сделать изменения, которые указывали справщики 1763 года.

 

 

— 252 —

ности некоторых выражений в виду их несовременности, при полном отсутствии каких бы то ни было на нее указаний в нашем современном Типиконе или Церковном Уставе, продолжает доселе печататься в наших Минеях без всяких даже весьма нужных поправок, на которые указывали еще справщики 1763 года.

Л. Дмитриевский.

 


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.