Поиск авторов по алфавиту

Автор:Сергий (Страгородский), патриарх

Сергий (Страгородский), патр. Послание ~ 1928 г.

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Призывъ митрополита Сергія къ церковному
единству.

Приводимое ниже посланіе Митрополита Сергія заимствовано нами изъ «Церконыхъ Вѣдомостей». (№№3-4 1928.). Дата его обнародованія не указана. Это посланіе является горячимъ призывомъ къ сохраненію церковнаго единства. Извѣстія изъ Россіи говорятъ о томъ, что къ тяжелымъ испытаніямъ нашей многострадальной Церкви прибавился еще открытый отколъ отъ Митрополита Сергія нѣкоторыхъ іерарховъ, явившійся результатомъ серьезныхъ разногласій по вопросамъ церковной политики. Главной причиной этого прискорбнаго событія является повидимому тотъ фактъ, что легализація центральнаго управленія Патріаршей Церкви не дала всего того, что должно было изъ нея вытекать. Крутой поворотъ совѣтской политики влѣво не смогъ не отразиться и на Церкви, въ неблагопріятномъ для нея смыслѣ. Митрополиту Сергію не удалось еще довести ея до каноническаго собора и свѣдѣнія о освобожденіи Митрополита Петра пока не подтвердились, хотя въ Москвѣ ожидаютъ его скораго возвращенія. Съ другой же стороны извѣстно, что нѣкоторые видные іерархи, бывшіе многіе годы въ заточеніи, теперь на свободѣ. Освобождены напримѣръ Митрополитъ Михаилъ, вошедшій въ составъ Патріаршаго Синода, Митрополитъ Серафимъ Чичаговъ, назначенный Митрополитомъ Сергіемъ въ Петроградъ. Имѣются также свѣдѣнія о освобожденіи и возвращеніи къ паствѣ епископа, изумительное письмо котораго, написанное имъ съ далекаго Сѣвера одному другу въ Россіи, случайно дошло до насъ (см. «Вѣстникъ» отъ мая 1927 года). Самъ владыка Сергій пишетъ въ печатаемомъ нами посланіи о томъ, что «начало упорядоченія церковныхъ дѣлъ очевидно». Въ посланіи мы находимъ и фактическія доказательства этого утвержденія. Въ слѣдующемъ номерѣ Вѣстника будутъ напечатаны и разобраны посланія тѣхъ епископовъ, которые выступили противъ Митрополита Сергія. Большое впечатлѣніе производитъ обращеніе къ Митрополиту Сергію Архіепископа Серафима Углическаго. Оно проникнуто горячей любовью къ Церкви и заботой о ея дальнѣйшей судьбѣ. Это тѣ же чувства, которыми, по нашему глубокому

15

 

 

убѣжденію, руководятся и митрополитъ Сергій и другіе іерархи, раздѣляющіе съ нимъ тяжкій крестъ отвѣтственности за судьбы Церкви въ переживаемое нами непомѣрно тяжелое время. Нельзя также забывать того, что именно Митрополитъ Сергій представляетъ канонически законную власть Русской Церкви, чего не отрицаютъ и выступающіе противъ него епископы.

На всѣхъ насъ, русскихъ, вынужденно живущихъ внѣ предѣловъ родины,но горячо любящихъ ее и Церковь, лежитъ долгъ горячей молитвы къ Богу о томъ, чтобы Онъ даровалъ миръ и единеніе всѣмъ, кто борется за Божіе дѣло. Наша любовь къ родной Церкви должна проявиться также и въ довѣріи къ ней и къ ея испытаннымъ руководителямъ. Нужно вѣрить,'что, какъ пишетъ владыка Сергій, «упованіе не посрамитъ насъ».

 

* *  *

Божіею милостію

смиренный Сергій, Митрополитъ Нижегородскій Замѣститель Патріаршаго Мѣстоблюстителя, и Временный при немъ Патріаршій Священный Синодъ — Преосвященнымъ Архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Святой Православной Россійской Церкви.

Благодать вамъ и миръ да умножатся.

Господь возложилъ на насъ великое и чрезвычайно отвѣтственное дѣло править кораблемъ нашей Церкви въ такое время, когда разстройство церковныхъ дѣлъ дошло, казалось, до послѣдняго предѣла и церковный корабль почти не имѣлъ управленія. Центръ былъ мало освѣдомленъ о жизни епархій, а епархіи -—часто лишь по слухамъ знали о центрѣ. Были епархіи и даже приходы, которые, блуждая какъ-бы ощупью среди неосвѣдомленности, жили отдѣльною жизнію и часто не знали за кѣмъ идти, чтобы сохранить православіе. Какая благопріятная почва для распространенія всякихъ басенъ, намѣренныхъ обмановъ и пагубныхъ заблужденій; какое обширное поле^ для всякаго самочинія, Можемъ мы не обинуяся исповѣдать, что только сознаніе служебнаго долга предъ Святой Церковью не позволило намъ уклониться, подобно другимъ, отъ выпадавшаго на нашу долю столь тяжкаго жребія. И только вѣря ео всесильную помощь Божію и надежда, что Небесный Пастыреначальникъ въ трудную минуту «не оставитъ насъ сирыхъ» поддерживала и поддерживаетъ нашу рѣшимость нести нашъ крестъ до конца. Мы вѣримъ, что «упованіе не посрамитъ насъ». (Рим.V,5). и въ данномъ случаѣ. Лойальныя отношенія государственной власти, выраженныя нами въ воззваніи, отъ 6-19 іюля с. г., создали для нашего церковнаго управленія болѣе благопріятную обстановку. Вслѣдъ за открытіемъ дѣятельности Сѵнода начинаютъ постепенно открываться и Епархіальные Совѣты, напримѣръ, въ Ленинградѣ, Смоленскѣ, Твери, Вологдѣ, Вяткѣ, Рязани, Тулѣ, Ростовѣ н-Д. и проч. Пустующія кафедры замѣщаются. Присылаемые съ мѣста запросы по церковнымъ дѣламъ находятъ въ Сѵнодѣ разрѣшеніе, и епархіи своевременно оповѣщаются о состоявшихся рѣшеніяхъ. Явилась возможность завязать офиціальныя сношенія и съ Православными Церквами за границей и прежде всего съ Восточными Патріархами. Предстоятели Церквей Японской, Литовской и Латвійской свидѣтельствуютъ свое полное единеніе духа съ нашей Патріаршей, выразили желаніе остаться къ ней въ установившихся, каноническихъ отношеніяхъ, а предстоятели Церквей Польской и Финляндской, каноническое положеніе которыхъ окончательно еще не рѣшено, съ готовностью сообщили намъ свѣдѣнія о своихъ церковныхъ дѣлахъ. Точно

16

 

 

также и значительное большинство духовенства русскаго въ Западной Европѣ, во главѣ съ Преосвященнымъ Управляющимъ заграничными приходами Митрополитомъ Еловгіемъ, Архіепископомъ быв. Бѣлостокскимъ Владиміромъ, Епископомъ быв. Бѣльскимъ Сергіемъ и быв. Севастопольскимъ Веніаминомъ (Федченковымъ), возбудили ходатайство объ оставленіи ихъ въ вѣденіи Московской Патріархіи, давъ соотвѣтствующія обязательства. Въ административномъ отдѣленіи отъ насъ хотятъ быть лишь тѣ, кто не можетъ отрѣшиться отъ представленія о христіанствѣ, какъ о силѣ внѣшней и торжество христіанства въ мірѣ склонны видѣть лишь въ господствѣ христіанскихъ народовъ надъ нехристіанскими. Начало упорядоченія церковныхъ дѣлъ — очевидно. Однако, церковная разруха все-же ьелика и нужны, можетъ быть, нѣсколько лѣтъ совокупныхъ усилій всѣхъ насъ: и Сѵнода и Архипастырей, и клира, и мірянъ, чтсбы распущенное возстановить, собрать разсѣянное, обманутыхъ убѣдить, заблудшихъ вразумить и все это, если Господь приметъ наши покаянныя молитвы и увѣнчаетъ успѣхомъ наши старанія. Къ такимъ молитвамъ и къ такой совмѣстной и единодушной дѣятельности мы призывали васъ, возлюбленные отцы, братіе и сестры, нашимъ первымъ посланіемъ, призываемъ и теперь. Но чтобы совмѣстная наша дѣятельность имѣла успѣхъ, необходимо между нами взаимное довѣріе, а его именно всячески стараются подорвать нѣкоторые, кто злонамѣренно, кто по недомыслію, не желая понять, что они работаютъ на разрушеніе Церкви. И вотъ намъ, временнымъ управителямъ церковнаго корабля, хочется сказать вамъ: «да не смущается сердце ваше». Будьте увѣрены, что мы дѣйствуемъ въ ясномъ сознаніи всей отвѣтственности нашей передъ Богомъ и Церковью. Мы не забываемъ, что, при всемъ нашемъ недостоинствѣ, мы служимъ тѣмъ каноническимъ безспорнымъ звеномъ, которымъ наша русская православная іерархія въ данный моментъ соединяется со Вселенскою, черезъ нее—съ Апостолами, а черезъ нихъ — и съ Самимъ Основоположителемъ Церкви — Господомъ Іисусомъ Христомъ. «Слушаяй васъ,— сказалъ Онъ Апостоламъ, Мене слушаетъ, а отметаяйся васъ, сказалъ Онъ, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя Отца» (Лук. X.. 16). Поэтому Апостолы убѣждали христіанъ имѣть общеніе съ ними, «а наше общеніе — со Стцемъ и Сыномъ Его Іисусомъ Христомъ» (I Іоан.. 1, 3). Съ радостнымъ дерзновеніемъ въ продолженіи вѣковъ продолжала повторять эти апостольскія слова Св. Церковь Христова и всѣ вѣрные служители, не порвавшіе золотой благодатной нити апостольскаго преемства. Возможность и намъ недостойнымъ повторить эти апостольскія слова исполняетъ наши сердца радостной увѣренностью и даетъ вамъ внутреннее спокойствіе при всѣхъ треволненіяхъ церковной жизни. А съ другой стороны, эта. возможность побуждаетъ насъ помнить,, что мы болѣе, чѣмъ кто другой,должны быть стражами и блюстителями чистоты нашей святой Вѣры, правилъ и преданій церковныхъ; уже и въ первомъ своемъ посланіи мы ясно и опредѣленно выразили нашу волю быть православными и отъ этого своего рѣшенія мы ни на іоту не отступили и, Богу поспѣшествующу, не отступимъ и впредь. Всякіе толки о нашемъ, якобы сочувствіи или даже сближеніи съ какимъ-нибудь изъ раздорническихъ церковныхъ движеній, въ родѣ обновленчества, григорьевщины, или (на Украинѣ) самосвятства, лубенцевъ и под., всякіе такіе толки суть или злостный вымыселъ съ цѣлью уловленія неопытныхъ, или плодъ напуганнаго воображенія. Мы увѣрены, что все это со временемъ будетъ ясно и всѣмъ вамъ, «сму-

17

 

 

щающій же васъ — грѣхъ понесетъ, кто бы онъ ни былъ». (Галат. V, 10). Итакъ, братіе возлюбленные, «будьте тверды и непоколебимы» (I Кор. XV, 58), «огребаясь отъ всѣхъ, творящихъ раздѣленіе» (Рим. XVI, 17). Забота о спасеніи души естественно порождаетъ во всѣхъ насъ боязнь, какъ бы не утратить союза со Христомъ, какъ бы не оказаться внѣ спасительнаго ковчега — св. Его Церкви. Эта боязнь внушаетъ намъ особую осторожность при встрѣчѣ со всякимъ новымъ церковнымъ явленіемъ, —осторожность, нужно сказать, вполнѣ оправдываемую всѣмъ тѣмъ, что происходитъ у насъ на глазахъ въ церковной жизни за послѣднее время. Но благоразумная осторожность христіанина — совсѣмъ не враждебная подозрительность фанатика или фарисея, который уже заранѣе готовъ, кромѣ себя, считать предателями. Христіанинъ помнитъ, что лю6оеь «всему вѣритъ» (I Кор. XIII, 7); и наоборотъ — рѣшающіеся на физическое (или нравственное) убійство, часто думаютъ «службу приносити Богу» (Іоан. VII, 2).

Христіанину свойственно бояться какъ бы не утратить союза со Христомъ, но боязнь эта не переходитъ у него въ слѣпую панику, въ растерянную напугайность, готовую бѣжать за всякимъ, кто только имѣетъ смѣлость сказать, что онъ одинъ православенъ и что только у него Христосъ. Вѣдь во всѣ времена находились люди, увлекающіеся легкой возможностью вести за собою напуганное стадо.

Не напрасно Христосъ, описывая времена церковной смуты, подобной нашей, предупреждалъ не вѣрить говорящимъ: «вотъ здѣсь Христосъ, или тамъ» (Матф. 24, 23).

Не напрасно и апостолы наставляютъ не торопиться приходить въ смущеніе ютъ всякихъ непровѣренныхъ слуховъ, тайныхъ посланій (II Солунянамъ, 11,2). «бабьихъ басенъ» (I Тимоф. IV, 7). и обличаютъ пастырей, которые, «глаголя развращенное», думаютъ больше о томъ, чтобы «отторгати ученики (отъ церковнаго го тѣла) ео слѣдъ себѣ» (Дѣян. XX, 30). Боязнь потерять Христа побуждаетъ христіанина не бѣжать куда-то въ сторону отъ законнаго священноначалія, а наоборотъ крѣпче за него держаться и отъ него неустанно искать разъясненій по всѣмъ недоумѣніямъ, смущающимъ совѣсть.

Вотъ почему каноны нашей Св. Церкви оправдываютъ разрывъ со своимъ законнымъ Епископомъ или Патріархомъ только въ одномъ случаѣ: когда онъ уже осужденъ Соборомъ, или когда начинаетъ проповѣдывать завѣдомую ересь, тоже уже осужденную Соборомъ. Во всѣхъ же остальныхъ случаяхъ скорѣе спасется тотъ, кто останется въ союзѣ съ законной церковной властью, ожидая разрѣшенія своихъ недоумѣній на Соборѣ, чѣмъ тотъ, кто, восхитивъ себѣ соборный судъ, объявитъ эту Еласть безблагодатной и порветъ общеніе съ ней (Двукр. Соб. прав. 13-15 и многія). Поэтому апостольски умоляемъ васъ: «не будемъ больше младенцами колеблющимися и увлекающимися всякимъ вѣтромъ ученія, по лукавству человѣковъ, по хитрому искусству обольщенія». (Евр. IV, 14). не пойдемъ за тѣми, кто по всякому мнимому поводу торопится раздѣлить хитонъ Христовъ, а, наоборотъ, будемъ стараться сохранить единство Духа въ союзѣ мира» (ст. 3), помня о единомъ тѣлѣ Христовомъ, о Святой Его Церкви, которой одной на землѣ дано совершать наше спасеніе (ст. 12) черезъ, Богомъ учрежденное и апостолами начатое, священноначаліе (ст. 11). Господь же Есеустрояющій во благо да даруетъ Своей Церкви миръ и, ими же вѣсть судьбами, да соберетъ расточенное паки во едино.


Благодать Его, милость и миръ да пребудетъ со всѣми вами. Аминь.

Замѣститель Патріаршаго Мѣстоблюстителя

Сергій , Митрополитъ Нижегородскій.

Члены Временнаго Патріаршаго Священнаго Сѵнода: Патріаршій Экзархъ Михаилъ, Митрополитъ Кіевскій, Галицкій и всея Украины. Серафимъ, Митрополитъ Тверской. Сильвестръ, Архіепископъ Вологодскій. Алексій, Архіепископъ Хутынскій, Анатолій, Архіепископъ Самарскій, Павелъ, Архіепископъ Вятскій. Филиппъ, Архіепископъ Звенигородскій. Константинъ, Архіепископъ Харьковскій. Севастіанъ, Архіепископъ Костромскій.

Управляющій дѣлами Сѵнода Сергій, Епископъ Серпуховскій.

19


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.