13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Александр (Милеант), епископ
Личность Д. Смита
Своего основателя Джозефа Смита мормоны почитают за пророка и святого-мученика. Однако детальное и объективное ознакомление с его жизнью, характером и поступками вскрывает многое такое, что мормонам не хотелось бы знать.
Уже с молодости он проявил себя суеверным юношей, постоянно ищущим спрятанные клады при помощи магических лоз и кристаллов. Интерес к оккультизму он почерпнул от своей суеверной матери [1]. В 1826 году в Bainridge штата Нью-Йорка он был арестован, судим и найден виновным в гадании [2]. Для нахождения кладов и для познания тайн бытия Смит пользовался магическими кристаллами, среди которых он особенно верил в «талисман Юпитера». «Увлечение оккультизмом повредило его психическое равновесие, так что образы из подсознательной сферы подавили в нем критическое мышление. Аномальные черты его личности проявились в способности к ясновидению, развивая которое Смит все более и более вытеснял на периферию свой разум, терял ясность сознания, и граница между миром постигаемым и воображаемым у него почти полностью исчезла» [3]. Не найдя никаких кладов, он хотел было поправить свои финансы печатанием фальшивых денег, в чем был уличен властями, но сумел открутиться от наказания [4,5].
Смит рассказывает в своей книге «Драгоценная жемчужина» (The Pearl of Great Price), что в первом видении в 1820 г. ему явилось двое вестников («Бог Отец и Бог Сын») и объяснили, что все существующие церкви заблуждаются, и ему не следует вступать ни в одну из них, но что «в дальнейшем ему будет открыта полнота евангельского учения». Четыре года спустя Смита посетило «небесное» существо, назвавшееся Морони, которое объявило ему о некиих золотых скрижалях, зарытых под холмом неподалеку, в которых-то он и найдет «полноту вечного евангелия». Записано оно было якобы на древнем языке, и Смиту предоставлялась «высочайшая честь перевести скрижали и стать в руках Господа орудием для восстановления евангелия и возрождения церкви». Морони также предупредил, что подле скрижалей он найдет «два кристалла в серебряной оправе на нагруднике: это — Урим и Туммим древнееврейского первосвященника, которые наподобие магических очков позволят перевести текст скрижалей» [3].
В 1830 г. Смит опубликовал свой первый перевод под заглавием «Книги Мормона» и провозгласил себя «пророком последних дней». Вокруг него начали собираться последователи. После книги, как это описывают мормоны, ангелы многократно являлись Смиту. Так, например, только за период между 1831 и 1844 годами ангелы приходили к нему 135 раз, чтобы передать послание от «Бога», потом от «Иисуса Христа», от апостолов Петра и Иакова, от Иоанна Крестителя и других. Причем сам Д. Смит сознается, что видений было так много, что он с трудом мог разбирать, какие видения были «от Бога», а какие по наущению злых сил. Эти видения и «откровения» составили вторую книгу мормонов «Доктрины и заветы» (Doctrine and Covenants), содержащую основы мормонской религии.
Учитывая, что Д. Смит добрую часть своей жизни посвятил копанию и поиску спрятанных кладов, нетрудно сообразить, что выдуманные им «золотые пластины» имели целью как бы вознаградить его и оправдать его бесплодные труды прошлого.
В 1842 году Д. Смит вместе с большой группой приверженцев в количестве более двухсот человек вступил в масонство. С тех пор многие чисто масонские ритуалы и ритуальные предметы вошли в мормонское «богослужение», совершаемое в их храмах в тайне от посторонних [6].
По мере того как мормонство крепло и распространялось, в Нову росла и неприязнь к Д. Смиту — за агрессивные методы распространения секты и главным образом, за насаждение многоженства. Особенно усилилась неприязнь к Д. Смиту после того, как один из его помощников, Джен Беннет, в местной газете смело изобличил его лживость и распутство. В отместку приверженцы Смита по его приказу сожгли типографию, напечатавшую статью Беннета. Тогда вмешались власти штата Иллинойс, и Смит вместе со своим братом были посажены в тюрьму в Carthage. Тем не менее страсти не утихали, и в июне 1844 года разъяренная толпа ворвалась в тюрьму и убила Смита вместе с его братом.
Такой была жизнь основателя мормонства, усеянная авантюрными поисками кладов, оккультными видениями, плагиатом, самохвальством и лжесвидетельством, многоженством и допущением разбоя и буйства. Надо заметить, что среди множества сохранившихся документов относительно личности и поступков Д. Смита, подписанных людьми, лично его знавшими, нет ни одного похвального или одобрительного — напротив, все разоблачительные. Учитывая все это, можно лишь вспомнить слова Спасителя по поводу таких лже-пророков: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Преемникам Д. Смита пришлось много потрудиться, чтобы «подчистить» его биографию и создать ему ореол праведности.
На смену Д. Смиту в качестве «пророка и вождя» выступил Брайам Йонг, который возглавил исход секты со скандальной репутацией к Большому Соленому Озеру штата Юта. Йонг, как и его преемники, продолжал получать «откровения» от духов, которые пополнили и «обогатили» мормонское учение [7]. Йонг имел около тридцати жен и правил сектой с диктаторской властью. В 1857 году, желая избавиться от нежелательных переселенцев, он поручил Джону Ли истребить их группу. Это ужасное преступление, в котором погибло 137 человек, попало в историю под названием «резня горного луга». Исполнитель этого истребления невинных людей Джон Ли был судим и казнен в 1877 году, а Йонг, который умер в этом же году, избежал наказания.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.