13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Иларион (Алфеев), митрополит
Иларион (Алфеев), митр. Священномученик Ипполит Римский
Цитируется по изданию: Отцы и Учители Церкви III века. Антология. Том 2. Издательство "Либрис". М., 1996. С. 208-215.
Жизнь
В истории христианской письменности III в. св. Ипполит занимает видное место. Он автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологических трактатов, литургико-канонического памятника и даже духовной поэзии. Оригинал большинства произведений св. Ипполита утрачен — не столько из-за его христологического субординационизма и из-за длительного раскола, который он учинил в Римской Церкви, сколько по той причине, что он писал на греческом языке, а в его эпоху, тем более в последующие столетия, лишь немногие римляне владели этим языком. Однако значительная часть сочинений св. Ипполита сохранилась в латинской, сирийской, коптской, арабской, эфиопской, армянской, грузинской и славянской версиях (Quasten J. Patrology, р. 165 — 166). Христиане Древней Руси знали св. Ипполита в первую очередь как автора знаменитого «Слова о Христе и антихристе»·, пользовавшегося необычайной популярностью у русского читателя.
Время и место рождения св. Ипполита неизвестны. Предположительно он не был римлянином по происхождению и воспитанию: его великолепное владение греческим языком, глубокое знание античной философии и религии указывают на связь с Востоком. Патриарх Фотий говорит, что св. Ипполит называл себя учеником Иринея Лионского (Библиотека, № 121), однако вряд ли это следует понимать в буквальном смысле. Святой Ипполит — грек по языку, мысли и способу выражения; он — последний римский автор, использовавший этот язык в качестве основного. Он знаком с александрийским богословием, и его учение о Логосе обнаруживает прямую связь с аналогичным учением александрийцев.
Когда Ориген около 212г. посетил Рим, он видел там Ипполита, который в это время уже имел сан пресвитера. По-видимому, Ипполит был близок к папе Зеферину. Когда Зеферин скончался и его место занял Каллист, Ипполит оказался в оппозиции по отношению к новому папе. Он обвинил его в недостаточной строгости к тем членам Церкви, которые запятнали себя нравственными пороками, а также в приверженности ереси Савеллия — и это несмотря на то, что Каллист в начале своего Понтификата осудил Савеллия. Трудно сказать сейчас, насколько справедливы были обвинения Ипполита в адрес папы. По-видимому, Каллист и Ипполит по-разному понимали саму природу Церкви: «Для Ипполита Церковь есть общество святых, и святость Церкви гарантируется безусловной чистотой ее членов от плотских грехов. Согласно же Каллисту, Церковь не утрачивает своего характера "кафолической Церкви", даже когда недостойные члены остаются внутри нее» (Hamel A. Kirche bei Hippolit von Rom, S. 75). Существует предположение, базирующееся на упоминании об Ипполите как стороннике Новациана в «Церковной истории» Евсевия (6, 43), а также на позднейшем свидетельстве папы Дамаса, что деятельность Ипполита в Риме была связана с новацианским расколом. Во всяком случае он был, как и Новациан, противником ослабления канонической дисциплины в Церкви, ратовал за строгие прещения в адрес грешников и еретиков. Ипполит отделился от Римской Церкви и возглавил небольшую, но влиятельную группу ригористически настроенных христиан, которые провозгласили его епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой. (Вторым антипапой стал в 251 г. Новациан — см. Евсевий. Церк. ист., 6, 43).
Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет при приемниках Каллиста Урбане (223 — 230) и Понтиане (230 — 235) до тех пор, пока император Максимин не изгнал папу Понтиана и антипапу Ипполита на остров Сардиния, где, по-видимому, и произошло примирение св. Ипполита с Понтианом. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола, чтобы дать возможность христианам Рима избрать ему приемника. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру. Группа сторонников Ипполита после этого воссоединилась с Римской Церковью, и объединенная община избрала епископом Антера (235 — 236). Понтиан и Ипполит вскоре приняли мученическую кончину на о. Сардиния. Их тела были перенесены в Рим при приемнике Антера папе Фаби-ане (236 — 250) и похоронены в один и тот же день — 13 августа 236 или 237 г. В этот день Церковь и совершает память св. Ипполита, как человека, не только искупившего грех раскола примирением с Церковью, но и засвидетельствовавшего свою веру мученической кровью. В Латеранском музее Рима сохранилась статуя св. Ипполита, датируемая III веком: он изображен сидящим с книгой в руке на стуле, на котором высечен перечень его сочинений.
ТВОРЕНИЯ
Литургико-канонические
Среди сочинений св. Ипполита ни одно не привлекло столько внимания исследователей, как «Апостольское предание», написанное им около 215 г. Заглавие этого сочинения имеется на статуе св. Ипполита, однако оно считалось утраченным до того, как в 1910 г. Е. Шварц, а в 1916 г. Р. Конноли доказали, что латинская версия «Egyptian Church Order», названного так учеными по той причине, что это сочинение стало известно вначале в эфиопском и коптском переводах, воспроизводит «Апостольское предание» св. Ипполита. Греческий оригинал сочинения св. Ипполита утрачен, за исключением нескольких фрагментов, наиболее важные из которых содержатся в 8-й главе «Апостольских постановлений», написанных в Сирии около 380 г. Так называемые «Завещание Иисуса Христа» и «Правила Ипполита» — памятники, датируемые приблизительно V веком и сохранившиеся в сирийской версии (первый), в арабской и эфиопской (второй), также основываются на «Апостольском предании» св. Ипполита.
Трактат св. Ипполита является важнейшим источником сведений о литургической жизни Римской Церкви в III в. и о состоянии церковной дисциплины в этот период. В 1-й части трактата говорится об избрании и посвящении епископа, излагаются чинопоследования епископской хиротонии и Евхаристии, благословения елея, сыра и олив. Затем следуют правила и молитвы о посвящении пресвитеров и диаконов, об исповедниках, вдовах, чтецах, девах, иподиаконах, экзорцистах. Описание св. Ипполитом литургии содержит наиболее ранний их известных текстов евхаристической анафоры, имеющей неоценимое значение для литургической науки. Во 2-й части трактата св. Ипполит излагает правила относительно «лаиков» (мирян), говорит о новообращенных христианах, о запретных для христиан профессиях, описывает чинопоследования оглашения, Таинств Крещения, Миропомазания и первого Причастия. Описания этих чино-последований опять же бесценны для литургистов, поскольку содержат полные тексты Символа веры Римской Церкви и многих употреблявшихся в ней молитв. В 3-й части трактата речь идет о воскресной литургии и агапах, о времени молитв, излагаются правила относительно погребения, утренней молитвы и оглашения новообращенных. В заключение св. Ипполит говорит о духовном чтении, молитве и крестном знамении.
Догматические и полемические
Евсевий (Церк. ист., 6, 22), бл. Иероним (О знаменитых мужах, 61), Фотий (Библиотека, № 121) и сам св. Ипполит (Философумена, 1, 20) упоминают о сочинении Ипполита под названием «Синтагма», или «Против всех ересей». Согласно патриарху Фотию, речь в произведении шла о 32 ересях вплоть до ереси Ноэта. Сочинение утрачено, однако о его содержании можно судить как по ремарке Фотия, так и по приложению к трактату «Об отводе иска еретиков» Тертуллиана и трактату «Панарион» св. Епифания Кипрского: автор приложения и св. Епифаний пользовались «Синтагмой» св. Ипполита в качестве источника. «Синтагма» принадлежит к раннему периоду творчества св. Ипполита: трактат написан при жизни папы Зефирина (199 — 217).
Наиболее существенным из полемических трудов св. Ипполита является «Обличение всех ересей», известное также под названием «Философумена». Оба названия принадлежат св. Ипполиту, но первое относится ко всем 10 книгам произведения, тогда как второе — лишь к его первым четырем книгам, в которых речь идет о греческой философии. Ни в одном из известных перечней произведений св. Ипполита, в том числе у Евсевия (Церк. ист., 6, 22), бл. Иеронима (О знаменитых мужах, 61) и на памятнике из Латеранского музея, не упоминаются эти названия. Патриарх Фотий знал это сочинение под названием «Лабиринт» (Библиотека, № 48). Книга 1 «Философумен» известна науке с 1701 г., однако долгое время она приписывалась Оригену; книги 2 и 3 утрачены; книги 4 — 10 открыты М. Миноидисом в 1942 г. в афонской греческой рукописи XIV в. Цель трактата — доказать антихристианский характер ересей путем выявления их зависимости от языческой философии. В кн. 1 излагается история античной философии от Фалеса до Гесиода; в утраченных кн. 2 — 3 речь шла, вероятно, о языческих культах и обрядах, о мифологии греков и варваров. Кн. 4 посвящена астрологии и магии. В кн. 5 —9 св. Ипполит говорит о ересях, указывая на прямую зависимость каждой из 33 гностических сект от того или иного течения в античной философии. Эти книги являются важнейшим источником по истории гностицизма, поскольку св. Ипполит цитирует гностические писания, не сохранившиеся до настоящего времени. В кн. 10 говорится о ветхозаветной истории и истинной христианской вере. Трактат написан после смерти папы Каллиста, т. е. после 222 г.
Трактат «О Христе антихристе» является самым важным сочинением на данную тему во всей патриотической литературе. Он написан около 200 г. и адресован Феофилу, которого автор называет «возлюбленным братом». В первых главах трактата св. Ипполит говорит, что предметом его будет явление антихриста, его жизнь, деятельность, гонения на христиан, его конец, а также Второе Пришествие Христа, Страшный суд, оправдание праведников и осуждение грешников. Автор называет свой трактат «повестью страшной и исполненной ужаса». Многие современники св. Ипполита считали, что Римская империя есть царство антихриста, а гонение Септимия Севера является последней битвой антихриста с христианами; св. Ипполит, опровергая эти эсхатологические ожидания, доказывает, что Рим соответствует четвертому царству из видения Даниила (см. Дан. 7, 23) и явление антихриста должно произойти позднее. Жизнь «антихриста будет как бы пародией на земную жизнь Иисуса Христа: «Христос явился агнцем, и антихрист явится агнцем, будучи внутри волком; Спаситель был обрезан в мире, и тот подобным образом обрезан будет; Христос послал апостолов ко всем народам, и тот пошлет лжеапостолов». В некоторых утверждениях св. Ипполит следует св. Иринею Лионскому, в других расходится с ним. Трактат сохранился в греческом оригинале, а также в славянской, грузинской и частично армянской версиях.
Экзегетические
Святой Ипполит написал большое количество комментариев к различным книгам Ветхого и Нового Заветов. В них он в основном следовал экзегетическому методу александрийской школы. «Толкование на книгу пророка Даниила» сохранилось целиком в славянской версии и частично в греческом оригинале. Оно написано около 204 г. и представляет собой наиболее ранний комментарий на данную книгу Библии. Толкование состоит из четырех книг. В 1-й книге (видения 1 и 2) излагается история Сусанны, в которой автор усматривает аллегорию Церкви — невесты Христа. Во 2-й книге (видения 3 и 4) речь идет об истории Навуходоносора и трех отроках, а также о четырех царствах, упоминаемых Даниилом: это четыре царства — вавилонское, персидское, греческое и римское. В кн. 3 (видения 5 — 7) св. Ипполит говорит о видениях Навуходоносора — дерева и кисти руки, а также о том, как Даниил был ввержен в ров ко львам; обсуждается важный для современников св. Ипполита вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства. В кн. 4 (видения 8 — 12) обсуждаются видение четырех зверей, тексты об овне и козле, о семидесяти седминах, о «царях южных и северных» и о трех персидских царях. В этой же книге содержится наиболее раннее в христианской письменности упоминание о том, что Христос родился 25 декабря, в среду, в 42-й год правления императора Августа. Предполагают, что это упоминание является интерполяцией, однако сделанной весьма рано.
Наиболее полный текст «Толкования на Песнь Песней» сохранился в грузинской версии, но существуют фрагменты на греческом, славянском, армянском и сирийских языках. Хотя грузинская версия заканчивается комментарием на Песн. 3, 7, по-видимому, она воспроизводит толкование св. Ипполита целиком. Толкование представляет собой серию бесед, вероятно произнесенных в церкви. Жених и невеста из Песни Песней рассматриваются в соответствии с александрийской экзегетической традицией как аллегорическое изображение Христа и Церкви или Бога и человеческой души. Толкование св. Ипполита оказало большое влияние на позднейшую западную письменность: бл. Августин использовал его в своем комментарии к 118 псалму.
Трактат «О благословлении Иакова» представляет собой комментарий на Быт. 49. Он сохранился в греческом оригинале, а также в армянской и грузинской версиях.
Трактат «О благословении Моисея» является комментарием к Втор. 33. Он сохранился в армянской и грузинской версиях; лишь два отрывка дошли в греческом оригинале.
«История Давида и Голиафа», представляющая собой комментарий на 1 Цар. 17, также сохранилась только на армянском и грузинском языках.
Из греческого оригинала «Толкования на псалмы», упоминаемого бл. Иеронимом (О знаменитых мужах, 61), сохранилось лишь три фрагмента в цитации бл. Феодорита. На сирийском языке сохранилось предисловие к псалмам, которым в качестве источника пользовался впоследствии Ориген.
Лишь незначительные фрагменты сохранились из сочинения бл. Ипполита «О шести днях творения», «О том, что было после этих шести дней», «О благословении Исаака», «О благословении Валаама», «На песнь Моисея», «На книгу Руфи», «На Элкана и Анну», «Об аэндорской волшебнице», «На Притчи», «На Экклезиаста», «На избранные места из Исайи», «На избранные места из Иезекии-ля и Захарии», «На избранные места из Матфея», «На двух разбойников», «На притчу о талантах», «На Апокалипсис».
Хронологические
«Хроника», написанная св. Ипполитом в 234 г., сохранилась в трех латинских и одном армянском переводах; из греческого оригинала сохранились лишь отдельные фрагменты. Трактат направлен против тех современников св. Ипполита, которые ожидали скорого наступления Судного дня и последующего тысячелетнего царства праведников (хилиазм). Святой Ипполит доказывает, что к моменту написания его книги от сотворения мира прошло только 5738 лет, тогда как конец мира должен произойти после исполнения шести тысячелетий. Значительная часть книги посвящена разделению земли между потомством Ноя (Быт. 10), а также описанию пути из Александрии в Испанию. В качестве источников св. Ипполит пользовался философскими и естественнонаучными трактами античных авторов, а также «Хроникой» Юлия Африкана и «Строматами» Климента Александрийского.
В списке св. Ипполита на его статуе содержится трактат под названием «Определение времени Пасхи». О нем упоминает Евсевий: «Тогда же Ипполит среди прочих "Памяток" написал книгу о Пасхе, где, высчитывая время, дает пасхалию на 16 лет, начиная первым годом царствования императора Александра [Севера]» (Церк. ист., 6, 22). Следовательно, сочинение было написано в 222 г. Сохранились лишь отдельные фрагменты его на греческом и сирийском языках. Святой Ипполит поставил перед собой цель освободить пасхальные вычисления от влияния иудейского календаря и научно вычислить время пасхального полнолуния. Однако не позднее 237 г. вычисления св. Ипполита разошлись с астрономическими данными. Около 243 г. анонимный автор с целью откорректировать пасхалию св. Ипполита, написал трактат «Об исчислении Пасхи»·, ошибочно приписанный св. Киприану Карфагенскому.
Беседы
Беседа «О Пасхе», о которой упоминают древние авторы, долгое время считалась утраченной, за исключением двух фрагментов на сирийском языке и одного на латыни в Актах Латеранского Собора. Однако в 1926 г. X. Мартэн установил, что одна из бесед Златоуста «На Святую Пасху», отнесенная в издании Миня к разряду неподлинных, принадлежит св. Ипполиту. 10 лет спустя ученый подтвердил свою гипотезу, опубликовав рукопись, датируемую VIII —XI вв. и содержащую значительную часть той же беседы под именем «святого Ипполита, епископа Римского и мученика». Однако некоторые детали беседы, напечатанной у Миня под именем Златоуста, в особенности ее антиарианская христология, указывают, что в своем окончательном виде она относится к IV в. По-видимому, проповедь св. Ипполита была прототипом этой беседы, переделанной в IV в. с учетом необходимости противостоять арианам. Беседа, так же, как ее предпологаемый прототип III в., посвящена описанию Ветхозаветной Пасхи как прообраза Новозаветной, прославлению искупительного подвига Иисуса Христа, Его сошествия во ад и победы над смертью.
Сохранился фрагмент «Беседы против ереси Ноэта», представляющий собой предположительно не беседу, а заключительную часть утраченной «Синтагмы». Фрагмент направлен против монархианского и патрипассианского модализма Ноэта.
Что касается «Беседы на Богоявление», то подлинность ее подвергается сомнениям.
Утраченные беседы и догматические трактаты
Беседа «В похвалу Господу Спасителю», которую св. Ипполит, по свидетельству бл. Иеронима (О знаменитых мужах, 61), произнес в Риме в присутствии Оригена, была известна св. Софронию Иерусалимскому и Никифору Каллисту — последнему под названием «О похвале Господу нашему Иисусу Христу». В настоящее время она утрачена.
Трактат «О природе Всего», о котором св. Ипполит упоминает в «Философуменах» (10, 32), тождествен начертанному на статуе св. Ипполита заглавию: «Против эллинов и Платона, или О Всем». Согласно описанию патриарха Фотия (Библиотека, № 48), произведение состояло из двух небольших трактатов, в которых автор доказывал, что Платон противоречил сам себе, что учение Алкиноя о душе, материи и воскресении плоти ошибочно, что греки не должны гордиться древностью своего происхождения, так как иудеи в этом превосходят их. Трактат был написан до 225 г. Его текст утрачен, за исключением нескольких фрагментов в «Священных параллелях» преп. Иоанна Дамаскина.
«Сочинение Против ереси Артемона» было известно Евсевию, который цитирует из него отдельные фрагменты (Церк. ист., 5, 28), и другим древним авторам. Трактат был написан после «Философумен». За исключением цитат Евсевия, он утрачен.
Полностью утрачено «Увещание к Северину», обозначенное на статуе св. Ипполита.
Трактат «Против Маркиона», упоминаемый Евсевием (Церк. ист., 6, 22) и Бл. Иеронимом (О знаменитых мужах, 61), возможно, идентичен сочинению «О благе и источнике зла», указанному в перечне сочинений св. Ипполита на его статуе, поскольку ересь Маркиона включала учение о природе добра и зла.
Трактат «О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе», упомянутый в списке на статуе, был направлен против ереси «алогов», отрицавших христианское учение о Логосе, и их лидера Гаия. Святой Епифаний пользовался трактатом св. Ипполита при описании «алогов» (Против ересей, 51). Отдельная работа «Против Гаия», пять фрагментов из которой сохранились у сирийского писателя Дионисия бар-Салиби (1171 г.), вероятно, идентична трактату «О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе».
Сочинение «О Боге и воскресении плоти», обозначенное на статуе, не сохранилось, однако его можно с достаточной степенью вероятности отождествить со «Словом против Верона и Элика о богословский и воскресении плоти», от которого дошли несколько фрагментов.
Неподлинные
Из многочисленных эпиграфов св. Ипполита наиболее известно «Слово о кончине мира, об антихристе и Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа», приписанное св. Ипполиту как автору специального трактата об антихристе.
«Известия о двенадцати апостолах и семидесяти учениках Христа», а также некоторые другие сочинения, известные под именем св. Ипполита, по разным причинам признаны неподлинными.
© 2003, Сайт Апологии Христианства.
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.