13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Сергий (Страгородский), патриарх
Сергий (Страгородский), патр. Послание 1927 г.
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Посланіе Митрополита Сергія.
«Божіею милостію смиренный Сергій, митрополитъ Нижегородскій, замѣститель патріаршаго мѣстоблюстителя, и временный патріаршій священный синодъ, — преосвященнымъ архипастырямъ, Боголюбивымъ паетрыямъ, честному иночеству и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ святой всероссійской православной церкви о Господѣ радоваться.
Одною изъ заботъ почившаго святѣйшаго отца нашего патріарха Тихона предъ его кончиной было поставить пашу православную русскую церковь въ правильныя отношенія къ совѣтскому правительству и тѣмъ дать церкви возможность вполнѣ законнаго и мирнаго существованія. Умирая, святѣйшій говорилъ: «Нужно бы пожить еще годика три». И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительскихъ трудовъ, онъ довелъ бы дѣло до конца. Къ сожалѣнію, разныя обстоятельства, а главнымъ образомъ, выступленія зарубежныхъ враговъ совѣтскаго государства, среди которыхъ были не только рядовые вѣрующіе нашей церкви, по и водители ихъ, возбуждая естественное и справедливое недовѣріе правительства къ церковнымъ дѣятелямъ вообще, мѣшали усиліямъ святѣйшаго, и ему не суждено было при жизни видѣть своихъ усилій увѣнчанными успѣхомъ.
Нынѣ жребій бытъ временнымъ замѣстителемъ первосвятителя нашей церкви опятъ палъ на меня, не достойнаго митрополита Сергія, а вмѣстѣ со жребіемъ палъ на меня и долгъ продолжать дѣло почившаго и всемѣрно стремиться къ мирному устроенію нашихъ церковныхъ дѣлъ. Усилія мои въ этомъ направленіи, раздѣляемыя со мною и православными архипастырями, какъ будто не остаются безъплодными: съ учрежденіемъ при мнѣ временнаго патріаршаго священнаго синода укрѣпляется надежда на приведеніе всего нашего церковнаго управленія въ должный строй и порядокъ, возрастаетъ и увѣренность въ возможность мирной жизни и дѣятельности пашей въ предѣлахъ закона.
Теперь, когда мы почти у самой цѣли нашихъ стремленій, выступленія зарубежныхъ враговъ не прекращаются: убійства, поджоги, налеты, взрывы и имъ подобныя явленія подпольной борьбы у насъ у всѣхъ на глазахъ. Все это нарушаетъ мирное теченіе жизни, созидая атмосферу взаимнаго недовѣрія и всяческихъ подозрѣній. Тѣмъ нужнѣе для нашей церкви и тѣмъ обязательнѣе для насъ всѣхъ, кому дороги ея интересы, кто желаетъ вывести ее на путь легальнаго и мирнаго существованія, тѣмъ обязательнѣе для насъ теперь показать, что мы, церковные дѣятели, не съ врагами нашего совѣтскаго государства и не съ безумными орудіями ихъ интригъ, а съ нашимъ народомъ и съ нашимъ правительствомъ .
Засвидѣтельствовать это и является первой цѣлью настоящаго нашего (моего и синодальнаго) посланія. Затѣмъ извѣщаемъ васъ, что въ маѣ текущаго года по моему приглашенію и съ разрѣшенія власти организовался временный при замѣстителѣ патріаршій священный синодъ въ составѣ нижеподписавшихся. Отсутствуютъ преосвященные Новгородскій митрополитъ Арсеній, еще не прибывшій, и Костромской архіепископъ Севастіанъ по болѣзни. Ходатайство наше о разрѣшеніи синоду начатъ дѣятельность по управленію православной всероссійской церковью увѣнчалось успѣхомъ. Теперь наша православная церковь въ Союзѣ имѣетъ не только каноническое, но и по гражданскискимъ законамъ вполнѣ легальное центральное управленіе; а мы надѣемся, что легализація постепенно распространится и на низшее наше церковное управленіе: епархіальное, уѣздное и т. д. Едва ли нужно объяснять значеніе и всѣ послѣдствія перемѣны, совершающейся, такимъ образомъ, въ положеніи нашей православной церкви, ея духовенства, всѣхъ церковныхъ дѣятелей и учрежденій... Вознесемъ же наши благодарственныя молитвы ко Господу, тако благоволившему о святой нашей церкви! Выразимъ всенародно нашу благодарность и совѣтскому правительству за такое вниманіе кт. духовнымъ нуждамъ православнаго населенія, а вмѣстѣ съ тѣмъ завѣримъ правительство, что мы не употребимъ во зло оказаннаго намъ довѣрія.
22
Приступивъ съ благословенія Божія къ нашей синодальной работѣ, мы ясно сознаемъ всю величину задачи, предстоящей какъ намъ, такъ и всѣмъ вообще представителямъ церкви. Намъ нужно не па словахъ, а на дѣлѣ показать, что вѣрными гражданами совѣтскаго Союза, лойяльными къ совѣтской власти, могутъ быть не только равнодушные къ православію люди, не только измѣнники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которыхъ оно дорого, какъ истина и жизнь, со всѣми его догматами и преданіями, со всѣмъ его каноническимъ и богослужебнымъ укладомъ. Мы хотимъ бытъ православными и въ то же время сознавать совѣтскій Союзъ нашей гражданской родиной, радости и успѣхи которой — наши радости и успѣхи, а неудачи —наши неудачи. Всякій ударъ, направленный въ Союзъ, будь то война, бойкотъ, какое-нибудь общественное бѣдствіе иля просто убійство изъ угла, подобное варшавскому, сознается нами, какъ ударъ, направленный въ насъ. Оставаясь православными, мы помнимъ свой долгъ быть гражданами Союза «не только изъ страха, но и по совѣсти», какъ училъ насъ апостолъ (Рим. XIII, 5). И мы надѣемся, что съ помощью Божіею, при вашемъ общемъ содѣйствіи и поддержкѣ, эта задача будетъ нами разрѣшена. Мѣшать намъ можетъ лишь то, что мѣшало и въ первые годы совѣтской власти устроенію церковной жизни на началахъ лойяльности. Это — недостаточное сознаніе всей серьезности совершившагося въ нашей сттранѣ. Утвержденіе совѣтской власти многимъ представлялось какимъ-то недоразумѣніемъ, случайнымъ и потому недолговѣчнымъ. Забывали люди, что случайностей для христіанина нѣтъ и что въ совершающемся у насъ, какъ вездѣ и всегда, дѣйствуетъ также десница Божія, неуклонно ведущая каждый народъ къ предназначенной ему цѣли. Такимъ людямъ, не желающимъ понять «знаменія времени», и можетъ казаться, что нельзя порвать съ прежнимъ режимомъ и даже съ монархіей, не порывая съ православіемъ. Такое настроеніе извѣстныхъ церковныхъ круговъ, выражавшееся, конечно, и въ словахъ, и въ дѣлахъ и навлекавшее подозрѣнія совѣтской власти, тормозило и усилія Святѣйшаго Патріарха установить мирныя отношенія церкви съ совѣтскимъ правительствомъ. Недаромъ вѣдь апостолъ внушаетъ намъ, что «тихо и безмятежно жить» по своему благочестію мы можемъ, лишь повинуясь законной власти (1 Тим. II, 2), или должны уйти изъ общества. Только кабинетные мечтатели могутъ думать, что такое огромное общество, какъ наша православная церковь со всею ея организаціей, можетъ существовать въ государствѣ спокойно закрывшись отъ власти. Теперь, когда наша патріархія, исполняя волю почившаго патріарха, рѣшительно и безповоротно становится на путь лойяльности, людямъ указаннаго настроенія придется или переломить себя и, оставивъ свои политическія симпатіи дома, приносить въ церковь только вѣру и работать съ нами только во имя вѣры; или, если переломить себя они сразу не смогутъ, по крайней мѣрѣ не мѣшать намъ, устранившись временно отъ дѣла. Мы увѣренны, что они, опять и очень скоро возвратяться работать съ нами, убѣдившись, что измѣнилось лишь отношеніе къ власти, а вѣра и православнохристіанская жизнь остаются незыблемы.
Особенную остроту при данной обстановкѣ получаетъ вопросъ о духовенствѣ, ушедшемъ съ эмигрантами за границу. Ярко противосовѣтскія выступленія нѣкоторыхъ нашихъ архипастырей и пастырей, какъ извѣстно, заставили почившаго патріарха упразднить заграничный синодъ (5 мая 22 апрѣля 1922 г.). Но синодъ и до сихъ поръ продолжаетъ существовать, политически не мѣняясь, а въ послѣднее время своими притязаніями па власть даже раскололъ заграничное церковное общество на два лагеря. Чтобы положить этому конецъ, мы потребовали отъ заграничнаго духовенства дать письменное обязательство въ полной лойяльности къ совѣтскому правительству во всей своей общественной дѣятельности. Не давшіе такого обязательства или нарушившіе его будутъ исключены изъ состава клира, подвѣдомственнаго московской патріархіи. Думаемъ, что, размежевавшись такъ, мы будемъ обезпечены отъ всякихъ неожиданностей изъ-за границы. Съ другой стороны, наше постановленіе, можетъ быть, заставитъ многихъ задуматься, не пора ли и имъ пересмотрѣть вопросъ о своихъ отношеніяхъ къ совѣтской власти, чтобы не порывать со своей родной церковью и родиной.
Не менѣе важной своей задачей мы считаемъ и приготовленіе къ созыву и самый созывъ нашего второго помѣстнаге собора, который изберетъ намъ уже не временное, а постоянное центральное церковное управленіе, а также вынесетъ рѣшеніе и о всѣхъ «похитителяхъ власти»
23
церковной, раздирающихъ хитонъ Христовъ. Порядокъ и время созыва, предметы занятій собора и пр. подробности будутъ выработаны потомъ. Теперь же мы выразимъ лишь наше твердое убѣжденіе, что нашъ будущій соборъ, разрѣшивъ многіе наболѣвшіе вопросы нашей внутренней церковной жизни, въ то же время своимъ соборнымъ разумомъ и голосомъ дастъ окончательное одобреніе и предпринятому нами дѣлу установленія правильныхъ отношеній нашей церкви къ совѣтскому правительству.
Въ заключеніе усердно просимъ всѣхъ васъ, преосвященные архипастыри, пастыри, братіе и сестры: помогите намъ каждый въ своемъ чину вашимъ сочувствіемъ и содѣйствіемъ нашему труду, вашимъ усердіемъ къ дѣлу Божію, вашей преданностью и послушаніемъ святой церкви, въ особенности же вашими за насъ молитвами ко
Господу, да дастъ Онъ намъ успѣшно и богоугодно совершитъ возложенное на насъ дѣло къ славѣ Его Святого Имени, къ пользѣ святой нашей православной церкви и къ нашему общему спасенію.
Благодать Господа нашего Іисуса Христа и любы Бога и Отца и причастіе святаго Духа буди со всѣми вами. Аминь. 16-29 іюля 1927 г. Москва.
За патріаршаго мѣстоблюстителя Сергій митрополитъ Нижегородский.
Члены временнаго патріаршаго священнаго синода-Серафимъ, митрополитъ Тверской, Сильвестръ, архіепископъ Вологодскій, Алексій, архіепископъ Хутынскій, управляющій Новгородской епархіей, Анатолій, архіепископъ Самарскій, Павелъ, архіепископъ Вятскій, Филиппъ, архіепископъ Звенигородскій, управл. Московской епархіей, Константинъ, епископъ Сумской, управл. Харьковской епархіей».
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.