13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Тихон (Белавин), патриарх
Тихон (Белавин), свт., патр. Письмо епископу Вологодскому и Тотемскому Александру
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
ПИСЬМО ПАТРИАРХА ТИХОНА ЕПИСКОПУ
ВОЛОГОДСКОМУ И ТОТЕМСКОМУ АЛЕКСАНДРУ 1
Публикация О. В. Моисеева
Преосвященнейший Владыко. 2
Во многих местах в настоящее время, при реквизиции зданий, принадлежащих церковным учреждениям и школам и духовно-учебным заведениям, происходит разбор находящихся в них библиотек и архивов для передачи в государственный книжный и архивный фонды. Книги духовного содержания и архивы церковного значения, как ненужные для государственных фондов, в одних случаях предлагается убрать из реквизируемых помещений с предупреждением, что в противном случае книги и архивы будут уничтожены, в других же случаях духовные библиотеки и архивы удаляются из реквизируемых помещений без предупреждения и нередко подвергаются полному и частичному повреждению.
Такое отношение к церковным книгам и архивам не соответствует декрету 25 января 1918 г. о свободе совести и церковных и религиозных обществах,3 коим объявлено (ст. 3), что каждый гражданин может исповедовать любую религию, и тем самым, следовательно, допускается свободное существование особого религиозного учения и особого иерархического устройства и управления церковной или религиозной общины каждой религии. Религиозное же учение без книги, как орудия просвещения, легко может переходить в суеверие, а религиозное управление без означения его в письменных актах, составляющих содержание архивов, может послужить источником разного рода неправомерных действий и злоупотреблений, ускользаемых от наблюдения и проверки. Т[аким] о[бразом] церковные библиотеки и
240
архивы получают значение не только собственно церковное, но и социальное, государственное, общечеловеческое, а разрушение или уничтожение церковных или религиозных библиотек и архивов неминуемо сопровождается вредом, одинаково ощутимым как для церковной или религиозной общины, так и для самого же государства.
Ввиду этого Делегация Высшего Церковного Управления4 по защите прав Православной Церкви обращалась к Совету Народных Комиссаров с ходатайством об охране особым декретом библиотек и архивов православных церковных учреждений и обеспечении возможности их существования и функционирования путем передачи их повсюду уже в настоящее время сформированным органам церковного управления на местах, т. е. Епархиальным Советам и Приходским Советам. 5 При этом Делегация ходатайствовала и об обеспечении церковных библиотек и архивов зданиями, гарантируемыми в их неприкосновенности, т. к. перемещение библиотек и архивов в настоящее время и при нынешних условиях влечет за собою во многих случаях их неизбежное разрушение.
В последствие такового обращения Делегация Высшего Церковного Управления к Совету Народных Комиссаров Управление Делами Совета Народных Комиссаров препроводило в Делегацию копию заключения по данному вопросу Отдела по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от Государства. 6 от 30 декабря 1918 г. № 551. В заключении этом изложено, 1) что Отдел не видит оснований к изданию особого декрета, охраняющего церковные библиотеки, ибо все библиотеки должны быть взяты под охрану Советской власти (ст. 592 Собр. Узак. и Расп. Раб. и Кр. Пр/авительства/), а богослужебные книги могут быть передаваемы в пользование группам граждан на общих основаниях, предусмотренных инструкцией по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от Государства;7 2) что касается архивов, то все бумаги, имеющие значение для внутренней церковной жизни, могут быть, по разборке архивов, переданы заинтересованным лицам, с ведома
241
Управления Государственными архивами,8 и 3) что касается помещений для вновь основывающихся библиотек и частных архивов того или иного культа, то вопрос этот является чисто местным вопросом, разрешаемым на местах жилищными отделами в общем порядке.
Между тем и в настоящее время до Высшего Церковного Управления доходят сведения, что в некоторых местах духовные книги, в особенности из библиотек бывших церковных школ, подвергаются опасности уничтожения вследствие того, что по неправильному предположению, будто в настоящее время вовсе не допускается образование и содержание собственно церковных или религиозных библиотек, никем не предъявляются требования о передаче этих книг для церковного или религиозного пользования во вновь основывающиеся церковные или религиозные библиотеки. То же и в отношении архивов.
Вследствие этого признаю необходимым осведомить Ваше Преосвященство о сообщенном Делегации Высшего Церковного Управления Управлением Делами Совета Народных Комиссаров изложенном заключении VIII Отдела — в надежде, что Вы не преминете принять все с своей стороны меры к широкому оповещению вверенной Вам паствы о возможности сохранения, при ее желании, разрушаемых ныне церковных библиотек и архивов, — в случае крайней необходимости находя для них помещение в притворах и даже самых храмах в приличествующих местах.
Патриарх Тихон. Марта 8 (21) дня 1919 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Подлинник хранится в Государственном архиве Вологодской области, в фонде Губернского архивного бюро (Ф. 62). On. 1. Д. 1. ЛЛ. 116 об. -117.
2 Письмо адресовано епископу Александру (Трапицину), занимавшему Вологодскую кафедру в период с 1912 по 1921 год. В 1933 г. репрессирован.
242
3 11 декабря 1917 г. Совнарком принял постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению». В нем впервые официально сообщалось о подготовке декрета об отделении церкви от государства. Текст проекта был опубликован в газете «Дело Народа» 31 декабря 1917 г., и затем в прессе, в том числе и церковной, появились многочисленные перепечатки и комментарии. 20 января 1918 г. он был изучен Лениным, который внес в него ряд важных поправок и дополнений, и в этот же день утвержден Совнаркомом. 21 января в оперативном порядке декрет публикуется в газетах «Правда» и «Известия», 23 января — в официальном правительственном органе — «Газете Временного Рабочего и Крестьянского правительства» под названием «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». Последняя дата является общепринятой в отечественной историографии. Судя по всему, дата, указанная в письме — 25 января — была принята в церковной прессе. В дальнейшем Патриарх Тихон называет настоящий декрет иначе, что вполне правомерно, ибо уже 26 января того же 1918 г. — в «Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства» — тот же декрет назван «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Именно это название, наряду с датой 23 января, утвердилось затем в официальных документах и литературе.
4 Высшее Церковное Управление — главный орган, ведавший делами Православной Российской церкви и избранный на Поместном соборе 1917-18 гг. Состоял из наиболее авторитетных иерархов Церкви под главенством Патриарха, бывшим первым среди равных.
5 Определение Священного Синода от апреля 1918 года вводило новую структуру управления епархиями, в каждой из которых образовывался Епархиальный Совет под председательством архиерея — орган, фактически принимавший на себя функции Духовной консистории, но формировавшийся на гораздо более демократической основе. В него, как и в Приходской Совет, наряду со священнослужителями входили непременно и миряне.
6 8 мая 1918 г. Совнарком своим постановлением поручает особому отделу при Народном Комиссариате Юстиции проведение в жизнь закона об отделении церкви от государства. Таким отделом и стал VIII «ликвидационный» (отсюда можно судить уже о характере его деятельности!) — впослед-
243
ствии V — отдел Наркомюста. В 1924 году его функции переданы ГПУ.
7 Одной из главных задач VIII Отдела была выработка инструкции по применению декрета об отделении церкви от государства, якобы с целью исключения разного толкования его положений и введения единообразия «в осуществление провозглашенных начал». Однако на одном из первых обсуждений Инструкции П. Л. Красиков — в течение трех лет (1918 — 1921 гг. ) возглавлявший Отдел и редактировавший его орган журнал «Революция и Церковь» — заметил, что «крупные церкви (православная, католическая) безусловно враждебны Советской власти. Это враги, с которыми нужно бороться...».
8 Нам удалось выяснить трагические судьбы некоторых церковных архивов; в частности — уничтожение в конце 1918 года архива Вологодской Духовной Семинарии расквартированными в помещениях Семинарии красноармейцами.
244
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.