13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
3.2. Культ Анастасия
В последние годы в России был реализован очередной необычный «проект»: вокруг серии книг новоявленного «спасителя России» Владимира Мегре возникло псевдорелигиозное экологистское движение «АНАСТАСИЯ», распространившееся по всей территории России и за ее пределы. Анастасийцы, опирающиеся на принципы, которые изложены в книгах В.Мегре об Анастасии, видят свою миссию в спасении России через исход из городов на лоно природы, обустройство «родовых поместий», объединенных в общины, отказ от технологий и возврат к натуральному хозяйству. На помощь призываются магия и оккультные практики. К настоящему моменту в центральной России под «родовые поместья» захватываются и приобретаются за гроши – при участии отнюдь не сверхъестественных сил, а местных администраций - лучшие сельскохозяйственные угодья. В российском феномене «Анастасии» оккультное движение «Новый век» обнажило свою истинную суть – идеологемы и мифы реализуются в захвате земельных ресурсов. О личности автора читатели призваны узнавать из его книг. В.Мегре, как и его дочь Полина, - герои всех книг серии: повествование ведется от первого лица. Сложно оценить достоверность этих сведений. Фамилия «Мегре» досталась Владимиру Пузакову – такова первоначальная фамилия автора - от его бывшей жены. В. Пузаков-Мегре до начала 90-х годов руководил бригадой фотомастеров в «Облфото»34), а в начале перестройки стал предпринимателем - арендовал теплоход и несколько навигаций возил вниз по Оби товар, взятый на реализацию. Однажды во время навигации сильно запил, пропил деньги и значительную часть товара. Корабли каравана оказались в «маленькой деревушке, на десятки километров удаленной от больших населенных пунктов».35) С этого момента началась похожая на сказку история, которую Мегре излагает на страницах своих книг.
Во время стоянки к Мегре обратились два местных старика (119 и 93 лет) с просьбой помочь им спилить в тайге «Звенящий Кедр», обладающий, по их словам, чудотворными свойствами. Они объяснили, что кедр живет 500 лет, а затем начинает «звенеть», излучая особую энергию, благотворно влияющую на человека. Если кусочек этого кедра носить на груди и шлифовать его пальцами, то «человек, обладающий этим кусочком, становится добрее, удачливее и талантливее».36) Мегре приписывает сибирскому кедру божественные свойства, применяя к нему слова Евангелия: «... в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков...»37). По возвращении в Новосибирск, попав под жесткий прессинг кредиторов, неожиданно из города исчез, объявившись через некоторое время писателем — автором «Анастасии». Говорят, что полученные гонорары позволили ему рассчитаться с долгами.
Через год Мегре повторяет экспедицию по Оби в надежде разыскать Звенящий Кедр. В той же деревне он встречает лесную красавицу — Анастасию. История об Анастасии и диалоги с ней составляют большую часть пяти книг Мегре (ожидается, что их будет девять). По словам Анастасии, их прочитают многие люди, и «приоткроется им Истина»38). Анастасия в книгах Мегре — сибирская отшельница, красивая молодая женщина, очень сильная физически, обладающая невероятными способностями. Она, подобно Маугли, круглый год обходится без жилища и одежды, не признает никаких достижений цивилизации, питается исключительно лесной пищей, которую ей, зачастую, приносят животные. В 1995 году Анастасии было 26 лет, хотя выглядела она значительно моложе. Мегре с восхищением рассказывает, как он, забыв про свою собственную семью, оставшуюся в Новосибирске, вступил с Анастасией в плотскую связь. У них родился сын Владимир, которого эта женщина оставила жить с собой в тайге. Анастасия дала Мегре способность писать книги и поручила ему таким образом рассказать о встречах с ней, ее учениях и невероятных способностях всем людям.
Анастасия якобы обладает неким всемогущим «Лучом»39), при помощи которого может творить, исцелять, видеть настоящее и будущее, изменять судьбу, перемещаться в пространстве, посещать другие цивилизации и влиять на них. Она знает не только все языки, но и устройство любой современной техники, вплоть до летающей тарелки, хотя прожила в тайге всю жизнь. Инопланетяне уже приземлялись у нее на поляне, и Анастасия вместе с Мегре побывала у них в гостях на другой планете. Мегре подробно описывает быт инопланетян и заводы по производству летающих тарелок и пищи. По пророчеству Анастасии, в будущем на территории России высадится «десант инопланетян»40). Инопланетяне подчинят себе все человечество. Останутся лишь материальные тела, и каждый человек будет походить на биоробота. На службе у Анастасии находится “светящийся голубой шар”41) — сгусток энергии, обладающий интеллектом, который приходит на помощь по ее первому зову.
Прародители Анастасии жили в лесу тысячелетиями. Анастасия — потомок певуньи Барды и воина Барда. Анастасия учит, что до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Кельт, получивший духовное посвящение у жреца-друида, назывался «Бард». «Он имел моральное право идти в народ и петь. Вселять в людей Свет и Истину своей песней, формируя словами образы исцеляющие Души»42). «Они — Барды — помогут увидеть новую зарю. Зарю просветления Душ людских»43). Особая любовь Анастасии обращена не только к бардам, но и к дачникам. Анастасия рассказала Мегре, как на своем гектаре земли дачники способны устроить собственный рай («Пространство любви») и сделать себя и последующие поколения счастливыми. Немаловажную роль в формировании земного рая играют растения. Растения (кедры, различные виды кустарников), если они посажены строго по проекту Анастасии, формируют для человека Пространство Любви, благотворно влияющее на Душу и исцеляющее плоть. Главная идея Анастасии — создать всеобщее «Пространство Любви» (или: «перенести человека через отрезок времени темных сил»44). Ответственность за это Анастасия возложила на Мегре. Совсем скоро, по предположению Владимира, в России не будет региональных конфликтов, бандитизма, болезней и бедных. Анастасия отрицает все производства и профессии, которые приносят вред земле, и призывает людей стать дачниками. Она поведала Мегре, что благодаря дачникам, которых она окормляет Лучом с шести лет, в 1992 году на Земле не случилась планетарная катастрофа. Мегре придумал для своих последователей не только Богиню, но и священное место для поклонения. Своеобразной Меккой для анастасийцев стал город Геленджик на Кавказе и его дольмены (древние каменные столбы или укрытия, которым, по словам Мегре, 10 000 лет). Мегре объявил дольмены источником благодатной и исцеляющей энергии. В них «много тысяч лет назад умирали мудрецы, уходя в вечную медитацию»45). И по сей день их души якобы пребывают в дольменах. Желающие обрести вечное счастье должны полежать под их крышей. Десятки тысяч анастасийцев каждый год съезжаются в еще недавно забытый курорт на поклонения дольменам. По пророчеству Анастасии, «Геленджик станет богаче Иерусалима и Рима. Потому, что святынь предков наших в его окрестностях много. И значимее они, чем храмы Иерусалима»46).
Большое внимание Мегре уделяет школе некоего академика Щетинина — великого мага и ведуна. Он организовал в лесу детский школу-интернат и выращивает маленьких «Анастасий». В этой школе у детей развивают паранормальные способности. Мегре надеется, что будущие маги и «магини (из школы Щетинина) пойдут по земле и создадут оазисы Пространства Любви, пока не заполнят ими всю Землю»47). Знания ученики берут «от звезд»48). В школе учатся 300 человек. За 1 год они осваивают курс математики десятилетней школы. Численность Анастасии растет с каждым днем. Последователи таланта Мегре есть уже не только в России, но и во многих странах Европы и Америке. Они объединяются в Исследовательские Центры «ИЦ Анастасии», которые содействуют автору в популяризации феномена Анастасии. «Практическое применение парапсихологических явлений и возможностей человека», «практическое применение традиций народного целительства»49) — вот лишь некоторые из задач центров «Анастасия», которые говорят об оккультном характере их деятельности. Пятая книга Мегре «Кто же мы?» только в Санкт-Петербурге вышла тиражом в 500 000 (!) экземпляров, а совокупный тираж каждой книги превышает миллион экземпляров. В последнее время к написанию и изданию книг прибавилась индустрия по массовой продаже кедровых шишек, ростков и семян кедра, «заговоренного» кедрового масла и пирамидок. С не меньшим успехом у анастасийцев развивается туристический бизнес. Анастасия пообещала Мегре, что скоро у него будет много денег, а сам Владимир называет отшельницу «машиной для деланья денег»50).
Учения Мегре во многом совпадают с учениями Движения Новой Эры и приправлены смесью научной фантастики и язычества. Бог - это Межпланетный Разум, Интеллект, Силы света, Вакуум, Абсолют, Ритм, Дух. Бог — безличная жизненная сила или энергия. «Половина Бога во внематериальном мире Вселенной. Это комплекс всех энергий. Вторая половина Его частичками рассредоточена на Земле, в каждом человеке»51). Землю творили энергии: «... Вселенная была энергий разных множества великим. Энергий сущности живые во тьме и мыслили, во тьме творили»52). Невидимость Бога из-за скорости Его мыслей. Бог, изменивший скорость своей мысли, уже не Бог. Божественными свойствами обладает и главная героиня книг Мегре — Анастасия. Приписывая Анастасии божественные свойства всемогущества и всеведения, автор называет ее «совершенным человеком, подобным Богу», «биологом внеземной цивилизации»53), «человеком первоистоков»54) и «Богиней»55). Анастасия знает настоящее и будущее, влияет на судьбы людей, исцеляет душу и все болезни, способна слышать и отвечать всем людям сразу. Она вездесуща: «Я Землю обниму невидимой собою! Анастасия я!»56), способна воспроизводить картины того, что происходило с человечеством миллионы или миллиарды лет назад. Анастасия постигла знания лам Востока, мудрость Будды и Христа и йогу. В Австралии живет парень, «примерно такой же, как Анастасия, и они встретятся»57).
Иисус Христос, Моисей, Мухаммед, Рама, Будда — старшие братья Анастасии. «Никто из них не получил сполна земной любви»58). Любая мать может родить Христа (или Мухаммеда), если поверит, что у нее родится Христос (или Мухаммед)59). Здесь содержится намек на исключительную миссию ребенка, рожденного Анастасией от Владимира. Антихристианский пафос в этом произведении приобретает кощунственные размеры. Бог раздал половину Себя человечеству, поэтому человек — Творец, подобный Богу. «Бог во плоти, но только наполовину. И плоть Его — все люди Земли»60). Человек — Властитель Вселенной. У человека Божественное «я»61). Бог хотел, чтобы сын его, творение-человек, был сильнее Его. Человек может творить и совершенствовать мир силой своих мыслей. Человеческая мысль способна создавать иные миры или менять сотворенное. Человек через подсознание движет всеми планетами. Человек — властелин всех энергий Вселенских. Вскоре землю будут населять Боги, то есть те люди, чья осознанность позволит принять энергию. Дух — это энергетический комплекс, состоящий из множества энергий. После прекращения плотского существования человеческого индивидуума, некоторые из этих комплексов подлежат распаду на отдельные энергии, потом используемые в растительных, животных соединениях, необходимых природных явлениях. Ада или рая — в христианском понимании — не существует. Смерть — это сон62).
Человеческая душа или навсегда засыпает, или воплощается в новом теле. Вновь воплотиться душа может лишь в том случае, если человек на одном гектаре земли устроил рай (родовое поместье, Родину или «Пространство Любви»), возделав его по проекту Анастасии, и похоронен на этом участке. Хоронить надо не на кладбище, а на родовом куске земли. Тогда душа сможет вновь воплотиться в материи, в земном раю. Похороненные на кладбище не могут попасть в рай. Души их не могут воплотиться в материю, пока существуют мысли родных и друзей, думающих об их смерти. Надгробие — это памятник смерти. Использование мифологии, заимствованной из различных учений и религий. Пример: рериховское учение о Шамбале. Главная идея «воссоздания Шамбалы» по Мегре — выращивание в городах так называемых «Звенящих кедров». По словам автора, кедры около 300 лет копят в себе космическую энергию и после чего начинают «звенеть». «Все Божественные творения вечны, самодостаточны, сами себя воспроизводят. Все живущее на земле, от травинки до человека, представляет собой гармоничное единое целое и вечное»63). Человек может переместить свое тело на другую планету вместе с частью атмосферы и жить там64). Светлые силы — это светлые мысли, когда-либо произведенные людьми. Ими заполнено все пространство65). Физические болезни в человеке появляются вследствие его самоустранения от окружающей Природы и темных чувств, которые он допускает в себе66). На Солнце не происходят самостоятельные реакции горения. Свет солнца создается людской любовью. Энергия Чистой Любви — самая сильная энергия во Вселенной67). Растения производят мысли и чувства.68)
«Для посадки саженцев обязательно необходимо в выкопанной лунке своими руками и пальцами босых ног помять землю, плюнуть в лунку. Через потение ног из человека выходят вещества, содержащие информацию о заболеваниях организма. Эту информацию получают саженцы. Они передадут ее плодам, которые будут способны бороться с недугами»69). Необходимо общаться с растениями, а в полнолуние дотронуться до них. Топливом для летающих тарелок служат микроорганизмы, которые превращают газообразные вещества в твердые. Скорость летающей тарелки равна 1/19 скорости мысли среднестатистического сегодняшнего человека Земли70). Раньше на земле жили прентазавры, которые исчезли, потому что человек не нашел им предназначения. Прентазавры были больше, чем слоны, из их пасти исторгалось пламя. Прентазавр был огромным шаром заполненный газом от пищи, который легче воздуха с тонким скелетом и маленькими внутренностями. Подпрыгнув, махая крыльями, прентазавр мог лететь. Когда накапливался избыток газа, прентазавр изрыгал его через пасть. В пасти торчали клыки из кремня. Создавая зубами искру, прентазавр поджигал газ из брюшной полости . Владимир Мегре отрицает свою принадлежность к христианству и вообще к любой конфессии. Мегре цитирует Библию лишь как источник мудрости для человека. Часто автор словами главной героини выражает открытую неприязнь к христианству: «Эй, вы, пророки! Тысячелетия твердящие о безысходности и бренности земного бытия, люди пугающие адом и судом. Смирите пыл свой, вы повинны в том, что понимает Небо человек с трудом»71). Мегре негативно относится не только к христианству, но и к любой другой религии: «Любая религия бренна. Религии приходят и уходят, уходят со своими храмами и философиями»72).
В мае 2001 года в Куйбышевском суде Санкт-Петербурга состоялась тяжба между Мегре и поклонницей Анастасии Ольгой, которая решила написать продолжение сказки об Анастасии. В исковом заявлении автора книг читаем: «Книги Мегре являются литературно-художественными текстами, которые можно отнести к научной фантастике»73). Иными словами, все написанное — авторский вымысел и ничего больше. Просто люди хотят верить в сказку и слова Анастасии: «Я существую для тех, для кого существую»74). В своих книгах Мегре выступает не только как автор «рассказа о необыкновенной женщине», но и как наставник паствы и лидер структуры, образующейся под его влиянием. Разумеется, ни эту женщину, ни ее сына никто, кроме Мегре, никогда не видел. Недаром же автор запрещает ездить к Анастасии и ее сыну, не называя конкретного населенного пункта на Оби, где они живут, пугая паломников местными охотниками, которые якобы отстреливают всех желающих ее увидеть. Взамен паломничества Мегре призывает общаться с «Духом Анастасии». Становится очевидным, что Анастасия – это воплощение его мировоззренческой доктрины, схема, состоящая из символов, этических и поведенческих установок: "Я существую для тех, для кого существую," - эти слова героини подтверждают условность ее образа. Анастасия – это комплекс идей, визуализированный в образе. В Анастасии Мегре рисует и патриархально-бедняцкий образ России: «Когда я впервые увидел Анастасию, она стояла на берегу сибирской реки Обь. Она была одета в длинную старенькую юбку, телогрейку, закутана платком и обута в резиновые калоши на босу ногу. Тихой и одинокой выглядела тогда таёжная отшельница… А теперь такое впечатление, что это — наша Россия стояла в сибирской глубинке в резиновых калошах на босу ногу. Это наша мечта о будущем одиноко стояла на пустынном берегу сибирской реки. Но теперь — она в нас!»75)
Язычество в сочетании с учениями Новой Эры находит в России большую аудиторию последователей. Эти россияне, лишь формально «православные», легко попадаются на крючок всевозможных оккультно-эзотерических учений, создатели которых обычно обещают своим последователям то, о чем мечтает любой человек: исцеление души и тела, счастье. В осуществлении своих стремлений эти люди готовы променять веру в живого Бога на веру в миф или отдать свои души темным силам. Феномен Анастасии является ярким примером экспансии оккультно-языческого учения с атрибутами «Нового века». Идолопоклонство в духе Новой Эры. Дерево кедр называется «Богом-спасителем». Кусочек кедра на груди, надетый в ходе особого ритуала, служит вместо креста. Кедр – панацея: если шлифовать пальцами кусок кедра, через три месяца наступит излечение от " любых болезней!". Кедровое дерево окружено «ореолом, похожим на тот, что рисуют на иконах вокруг лика святых»76) Цитата из Евангелия (Ин. 1:14) - "в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" относится к кедру, соединенному с небом неким энергетическим лучом. Культ дольменов. Контакты с космическими силами через сияющий шар, летающие тарелки, дерево кедр, Божественное предназначение которого - служить накопителем космической энергии, которая в свою очередь есть светлое человеческое излучение, полученное и возвращенное "Космосом" Показывая благотворное влияние на здоровье людей, так что их покидают печаль, заботы, а жизнь наполняется радостью. Все поведение Анастасии с самого начала ее общения с Владимиром в стиле примитивной пасторали подчеркивает ее тесную связь с природой. Живет она на поляне, в теплой одежде не нуждается, не делает никаких продовольственных запасов, питаясь тем, что найдет или что получит от белок, поскольку у них якобы образуется излишек орехов. Позже по ходу повествования выясняется, что Анастасия, подобно российским «дачникам» ( по замыслу автора, основной аудитории сериала), выращивает в лесу огурцы и помидоры. Автор делает вывод о том, что лесная жительница "является неотъемлемой частью Природы", она дружит с птицами и зверями, медведица и волчица служат ей домашней прислугой. Ее сына воспитывает медведица: в ее паху он спит, общается с ней нечленораздельными звуками. Вместо мытья волчица и медведица облизывают его. Слышатся мотивы сатанинских притчей Мэнли Холла «Поклонение природы», «Последний из шаманов» и «Сатанинской Библии» Энтони Шандор ЛаВея, где говорится о том, что человек – лишь «один из животных» и поэтому должен с животными жить по-братски.
Анастасийцы видят предназначение Анастасии в том, чтобы объяснить людям "пагубность технократического пути развития" и указать путь к "первоистокам". Владимир пытается в Москве учредить общину «честных предпринимателей» для спасения России, но терпит неудачу. «Первоистоки» ведут прочь от Москвы - к основанию общин по типу экологических поселений. Отечественным вариантом ответа погрязшему в технократических пороках миру стало учение Порфирия Иванова. На первый взгляд, его "Детка" воспринимается как свод оздоровительных практик. Однако на самом деле простоватые заповеди не так безобидны. "Ивановцы" непоколебимо убеждены, что провозглашенная их обожествляемым учителем соборность людей и природы выше соборности, заповеданной роду человеческому Спасителем.
34) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 79
35) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 6
36) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 7
37) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 116
38) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 150
39) Мегре В. Сотворение. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 108
40) Мегре В. Сотворение. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 133
41) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999..-С. 159
42) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999.С. 70
43) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999.-С. 73
44) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999-С. 165
45) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 207
46) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 192
47) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 147
48) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 149
49) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 215
50) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 18
51) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 45
52) Мегре В. Сотворение. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 11
53) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 200
54) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 209
55) Мегре В. Звенящие кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 152
56) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 134
57) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 189
58) Мегре В. Кто же мы? - СПб., ДИЛЯ, 2001. - С. 222
59) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 338
60) Мегре В. Звенящие Кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 174
61) Мегре В. Сотворение. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 136
62) Мегре В. Кто же мы?. - СПб., ДИЛЯ, 2001. - С. 230
63) Мегре В. Кто же мы? - СПб., ДИЛЯ, 2001. - С. 7
64) Мегре В. Сотворение. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 112
65) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 47
66) Мегре В. Звенящие кедры России. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 26
67) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 48
68) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 39
69) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 73
70) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 44
71) Мегре В. Пространство любви. - СПб., ДИЛЯ, 1999. - С. 206
72) Мегре В. Кто же мы? - СПб., ДИЛЯ, 2001. - С. 146
73) Смена, 18 мая 2001, № 101 (22891). Стр. 6
74) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 151
75) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 123
76) Мегре В. Анастасия. - СПб., ДИЛЯ, 2000. - С. 125
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.