Поиск авторов по алфавиту

А. Определение понятия догмата по взглядам Православия.

1. Сущность догмата

На основании церковной традиции догматом называется истина, относящаяся к области христианского вероучения. В догматах излагаются необходимые для спасения человека истины, заключающие в себе учение о Троичном Боге и премудрости Божией, явленной в творении мира, промышлении о нем и спасении падшего человечества; они означают вышеестественные истины, умозрительные по своему выражению, но воспринимаемые нераздельно всеми силами духа и определяющие полноту его жизни. Догмат является выражением мистической реальности для приобщения человека к тайнам Божественного присутствия и действия в мире чрез углубление его духа
в область богопознания в христианской жизни.

2. Богооткровенное происхождение догматов

Догматы Вселенской Церкви даны в Божественном Откровении, хранимом в Священном Писании и Священном Предании. Хотя многие из них известны по учению Ветхого Завета, но все они имеют средоточие в проповеди Иисуса Христа, соединившего учение обоих Заветов. Это выражено апостолом Павлом в словах: "Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне..." (Евр. 1,1). Следовательно, догматом может назваться только то учение веры, которое восходит ко Христу и Его апостолам.

3. Неизменность догматов

Христианское учение возвещено человечеству в полноте на все времена. Христос сказал: "...глаголы, ихже дал еси Мне, дах им" (Ин. 17, 8). Известная мысль св. Иринея: "апостолами в Церковь, как в сокровищницу, в полноте положено все, что относится к истине". Следовательно, догматы веры даны изначала, и полнота абсолютной истины, содержащейся в них, не нуждающейся в изменении ни количественно, ни качественно, обусловливает их неизменность.
Каждый догмат неразрывно связан со всем содержанием христианского вероучения и нарушение его влечет искажение веры. Учение Православной Церкви проповедовалось всегда и везде одинаково, во всех условиях оставаясь тождественным в своем содержании. Догмат - это то, во что верили все, всегда и везде в Церкви. Соборы не создавали догматов, а лишь утверждали и раскрывали их постоянное церковное понимание и давали более доступное для всех верующих словесное выражение, почему и самые определения соборов о вере называются "догматами". Таким образом, жизнь Церкви, история утверждения догматов показывает истину изначальности и неизменности догматов и действие Святаго Духа в Церкви, по словам Спасителя, является "воспоминанием" того, что было сказано Им в Его видимом служении, и научением истинному пониманию Его глаголов (Ин. 14,26), что и происходит в Церкви преимущественно чрез ее св.св.отцов и учителей.

4. Церковность догматов

Усвоение истин веры осуществляется воздействием Благодати, пребывающей в Церкви. В Церкви - теле Христовом - действует "ум Христов" (1 Кор.2,18) и в ней силою Святаго Духа в доступной полноте становится видимым "Свет, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир" (Ин. 1,9). В Церкви сохраняется Христова истина, неповреждаемая, по обетованию Христову (Мф. 16, 18), до конца времен, Церковию она возвещается и ею же ограждается от неправильного понимания. Этим определяется церковность догмата в возвещении и изъяснении. Всякое толкование отдельных лиц, при всей вероятности такового, не может возвыситься над личным мнением и остается без права на всеобщее доверие до принятия его Церковью.
В Церкви же догмат является присущим ее соборному сознанию и возвещается как несомненная истина. Каждый православный христианин верует, что предлагаемое Церковью учение есть действительно учение Божие, догмат божественный, непреложный, определяемый и изъясняемый разумом Церкви.

5. Раскрытие догматов и их формулирование

Развитие догматического учения в Церкви происходит в виде раскрытия догматов. Это развитие есть более точное и обстоятельное определение и объяснение одних и тех же неизменных в существе своем догматов, совершающееся в соответствии с потребностями времени. Основной; если не единственной причиной необходимости уточнения понимания и формулирования догматов, являлось, как показывает история, догматическое неправомыслие, вносившее соблазн в среду верующих. Эта внешняя (для Церкви) обусловленность раскрытия догматического учения показывает, что и прежде жившие поколения христиан не были лишены полноты христианского учения, ибо когда не было уклонения, не было и нужды в уточнении догматических формул. Раскрытие догматов и их формулирование принадлежит самой Церкви. Вселенские соборы являются выразителями церковной веры. Общепризнанными и авторитетными толкованиями христианских догматов являются отцы и учители Церкви.

При неизменности по содержанию догмат может иметь различное словесное выражение, ибо оно соответствует способности человека выразить знание о Боге и Его отношении к миру. Неизменность формулы могла бы мыслиться только при неизменяемости человеческого языка и при постоянной определенности выражаемого словом понятия.
В действительности же в различное время наблюдается разнообразие смыслового значения одних и тех же слов, возникновение новых понятий, обусловленных развитием мышления. Естественно, словесная форма догмата не может быть дана навсегда в постоянном выражении и может требоваться "уточнение" его формулы.

6 Обязательность догматов

Догматы обязательны к принятию верующими по происхождению от Бога и возвещению от Церкви, что определяет их спасительность. Обязательность безусловного принятия догмата обусловлена необходимостью внешнего и внутреннего свидетельства принадлежности к
Церкви. Их непререкаемость является признаком подчинения естественного человеческого разума Высшему Разуму.

7. Необходимость догматов

Вера есть условие спасения. Чрез догматы человек разумно воспринимает православную веру. Догмат - средство просвещения человеческого разума для нравственного укрепления воли и возвышения чувства. В догмате - основа христиански-деятельного знания, необходимого человеку с первого момента проявления сознательной жизни, просвещающего его и приводящего к конечной цели человеческого бытия - богопознанию (Ин. 18, 3). Принятие догматов есть основание церковной жизни человека, т.е. вхождения его в мистическое Тело Христово - Церковь, и спасения.

8. Усвоение догматов

По качеству догматов как истин сверхъестественных, данных чрез непосредственное божественное Откровение, принятие их требует от человека проявления духовного разума как орудия богопознания. Принятие веры есть проявление истинной свободы человеческого духа и оно совершается под действием просвещающей Благодати. Внутреннее усвоение догмата, его истинность постигаются посредством духовного опыта, - жизнию по учению Христа. Сущность Откровения познается в жизни, согласной с его учением, как и познание в любой области - через вхождение в область познаваемого.
Это происходит под дальнейшим действием Благодати, при условии намерения человека оставаться верным ее водительству. По мере того, как воля человека отвечает божественному призыву, все более познается жизненный смысл догматов.

Если до благодатного просвещения человека догматические истины могли казаться несовместимыми с положениями обычного (естественного) знания, представляться ведущими к неизбежному разрыву в единстве разума и необходимости его раздвоения, то в дальнейшем естественное и догматическое знание соединяется в одну стройную систему, сверхъестественное не принижает природу человека, а совершенствует ее в проявлении единства духовной жизни, что и является началом богопознания.

9 Постигаемость догматов

Выражая истину Откровения, являющуюся основанием духовной жизни человека, догмат безграничен в усвоении, как безгранично духовное совершенствование человека. Откровение Божественного Разума бесконечно, ибо всякое определившееся понятие, неподвижное в своей законченности, не согласуется с познанием живого бесконечного Бога.

Таким образом, понятие догмата содержит следующие положения:

1. Догмат Церкви есть истина вероучения, раскрывающая доступное для усвоения человеком знания о Боге и Его отношении к миру.

2. Догмат есть истина богооткровенная, восходящая к проповеди Господа Иисуса Христа и Его апостолов.

3. Учение, заключенное в догмате, дано изначала навсегда и не может подвергаться изменению ни в объеме, ни в содержании.

4. Догмат хранится, возвещается и изъясняется Церковию на основе Божественного Откровения, что обусловливает его целостность и неповрежденность.

5. Учение, заключенное в догмате, раскрывается в Церкви постепенно в виде более точного и обстоятельного определения его неизменной истины в соответствии с потребностями времени. Это учение может иметь различное словесное выражение, всегда соответствующее неизменному содержанию догмата.

6. догмат обязателен к принятию и хранению верующими как истина веры, возвещаемая Церковию для спасения.

7. Учение веры, выраженное в догмате, является основой человеческого делания на пути ко спасению.

8. Догмат, как истина вышеестественная, усвояется чрез просвещающее действие Благодати в процессе духовной жизни.

9. Выражая истину Откровения, являющуюся основанием духовной жизни, догмат бесконечен в усвоении, как бесконечен Божественный Разум и безгранично духовное совершенствование человека.

Определение догмата

ДОГМАТ есть богооткровенная, неизменная в содержании истина веры, постоянно хранимая, возвещаемая и изъясняемая Церковию, раскрываемая постепенно в словесном выражении соответственно условиям времени, обязательная для принятия и хранения верующими как основа спасительной деятельности, усвояемая чрез просвещающее действие Благодати в бесконечном процессе духовного совершенствования и богопознания.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.