13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
3.3. Секта Порфирия Иванова
Основатель - Порфирий Корнеевич Иванов, родился в 1898 г., жил и учил на хуторе Верхний Кондрючий (Ворошиловградской обл.), где и умер в 1983 г. В молодые годы был шахтером, грузчиком, образование - 4 класса. «Учение П.Иванова называется "Детка" и содержит 12 заповедей последователям учения.»77) Если бы не мистическая подоснова "Детки", то правила жизни по Иванову могли бы быть совершенно безобидными, являясь просто сильно упрощенным, даже убогим, вариантом христианских заповедей, хотя бы в сравнении с Нагорной проповедью Христа (Еван.Мф.5-7). На самом же деле учение П.К.Иванова - это не безобидное учение о здоровом образе жизни, как пытаются представить его некоторые ивановцы, а религиозное учение, являющееся по отношению к Православию ересью, где нет места Христу, это место занято Ивановым, который почитается адептами как харизматическая личность. По словам Архимандрита Амвросия (Юрасова). Как-то приехал он в одну колонию, ему осужденные рассказывают: - «Были у нас "ивановцы". Сначала так все хорошо говорили: "Надо закаляться, любить природу". Мы их спрашиваем: "А вы Бога признаете?" -"Признаем". И тут у нас вкралось подозрение, мы возьми и спроси: "А как зовут вашего бога, случайно, не Порфирий Иванов?" Они говорят: "Да". Тогда мы их выгнали взашей. Сказали, что мы православные христиане и какому-то старику поклоняться не намерены».78) По учению ивановцев, Христос принес соборность между людьми, а Иванов дал более высокую степень соборности людей и природы. Обожествив природу, ивановцы объединяют ее новой ипостасью Бога, слившись с которой человек получает спасение. Ивановцы отрицают бессмертие человеческой души, церковные таинства, неизбежность загробного возмездие, существование ада и рая. Они не признают церковную иерархию, утверждая, что для общения с Богом Духом Отцом через природу иерархия не нужна - "каждый ивановец сам себе поп" и только ходатай за нас перед Богом Духом Отцом и природою - Господь Животворящий Порфирий Корнеевич Иванов".
В книгах последователей П.Иванова говорится, что П.Иванов в конце 20-х годов стал ощущать какую-то связь с природой, стал слышать внутри себя голоса, призывающие его к единению с природой. Затем 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на него нашло некое "просветление", которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой (третья ипостась христианской святой Троицы), и он явился основателем новой религии, религии второго пришествия бога на землю (для христиан - нового Христа, для мусульман - махди, для буддистов - Матрейи). После данного "просветления" Порфирий приобрел особые свойства, претерпевал любой мороз и стужу, зимой и летом ходил всегда голый (в одних трусах), мог долго находиться под водой и даже исцелять некоторые болезни. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, двусмысленно намекал о распятии "брата своего". Несмотря на такое "родство", Иванов в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, своим последователям объявлял, что в Церкви все ложно. В Великий пост он угощал заходивших к нему христиан мясом, поститься же своих учеников заставлял именно в те дни, которые являются христианскими праздниками, и пощение в которые по религиозным убеждениям наказывается отлучением от Церкви.
Учение отрицает бессмертие человеческой души, предлагая удлинение этой жизни за счет принятия ивановского образа жизни. Доходит до того, что некоторые ивановцы питаются только раз в неделю и подвергают себя другим аскетическим "подвигам". Учение П. Иванова - это религиозная доктрина. В доказательство можно привести гимн, посвященный П.Иванову, который поют в определенное время практически все ивановцы: «Люди Господу верили как Богу, А Он Сам к нам на Землю пришел. Смерть как таковую изгонит. А жизнь во славу введет. Где люди возьмутся на этом Бугре Они громко скажут слово. Это есть наше райское место, Человеку слава бессмертна».79) В распространяемых его последователями листовках: "Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: "Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!" Проси с душой и сердцем и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, ты получишь" подтверждается религиозный характер учения П.Иванова. Культ Порфирия Иванова имеет неоязыческую ориентацию. А некоторые бывшие адепты указывают на возможное смыкание культа с сатанизмом.
В учении и системе Иванова привлекает людей прежде всего обещание полного исцеления от всех болезней и крепкого здоровья на все годы. Для достижения этой цели используются различные механизмы закаливания обливанием холодной водой в совокупности с принятием воздушных процедур. Все эти ритуалы всегда связаны с разными мистическими действами, в частности, с обращениями к "Учителю Иванову", чтобы тот дал энергию. Последователи Иванова зачастую усугубляют суровость закаливания и голодания по методикам Иванова, превращая их в изнурительные, опасные для здоровья аскетические процедуры. В этом случае под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы врачевательной магии, направленные на формирование у человека чувства сектантской избранности, исключительности и божественной просветленности. Практикующие такого рода магические ритуалы и аскезы, а кроме того и различные оккультные методики, составляют так называемый внутренний круг последователей Порфирия Иванова, информация о котором держится от непосвященных в строгом секрете.
Отрицание бессмертности человеческой души естественно вызывает желание жить здесь, на земле, вечно, что как раз и приводит к тому, что некоторые ивановцы ради развития личной аутотрофности (самостроения) питаются только раз в неделю, постоянно обливаются холодной водой и терпят другие аскетические "подвиги", что в свою очередь приводит к необратимым процессам в сознании и психике этих адептов П.Иванова. Адепты секты заявляли сами, что «учитель Иванов соединил историю Бога среди людей и бытие Человека в живой природе»80). Учение Иванова – это язычество, основанное на обожествлении “духов природы” и поклонении им, примитивный оккультизм и шаманизм. Это постсоветская секта, порожденная уродливым советским атеизмом. Порфирий Иванов считал себя «Богом Земли»81) и даже воплощением Бога Отца. Да, это Христос был всего лишь воплощением Бога Сына. А вот Иванов - это Сам Отец. По крайней мере, так он сам пишет в своих дневниках: "Бог Вечный явил себя в лице Учителя. Никто не знал, кто Бог земли. Люди жили рядом с ним и не могли понять, кто он есть. Сын в лице был - это Иисус Христос, а Отец в лице еще не был ни разу на земле. И теперь он пришел и явился в лице учителя... Эта книга, Библия, писала в свое время, что настанет час - с Востока человек придет, будет рассказывать, Ему никто верить не будет. А будет против Него созданное законом гонение, и впоследствии Ему не дадут права пользоваться словом, Его признают за Его Идею больным. А - это есть Он. Это Нечто такое в жизни: не человек ходит по земле - сам родившийся в Природе Бог земли!»82) "Это я есть истина, обо мне, что я есть Бог этому бугру, этому месту»83).
Можно увидеть, что ивановцы должны припадать с молитвой: «Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: "Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!" Проси с душой и сердцем, и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, получишь»84). В дневник П. Иванова редакторской правки: «1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другому человеку что то даст впоследствии по моему излогу по Иванову выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою….»85). Диакон Адрей Кураев делает вывод: «Что ж, действительно, "мысел унего не такая как унас свами". Но зачем же психически больного человека выдавать за "Учителя"?!»86)
77) Дворкин А.Д. Сектоведение. - Нижний Новгород, изд. Братства во имя св. Александра Невского, 2003. - C. 673
78) Цит по: Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. О сектах. [электронный ресурс] -http://www.pokrov.schelkovo.su/questions/q_quest_148.html
79) Иванов П. К. Труды. – М., Б.И., 1992. - C. 286
80) “Наука и жизнь”. М:, Б.И.,1999 №2 - С. 7
81) Иванов П. К. Труды. – М., Б.И., 1992. - C. 136
82) Сандрова А., Димиров В. Путь Спасителя. Система Порфирия Иванова в свете Учения Живой Этики. - СПб., 1995. - С. 252
83) Иванов П. К. Труды. – М., Б.И., 1992. - C. 139
84) Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Издание Миссионерского отдела Московского Патриархата. - Белгород, 1997. – С. 146
85) Иванов П. К. Труды. – М., Б.И., 1992. - C. 16
86) Цит по: Андрей Кураев диак. Оккультизм в Православии. М., 1998. - С. 138.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.