Поиск авторов по алфавиту

В. Наиполнейшее участие народа в богослужении и вообще в жизни Церкви.

Практический путь улучшения богослужения существует. Он может быть использован для более активного участия народа в богослужении, в общенародном церковном пении. Народ любит последнее и этим объясняется массовая посещаемость богослужений с пением акафистов. В некоторых храмах существует общенародное пение гимнов "Сподоби Господи", "Ныне отпущаеши", "Величит душа моя Господа", символа веры и молитвы Господней. Но этот круг общенародных песнопений может и должен быть расширен. Еще св. Василий Великий называл песнь "Свете тихий" древним гимном, который поет весь народ (0 Св. Духе). Св. Афанасий Великий, описывая свое бегство из осажденного войском храма Феоны, говорит, что народ расходился подпевая стих "Яко в век милость Его" (Апология к Констанцию).
По общепризнанному мнению ученых среди гимнов, о пении которых перед восходом солнца христианами упоминает Плиний Младший в донесении имп. Траяну, было и наше великое славословие. Христиане собирались, чтобы петь этот гимн Христу. "Свете тихий", "Хвалите имя Господне", Великое славословие - должны бы быть исполняемы всем народом, как это было в первые века христианства. Круг песнопений общенародного пения может быть и еще расширен. "Богородице Дево, радуйся" - на всенощном бдении, "Достойно есть" – на литургии, - наконец, литургийные антифоны - "Благослови душе моя Господа", "Хвали душе моя Господа", "Во Царствии Твоем" - благодаря несложности их напева легко могут быть исполняемы всем народом, так же как и пение в ответ на возглашения в ектениях.
Царское применение общенародного пения во время всего богослужения - самый реалистический путь активизации мирян в литургийной жизни Церкви.

Способные миряне могут привлекаться и к чтению богослужебных
текстов.

Что касается гласного чтения молитв предстоятеля, то восстановление этого древнехристианского обычая представляет собой более сложную проблему и не потому, что такое чтение могло бы показаться для молящихся новшеством, но по той причине, что оно в службах вечерни и утрени потребовало бы конструктивных изменений самих этих богослужебных чинопоследований. С этой стороны благополучнее обстоит дело с чинопоследованием литургии благодаря тому, что здесь все молитвы до сих пор сохраняются на тех местах, на которых они были в древности. Возвращение к древнему обычаю гласного чтения их могло бы быть начато с чтения анафоры.
Она должна читаться вслух и прерываться на время пения гимнов, сопровождающих ее. Также желательно в устранение запрещенного еще в VI веке молчаливого чтения, произносить вслух и другие молитвы св. евхаристии. Гласным должно быть чтение молитв и в других случаях, где это не нарушает конструкции чинопоследования Привлечение народа к более активному и более сознательному участию в богослужении должно осуществляться через проповедь, посвященную истолкованию богослужения, священнодействий и обрядов, молитв и песнопений, а также путем общенародного пения.

Резюме:

Для наиполнейшего участия православного народа в богослужении требуется

а) привлечение народа к общему пению за богослужением,
б) предоставление мирянам возможности участия в богослужебном чтении,

в) объяснение народу значения соборной молитвы, смысла отдельных богослужений, священнодействий, обрядов, молитв и песнопений,

г) разъяснение народу важности единодушного участия в предписываемых церковным уставом для определенных моментов богослужения общих главопреклонений и поклонов.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.