Поиск авторов по алфавиту

Автор:Лосский Николай Онуфриевич

Лосский Н.О. Fr. W. Foerster. Religion und Characterbilding. Журнал "Путь" №9

Fr. W. Focrster. Religion und character bildung. — Rotapfel—Verlag. Zurich und Leipzig. 1925. 464 стр.

        Известный педагог Ф.В. Ферстер, автор превосходной книги «Школа и характер», имеющейся в русском переводе, издал недавно новый свой труд «ReligionundCharakterbildung». В этой книге он задается целью показать, что воспитание цельного возвышенного характера может быть осуществлено не иначе, как на религиозной основе, и именно на основе христианской религии. Книга замечательна особенно потому, что автор ее, по собственным его словам, был раньше «свободомыслящим», находился вне религии и принадлежал к числу людей, которые считают необходимым отделение школы от религии и проповедуют мораль, независимую от религии. По-видимому, Ферстер прошел через тот духовный опыт, который так знаком современной русской интеллигенции, который заставил многих представителей ее покинуть «научное» безрелигиозное миpoвоззрение и сознательное вернуться к Церкви.

        Свою книгу Ферстер написал, опираясь не только на отвлеченные соображения, но и на богатый педагогический опыт, свой личный, а также французских, анг-

95

 

лийских и американских педагогов, напр. J. Delvolve (Rationalisme et tradition, Paris, Alcan), M. Deherme, P. Bureau (La crise morale des temps nouveaux, Paris, Bloud et Cc), Stanley Наll идр.

        Проповедниками безрелигиозной морали (morale laique), говорит он, могут быть только кабинетные люди, не знающие практически, как трудно преодолевать темные глубины души человека в его состоянии падения и удаления от Бога. Кто знает демонизм ненависти или извращенное служение центральных сил личности периферическим потребностям и раздражениям ее, тот понимает, что здесь не поможет слабосильная проповедь социальной солидарности.

        Чтобы найти мотивы, толкающие на тяжелую борьбу с центробежными силами в себе и во внешнем мире, чтобы взять на себя труд преодоления миpa, необходимо вдохновение, возбуждаемое безмерно высоким идеалом, и этот идеал может дать только религия с ее проповедью Царства Божия. Силы для движения к такому идеалу могут найтись только у человека, обладающего цельным характером. Но именно христианское мировоззрение и дает все средства для воспитания цельного характера: все знания оно сочетает в единую систему, всесторонне освещающую возвышенные черты движения к идеалу Царства Божия и губительные следствия отклонения от него; все чувства и устремления воли оно гармонически объединяет посредством этого идеала.

        Человек, достигший уже некоторой высоты в борьбе с чувственными соблазнами и воспитавший в себе некоторую ступень духовности, здесь-то именно и подвергается наиболее страшной опасности — соблазну самопревознесения, гордыни, культа своего я. Именно христианское мировоззрение и мирочувствие дает средства для предотвращения этой опасности: христианский идеал так возвышен, что одними своими личными силами человек явно не может осуществить его; всем своим существом осознав это, христианин научается смирению и жаждет искупления от своей жалкой самости, понимая, что подняться от природной воли к воле духовной он может только путем метафизического перерождения, требующего сочетания личных усилий с благодатною помощью свыше (стр. 187, 198, 222). Этот перенос силы свыше достигается обращением ко Христу, который дал наглядный пример высшей ступени преодоления миpa. Такая религиозная мораль не гетерономна: преодолевая свою природную волю и воспитывая волю духовную, человек достигает подлинного личного духовного освобождения и открывает, что Бог «est plus intérieur à nous mêmes, que nous mêmes» (250). Особенно ценно то, что христианская мораль гармонизует душу, восстановляет ее целость и здоровье, не копаясь в подсознательном, как это делает современный психоанализ, а освобождая душу от переоценки внешних условий, от притязаний честолюбия и других страстей, от уколов жизни (305 сс).

        Затрагивая вопрос об истинности христианства, Ферстер решительно восстает против мысли, будто можно использовать христианское мировоззрение, как воспитательное средство, считая его учения лишь символами этических истин и отвергая метафизическое содержание их. Раньше рассматриваемой здесь книги он написал сочинение «Chrxstus und das menschliche Leben», в котором обосновывает свое убеждение в «объективной истинности» учении христианской веры. Против теорий, низводящих жизнь Иисуса Христа на степень мифа, он остроумно возражает: в таком случае, «хоть, кто изобрел этот миф, есть Богочеловек, так как все его слова несомненно носят на себе печать Того, Кто преодолел мир и на все времена установил истину, смысл и надежду нашей жизни» (329). «Поверьте мне», сказал однажды Наполеон, «я знаю людей; Христос не был только человеком».

        Переходя к вопросу о практическом осуществлении воспитания, основанного на христианском миропонимании, Ферстер ограничивается лишь несколькими отрывочными соображениями и обещает разработать этот вопрос в своих дальнейших  трудах.

        Заканчивая свою книгу, написанную по-немецки и возникшую на основе немецкой культуры, Ферстер, человек большой духовной смелости, как это засвидетельствовано всем его прошлым, осуждает тех современников, которые, подобно Саулу, обратившемуся к сомнительным чарам Аэндорской волшебницы, прибегают к Гете, или к Ницше, или к  Бисмарку только, чтобы избежать необходимости повиноваться Господу Богу (405).     

Н. Лосский.

96


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.