13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
4.3. Индейский шаманизм Карлоса Кастанеды
Карлос Кастенеда родился 25 декабря 1925 г в Каджамарка, Перу. Другие источники называют иную дату - 25 декабря 1931 и переносят место рождения в Сао Паоло, Бразилия. О его жизни известно в основном из его книг, а на достоверность описанных в них событих в свете обязательного для тольтека "стирания личной истории" полагаться нельзя. Кастанеда умер 27 апреля 1998 г. О смерти его было сообщено лишь 18 июня. Похорон не было. Тело было кремировано в тот же день и останки перевезены в Мексику. «Кастанеда сумел заинтриговать сочиненными им 10 книгами миллионы читателей и был переведен на 17 языков. В своих произведениях Кастанеда излагал “учение дона Хуана”, колдуна одного из племен южноамериканских индейцев, образ которого, возможно, был придуман им самим». 97) На общей пантеистической основе язычества и неоязычества Кастанеда выстраивает собственную систему, подавая ее читателю в качестве описания шаманских традиций индейского племени яки. В своих основных деталях эта система повторяет и интерпретирует в привычной для современного западного человека терминологии мировоззрение, общее для большинства языческих религий. Таким образом, западному читателю предлагается приобщиться к магическому опыту и практике шаманизма. Кастанеда извлекает эту практику из ее культурно-цивилизационного контекста, снабжает необходимыми для современного цивилизованного человека вспомогательными элементами, вносит некоторые иные изменения и пытается создать на этой основе свое оригинальное религиозно-психологическое учение, вариант неоязыческой квазирелигии.
Основной, привлекательной целью для последователей учения является получение достаточного количества "личной силы". Получив ее - человек способен вступить на "путь знания", практиковать магические действия, ритуалы, вступать в общение со сверхчувственными существами. В своих книгах, в течение более чем 30 лет Кастанеда утверждал, что был учеником мага - индейца по имени Дон Хуан Матус, который несомненно является плодом его собственной, творческой фантазии. На основе язычества Кастанеда выстраивает собственную систему, подавая ее читателю в качестве описания шаманских традиций индейского племени "яки". Читателю предлагается приобщиться к магическому опыту и практике шаманизма. Чтобы приобрести способность "видеть" (состояние дающее паранормальные способности), человек должен разрушить инерцию привычного мировосприятия-смотрения, сформированную с детства или, вернее, расшатать ее настолько, чтобы "прорваться" к иным способам видения. Для этого используется целый ряд психологических приемов, психических и двигательных упражнений, употребляются галлюциногенные наркотические средства. Человек должен определенным образом изменить все свое поведение. Главное в этом изменении - упорядочить жизнь так, чтобы не терять личной силы - главного энергетического ресурса, позволяющего человеку войти в мир "видения". Такая жизненная дисциплина сравнивается автором с воинской, и потому такое поведение Кастанеда называет "путем воина". Использование наркотических средств в учении Кастанеды необходимо для "развития магических способностей" т. к. без них такое развитие оказывается практически невозможным. Утверждается, что наркотики каким-то таинственным образом связаны с "олли", сверхчувственными сущностями или действиями, которые выступают "союзниками" человека в приобретении им могущества и силы. В группах последователей Кастанеды применяются психологические техники «для удержания личной силы человека, недопущения ее неэффективной растраты».98)
В начале 90-х, появилась группа "Тансегрити", занявшаяся коммерческим внедрением кастенедовских практик. Эта группа вела речь о спасении мира путем раскрытия ему секретных тольтекских техник. Существут также другие группы и центры последователей учения Кастанеды, например в пансионате "Прибрежный" на берегу Истринского водохранилища расположен "Центр предвидения и магической защиты", зарегистрированный в Москве как филиал Американского шаманского центра под руководством ученика Карлоса Кастанеды - Майкла Харнера. Основательница московского филиала - Алла Слободова. Магические пассы были открыты шаманами древности тысячи лет назад в состояниях, которые сильно отличались от реальности, известной нам сейчас. Вообще, те шаманы были мастера магии и могли вытворять чудеса, о которых сейчас рассказывают сказки и легенды, они были способны на такое, во что рациональный ум современного человек просто отказывается верить (поэтому в нашем мире чудес не бывает!). Пассы выполнялись шаманами с целью входа в те самые состояния, служили как бы мостом между различными реальностями. В традиции Кастанеды пассы имеют несколько иное назначение, да и их внешняя форма несколько изменилась. Прагматичность современных видящих привела к тому, что они отбросили весь шаманский бред древности и сконцентрировали все свои усилия на достижении Свободы – качественно нового способа осознания и восприятия, говорить о котором в терминах повседневности не столько невозможно, сколько бесполезно. Все техники, доставшиеся в наследство от магов древности, подверглись переосмыслению. Некоторые уже давно забыты, иные остались как пережитки. Те же магические процедуры, которые действительно необходимы для достижения главной цели видящих – Свободы – остались и практикуются. Именно так и появилась Тенсегрити.
Надо заметить, что именно Кастанеда выполнил задачу адоптации магических пассов для современных практикующих. До него они были окутаны "тайной веков", как и все магическое наследие линии дона Хуана. Кастанеда был завершающим звеном этой линии. Именно поэтому то знание, которое было ему передано, стало доступным всему миру. Он не мог унести его с собой – это груз стал бы преградой на его пути к свободе. Тенсегрити – название, данное магическим пассам все тем же Карлосом Кастанедой - это не просто физзарядка. Каждый пасс имеет определенный энергетический смысл. Если выполнять пассы неосознанно, просто двигать руками и ногами, нужного эффекта вы добьетесь очень нескоро. Однако как только уровень вашей осознанности повышается, повышается и эффект. Пассы сгруппированы в серии. Каждая серия выполняется с целью реализации одной из энергетических задач, стоящих перед практикующим. Например, самая первая серия Тенсегрити называлась "Двенадцать базовых движений для накопления энергии и сохранения здоровья". Эти упражнения выполняются последовательно одно за другим и служат как бы стартовой площадкой для других серий. Осознанное выполнение этой серии дает практически моментальный эффект, хотя прежде, чем выполнение станет осознанным, может пройти несколько месяцев или лет ежедневной практики. Следующая серия называется "Перераспределение рассеянной энергии". Есть серия Мужественности, серия Тепла, серия Матки, серия для Пере просмотра, для Сновидения, для достижения Внутренней Тишины. Пять серий Неделания и другие. Каждая из них, выполненная осознанно, задействует ваше энергетическое тело (вне зависимости от того, признаете ли вы его существование) определенным образом, позволяя ему задействовать доступную энергию с целью выполнения определенной магической задачи. Подробности можно найти в книгах, они продаются без ограничений для всех желающих. Говорить об эффекте – дело неблагодарное. Когда вы делаете пассы, само ваше тело отлично понимает, каков эффект и зачем ему это нужно (тогда как ум зачастую является тормозом, приводя массу различных причин чтобы пассы не делать). Результаты постоянной практики чувствуются всеми практикующими приблизительно одинаково, и слов для их выражения им не требуется. Можно было бы сказать, что энергетический потенциал практикующих изменяется, но это слишком туманно. В мире энергии не существует ступенек, подобных социальным. Вы либо обладаете энергией, и тогда вам все понятно, либо не обладаете, и тогда для вас любые разговоры на эту тему – чушь собачья.
Эффект Тенсегрити можно "оценить" только с позиций "воина, стремящегося к Свободе". С позиций обывателя можно было бы сказать, что никакого эффекта вообще не существует, или что он скорее отрицательный, чем положительный. Отрицательный – в смысле антисоциальный. Все практикующие Тенсегрити рано или поздно как бы отстраняются от общества, со всеми его проблемами и раскладами. Происходит это в основном вследствие искренней потери интереса к таким областям жизни человечества, как политика, экономика, спорт, массовая информация, самооценка и т.п. Также многим практикующим пассы очень скоро заменяют наркотики в любой форме – от химических и биологических препаратов до привязанности к привычкам, личной истории и собственной важности. «Впрочем, есть один признак, по которому можно определить упорного практикующего. Это – сила взгляда, горение глаз. Однако для того, чтобы научиться распознавать людей по глазам может потребоваться много лет тренировки, так что это тоже скорее лирика, повод для словесных спекуляций “непосвященных”.»99)
Авторы энциклопедии “Религии мира” пишут: “Дон Хуан называет свое учение магией, хотя сам отмечает, что это неточное название. Себя он именует “видящим”, “человеком знания”, “воином абсолютной свободы”. Согласно его учению, то, как абсолютное большинство видит мир, - это далеко не единственный способ его видения. Человек воспринимает окружающий его мир как совокупность твердых физических тел потому, что его с детства учат интерпретировать свое восприятие мира подобным образом. Маги-“видящие” (в том числе и сам дон Хуан) видят мир как “потоки энергии”. Вселенная состоит из энергетических светящихся волокон, “протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность”. Человеческие существа, с энергетической точки зрения, представляют собой “светящиеся яйца”, “коконы”, через которые проходят энергетические волокна вселенной. Центральное понятие учения магов - точка сборки. Это яркое пятно на задней поверхности кокона, оно находится на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки. С точки зрения магов, вселенная не ограничивается нашей реальностью, привычным для нас миром. Она состоит из бесконечного количества миров. Расположение миров во вселенной дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны, таким образом человек “собирает другие миры”. Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, “аванс” - сознание. В течение жизни человек развивает это осознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями, переживаниями. Однако есть способ избежать этого и сохранить свое сознание после смерти физического тела. Чтобы избежать поглощения своего сознания Орлом, человек становится на путь воина. Лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться этого. Следует помнить, что у человека совсем немного времени и энергии, что смерть может настичь его ежедневно и ежечасно. Вся жизнь воина подчинена главной цели, поэтому его энергия должна расходоваться оптимально. Воин переоценивает свои жизненные занятия и отсекает все лишнее, строго отбирает то, на что он будет тратить время и энергию. Оставляя для себя лишь самое главное, воин делает это безупречно. Жизнь воина есть сосредоточение и уход от повседневной суеты, от бесцельного существования. Воин не мучает себя сомнениями, не сетует на судьбу, не разменивается на мелочи, ни в чем не дает себе поблажки. Он - хозяин своей судьбы. Безупречность и внутренняя дисциплина - вот качества, необходимые воину на его пути. Им движет несгибаемое намерение достичь абсолютной свободы. Становясь на этот путь, воин последовательно овладевает магическими искусствами и техниками. Магические искусства намерения, сталкинга и сновидения состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Практикуя сталкинг, воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения, и пребывает за их пределами. Используя магическое искусство сновидения, воин развивает способность управлять своим сном. «Находясь в сновидении, маг может общаться с существами из других миров или перемещаться в эти миры. Практикуя намерение, воин устанавливает связь с высшей безликой и всемогущей вселенской силой и сдвигает точку сборки волевым усилием.»100). Как уже отмечалось, согласно учению Кастанеды, существует некая безличная сила или силы. Все явления, существа и события в мире являются ее различными проявлениями: «...силы, которые руководят людьми, непредсказуемы, ужасны, и, однако, великолепны... - Разве есть что-либо, что руководит нами? - спросил я. Разумеется, есть силы, которые ведут нас. -Можешь ты описать их? - Нет, не могу, разве что назвать их силами, духами, ветрами или чем угодно вроде этого»101).
Люди, в этом смысле, находятся в таком же положении, как и все остальное вокруг - растения, минералы, стихии, животные, сверхчувственные существа и т.д. Эта безличная сила действует в человеке (или - через человека) по своим законам. «Он сказал, что сила, которая правит нашими судьбами, находится вне нас самих и не обращает внимания на наши действия или волеизъявления»102). Мир - есть некая “игра” этой силы, а человек - элемент этой “игры”. Некоторые люди могут включиться в эту “игру” более сознательно. Для этого требуется осознать, что представление мира таким, каким мы привыкли его воспринимать, является только одной из множества возможных форм восприятия, связанной с обычным функционированием наших органов чувств и рационального рассудка, который интерпретирует деятельность чувств в наблюдаемую нами картину мира. Нормы этой интерпретации задаются с младенчества окружающими ребенка взрослыми людьми и он начинает смотреть на мир так, как приучают его родители. Таким образом, смотреть, в понятиях системы Кастанеды, означает интерпретировать мир привычным для окружающих людей образом. С другой стороны, умение воспринимать мир иначе, через другие системы интерпретации чувственных восприятий обозначается словом видеть. Смотреть - одна из множества возможностей видеть. Чтобы приобрести способность видеть, человек должен разрушить инерцию привычного мировосприятия-смотрения, сформированную с детства или, вернее, расшатать ее настолько, чтобы “прорваться” к иным способам видения. Для этого используется целый ряд психологических приемов, психических и двигательных упражнений, употребляются галлюциногенные наркотические средства. Человек должен определенным образом изменить все свое поведение. Главное в этом изменении -упорядочить жизнь так, чтобы не терять личной силы - главного энергетического ресурса, позволяющего человеку войти в мир видения. Такая жизненная дисциплина сравнивается с воинской, и потому такое поведение Кастанеда называет “путем воина”. Личная сила как аспект, проявление силы вообще, позволяет человеку-магу выдержать удар новых восприятий, сохранив целостность. Кроме всего этого, магу необходимо установить контакт с различными сверхчувственными существами, которых обычные люди в своем смотрении на мир не воспринимают. Эти существа-духи опасны и эгоистичны, но могут использоваться магом для накопления силы, получения нового опыта видения и т.п.
Постепенно с обучением видению, маг приобретает различные паранормальные способности. Способ восприятия мира оказывается магически связан с новыми возможностями действия в нем. Например, обучаясь видению вороны, маг может являться другим людям как ворона. Люди для видящих представляют собой яйцеобразные конструкции из световых волокон различной интенсивности и цвета в зависимости от состояния человека, его личной силы. «Человеческое существо или любое другое живое создание имеет бледно-желтое сияние. Животные больше желтые, люди больше белые. Но маг - янтарно-желтый, как чистый мед на солнечном свету. Некоторые женщины-маги зеленоватые. Нагваль сказал, что они самые могущественные и самые опасные»103). Расширяя диапазон сверхчувственных восприятий мира, осваивая различные способы видения, человек приобретает способности мгновенно перемещаться на громадные расстояния, проходить сквозь стены, превращаться в различных животных и предметы. Его тело может приобретать различные формы, в соответствии с которыми обычные люди будут по-разному воспринимать его - смотреть на него. Таким образом, маг способен предстать перед обычным человеком в образе собаки, машины, кустарника и т.д. Высшее достижение в этом - уметь создавать своего двойника - дубля, который был бы неотличим для других людей от оригинала. Этот дубль, фактически, есть контролируемая магом совокупность привычных интерпретаций его другими людьми, но для него самого он - уже только одна из возможных форм существования -человеческая форма.
В одной из своих последних книг Кастанеда дает такое описание основных положений своей системы: “
1. Вселенная является безграничным скоплением энергетических полей, похожих на нити света.
2. Эти энергетические поля, называемые эманациями орла, распространяются из источника невероятных пропорций, метафорически называемого орлом.
3. Человеческие существа также состоят из неисчислимого количества тех же нитеобразных энергетических полей. Эти эманации орла образуют полностью закрытое скопление, которое проявляет себя как шар света размером с человеческое тело с руками, вытянутыми в стороны - нечто похожее на светящееся гигантское яйцо.
4. Только очень небольшая группа энергетических полей внутри светящегося шара освещена точкой интенсивной яркости, расположенной на поверхности шара.
5. Восприятие имеет место, если энергетические поля в этой маленькой группе, в непосредственном окружении точки яркости, простирают свой свет, освещая идентичные энергетические поля снаружи шара. Поскольку воспринимаются только те энергетические поля, которые освещаются точкой яркости, то эта точка названа “точкой где собирается восприятие” или просто точкой сборки.
6. Точку сборки можно передвигать с ее обычного местоположения на поверхности светящегося шара в другое место на поверхности или внутри шара; так как блеск точки сборки освещает любое энергетическое поле, вошедшее с ней в контакт, то при ее передвижении в новое место проясняются новые энергетические поля, которые становятся познаваемыми.
7. Это восприятие известно как видение. Когда точка сборки сдвинута, становится возможным восприятие совершенно другого мира - такого же предметного и фактичного, как и тот, который мы обычно замечаем. Маги идут в этот другой мир за энергией, силой, решением общих и частных проблем или на встречу с невообразимым.
8. Намерение - это всеобъемлющая сила, которая заставляет нас воспринимать...
9. Цель магов заключена в достижении состояния полного сознания для того, чтобы испытать все возможности восприятия, доступные человеку. Это состояние сознания предполагается как прямо противоположное смерти.
Уровень практического знания включается как часть учения мастерства сознания. На этом практическом уровне дон Хуан обучал процедурам, необходимым для сдвига точки сборки. Этому служили две великие системы, изобретенные видящими-магами древних времен: сновидение - контроль и использование снов, и выслеживание - контроль поведения... Некоторые из них, нагвали, учились выполнять его для других. Они были способны выбивать точку сборки с ее привычной позиции, нанося сильный шлепок по точке сборки. Этот удар, который воспринимался как удар ладонью по правой лопатке - хотя тела и не касались - переводил в состояние повышенного сознания»104). Слово “нагваль” используется в текстах Кастанеды как для обозначения наставника в магии, так и для названия некой “истинной” реальности, субстанции, которая лежит в основе мироздания и может восприниматься только видящими магами. Поверхностный слой человеческого восприятия этой реальности называется “тоналем”, как и все то в человеке, что связано с этим типом восприятия, “...тональ, находящийся во всем, обнаруживается легко нашими чувствами, в то время, как Нагваль, находящийся во всем, виден только глазу мага..., мы можем натолкнуться на самые диковинные виды тоналя и быть напуганными ими, или потрясенными ими, или быть безразличными к ним, потому что все мы можем обозревать эти виды. Вид Нагваля, с другой стороны, требует специализированных чувств мага, чтобы быть видимым вообще”. Магическое видение мира позволяет не только видеть этот “Нагваль”, но и, входя с ним в контакт, производить различные чудесные действия - проходить сквозь стены, исцелять людей и т.п. “Нагваль” соответствует видению мира, а “тональ” -смотрению на мир в понятиях, как они были описаны выше. «И тем не менее, как тональ, так и Нагваль присутствуют всегда во всем. Поэтому магу свойственно говорить, что “смотрение” состоит в обозрении тоналя, находящегося во всем, а “видение” с другой стороны в обозрении Нагваля, также находящегося во всем. Соответственно этому, если воин наблюдает мир, как человеческое существо, то он “смотрит”, а если он наблюдает его как маг, то он “видит”, и то, что он “видит”, и следует, собственно говоря, называть Нагвалем» 105). Накопление опыта видения и личной силы дает возможность магу стать человеком знания. Конечный результат такого развития может быть отдаленно соотнесен с религиозными идеалами в некоторых традиционных языческих культах, шаманизме или в буддизме (хинаяны). Однако в этом пункте, подобно всем создателям “новых религий”, Кастанеда утверждает, что современные маги в его понимании представляют некий новый цикл развития древней традиции. Обычно это делается для того, чтобы исключить критику со стороны традиционных религий. В данном случае - представителей того же традиционного шаманизма латиноамериканских индейцев. «Дон Хуан принимал искусство овладения сознанием как современную версию чрезвычайно древней традиции, которую он называл традицией древних толтеков-видящих. И хотя он чувствовал себя неразрывно связанным с этой древней традицией, он считал себя одним из видящих нового цикла. Когда я спросил его однажды, каковы же существенные черты характера видящих нового цикла, он ответил, что это воины полной свободы, что они такие же мастера сознания, искусства следопыта и намерения, что не ловятся смертью, как остальные смертные, а избирают сами момент и путь своего исхода из этого мира. В этот момент они поглощаются внутренним огнем и исчезают с поверхности земли, как если бы они никогда не существовали»106).
Таким образом, осваивая все больше возможностей восприятия мира, все более становясь “своим” для всех сущностей во всех “слоях мира” (Кастанеда использует образ луковицы с множеством слоев растительной ткани), маг постепенно идет к слиянию с ним. Смерть, которая для большинства людей, по этим представлениям, означает разложение их личности без всякого остатка, для мага является испытанием его магической силы. После смерти он не погибает, но сливается с бесконечностью как аспектом той самой силы, которая и является пантеистически осмысляемой основой мира. В перспективе магического развития человек, по Кастанеде, приобретает способность слиться с мирозданием. «- Я собираюсь произнести, пожалуй, величайший момент знания, который кто-либо может произнести, - сказал он. - посмотрю я, что ты с ним сможешь сделать. Знаешь ли ты, что в этот самый момент ты окружен вечностью, если пожелаешь?... мы можем сказать, что вечность вроде этого, - и он расставил руки, указывая на восток и запад. - Что ты на это скажешь? - спросил он, подзуживая меня подумать над его словами. Я не знал, что сказать. - Знаешь ли ты, что ты можешь растянуть себя навсегда в любом из направлений, в котором я указал, - продолжал он, - знаешь ли ты, что один момент может быть вечностью? Это не загадка, это факт. Но только если ты оседлаешь этот момент и используешь для того, чтобы ухватиться за целостность самого себя навсегда и в любом направлении... Если бы у тебя было достаточно личной силы, то одни только мои слова были бы достаточны для тебя, чтобы сконцентрировать целостность самого себя и вывести критическую часть себя за те границы, в которых она заключена» 107).
Этот вариант буддийско-даосской “нирваны” у Кастанеды представлен также туманно, как и в других языческих и неоязыческих культах. Предлагается отвергнуть все радости жизни и десятилетиями развивать свою личную силу, отказавшись от участия во всей человеческой культуре. Из нашего мира человек знания “исчезает”, но чего, собственно, достигает, где и в каком качестве он оказывается - не понятно. Тем более, что такое “растворение” является религиозной “тайной”, нигде и никем достоверно не зафиксированной. По крайней мере, сам Кастанеда, насколько это следует из описаний его смерти, никуда не “исчез”. В связи с этим идеалом следует отметить, что образ человечества, как некоей массы, из которой периодически умудряются вырываться “в космос” отдельные особо одаренные психически индивиды, является характерным признаком новоевропейского оккультизма. В этом понимании человечество не имеет никакой общей судьбы, оно является просто субстратом, на котором каждый, вырастая, затем может двигаться куда угодно. В терминах христианской, и в целом - теистической культурной и религиозной традиции, неоязыческие построения Кастанеды укладываются в общую оценку языческой религиозности как “бесопоклонства” - “Яко все боги языков - бесове...” (Пс.95). Эта конфессиональная оценка оказывается достаточно точной и культурологически адекватной, поскольку находит подтверждение и в самооценке природы своей религиозности самими авторами неоязыческих систем, в том числе и Кастанедой. Анализируя, как бы “со стороны” опыт своего общения с “учителем”, Кастанеда приводит читателя к выводу: “Из утверждений дона Хуана можно было сделать вывод о том, что человеком знания мог быть диаблеро, т.е. колдун, занимающийся черной магией (диаблеро по-испански - черт, - прим. авт.). Он утверждал, что колдуном был его учитель и в прошлом он сам, хотя некоторые аспекты колдовства перестали его интересовать. Так как цель учения - показать, как стать человеком знания, а частью этого знания было колдовство, значит, существовала неотъемлемая связь между человеком знания и колдуном. Хотя дон Хуан не использовал их как взаимозаменяемые термины, тот факт, что они сходны и связаны, допускает возможность того, что “человек знания” со всеми семью темами и составляющими их концепциями, включает в себя все обстоятельства становления колдуна» 108).
Таким образом, признается, что исходным состоянием, благоприятным для развития обычного человека в “человека знания” является состояние “черного мага”. Подчеркивается - черного колдуна - т.е. того, кто, желая людям зла, стремится использовать их всеми возможными способами для получения всех возможных преимуществ. Сущность “олли” - сверхчувственного “помощника” мага, характеризуется качествами, которые не позволяют думать о нем, как об источнике любви или мира: “В манипулировании олли есть два аспекта: 1) олли - средство передвижения, 2) олли - это помощник... 1) олли не имеет формы, 2) олли воспринимается, как качество, 3) олли можно приручить, 4) олли обладал властью...; он был собственником; он был неистовым; он был непредсказуем; и он обладал отрицательным последствием” [1]. Все эти качества сродни демоническим. Что касается возможности “приручить черта” и использовать его в качестве транспортного средства, это, конечно, подтверждает пример гоголевского кузнеца Вакулы. Он поймал черта за хвост, дал ему плетей и слетал на нем в Санкт-Петербург за черевичками для прекрасной Оксаны. Могучий кузнец не сомневался в природе той силы, на которой он летал к царице. Вакула постоянно огревал черта плетью, давал ему щелбаны и плевал в него. Но это малороссийская сказка. А в реальности такие попытки “транспортироваться за пределы собственной личности” приводят в залы суда по уголовным делам или заканчиваются в ближайшей психиатрической лечебнице. Кастанеда рисует образ демона, обращение к которому может дать человеку некоторые преимущества над другими людьми, в то же время, приводя его самого к рабству этой силе. «Дон Хуан верил, что союзник олли обладал способностью порабощать людей, которые стали его последователями; он объяснил эту способность, как проявление собственности, которая ассоциируется в его представлении с женским характером. Олли устанавливал власть над своими последователями, создавая у них чувство зависимости и давая ощущение физической силы и благополучия»109).
Усвоение человеком сил и способностей, получаемых от общения с запредельным сверхчувственными миром, в понимании Кастанеды, проявляется во властолюбии и даже жестокости. Одним из основных стимулов, которые могут подвигнуть кого-либо стать “человеком знания” является стремление к власти над людьми: “...последователи олли совершали жестокие действия. «...Эта специфическая черта сделала его наиболее подходящим для мужчин свирепого характера, которые хотели найти ключ к личной власти в неистовости. ...он считал ее сильным стимулом для будущего человека знания в случае, если у последнего возникло бы намерение искать власти»110). Таким образом, распространение “оригинального мировоззрения индейцев”, широкое знакомство публики с “магическим миром Толтеков”, активная реклама различных туристических бюро “магических путешествий” и т.п. оказываются ни чем иным, как плохо прикрытой проповедью демонизма и сатанизма. Подтверждает сделанный выше вывод еще ряд признаков. Например, “захватывающее путешествие” в магический мир запредельных восприятий и ощущений не является мирным походом за духовными сокровищами, но, скорее, представляет собой непрерывную череду “битв”, в которых человек постоянно подвергается смертельной опасности и может быть в любой момент просто “уничтожен”. «Будучи бойцом, человек знания должен быть всегда активным, начеку. Человек на войне должен быть начеку...»111). Это - война, в которой человек воюет непонятно с кем: может быть, с существами сверхчувственной реальности, отвоевывая у них какие-то силы и возможности. Возникает устойчивое впечатление, что, на самом деле, это война человека с самим собой - со своей высшей человеческой духовной природой. Война, в которой демонические сущности закономерно выступают союзником страстной, ненасытной жажды “власти и зрелищ”. Эта страстная жажда должна превратиться в непреклонное намерение, о необходимости выработать которое постоянно говорит Кастанеда. То, что это именно намерение добиваться могущества и власти помимо всяческих нравственных ограничений, подтверждается еще и тем, как сами последователи Кастанеды понимают это намерение. Очевидно, что понимание этой системы людьми, которые занимаются изданием его сочинений, людьми, которым Кастанеда официально передает права на публикацию своих писаний, его почитателями - вполне соответствует и его собственному пониманию того, что и для чего он делал. В этой связи знаменательно, что поклонники Кастанеды ставят его в определенную традицию “духовных лидеров”. Например, рассматривают в одном ряду с известным сатанистом Алистером Кроули.
Автор эксцентричного предисловия к капитальному изданию самых популярных сочинений Кастанеды112) считает, что именно в проповеди абсолютной свободы человека, - не только от действительной нравственности, но и от всяческих ограничений различных нетрадиционных “духовных” направлений, даже и оккультизма, состоит истинная цель магического развития. Он усматривает единый тон в проповеди Кастанеды и “рыке самопровозглашенного Зверя 666 - Алистера Кроули”. Сопоставляя взгляды на мир Кастанеды и Кроули, он находит в них единую мировоззренческую и практическую основу. «Магия есть Наука и Искусство вызывать Изменение, совершающееся в соответствии с Желанием”, - так определяет магию Кроули. Заменим слово Желание на слово Намерение (это не трюк, Кроулианское Желание идентично Намерению Кастанеды) - и уже тепло»113)Соответственно и сам Кастанеда постоянно выражает негативное, глумливое отношение к христианству, убеждая своих читателей в том, что оно не способно предоставить в распоряжение адепта всех тех сил и способностей, которые дает употребление наркотиков и раскачка сознания до полной иррациональности мировосприятия. Все люди, не практикующие магию “по Кастанеде” - якобы живут “не осознанно”, и только общение с демоническими духами - олли, мескалито и т.п. может дать сильных “защитников”, которые позволят человеку сполна насладиться силой и властью.
«Та жизнь, которую вы, ребята, ведете - не жизнь совсем, вы не знаете того счастья, которое проистекает из деланья вещей осознанно. У вас нет защитника. - Что ты подразумеваешь? - спросил Хенаро обиженно. - У нас есть наш господь Иисус Христос и наша мать Дева, и маленькая дева Гваделупская. Разве они не наши защитники? - Хорошая куча защитников, - сказал дон Хуан насмешливо. - Разве они научили тебя лучшему образу жизни? - Это потому, что люди их не слушают, - запротестовал Хенаро. - Они обращают свое внимание только к дьяволу. - Если бы они были настоящими защитниками, они бы заставили тебя слушать, - сказал дон Хуан. - Если мескалито станет твоим защитником, то тебе придется слушать его, понравится тебе это или нет, потому что ты можешь его видеть, и ты должен следовать тому, что он скажет. Он заставит тебя подходить к нему с уважением. А не так, как вы, ребята, привыкли приближаться к своим защитникам»114). Кастанеда стремится возродить в сознании европейцев образ языческого божества-демона - злого и опасного духа, при помощи которого можно получить власть над другими людьми. В этом, в сущности, и заключается все стремление современных неоязыческих шаманов, магов, колдунов и проч. При этом христианство представляется в виде глупой доброй сказки, не имеющей ничего общего с “суровой действительностью”. Но вся беда в том, что писатели, подобные Кастанеде, вообще ничего не знают о христианстве. Пародия на христианство, получившаяся в результате проповеди ряда римско-католических и протестантских миссионеров среди индейцев Латинской Америки может быть легко высмеяна: «Я имею в виду, что для вас прийти к вашим защитникам означает, что одному из вас нужно играть на скрипке в то время, как танцор должен надеть свою маску и наколенники и греметь и танцевать в то время, как остальные из вас пьянствуют (среди индейцев Центральной и Южной Америки католические праздники протекают, как карнавалы с обязательными костюмированными танцами, длящимися иногда несколько дней...)»115).
При помощи слов одной из героинь своих сочинений Кастанеда выражает свою личную неприязнь, а вернее - ненависть к христианству. Здесь способом уничижить христианство является внушение читателю, что оно - лишь слабый отблеск истины, который уже не содержит никакой силы, а только порабощает человека несбыточными иллюзиями. Одна из колдуний исповедуется: “Я хотела, чтобы моя душа вошла в царствие небесное. Я все еще хочу этого, несмотря на то, что я нахожусь на другом пути. Мир Нагваля и есть царствие небесное... Она указала, что они не только являются, как правило, полными, но они еще никогда не ослабляют себя половыми актами... Я всегда буду восхищаться монахинями и священниками. Мы похожи. Мы отказались от мира и тем не менее, мы находимся в гуще него. Священники и монахини сделались бы великими летающими магами, если бы кто-нибудь сказал им, что они могут сделать это”. Бедная колдунья расстраивается, - почему римско-католические священники “не летают?”. Но на такие вещи, наверное, не решатся и они - по крайней мере, до официального разрешения римского папы. Тем более что в Священном Писании имеется ясный “запрет на полеты” при помощи чертей-олли. Сам Господь, на предложение сатаны “сверзиться со скалы”, отвечает ему: “...не искушай Господа Бога твоего” (Евангелие от Луки, 4.12). Однако Кастанеда не прислушался к этому предупреждению. “Сверзился” сам, и всячески способствует тому, чтобы “сверзилось” как можно больше других. Кастанеда не разделяет умильного отношения колдуньи к католичеству. Как потомок перуанских индейцев, он вынашивает совсем другие чувства и выражает их такими словами: «Мне пришло на ум восхищение моего отца и деда перед мексиканской революцией. Они больше всего восхищались попыткой искоренить духовенство. Мой отец унаследовал это восхищение от своего отца, я унаследовал его от них обоих...» 116).
В этом пункте отношения к христианству имеется существенное отличие западных неоязыческих мировоззренческих построений начала 20 века с элементами, заимствованными из представлений теистических религий, например теософии и т.п. от современных “восточных” неоязыческих культов. Последние фабрикуются, в основном, выходцами из стран Азии, Латинской Америки и Африки. Их пренебрежение к христианству основывается на новой, в сравнении с положением начала 20 века, религиозной ситуации в Европе и США. В тот период предпринимались попытки сочетать отдельные представления из христианства, главным образом, с древними культами Индии. Христианство в них также унижалось, но более прикровенно, не так явно. Христианские идеи включались в синкретические построения. Например, Рерихи ненавидели Церковь, но почему-то включали в свои фантазии некоторых христианских святых. Сами неоязыческие системы были культурологически более близки европейскому язычеству, имеющему общую иафетическую (индоевропейскую) основу. В конце 20 века, напротив, христианство все чаще оказывается совершенно “за бортом” новых неоязыческих религий и все более весомое место в них занимают элементы из верований негроидных и монголоидных народов, а не древних индоевропейцев (Индия, Европа). Атака на всю христианскую культуру, как таковую, усиливается, и параллельно полному разложению подвергаются культурные основы всей европейской цивилизации. Западного обывателя настойчиво приучают к дикости, варварству, отвратительным и безнравственным ритуалам, как к культурной норме. Христианство же ставится в позицию не просто “изжившего себя верования”, а опасного и злобного заблуждения. Формируется образ христианства - “врага человечества”, без уничтожения которого невозможно достичь желанной “свободы”. На эту идею работают не только вся индустрия ТВ, фильмы ужасов, рок-культура, но и вся субкультура “новой религии” в “новом веке” - Нью-Эйдж. Это религия “нового мессии” - вместо и против Иисуса Христа. Антихристианская направленность мировоззрения последователей Кастанеды и пропагандистов шаманизма во всемирном масштабе выражается, например, следующим образом: «Мессия придет тогда, когда станет возможным самый необузданный индивидуализм верований - когда не будет никого, кто уничтожил бы эту возможность, и никого, кто страдал бы от ее уничтожения; и тогда могилы раскроются...» 117). Эти слова даны в журнальной публикации по “кастанедовскому направлению” в качестве эпиграфа.
Даже на Западе учение Кастанеды многие интерпретируют, как «одно из направлений современного демонизма.»118) При этом, конечно, находятся и “христианские писатели” - экуменисты, которые видят в сочинениях Кастанеды лишь указание на духовную сторону жизни, адресованное современному миру, погрязшему в материализме. Но большинство других, не столь духовно “раскрепощенных”, закономерно усматривают в системе дона Хуана вариант сатанизма. “Хол Линдсей разоблачил союзников дона Хуана как старомодных демонов. Кэрол Мак-Фадден заподозрила, что видение - это дар сатаны. Давид Нельсон считает, что отдельная реальность -это личное помещение дона Хуана в аду. Джеймс Сайр заявил, что дон Хуан и Кастанеда нарушили первую заповедь” (о почитании Единого Бога). Действительно, еще святые отцы учили, что сатана может являться для искушения и подчинения себе человека в виде “ангела света”. Питер Мейнке сказал, что «путь сердца не вымощен христианскими добродетелями... его мир безбожного демонического оккультизма является зловещим, рискованным отходом от пути Спасения...»119) . Поклонники Кастанеды лениво парируют эти доводы замечанием, что Карлос Кастанеда родился 25 декабря - “в день Рождества”. И еще: “одно из имен Кастанеды - Сальвадор, т.е. спаситель”. Других серьезных аргументов не находится, да их никто и не ищет.
Утверждение о том, что все истории Кастанеды - литературная мистификация, не ставится под сомнение и многими его сторонниками. Они соглашаются с этим, считая такой “обман публики” не существенным - в полном соответствии с принципами магического аморализма. Да, Кастанеда все это придумал, он мошенник, «Но этот мошенник дарит нам подлинное учение!»120). Проповедь разнузданного эгоизма и “сказки о силе” для желающих убежать от серой повседневности, от “крысиных гонок” за деньгами в “отдельную реальность” своих сновидений - нужны сама по себе. И не важно, обман это или правда, если она помогает забыться. Поэтому «Каким-то образом все эти научные и прочие “доказательства” Великой Мистификации ничуть не снижают доверия к Кастанеде - скорее укрепляют его»121). Каждый мнит себя воином, а не жертвой, человеком знания, а не жалким обманутым глупцом.
97) Островский Т. Ку-клукс-клан с московской пропиской // Московские новости, 13 мая
98) Последователи учения Карлоса Кастанеды // Религии и секты в современной России, справочник: Сатанизм и примыкающие к нему культы [электронный ресурс] -http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/spravochnik/satanism/k_kastaned.html
99) Шерман А. Письма "Досье": Кастанеда, секты [электронный ресурс] - http://gazeta.ru/dossier/13-05-1999_castaneda.htm
100) Солнце М., Михайлович Д. Энциклопедия для детей. Том 6, часть
101) Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
102) Кастанеда К. Второе кольцо силы. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
103) Кастанеда К. Второе кольцо силы. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
104) Кастанеда К. Сила безмолвия. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
105) Кастанеда К. Второе кольцо силы. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
106) Кастанеда К. Внутренний огонь. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
107) Кастанеда К. Сказка о силе. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
108) Кастанеда К. Учение дона Хуана. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
109) Кастанеда К. Учение дона Хуана. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
110) Там же.
111) Кастанеда К. Учение дона Хуана. [электронный ресурс] - http://castaneda.com/
112 ) Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Пер. В. Максимова. -
М., - Локид, 1999. - C. 12
113) Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Пер. В. Максимова. -
М., - Локид, 1999. - C. 7
114) Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Пер. В. Максимова. -М., - Локид, 1999. - C. 18
115 ) Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Пер. В. Максимова. -М., - Локид, 1999. - C. 23
116) Кастанеда К. Учение дона Хуана. Второе кольцо силы. Путешествие в Икстлан. Пер. В. Максимова. - М., - Локид, 1999. - C. 87
117 ) Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест №3. Пер. с англ. - К., - София, 1996. - С. 35
118) Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест №3. Пер. с англ. - К., - София, 1996. - С. 38
119) Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест №3. Пер. с англ. - К., - София, 1996. - С. 63
120 ) Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест №3. Пер. с англ. - К., - София, 1996. - С. 52
121) Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест №3. Пер. с англ. - К., - София, 1996. - С. 50
Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.