Поиск авторов по алфавиту

1.5. Отличия неоязычества от классического язычества

   В толковом словаре Даля язычество определено как поклонение идолам и силам природы: «… идольство, кумирство, идолопоклонство, обожанье природы, А «неоили истуканов заместо Бога.»14) Неязычество - это попытка реанимации дохристианских богов. Для язычества вообще характерно отсутствие жесткой системы догматов, и это опять же создает возможность для самых разнообразных спекуляций. Язычество и неоязычество представляют собой не вполне родственные, хотя и взаимосвязанные понятия. Неоязычество - это качественно иное образование, своеобразное переосмысление языческого мировоззрения, модернизация и развитие архаических основ культуры. Язычество и не¬оязычество соотносятся друг с другом также, как, модернизм и постмодернизм. «Развитие неоязычества происходит в основном не в направлении буквального возрождения язычества, а в соответствии с рефлексией над современными проблемами бытия человека в мире. Если язычество имеет отношение в основном к нашему прошлому, несмотря на сохранившиеся элементы языческой культуры в культуре современности, то неоязычество апеллирует, в основном, к настоящему и будущему человечества.»15)

   Язычество и неоязычество являются полисемантическими терминами. Они заключают в себе глубокое культурно-символическое содержание. Дохристианское язычество основывается на «голосе крови»16), представляя собой совокупностью этнических религий определённых народов. Языческие боги подчинены своим функциям и неотделимы от мира и человека,личность которого сливалась с обожествленной природой и родом, отсюда -присущий язычеству циклизм и вера в устойчивость мироздания. Христианство, напротив, дает установку на апокалиптичность, телеологичность, трансцендентализм Бога и рассматривает человека как «венец творения», стоящий над «бездуховными тварями». Язычество выполняло в древнем мире функции социализации и приобщения к культуре, предшествует христианству. Неоязычество возрастает внутри христианской традиции и действует на её подрыв и замещение. Язычество не образует строгую систему теоретического знания, существует на дорефлексивном уровне. Неоязычество оформляется теоретически и программно. Язычество существовало при господстве мифа, оно обращено к человеку, не имеющему вне мифа никакого значения. Неоязычество существует в западной культуре, доминантой которой является наука, поэтому происходит квазинаучное оформление ряда неоязыческих теорий, обращенных к духовно развитому человеку, который сознательно отвергает основанную на христианской традиции современную культуру. Для язычества характерна личностная форма общения. Неоязыческие теории могут распространяться безлично, с использованием масс-медиа. Язычество носит этнический характер. Неоязычество может опираться на более широкую расовую основу.

    Всем известно, что добро не может насильственно вторгаться в сознание людей. У зла нет ограничений на гипнократию. Христианство не ставит задачу выведения новой расы людей через использование генной инженерии. «Неоязычество, напротив, вполне готово к проведению генно-селекционной работы с человечеством.»17) «Неоязычников от просто язычников отличает прежде всего факт реконструкции (более или менее произвольной) философских и мистических представлений, мифологем и обрядов, - обусловленный разрывом естественной традиции. С этой точки зрения почти все в Европе "этнические", или "природные" религии - суть неоязыческие (немногие исключения - это языческие культы глухих уголков Восточной Европы (Урал, Поморье, северное Поволжье), возрожденные на основе не прерванной (или почти не прерванной) традиции.»18)


14) Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4: С-V / под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. С. 1568

15)    Шелбанова Т. В., Болотова Ю. Г. // Языческое наследие в современной духовной культуре [электронный

ресурс] - http://www.metolit.by/imc_ysb/txt19_0.php

16) Хомяков П. Отчет Русским Богам ветерана Русского Движения. Сборник эссе на темы идеологии и политики. Серия «Сварогов квадрат». – М., Белые Альвы, 2006 C. 115
17) Диакон Андрей Кураев «О нашем поражении», М., 1999. - C. 32
18) Прибыловский В. Неоязыческое крыло в русском национализме. Доклад на 33-м Национальном конвенте Ассоциации американских славистов. Вашингтон, 2001 г. С. 1


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.