13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
5.2. Пантеос
«Пантеос (греч.) — космическое духовное Существование ) — это учение о том, что все живое во Вселенной пронизывает светлая сила созидания, которая теоретически может все, но практически – почти ничего не может, ибо не обладает разумом и волей.»124) При этом эволюционный политеизм - Пантеос или Вселенское язычество сближается с материализмом. Но благодаря этой силе всякий живущий имеет шанс стать богом – не единственным, но одним из многих. Ни один такой бог, обладающий личностью и волей, не может достичь вемогущества, но вместе они – всесильный божественный Пантеон. Благодаря этой идее Пантеос становится объединяющей силой язычества. Он вбирает в себя даосские и ведические учения, но в эпоху Великой экспансии ведущее значение приобретают новые ветви Пантеоса. На Истинной Земле идеи Пантеоса получают наиболее полное и даже расширенное отражение в Религии Истины (Kres Vera). Эту веру активно распространяет Солнечный круг, и суть ее заключается в том, что Истина во всей ее полноте непостижима, но разные грани ее открываются приверженцам разных вер. Религия Истины следовала идее Соединения Света, возникшей на Истинной Земле еще в 20-м веке, но развивала ее в ином ключе. Если Соединение Света в изначальной форме предполагает, что крупицы Истины, присутствующие во всех религиях, должны слиться воедино – и это откроет путь ко всей Истине в целом, то Kres Vera считает, что каждая крупица Истины ценна сама по себе. Это автоматически влечет за собой признание, что все боги, которым поклоняются люди, существуют на самом деле. Что, в свою очередь, порождает ключевой тезис Религии Истины: Божественную силу могут обретать образы, созданные воображением людей. Чем больше людей поклоняется образу, тем большую силу он обретает. А энергию прямого действия дают ему души умерших приверженцев, которые сохраняют физическую связь с материальным миром. Больше того, этот образ не обязательно должен быть персонифицированным. Kres Vera учит, что если, например, люди верят во влияние звезд на судьбу людей, то эта вера может породить сгущение божественной силы, способное реально оказывать влияние на судьбу людей в зависимости от положения звезд. Таким образом, в представлении Религии Истины слово может стать богом в буквальном смысле. Молитва – это не обращение к богу, а порождение бога посредством слова. Само собой разумеется, что религия, основанная на таком фундаменте, не может сохранить единство. Хотя с другой стороны, она объемлет собой все учения и культы, которые от нее произошли. История Религии Истины, как целостного учения, закончилась с распадом Солнечного Круга. Церкви и секты, отпочковавшиеся от нее, лишились объединяющего начала и потеряли связь друг с другом. Но с ответвлениями Kres Vera прямо или косвенно связано зарождение и развитие доброй половины звездных религий, вошедших в Александрийский договор. Приверженцем одного из таких ответвлений был капитан Эд Дайль Эсальвери Бон, который после нескольких веков забвения заново открыл планету Риджинга, служившую когда-то полигоном Солнечного Круга, где отрабатывались регрессорские и прогрессорские технологии. Когда планету оставили в покое, она сумела достичь довольно высокого уровня развития, но в некоторых ее странах сохранялись древние обычаи и культы. И трудно было сказать, какие из них развились самостоятельно, а какие были привнесены Солнечным Кругом. Эд Дайль Эсальвери Бон, по всей видимости, вообще не знал о работе Солнечного Круга на этой планете. И, обнаружив на ней учения и культы, поразительно похожие на его собственные религиозные воззрения, Эсальвери решил, что это и есть если не сама истина, то по крайней мере вера, наиболее близкая к ней. Так на свет появилась новая религия во главе с бессмертным пророком, автором священной книги "Рунтал" (что означает "совершенство" на одном из языков Риджинги). На самом деле учение Эсальвери было далеко от совершенства – прежде всего потому, что основатель новой веры счел самыми праведными и свободными от искажений наиболее древние обычаи Риджинги (вернее, тех культов, которые пользовались славой старейших на планете). Самой заметной среди традиций Рунталина можно назвать подчинение женщины мужчине от рождения и до смерти. Рунтал утверждает, что женщина – это сосуд божественной энергии, которая питает мужчин. И чтобы эта энергия не растрачивалась даром, женщина должна быть всегда во власти мужчиины. Но даже и это не устраняет опасность потери драгоценной энергии – поэтому женщина с момента полового созревания и до наступления климакса должна носить на ногах цепочку, которая, сковывая ноги, удерживает божественную энергию в замкнутой цепи. По той же причине женщина должна ходить босиком – ибо она заряжается божественной энергией через землю рождающую – воплощение женского начала. Однако главная идея Рунтала состоит в другом. В отличие от Религии Истины Рунталин четко и ясно отдает предпочтение одной из двух основных линий Пантеоса. Рунтал учит, что души умерших могут обрести божественную силу, и что все боги мира – это души людей, живших прежде. Но золотой век, когда всякая душа могла достичь божественности, давно прошел, и пророк Бон явился, чтобы вновь открыть людям путь в божественный сонм. Всякий, кто примет Рунталин и будет соблюдать его обычаи, после смерти станет божественным духом, но индивидуальная сила его будет зависеть от того, сколько божественной энергии человек накопил при жизни. Именно эта жизнеутверждающая и очень привлекательная для смертных идея, предельно ясно выраженная в Рунтале, стала причиной популярности самого Рунтала в археофильских мирах. С распространением текста Рунтала стали как грибы после дождя появляться новые учения, проповедующие веру в божественных духов. Бессмертный пророк Эд Дайль Эсальвери Бон отказался признать своими последователями тех, кто следует Рунталу не во всей его полноте и отказывается исполнять одиозные обычаи Рунталина. Однако сам Рунтал разделил судьбу произведений, претендующих на гениальность – он зажил собственной жизнью и оказал влияние если не на все, то на многие звездные релиигии, возникшие после него.
А первым ярким ответом на "мужской шовинизм" Рунталина стал культ адасков, зародившийся на Элине – планете весьма своеобразной. Она была заселена в ходе одного из экспериментов Ксеноцентра, и суть эксперимента состояла в установлении половой сегрегации. Элинские женщины жили отдельно от мужчин в закрытых резервациях и вступали в контакт с мужчинами только в специальных шлюзах. Когда Ксеноцентра уже фактически не существовало, вольные капитаны нарушили этот образ жизни и открыли элинским мужчинам и женщинам путь к звездам. Элина проявила незаурядную активность в освоении других планет, но последствия половой сегрегации продолжали сказываться еще долго. Недаром с одной стороны на Элине возник культ адасков, а с другой – именно в Элинидах особенно активно распространялся Сольверос. Специфика Элины в полной мере проявилась в религии адасков, и классические феминистки не раз высказывали мнение, что Адаскойн на самом деле создан мужчинами для особо изощренного унижения женщин. Ведь учение адасков недвусмысленно требует, чтобы женщина не одевала никакой одежды, пока не увяла ее красота, и отдавалась мужчинам в храме за деньги. Но на деле это лишь отголосок половой сегрегации и жизни в женских резервациях Элины, где долгое время кипела борьба между сторонницами приличий и поклонницами телесной свободы. А деньги, полученные в качестве платы за "шлюзование", были одной из главных статей дохода женских резерваций. Само же учение адасков насквозь пронизано феминизмом. Это как бы Рунталин наоборот. Женщина заряжается божественной энергией от мужчин, от других женщин, от земли, от неба и от солнца, женщина становится богиней после смерти, а мужчине вообще ничего не светит и у него есть только земные резоны, чтобы примкнуть к Адаскойну – право подниматься на более высокие ступени храма и право на особую благосклонность женщин, ибо только единоверцу адаска может отдаться бесплатно.
Впрочем, есть ветви Адаскойна, которые вообще не допускают в свою среду мужчин. А реформированный Адаскойн, сохранивший обязательное обнажение, только как часть храмовых ритуалов, вплотную примыкает к классическому феминизму. Именно адаски первыми начинают борьбу против Сольвероса, как самого враждебного женщинам учения. Но когда на планете Эфес – одном из ведущих центров капитанской экспансии – их борьба заканчивается успехом и власти запрещают Сольверос, инициативу перехватывают мужчины. Некто Кенди Амен создает учение, которое, по его мысли, должно способствовать реабилитации жертв Сольвероса. Именно поэтому священные книги нового учения написаны на языке сольверистов – сердари. В основе этого учения – синтез идей Рунтала о божественных духах, представлений Сольвероса о посмертном блаженстве и аврамических учений о Боге, обладающем личностью и волей. Такая религия представляется создателю и его ученикам всеобъемлющей, и потому они называют ее Вселенской верой – Гипероменом. Главная идея Гиперомена заключается в том, что превращение души умершего в божественный дух – это не последняя стадия вечной жизни. У божественного духа есть шанс слиться с высшим Божеством, которое представляет собой соединение безличной высшейф силы с сонмом праведных душ. Божество не только обладает неограниченным могуществом, но и позволяет своей частице – божественному духу – осуществить любые желания. Слияние с Божеством открывает душе путь в виртуальный рай, который более привлекателен, чем рай аврамических вер и вплотную примыкает к раю Сари Амбиер. Но вскоре на свет появляется вера, более всеобъемлющая, чем Религия Истины и Вселенская вера вместе взятые. Пророк Тедиок Викар с планеты Инанди пишет книгу Пнемис, что на сердари может означать сразу три понятия – поиск, дыхание (дух) и путь. Если попытаться отыскать главную идею в книге из миллиона слов, то этой идеей будет, наверное, возможность слиться с Божеством непосредственно после смерти или даже вовсе не умирая. Но эта книга устроена так, что допускает чуть ли не миллион толкований. Сам Викар, чтобы слиться с Божеством, покончил с собой особо мучительным способом – а течение Джанга, основанное Алисой Ромеро, учит, что достичь слияния может любой живущий, и для этого вообще необязательно умирать. И наоборот, любой умерший может заслужить слияние с Божеством своими деяниями в роли божественного духа – в полном соответствии с учением Гиперомена.
Пророк Андравер идет еще дальше, утверждая, что никакого единого Божества не существует вовсе, а есть только сонм божественных духов. То есть он полностью повторяет основную идею Рунтала, но и это учение нисколько не противоречит книге Пнемис. Пнемис не поглощает Гиперомен только благодаря жесткой иерархической организации вселенских церквей, а Рунталин – только благодаря существованию бессмертного пророка. Зато рунталические учения, отвергнутые Эдом Дайлем Эсальвери Боном, сливаются с Пнемисом практически все. Но с другой стороны, на волне новой археофильской экспансии от Пнемиса отпочковывается учение Фораментум – более примитивное, но и более целостное. Его основная цель – объединение язычников, расплодившихся в мирах новой археофильской волны, и на поверхность всплывают оказаывшиеся на периферии Пнемиса идеи Kres Vera. В вероучении Фораментума фигурируют "гочес" – боги язычников, воображаемые, но от этого ничуть не менее реальные, и "спирас" – души умерших, обретающие божественную силу. А источником божественной энергии является Форамента – безличная высшая сила, которой подчинено все во Вселенной. Так завершается круг Пантеоса в мирах Первой экспансии. Хотя сама экспансия продолжается, ничего более всеобъемлющего чем Пнемис и ничего более ясного, чем Гиперомен и Фораментум, фантазия людей в рамках Пантеоса не рождает. И что самое интересное, упомянутые выше учения в эпоху Первой экспансии вовсе не обозначаются термином Пантеос. Если их и сводят воедино, то лишь как ответвления и вариации Религии Истины. Книга под названием "Пантеос" появляется в эпоху Второй экспансии на дубликате Земли, через который в районе 2000 года проходит матричный рой. От этого роя рождается Вселенная Бессона, а проникновение в нее другого роя (образца 1984 года) дает толчок развитию Разумной Флоры. В результате Генетрикс и его эмбрии (то есть фактически все ветви Третьей Экспансии) наследуют темпоральную инерцию не Истинной земли, а двух ее дубликатов. И в Генетриксе окончательно созревает особая форма Пантеоса, которая, во-первых, открыто носит это имя (хотя есть и другие – например, "пантеонизм" и "теоновера"), а во-вторых, по каналам Ауры просачивается во многие миры и системы, не имеющие с Генетриксом прямой информационной связи, зарождаясь и развиваясь в них как бы заново. Этот Пантеос не знает единого верховного Божества, если не считать за таковое сонм божественных духов (теонов) – но зато в его учении фигурирует Пандемон, как противоположность Пантеона и сообщество темных духов.
Хотя Религия Истины тоже упоминала про "темную сторону Силы", ни одно из ее ответвлений и вариаций не доходило до явного дуализма. Худшим из посмертных воздаяний все они считали полное бессилие души умершего или бесповоротную необратимую смерть. А пантеонизм Третьей экспансии сближается в этом аспекте учения с некоторыми ответвлениями Теамора, и разграничивает их только одна существенная деталь. Для Теамора души умерших – лишь слуги одного из двух богов, а для Пантеоса они сами – боги, и это наиболее постоянная его черта. Лишь одно свойство присуще этой силе перманентно – она противостоит разрушению и восстанавливает порядок из хаоса. Благодаря этой силе протовещество превратилось в материю, материя породила жизнь, а из жизни развился разум. Одно из свойств разума – способность управлять силой созидания и концентрировать ее в себе. А тот, кто на это способен, фактически является богом. И следовательно, каждый разумный имеет шанс стать богом в земной жизни или после смерти. Каждый человек – потенциальный бог, но ни один из богов Пантеоса не всемогущ, не всеведущ и не всеблаг. Однако боги могут объединяться в сонмы, соединяя свою силу и свою волю. И чем сильнее сонм, тем ближе он к всемогуществу. Вопрос о том, может ли сонм богов в конце концов достичь всемогущества, становится главной проблемой Пантеоса на все времена. Одна из двух основополагающих книг – «Соединение Света» – говорит о недостижимости всемогущества, а другая – «Pantheos» – о его непостижимости. Kres Vera – религия многоликой Истины – решает эту дилемму в пользу ненужности всемогущества, и эту идею наследует Рунталин – весьма экзотическое учение эпохи вольных капитанов. Но проблема, решенная в частном случае, только усугубляется в общем, и 50 веков спустя Пантеос по-прежнему не может отойти от тех же самых вопросов, споров и противоречий. Учение Гиперомена говорит о непостижимости всемогущества, учение Фораментума – о недостижимости, а Пнемис указывает пути поиска окончательного ответа, но самого ответа не дает. Еще одна линия разделения ветвей Пантеоса – сущность богов. Течение, известное как «вселенское язычество», считает, что боги – это души людей и иных разумных, которые накопили светлую силу при жизни и обретают способность использовать ее в полной мере после смерти, освободившись от оков тела. Фигурируют в этом учении также «аватары сонмов» – персонифицированные проявления единой воли богов, объединившихся в сонм. Но вселенскому язычеству чужды некоторые идеи, которые проповедует Kres Vera. Религия многоликой Истины утверждает, что обретать божественную силу могут мысли и образы, порожденные человеческим разумом. И если люди веруют в некоего бога, то этот бог воплощается в реальности и начинает влиять на материальный мир. И чем больше людей искренне веруют в виртуальное божество, тем оно сильнее и могущественнее. Kres Vera не отрицает и языческие идеи обожения душ умерших, а также проповедует возможность обретения божественных способностей в земной жизни, но во главу угла ставит именно мистическое воплощение образов – обожествление эгрегоров. В каждом человеке скрыт элемент Божества. Это его бессмертная душа или — в терминологии «Пантеоса» — «теон».125) Со смертью человека его теон освобождается и для него открывается семь путей. Теон может остаться одиночным и одиноким, но существование неприкаянных духов печально. Счастливых привидений не бывает. Но теон может объединиться с другими одинокими духами, а вместе они — сила. Однако сильнее всех сил — Пантеон, который и есть Божество.
Бог — не одинокий старец, сидящий на облаке, и не вездесущий дух, непостижимый для смертных. Бог — это сообщество светлых душ, великое собрание теонов, которые слабы поодиночке, но всесильны вместе. Но не всякий теон будет принят в божественное сомножество, да и не всякий дух захочет соединиться с Пантеоном. Пантеон дарует блаженство, но не каждому хочется блаженства. Пантеон иерархичен. Высшую силу обретают те, кто при жизни принес наибольшее благо для человечества или был выше других в служении Богу. Те же, кто совершил больше зла, чем добра, хотя и могут войти в Пантеон, но не будут иметь силы и могут быть вытеснены из Пантеона самой его благой сущностью. Зато темные теоны охотно принимает и поглощает противостоящий Пантеону Пандемон. Однако чтобы слиться с Пандемоном, надо стать демоном, а для этого теон должен пройти инициацию, которая представляет собой длинную цепь мучений. Пятый путь — это вселение теона в чужое тело с вытеснением его собственной души или без оного. В последнем случае в одном теле оказывается два теона, а это уже аномалия с непредсказуемыми последствиями. Шестой путь — это преобразование теона, утрата личности, утрата сознания, утрата эмоций, утрата памяти. Отчасти это происходит и внутри Пантеона или Пандемона, но там все восстановимо, ибо и Пантеон, и Пандемон всесильны. А индивидуальное преображение теона ведет к появлению призрака-монстра, который не испытывает отрицательных эмоций — тех, что не дают покоя обыкновенным неприкаянным духам — но не имеет и понятия о добре и зле. Седьмой путь — это полная утрата теона, превращение в ничто, абсолютная смерть. «Но беда в том, что теон, который хочет превращения в ничто, обычно не в силах этого добиться. Это так же сложно, как достичь Нирваны. А между тем, теон человека, прожившего никчемную жизнь, может исчезнуть сразу же после смерти — если смерть для него нежеланна»126).
124) Пантеос. Звездная радуга. – [электронный ресурс] - http://anton2ov.spb.ru/santos/main.php?id=19
125) Пантеос – [электронный ресурс] -
126) Пантеос. Вселенское язычество [электронный ресурс] - http://espada.nm.ru/panteos.htm
Страница сгенерирована за 0.04 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.