Поиск авторов по алфавиту

В. Епископат

а) ИЗУЧЕНИЕ СОГЛАСНОГО СО СВЯЩЕННЫМИ КАНОНАМИ
СПОСОБА ИЗБРАНИЯ АРХИЕРЕЕВ

(1. Практика поставления. П. Вопрос о кандидатах)

1. Практика поставления

Епископы являются преемниками и продолжателями апостольского служения.

Письменные свидетельства первых четырех веков говорят о практике епископского поставления, основанной на церковных традициях, ведущих свое начало от апостолов.

В Постановлениях Апостольских так говорится: "Собравшийся в день Господень народ с собором пресвитеров и в присутствии епископов пусть даст согласие. Затем старейший среди прочих епископов пусть спросит пресвитеров и народ, тот ли это, которого желают иметь начальником? И когда они ответят утвердительно, пусть снова спросит, все ли свидетельствует, что он достоин этого великого и знатного начальствования? После согласия старейший снова спрашивает: "Действительно ли он достоин священнослужительства?" И после третьего подтверждения над избранным совершалось рукоположение (Кн. УШ, 4).

Подобное этому говорится и в одном из посланий св. Киприана еп. Карфагенского: "Надобно тщательно сохранять и соблюдать божественное предание и установление апостольское, которое сохраняется у нас почти во всех областях и по которому, для законного поставления к известному народу епископа, необходимо, чтобы собрались ближайшие епископы той области, и тогда пусть избирается епископ в присутствии народа, который хорошо знает жизнь каждого в отдельности и обыкновенно наблюдает поступки каждого" (Migne,P.L., 3, col. 1064).

Итак, как видим, избрание происходило в присутствии народа, клира и епископов.

Практика избрания епископов, установившаяся в Церкви в первые три века, продолжала существовать с некоторыми изменениями и в эпоху первых четырех Вселенских Соборов, о чем ясно свидетельствуют канонические соборные определения.

Так, Никейский, первый Вселенский Собор, своим четвертым правилом определяет: "Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту".

"Аще же общее всех избрание - говорится в правиле 6-ом того же Собора, - будет благословно, и согласно с правилом церковным: но два или три, по собственному любопрению, будут оному прекословити: да превозмогает мнение большаго числа избирающих".

О том же самом, почти буквально, говорится и в правилах многих поместных соборов (Ант. 19,23! Лаод. 12 Сард. 6; Карф. 13у 61 (50) и др.).

Итак, на основании Апостольских постановлений, определений Никейского и поместных соборов и исторических свидетельств мы видим, что право избрания в строгом смысле принадлежало епископам, а народ свидетельствовал о достоинстве лица, имеющего быть епископом.

Возникавшие с IV века злоупотребления при избрании епископов и клириков вызвали постановление Лаодикийского собора.

"Да не будет позволяемо сборищу народа, - говорится в каноне, - избирати имеющих произвестися во священство" (Пр. 13).

Данное правило не отнимало у народа права принимать участие в избрании епископа, но обеспечивало порядок при избрании.

Желая устранить злоупотребление влиятельных светских лиц при избрании епископов и клира, седьмой Вселенский собор своим третьим правилом' постановил: "Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будетне действительно по правилу (Апост. прав. 30), которое глаголет: аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую власть в церкви, да будет извержен, и отлучен, и все сообщающиеся с ним".

Хотя участие народа в избрании епископов со временем становилось менее заметным, однако само право на это участие народа и клира продолжало сохраняться, как об этом свидетельствует Иерусалимский Собор 1723 года.

"...Архиерея, - утверждают отцы собора, - избирают не священники или пресвитеры и не светская власть, но Собор Высшей Церкви того края, где находитсягород, для которого назначается рукополагаемый, или по крайней мере, Собор той области, где должно быть Епископу. Иногда впрочем избирает и целый город; но не просто, а избрание, свое предъявляет Собору, и если оно окажется сообразным с правилами, то избранного производят посредством епископского рукоположения, чрез призвания Св. Духа" (Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере. Член 10).

В Русской Церкви не всегда практика избрания во епископа была одинаковой.

В княжеских уделах главный голос принадлежал князьям, а в Новгороде, где вече было сильнее князя, преобладал голос народа. В случае несогласия избирателей там (в Новгороде) прибегали к жребию.

Русская Церковь всегда стремилась к каноническим нормам при поставлении во епископа, о чем говорит Чин избрания и поставления в епископа 1425 года: "Абие первый епискуп начнет поведати, аще где кого весть достойна на таковое дело, потом ни такожде, потому же и вей епископы по ряду, много в том истязание сотворише, и елики ту помянувше, от всех имен онех три лучьших избирают". Изэтих трех кандидатов достойнейший избирался во епископа.

Как видно из избирательного акта в "чине поставления архиерейского" патриарха Иоакима, для избрания кандидата на епископство требовалось не только благословение патриарха и одобрениеизбирателей-епископов, но еще и согласие русского самодержца.

В Синодальный период Русской Церковной истории Святейший Правительствующий Синод избирал двух кандидатов, из которых император утверждал одного (Духовный Регламент, часть Ш, § 13).

Поместный. Собор Российской Церкви 1917-18 гг. изменил практику избрания епископов.

Согласно соборному определению от 1, 7 и 9 февраля 1918 г., избрание епархиальных архиереев производится следующим образом: "По освобождении епархиальной кафедры, прежде замещения ея, Архиереи округа, или при отсутствии округов, Священный Синод Российской Церкви, составляют список кандидатов, в который после канонического одобрения включаются и кандидаты, указанные епархией.
По обнародовании в епархии списка кандидатов, архиереи, назначенные к участию в избрании епархиального архиерея Священным Синодом, клир и миряне епархии совместно производят по особым правилам выборы кандидата, голосуя одновременно о всех, указанных в списке, причем, получивший не менее 2/3 голосов считается избранным и представляется на утверждение Высшей Церковной Власти.

Если никто из кандидатов при таковом голосовании не получит указанного большинства голосов^ то производится новое голосование о каждом из кандидатов, указанным первым голосованием в отдельности, и Высшей Церковной Власти представляются кандидаты, получившие не менее половины избирательных голосов". (См. Свящ. СоборПрав Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып. 1, приложение к "Деяниям" 2-е Изд. Соборного Совета, Москва,1918 год, раздел V, глава П, статья 16.)

Принцип, выдвинутый Русским Поместным Собором 1917-18 гг. соответствовал каноническому избранию епископов, указанному 4 и 6 правилами Первого Вселенского Собора, аналогичными правилами других Поместных Соборов.

В то же время (первое примечание к статье 16 второй главы 5 раздела соборного определения от 1, 7 и 9 февраля 1918 г.)
Священным Поместным Собором было дозволено Высшей Церковной Власти, ради блага Церковного, назначать и перемещать архиереев.

Эта практика поставления епископов остается в Московском Патриархате и в настоящее время.

П. Вопросе кандидатах

Кандидатам во епископы предъявляются требования относительно:
нравственных качеств, семейного положения, возраста.

1. Нравственные качества кандидатов во епископы указаны в посланиях Апостола Павла, в Постановлениях Апостольских и в церковных канонах (Тим. 3, 2-4^ Тит. 1, 8-9^ Пост. Апост. кн. 2 и 4; Лаод. 12; 7 Всел. Соб., 2).

К епископству не должны допускаться лица недавно обратившиеся в веру Христову или недавно оставившие порочную жизнь (Ап. 80; 1 Всел. соб. 2), совершившие невольное убийство (Григ. Нис. 5), имеющие физические недостатки, препятствующие совершению священнослужения (Ап. 78) и страждущие душевною болезнью (Ап.79).

2. Вопрос о семейном положении епископов решался в разное время и разных местах по разному. В первые три века во епископа мог быть избран, как безбрачный, так и женатый (1 Тим. 3, 2).

Вопрос о безбрачии епископов и клира впервые был остро поставлен на Первом Вселенском Соборе. Большинство членов Собора было склонно признать безбрачие как обязательную норму для духовных лиц. Однако, согласившись с мнением Пафнутия, епископа из Верхней Фиваиды, Собор постановил не изменять существующего положения, и брачную и безбрачную жизнь предоставил свободному выбору поставляемых во епископа и другие степени священства (Церк. ист. Созомена, кн. 1, кл. 23).

Обязательность безбрачия епископов была введена на западе в конце IV века, и на востоке в VII веке. Трулльский собор 12 правилом признал безбрачную жизнь для епископов обязательною.
Так безбрачие епископата под влиянием аскетов и монашеских идеалов утвердилась в церковном сознании по сей день.

В церковных канонах нет определения, которым Церковь узаконивала бы избрание и посвящение во епископы исключительно монашествующих.

Ни история, ни каноническое устроение Церкви, ни самое существо поставленного вопроса, требующее всюду искать лишь безбрачных достойных кандидатов епископского служения в Церкви, не обязывает считать пострижение в монашество канонически необходимым условием епископской хиротонии. Епископом может быть всякое безбрачное лицо одинаково из клира, мирян и лиц монашествующих, если только они отвечают каноническим условиям иерархической правомочности.

3. При избрании кандидата во епископа необходимо учитыватьвозраст избираемого.

Призываемый на епископское служение должен был иметь зрелый возраст. Но минимальный предел этого возраста никогда не был определен точно церковными правилами. Церковная жизнь сама нередко определяла возраст поставляемых во епископов, о чем говорят примеры.

Ап. Павел поставил во епископа Ефесского "юного" Тимофея (1 Тим. 4, 12).

Апостольские постановления говорят, что кандидат во епископа должен иметь по крайней мере 50 лет (П, 1).

В VI веке византийское законодательство определило возраст епископа. В одной из своих новелл Юстиниан предписывает избирать во епископа лиц, по крайней мере, 35 лет от роду, в другой - ЗО-ти (Правила Православной Церкви с толков. Никодима, еп.Далма-Тинско-Истрийского. СПб., 1911., т. 1, стр. 485).

В Русской Церкви в епископа избирали не моложе 40 лет. Но и эта норма строго не соблюдалась на Руси: посвящали кандидатов и 35 и 30 лет.

Поместный Собор Русской Церкви 1917-18 гг. постановил избирать в правящие епископы не моложе 35 лет. (Собор, определен, и постановл., вып. 1, М. 1918 г., V гл. П, статья 17).

Из рассмотрения церковных правил и исторических данных видно, что минимальный возраст кандидатов во епископы колебался между 30 и 35 годами.

Заключение

1. Кандидаты во епископы должны избираться известные твердой христианской верой и безупречной жизнью, достаточно подготовленные к церковному учительству.

2. В силу того, что Церковь приняла и узаконила безбрачие епископов (VI Вселен. Соб., 12), кандидатами во епископы могут быть лица безбрачные из клира, мирян и монашествующих. Монашеский рясофор является традиционным условием епископской хиротонии.

3. Согласно установившейся обще-церковной традиции, во епископы можно избирать лиц не моложе 30 лет.

П о р я д о к и з б р а н и я е п и с к о п о в

Исходя из вышеизложенных принципов и учитывая практическую возможность их применения, следует считать целесообразным следующий порядок избрания во епископы.

Предстоятель и Священный Синод Автокефальной Церкви, а в автономных церковных областях митрополит или архиепископ, составляют список лиц, рекомендуемых отдельными епархиальными архиереями в качестве достойных кандидатов во епископы. Список этот рассылается всем епархиальным архиереям с биографиями кандидатов иотзывами их правящих архиереев. В случае необходимости, могут быть приложены отзывы начальства учебных заведений, в которых обучался намеченный кандидат, и настоятелей монастырей, в братстве которых он состоял. Епархиальные архиереи должны в письменной форме высказать свое мнение о каждом включенном в список, дать определенный ответ и засвидетельствовать свое согласие или несогласие на включение данного лица в число кандидатов во епископы. Предстоятель и Священный Синод Автокефальной Церкви, заслушав полученные ответы, на их основании утверждает список кандидатов во епископы.

При освобождении епископской кафедры предстоятель и Священный Синод Автокефальной Церкви производят избрание на эту кафедру из числа утвержденных кандидатов.

б) АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ДРУГИЕ РАЗЛИЧИЯ ЕПИСКОПОВ

Все епископы, по полноте Божественной благодати, полученной в архиерейской хиротонии, равны между собой.

Епископы, как правило, управляют епархией. Вместе с тем, они могут возглавлять отдельную церковную область или всю поместную Церковь.

Как исключение, могут быть в Православной Церкви епископы, не имеющие епархий.

1) ПАТРИАРХИ

Патриарх является епархиальным архиереем своей епархии, возглавляет Поместную Православную Церковь, управляет ею совместно со Свящ. Синодом, председателем которого является, и имеет следующие обязанности и права:

а) всемерно печется о благе возглавляемой Церкви; б) созывает поместные соборы и председательствует на них; в) совместно с Собором Епископов (или Свящ. Синодом) поставляет митрополитов для митрополичьих округов (где таковые имеются) и прочих епископов (епархиальных, титулярных, викарных); г) наблюдает за деятельностью областных митрополитов (если таковые имеются) и епархиальных епископов; д) принимает меры в связи с обвинением против епископов; е) посещает в потребных случаях епархии возглавляемой им Церкви; ж) обращается ко всему клиру и мирянам своей Церкви с пастырскими посланиями; з) представляет свою поместную Церковь в сношениях с прочими поместными православными и инославными церквами; и) освящает св. миро. Имя предстоятеля поместной Церкви возносится епископами ее и прочими клириками за богослужением.

2) ГЛАВЫ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ЦЕРКВЕЙ

Главой Поместной Церкви по мысли 34 апостольского правила является ее первый епископ, именующийся архиепископом, митрополитом, католикосом или патриархом.

Права главы автокефальной церкви соответствуют правая патриарха, указанным в предшествующей главе.

3) МИТРОПОЛИТЫ

Областной митрополит, имея в своем управлении епархию, вместе с тем возглавляет весь митрополичий округ своей Поместной церкви, состоящий из нескольких епархий.

Он осуществляет свои обязанности и права в отношении подчиненных ему епископов согласно определениям собора Поместной Церкви и ее Свящ. Синода. Имя областного митрополита при богослужении возносится во всем митрополичьем округе.

4) АРХИЕПИСКОПЫ

Архиепископы являются епархиальными архиереями и могут одновременно возглавлять или всю Поместную Церковь или отдельную ее область, состоящую из нескольких епархий. В первом случае их обязанности и права равны обязанностям и правам патриарха, во втором - определяются собором Поместной Церкви.
Архиепископ, деятельность которого ограничена пределами епархии, от прочих епархиальных архиереев отличается лишь преимуществом чести.

5) ТИТУЛЯРНЫЕ МИТРОПОЛИТЫ

Титулярные митрополиты - это архиереи, получившие сан митрополита от своей церковной власти или в силу личных заслуг перед
Церковью, или по важности занимаемых ими кафедр.

Митрополиты, которые не имеют в своем ведении целого округа, а только епархию, по административным правам равны епархиальным епископам (IV Вселенский соб., 12).

Митрополиты, не являющиеся епархиальными архиереями, таких прав не имеют, но они могут состоять членами Синода своей Поместной Церкви.

6) ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЕПИСКОПЫ

Епархиальные епископы имеют попечение о религиозно-нравственном совершенствовании своей паствы. Им принадлежит власть учительства, священнодействия, управления и церковного суда в пределах их епархий.

Имя епископа должно возноситься при богослужении во всей епархии.

7) ТИТУЛЯРНЫЕ И ВИКАРНЫЕ ЕПИСКОПЫ

Титулярные епископы не имеют епархий и свое епископское служение в Церкви совершают не самостоятельно, а по поручению в каждом отдельном случае Церковной власти.

Викарные епископы находятся в зависимости от епархиального архиерея являются его помощниками в руководстве епархиальной церковной жизнью и действуют согласно его указаниям.

8) ОБЛАСТНЫЕ ЕПИСКОПЫ

Областные епископы, как и областные митрополиты, осуществляют свои обязанности и права в своей области согласно определению собора Поместной Церкви.

в) МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ. ИЗЫСКАНИЕ СРЕДСТВ

ВОЗВРАТА ПРАВОСЛАВНОЙ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ К ЕЕ ДРЕВНЕМУ БЛАГОЧЕСТИЮ И БЛАГОЛЕПИЮ ПУТЕМ ТВЕРДОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ ОБЫЧАЕВИ МОНАСТЫРСКИХ УСТАВОВ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕЖНЕГО ОБРАЗА МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ

Основная цель монашеской жизни состоит в том, чтобы чрез очищение себя от страстей достичь возможно высокой степени духовного совершенства в служении Богу и ближним.

Монашество - одна из форм осуществления идеала: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5, 48).

Инок дает три основных обета: безбрачия, послушания и нестяжания.

В древней Церкви существовало несколько видов монашества: анахореты, келлиоты и киновиты.

Великие подвижники благочестия признавали общежительные монастыри более удобной формой монашества, поскольку в монастырском общежитии легче и удобнее выполнять Христовы заповеди о любви к Богу и ближним и научиться добродетелям.

С учреждением общежительных монастырей установились три степени монашеского чина: начальная, средняя и высшая. К первой принадлежат послушники, ко второй - иноки, постриженные в малую схиму, к третьей - схимники, или облеченные в великий ангельский образ.

Духовное развитие инока зависит от трех причин: от целеустремленности приходящего в монастырь, от уклада монастырской жизни и от старческого руководства.

Древнеиноческие уставы общежительных монастырей (преп. Пахомия Вел., св. Василия Вел. и др.) показывают степени духовного развития и христианского совершенствования монахов.

Приходящий в монастырь испытывался, определялась твердость его намерений и после этого с общего согласия он принимался в число братии.

Живущие в монастыре, как новоначальные, так и все прочие в течение всей жизни в обители обязываются к псалмопению и молитвословию, к изучению Священного Писания и правил монастырской жизни.
Они призываются к умеренности и разумному воздержанию во всем. От них требуется точное соблюдение монастырского устава. Все эти ступени духовного совершенства неотделимы от труда= Молитва и труд (работая молиться) - неотъемлемое правило монашества.

Монастырское братство мыслится как общество людей, которые - совершенствуясь каждый в отдельности, должны в то же время своим трудом облегчать жизнь своим ближним.

Выводы

Для возврата монашеской жизни к ее древнему благочестию и благолепию необходимо, чтобы монастыри имели такие уставы, в основу которых были бы положены уставы древнего иночества, приспособленные к нашему времени, к нашим условиям и нашим 'возможностям.

Настоятелями монастырей, духовными руководителями иноков должны быть лица, имеющие не только административные способности, но достигшие определенной меры духовного опыта, ибо для монашествующих личный пример настоятеля имеет решающее значение. Настоятелей и настоятельниц монастырей должны избирать сами монахи.

Важное значение для иноческой жизни имеют старцы, избираемые самими монашествующими.

В числе важнейших средств улучшения иноческой жизни должна быть разумная осторожность при приеме в братство монастыря. Монашеский постриг должен совершаться только после надлежащего испытания поступающих, когда вполне выяснится их намерение и усердие к иноческой жизни.

Монашествующим необходимо иметь духовное образование..Им нужно систематически упражнять себя в изучении Священного Писания и святоотеческих творений. Средством улучшения монашеской жизни нужно считать и развитие у монашествующих навыков духовного делания: стяжания молитвы, борьбы с помыслами, созидания в себе любви к ближним, терпения, сознательного искреннего послушания, целомудрия, разумного воздержания и обязательного посильного труда.

Иноков, вносящих в жизнь монастыря расстройство и соблазн и не поддающихся исправлению, следует исключать из числа братии .


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.