13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ.
XI. О Святой Троице
Сектант: "Я предлагаю сегодня рассмотреть вопрос о Троице."
Православный: Я ждал этого вопроса.
Сектант: "Хорошо. Я думаю, что у вас это самое слабое место. Начнем с того, что в Еврейских и Греческих Писаниях нету даже упоминания о "Троице". Бог - одна личность, величайшая во вселенной. Бог не три личности: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть" (Втор.6,4). Он именно один, прочитаем два стиха: "Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?" (Мал.2,10); "потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру" (Рим.3,30).
Сын сотворен, до этого Бог был один. Прочитаем: "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия" (Отк.3,14). Здесь надо обратить внимание на слова "начало создания Божия". Дальше: "Он - образ невидимого Бога, первенец из всего творения" (Н.М. Кол.1,15).
Очевидно, чтобы Бог должен быть превозносим над всем: "чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землёй, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога Отца" (Н.М. Фил.2,10-11). Как видите, сын все делает и преклоняет к славе своего отца. При этом, очевидно, что сын меньше отца: "Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава - Христос, а женщине глава - мужчина, а Христу глава - Бог" (Н.М. 1 Кор. 11,3). Сын - прежде всего, посланник своего отца, это надо помнить: "Иисус сказал им: "Если бы вашим Отцом был Бог, вы любили бы меня, потому что я от Бога вышел и теперь здесь. И пришел я не от себя, но Он послал меня"(Н.М. Ин.8,42). Следовательно, и святой дух - действующая сила Бога. Сила - не личность: "Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него" (Н.М. Мф.3,16). Дух - именно "дух Бога" и не более того. Бог направляет дух святой для исполнения своих намерений: "пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли" (Пс. 103,30).
Что вы можете сказать по этому поводу?"
Православный: В Библии о Святой Троице говорится достаточно много. Прежде всего, обратим внимание на тексты из Книги Бытие, где сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (Бытие 1,26); "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас" (Быт.3,22). Здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время, Писание категорично утверждает, что "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт.5,1). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же "полноте" человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие" (1 Фес.5,23).
То же самое мы видим и в следующим тексте: "сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь" (Быт. 11,7-8). Здесь глагол "сойдем" во множественном числе, а слово "Господь" (Ягве) в единственном числе.
Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве": "бэрешит бара элогим эт гашамайим эт гаарец", дословный перевод данного стиха следующий: "Прежде сотворил ОНИ с небом с землею". Как мы видим глагол бара "сотворил" в единственном числе а само первое Имя Бога в Библии - µyhla "Элогим" во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе "бара" - "сотворил". Арамейское слово Вг "бар" означает "сын", то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета об Иисусе Христе. Сказано: "и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом" (Еф.3,9). В то же время, и о Святом Духе сказано: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт.1,2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой - ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, во множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: "Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (Ис.48,16).
Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом "и на земле, как на небе" (Мф.6,10), мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына: "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3,16-17).
А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (Быт.1,26). Блаж. Августин в своей книге "Беседы на Бытие" подчеркивает, что слова "по образу" (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит "Нашему", Он показывает, что один и тот же Бог не просто один, но существует более чем одна (Его) Ипостась [Личность].
Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами: "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога" (Исх.3,6). О прославлении Бога серафимами сказано: "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" (Исайя 6,2-3). Трехкратное прославление Единого Бога нечто собою символизирует. Грамматическая конструкция следующего предложения тоже интересна в свете рассматриваемого вопроса: "из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим. 11,36). Подобная конструкция в другом же стихе: "все Им и для Него создано" (Кол.1,16). Прямая цитата по данному вопросу: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28,19).
Даже главная заповедь о Единстве Творца: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор.6,4), оканчивается словами не "Господь один", а "Господь един" - "Адонай эхад". -"Эхад" - означает именно "един".
Если о вас скажут, что вы едины, думаю, вы спросите "с кем я един"(?). Единство фактически предполагает единство между кем-то и кем-то или чем-то и чем-то.
Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: "Бог есть любовь" (1 Ин 4,8), не есть себялюбие... Напротив, Бог есть Любовь", - Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца. Все Три Лица Святой Троицы - пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: "да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17,22).
Сектант: "Как вы себе это представляете: один Бог и несколько его личностей?"
Православный: Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... Обратите внимание на следующий библейский стих: "дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа" (Кол.2,2).
Сектант: "Но как вы объясните то, что сын меньше Отца? Он сам говорил о себе: "Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец мой более меня" (Ин. 14,28)."
II. О Божественности Христа
Православный: Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: "Отец Мой более Меня" (Ин.14,28), и другие тексты: "Я и Отец - одно" (Ин.10,30), и следующий стих: "Я не один, но Я и Отец" (Ин.8,16). Здесь явно говорится о двух природах во Христе - Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существуют, подтверждают и показывают два следующих текста: "Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?" (Ин.14,9); и другой текст: "ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2,9).
Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его Истинная Человеческая Природа.
А когда мы читаем: "Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин.8,24 сравните с Втор. 32, 39; Ис. 43,10), по-гречески "Это Я" звучит как Ego eimi - "Я есть", как мы выше говорили, это перевод имени "Эhйе, Яхве", а потому здесь мы видим проявление Его божественной природы. "Я есть" означает Сам Ягве (Иегова). Есть подобное свидетельство о Христе и в Ветхом Завете. "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" (Иер. 23,5-6). Здесь имя Христа предлагается четырехбуквенным именем hwhy "Ягве" (Иегова). Вы можете проверить это по любому изданию еврейского текста Библии[13].
Сектант: "Я хочу сменить тему."
Православный: Хорошо.
XIII. О праздниках
Сектант: "Насколько я знаю у православных слишком много так называемых религиозных праздников. Но, первые христиане не отмечали дни рождения и Рождество. Из Библии видно, что дни своего рождения отмечали или язычники, или неистинные поклонники Иеговы: "На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих" (Быт.40,20); "Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду" (Мф.14,6). Как мы видим, день рождения праздновался только нечестивыми людьми. И более того: единственный день, который следует отмечать (а правильнее сказать "вспоминать"), - это день смерти Иисуса: "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Лук.22,19-20); и еще: "Также и чашу после вечери, и сказан: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор.11,25-26). Мы совершаем (отмечаем) данное событие - смерть Иисуса; и именно в тот день, когда это событие и произошло, - 14 нисана. Все другие разгульные праздники неуместны: "Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти" (Рим. 13,13). Обобщающее отношение к т. н. праздничным дням со стороны Слова Божия известно: "Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их" (Ис.1,14). Иными словами: "Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим. 14,5)."
Православный: Я понимаю вашу озабоченность по поводу безнравственного поведения во время праздников. Такая проблема действительно существует. Но и о самом Причастии, сказано: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11,29). Но подобная опасность не перечеркивает значение и значимости Таинства Евхаристии, напротив, научает бережному отношению к нему. Как и сказано: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" (Тит. 1,15).
С другой стороны, праздники учреждались самим Богом или его святыми, чему есть много подтверждении из Священного Писания. Праздничный день - есть день выделенный и даже освященный. О святости субботнего дня в Писании сказано: "Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт.2,1-3). Как мы видим, Бог выделяет определенные дни и Сам освящает их. Причем о чествовании субботнего дня сказано: "это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное" (Лев. 16,31). "Вечное" - означает неизменяемое.
Сектант: "Но разве православные выделяют именно субботний день из других дней недели?"
Православный: Вы перепутали православных с католиками. Мы именно выделяем субботний день из других дней седмицы, конечно отдавая преимущество именно Воскресному Дню. Об этом мы можем прочитать в "Пространном Катехизисе", который был одобрен и издан Святейшем" Синодом "для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан". Здесь в 533 ответе сказано о субботе: "Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста". Так же и в книге "Кормчая" (в 1 правиле первоверховных апостолов Петра и Павла), сказано: "Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати (работать) пять дней в недели. В субботу же и в неделю (воскресение) да оупражняются (учатся) в церковь, поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать (суббота - начало всего творения символизирует), неделя же воскресения" (Правило 1-е).
Жены "мироносицы", ради святости субботы, оставались в покое и не помазали тело своего Учителя. Сказано: "Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди" (Лк.23,55-56). Как мы видим, они пребывали в покое не ради "страха иудейского", а "по заповеди". Сами св. апостолы имели обыкновение, именно в этот день пребывать в "общении слова". Сказано: "Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний" (Деян.17,2). Кстати, католикам православные в вину всегда и вменяли их неправильное отношение к субботнему дню.
Сектант: "Хорошо. Я понял вашу позицию по данному вопросу. Но откуда вы научились почитать "первый день недели" (воскресение)?"
Православный: Почитание этого дня осуществляется на основании Священного Писания. Значение Воскресного дня (в Библии "первый день недели" - Лев. 23, 15-16; Мк.16,9), велико и значимо. В этот день первые христиане собирались для служения евхаристий и "агап" (вечерь любви): "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников" (Деян.20,7-8). Уточнение, сделанное евангелистом и ап. Лукой, "в горнице, где мы собрались, было довольно светильников" имеет смысл...
...Впрочем, "ни одна йота или ни одна черта" (Мф.5,18) из Слова Божия не теряет своего смысла и назидательного, именно религиозного значения.
...Как известно, светильники, тем более довольное их количество, зажигали, именно во время религиозных праздников. В Храме они горели постоянно: "на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда" (Лев. 24,4). Вывод очевиден: именно "первый день недели" (воскресный) почитался как праздничный. О воскресении Сына Божия не сказано, что Он воскрес 16 нисана, но сказано: "Воскреснув рано в первый день недели..." (Мр.16,9). Подобное библейское уточнение имеет, без сомнения, определенный смысл. В этот же день, день - христианского собрания, осуществлялся сбор необходимых пожертвований. Ап. Павел писал. - "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (IKop.16,1-2). Еще и в ветхозаветные времена был составлен гимн на чествование воскресного дня: "Псалом Давида. [В первый день недели]" (Пс.23,0). Хотя слова "в первый день недели" в данном стихе присутствуют только в Септуагинте (3 век до Р.Х. на греческом), само содержание псалма не оставляет сомнения, что иудеи, составившие греческий перевод ветхозаветных книг, вставив это уточнение (о первом дне), имели в виду день, в который Господь Бог и сотворил "небо и землю...и Дух Божий носился над водою" (Быт.1,1-2); сравните: "ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее" (Пс.23,2). О почитании воскресного дня христианами в римской империи было известно из древности. Так например, св. Иустин Философ (2 век), писал в своей апологии, поданной на имя императора Антонина: "В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещевание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же' окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом - аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров" (Там же, стр .98-99). Как мы видим, из данного исторического свидетельства, христиане первой половины 2 века: имели собрание - в воскресный день; этот день был днем пребывания в Слове Божием; днем Причастия и раздачи милости (благотворительности). Ранее мы убедились, что подобная практика имела место и во дни св. апостолов.
Почитали первые христиане и день Пятидесятницы. Сказано: "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе" (Деян.2,1). Само слово "единодушно" свидетельствует о согласии всех отмечать этот важный праздник. В целом, христиане не запрещали никаких праздников, естественно кроме языческих: "Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол.2,16)...
Сектант: "Но вы не прочитали этот текст до конца. Здесь сказано, далее: "это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол.2,17). Как видите, смысл несколько меняется."
Православный: ...Не совсем. Любой религиозный праздник продолжает выполнять символическое значение (назначение). И следовательно, остается как "тень будущего". Например, об непреходящем значении праздничных дней и в вечности сказано: "Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь... Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь"(Ис.66,22-23). Кстати, под словами "из •субботы в субботу", в Писании имеется в виду не только седьмой день недели, но и любой другой, на который выпадает тот или иной "великий" праздник. Например, сказано: "Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их" (Ин.19,31) - О необходимости соблюдать именно все "великие" религиозные праздники говорил и ап. Павел: "Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр.4,9). Итак, как сказано в Слове Божием: "Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время" (Лев.23,4).
Сектант: "Насколько я знаю, у вас есть культ почитания Вифлеемской звезды. Но Библия ясно говорит о том, что сатана, диавол, который хотел убить Иисуса, он использовал звезду для осуществления своего намерения."
Православный: Я бы не стал говорить о некоем культе почитания этой звезды, если только в том смысле, что мы почитаем и Божьих ангелов. Дело в том, что по истолкованию православных отцов, Вифлеемская звезда - это был Ангел, который под видом звезды путешествовал по небу, то останавливаясь, то пропадая, то меняя направление. Такое истолкование мы можем найти, в частности, у Феофилакта Болгарского (на Мф.2,9). И эта Звезда не была звездою смерти, напротив, из Писания видно, что в момент приближения угрозы, она пропадала и появлялась только тогда, когда опасность пропадала. В Пятикнижии Моисея, она называется звездою Иакова. Сказано: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис.24,17).
Сектант: "И все же вы не ответили на вопрос о праздновании дня рождения так называемых именин."
XIV. О почитании святых
Православный: У православных не принято отмечать день рождения. Я в день рождения молюсь о своих родителях, и не более того. А "именины" это не день рождения, а день памяти святого, имя которого мы носим. В Писании о почитании, именно умерших, святых, сказано: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13,7).
Сектант: "Культ святых и поклонение умершим предкам, все это неугодно Иегове.
Прежде всего, надо отметить, что все умершие лишены сознания: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Ек.9,5,10).
Поклонение можно оказывать только Иегове Богу: "Ибо не должен ты поклоняться богу иному, кроме Иеговы; имя Его ревнитель; Он Бог ревнитель" (ПАМ Исх.34,14). Так же важно понять, что не может быть никаких посредников в виде человеков, ангелов и Марии: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим.2,5). Сын Божий есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий. Так называемые святые не могут спасти никого, разве только себя. Написано: "Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души" (Иез.14,19-20)."
Православный: Я согласен с вами, что дело нашего спасения зависит только от Бога и осуществляется в Истинном Человечестве Христа Иисуса, о чем мы и прочитали в послании к Тимофею. Но православные никогда не согласятся с вами: что мы не имеем предстоятелей и посредников во Христе...
Сектант: "Вы соглашаетесь или не соглашаетесь не со мною, а со словом Иеговы."
Православный: ...Вы опять меня перебили. Но неважно. Главное это понять действительный смысл библейского Откровения.
В Книге Песнь Песней сказано: "Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец" (Песн.1,7). Одно из известных истолкований этого текста следующее: "ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чуждой и однако не тужил он и там, был верен" (Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Протоиерей Геннадий Фаст. Енисейский благовест. 2000 г. стр.140). Ап. Павел, например, в категорической форме заявлял: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1 Кор.4,16). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости (Богу). Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: "Я Бог... Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исх.3,6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит и ко святым. Он восклицал: "К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое" (Пс.15,3).
Сектант: "Мы почитаем святых. Но наше поклонение принадлежит только Богу.
Старших, особенно пожилых, мы стараемся чтить (то есть уважать ): "Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою" (1Тим.5,1-2). Так же мы почитаем своих родителей и учим этому младших: "Дети, повинуйтесь своим родителям в господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6,1-3). Но что подобное доброе отношение к святым и старшим может иметь с вашим верованием в посредничество и ходатайство человеков, одних за других?
Православный: Писание много говорит о ходатайстве одних людей за других. Например, о Моисее сказано, что когда Господь принял решение истребить израильтян, он (Моисей) ходатайствовал за них (при этом поминая усопших святых, явно прибегая и к их заступничеству). Сказано: "Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Еги-петской силою великою и рукою крепкою... вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой" (Исх.32,11,13-14).
Сектант: "Я не разумею, как можно прийти к выводу, что есть ходатайство каких-то мертвецов за живых людей. И как они, неживые, могут слышать живых.
Даже если принять во внимание ваше заблуждение о том, что они и по смерти живы.
Но ведь это никак не делает их вездесущими. Как же они могут, одновременно, слышать молитвы произносимые разными людьми и в разных местах? Это просто не возможно. Ведь вездесущ только Бог и только Он всевидящ."
Православный: Об умерших праведных, имена которых вспоминал и Моисей, сказано: "Я Бог Авраама, и Бог 'Исаака, и Бог Иакова' Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22,32). То есть, они по-прежнему живы. Умерев в этом мире, они воскресли в мире вечном. С другой стороны, если говорить о возможности святых общаться одновременно с разными группами людей, отделенных от них пространством, то известно, что некоторые святые обладали подобным даром еще и во дни своей земной жизни. Так например, ал. Павел, свидетельствовал о себе самом: "ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа" (Кол.2,5).
Вы говорите что Сын Божий "есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий". Но как тогда вы истолкуете следующие стихи: "Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими" (Лук. 12,8-9). Смысл этих слов более чем очевиден. Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения, и даже Сам Сын Божий придает этому определенное значение. Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас. Сказано: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф.18,10).
С другой стороны, если говорить о ходатайстве святых и ангелов, учитывая текст из первого Послания Тимофея 2,5 ("Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус"), то здесь возникает необходимость более внимательно рассмотреть данный стих. Да, Христос, един посредник между Богом и человеками. Потому что между Сыном Божием и Его Отцом присутствует только Дух Святой. И эти взаимоотношения не нуждаются в других посредниках. Но между нами и Христом Иисусом - огромное духовное пространство. И здесь были и есть ходатай и посредники.
Если вас, например, попросят помолиться за другого человека, разве вы откажетесь выступить в роли ходатая? Ваша молитва будет совершатся во имя Христово. И здесь вы будете предполагать, что Сам Христос вознесет ваше прошение к престолу Отца Своего небесного. Разве я не прав? Сказано: "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас" (1 Фес.5,12).
Сектант: "В нашем переводе этот стих переведен иначе: "Просим же вас, братья, уважать тех, кто усердно трудится у вас, и руководит вами в Господе, и увещает вас". Как вы видите, здесь нет речи о предстоятелях, но говориться об руководителях."
Православный: Русское слово предстоятель происходит от двух слов: "пред" (то есть впереди), и "стоящий". Что полностью соответствует греческому слову, употребленному в данном тексте proistamenouV), которое дословно переводится, как стоящий впереди.
Об Аароне и его служении, посредника и заступника пред Господом Богом, сказано: "И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось"(Числ.16,46-48). Причем сам Моисей был посредником между Богом и фараоном (наделенный всеми соответствующими правами). Сказано: "Но Господь сказал Моисею:'смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исх.7,1). Здесь мы ввдим, что и Аарон, находился посредником между Моисеем и народом израильским, совершая служение пророка, говорящего от лица самого Моисея.
О значимости молитвы умерших святых за живых верующих свидетельствует и следующий стих: "И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом" (Отк.8,3).
Сектант: "А что, если здесь имеются введу только живые святые?"
Православный: Давайте сравним этот стих из Книги Откровения с другим текстом из этой же Книги: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Снятый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Отк.6,9-10). Здесь мы видим, что убиенные мученики в молитве обращались к Богу по поводу живых своих гонителей. Разумно предположить, что находясь у престола Божия, они молятся и о живых собратьях, своих по вере.
Смерть не отлучает человека ни от Бога и ни от Церкви его, и тем более от возможности в молитве обращаться ко своему Господу. И если во дни своей земной жизни, человек может молится, за своих собратьев, то наивно предполагать, что по смерти он забывает о них. Ведь все мы во Христе, и живые и мертвые христиане, составляем одно тело, о котором и сказано: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12,26-27). Мы страдаем на земле, они славятся на небесах. Посему в православной традиции, Церковь земная называется воинствующей и странствующей, а небесная называется торжествующей, но все мы составляем одно Тело под одной Главою. Как и сказано: "И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток" (Кол. 1,18). А мертвые мы или живые, мы продолжаем оставаться членами Единого Тела: "Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим. 14,7-8). В Книги Варуха сказано: "Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою" (Вар.3,4).
Сектант: "Но этой книги нет в Еврейских писаниях..."
Православный: Эта древняя библейская Книга написана в пятом году от разрушения Иерусалима, т. е. около 583 года до Р. X.
В 1902 году известный гебраист архимандрит Антонон (Грановский), опубликовал еврейскую реконструкцию текста этой Книги, неоспоримо доказав ее еврейское происхождение. Что и подтвердилось во время обнаружения кумранских текстов, среди которых и были найдены еврейские фрагменты этой Книги. Собственно говоря у евреев только Тора (Пятикнижие Моисея) является каноническим текстом.
С другой стороны, канон всех книг Библии - это дело Вселенской Церкви. Ни Поместная церковь (та или иная), ни синагога, ни Лютер, тем более ни корпорация "Сторожевая Башня" - не могут определять канон книг Ветхого и Нового Завета. Есть решения Поместных и Вселенских Соборов по данному вопросу, и только они имеют для нас значение. А если вы не признаете решения этих соборов по вопросу о каноне книг Библии, то тогда ставьте под сомнение и канон новозаветных книг. По крайней мере - это будет для вас и последовательно, и "логично". Правда, с чем вы тогда останетесь... Впрочем... С чем бы вы не остались, как я уже наглядно показал, вы общаетесь не с Библией, а со своим собственным, а следовательно, и субъективным пониманием Писания...
Сектант: "...А... вот... ваше поклонение Марии. Чем вы его можете объяснить или оправдать?
XV. О почитании Девы Марии
Православный: Я ждал и этого вопроса и постараюсь, насколько только возможно, точнее ответить и на него.
Прежде всего, из новозаветных писаний, мы видим, что ее можно и нужно называть Богородицею. Сказано: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лук.1, 43).
Сектант: Слово "Господь" не всегда означает "Бог", и в еврейском, и греческом языках. Хотя они и похожи, например, в еврейском языке - Адонай (Господь) адоним (господин). Впрочем, как и в греческом..."
Православный: ...В том тексте, о котором мы говорим (Лук.1,43), здесь, в греческом оригинале стоит слово Kuriou (Господь), то же самое слово, которое в греческом Писании используется и по отношению к Единому Богу. Так например, в известном стихе от Марка -12,29 ("Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый"), это слово KurioV (Кириос) означает то же, что и слово QeoV (Феос) Бог;
kurioV - Господь
QeoV - Бог
hmwn - наш
kurioV - Господь
eiV - один
estin - есть (Мк.12,29).
Изначальный смысл слова kurioV происходит от слова kurieuw, которое означает - иметь силу, власть; и даже в форме kurioV - царь. Использование этого слова в Новом Завете не оставляет для нас сомнения, что оно означало для первых христиан, именно "Господь", а не "господин". Для уяснения данной позиции достаточно обратить внимание на следующий стих: "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор.12,3). Слова kurioV ihsouV (Господь Иисус) не могут в данном контексте означать "господин Иисус", иначе они бы не произносились как результат работы Духа Святаго, в сердце человека. Хотя в некоторых греческих текстах, это слово так и понимается (o kurion - господин, владыка), но только не в тех новозаветных текстах, где говориться о Христе. И здесь ваше учение об именах-титулах ничего не объясняет, а напротив, вносит целый рад неточностей, вопросов и недоумений.
Но вернемся к вопросу о Пресвятой Деве Марии, Богородице. Я хочу задать вам несколько вопросов, если конечно вы согласны.
Сектант: "Да..."
Православный: Хорошо. Вы знаете, какое значение Библия придает любви к Богу.
Сектант: "Да. Конечно знаю."
Православный: Скажите, кто может любить Сына Божия родительскою любовью?
Сектант: "Только Бог..."
Православный: ...а пресвятая Дева Мария?
Сектант: "Только в том смысле, что Христос не только Сын Божий, но и Сын человеческий."
Православный: Ответьте на вопрос: Кто может называть Иисуса Христа сыном Своим возлюбленным?
Сектант: "Я понимаю, что вы имеете в виду. И соглашусь с вами. Называть Иисуса Христа Сыном может и Бог и Мария."
Православный: Правильно. Вот почему, говоря о Деве Марии, мы почитаем ее выше херувим, выше серафим и выше других ангел, архангел и всех человеков. Сразу, после Бога, оказывается она, вознесенная своей особой Любовью к Творцу мира, на необычайную высоту. Высоту родства с Безначальным.
Ни ангел, ни архангел, никакая другая тварь не может любить Иисуса Христа, родительской Любовью. Никакая тварь не может назвать Его своим Сыном. Только Дева Мария и безначальный Бог Отец имеют, такую Любовь и причастны к такому сродству.
Я хочу задать вам еще один вопрос: Вы почитаете Деву Марию?
Сектант: "Мы не считаем Марию - мать Иисуса, "богородицею". Бог не имеет начала: "Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог" (Пс.89,3). И еще: "Царю же вечности, нетленному, невидимому, единственному Богу да будет честь и слава во веки веков. Аминь" (ПНМ 1 Тим.1,17). Я не очень понимаю суть вашего вопроса: Что значит "почитать" Марию? Какой смысл вы вкладываете в это слово?"
Православный: Давайте определим, какой смысл этого слова "почитание" по отношению к Деве Марии мы - можем обнаружить в самом Писании.
Прежде всего, я хочу предложить вашему вниманию следующий текст: "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение .Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его" (Лук.1,41-49). Здесь говорится о том, что когда Мария пришла к сроднице своей Елизавете, та исполнилась Духа Святого, и ее еще не рожденный младенец взыграл от радости. Само по себе, это великие чудеса. Далее. Мы видим, что Елизавета, называет Марию матерью Господа и называет ее блаженной. Сама же Мария пророчествует о себе, говоря "отныне будут ублажать Меня все роды". И так как это пророчество записано в Священном Писании, оно является частью всего Божественного Откровения, предложенного роду человеческому в Духе Святом. Мы именно ублажаем Деву Марию. И все христиане, которые последуют библейскому Откровению, должны это делать. Эти слова и пророчество о начале всенародного почитания Девы Марии, и Господень призыв к действию...
Сектант: "...Наш перевод того стиха, на который вы обратили внимание, несколько иной: "потому что он обратил внимание на незначительность своей рабы. Ибо вот, отныне все поколения будут называть меня счастливой" (ПНМ Лук.1,48). Как вы видите, при таком переводе смысл несколько меняется."
Православный: epebleyen epi - означает "смотрю с намерением", с намерением сделать, что-либо лучше; здесь этот глагол означает, что Бог хочет изменить смиренное положение Марии. Слова apo tou nun, - переведенные у нас как "отныне", дословно переводятся, как - "отныне и всегда" (в славянской традиции: "ныне и присно"), "впредь". Смысл их очевиден, они свидетельствуют о том, что возникает во времени, непрерывная отныне традиция почитания Девы Марии. Слова makariousin me означают: "будут называть Меня блаженной". Здесь слово "называть", означает и признавать; слова pasai ai geneai , означают: "все последующие поколения". Дословный перевод всего стиха будет следующий: "потому что Он обратил взгляд на - ничтожность - рабы Его. Вот ведь отныне будут прославлять как блаженную Меня все поколения". Здесь мы видим и глубину смирения Пресвятой Девы, и высоту ее Божественного призвания.
Как в ваших поколениях почитают или ублажают Деву Марию?
Сектант: "Я могу сказать, что с признательностью отношусь к Марии."
Православный: Ваш ответ напомнил мне заявление безбожника Зюганова. На вопрос, как он относится ко Христу, лидер российских коммунистов ответил: "я его уважаю". Только можно догадываться, что он имел в виду...
Само слово "ублажать" имеет и ветхозаветные ссылки. Так например, следующий стих из Псалтири: "будет имя его [благословенно] вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [все племена земные], все народы ублажат его" (Пс.71,17). Контекст для рассматриваемого слова в данном стихе предлагает нам следующие его характеристики. Ублажать, означает: вечно благословлять имя, сохранять его значимость во всех грядущих поколениях, и благословлять этим именем все народы земли.
Есть ветхозаветные пророчества о том, что Мария и в рождестве, и по рождестве оставалась Девою. По первому вопросу: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7,14). По второму...
Сектант: "По первому вопросу мы с вами согласны. Она была девою в момент рождения ее Сына..."
Православный: ...По второму вопросу: "И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены" (Иез.44,2).
Сектант: "Но как же, Сам Христос называл Марию женою: "Иисус же сказал ей: "Что тебе до меня, женщина? Мой час еще не пришел"" (ПНМ Ин.2,4), подобное и в вашем переводе ("что Мне и Тебе, Жено"). Да, когда рожала, была девою, потом стала женщиною и имела детей."
Православный: Это ваше истолкование, которое не подтверждается ни новозаветным повествованием, ни ветхозаветными пророчествами. Выражение "братья Господни", есть свидетельство о детях праведного Иосифа, которому Пречистая Дева была только обручена. А то, что она действительно называлась женою, свидетельствовало об исполнении пророчества изреченного о Ней и Ее семени, в Раю: "и вражду положу между тобою и между женою... между семенем твоим и между семенем ее" (Быт. 3, 15).
Само Евангелие произошло из сердца Девы Марии...
Сектант: "...Никогда пророчества не произносились по произволению человеков, тем более Евангелие."
Православный: И здесь вы неправы. Сказано: "И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лук.2,51). Христос прибывал, как мы прочитали в повиновении у Пресвятой Девы и праведного Иосифа. Но и в предсмертную минуту заботился о Матери Своей: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Ин. 19,26-27). Здесь в лице ап. Иоанна Он всех нас усыновил Пресвятой деве... Разве вы ослепли!!!
...Почитали Деву Марию не только человеки но и ангелы. Сказано: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лук. 1,28).
Сектант: "Вы говорите о Марии с таким почитанием, я даже смущен... вы что верите в то, что она вас спасает. Я слышал, как в храме молились, обращаясь к ней "спаси нас"
Православный: Спаситель Христос, Она виновница нашего спасения. Нечто подобное сказал однажды, уже о себе и ап. Павел: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор.9,22). Впрочем, любой христианин призывается к тому же: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим.4,16).
Сектант: "Вы с такою значимостью произнесли этот стих... это ваш любимый стих?"
Православный: Да... Ведь сказано: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10,17).
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.