13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ильин В. Н.
Ильин В. Н. Л. П. Красавин "Церковь, личность и государство". Журнал "Путь" №9
Евразийское книгоиздательство. Париж — 1927. Стр.30.
Богатое и духовно-питательное содержание этой более, чем скромной по размерам, книжечки есть в сущности своеобразный творческий итог многолетней богословско-философской работы ее автора. Те, кто знаком с трудами Л.П. Карсавина, легко узнают в ней мысли развитые в «Философии истории», в «Уроках отрешенной веры», в статье «О добре и зле» и др. В последнее время автор этих трудов сосредоточился на социально-правовых и государственно-политических вопросах, трактуя которые он прилагает результаты, добытые предыдущими исследованиями.
Таким приложением богословско-философских умозрений является и настоящая брошюра. Неспроста в самом ее заглавии термин «личность» поставлен посредине между церковью и государст-
94
вом. Личность действительно занимает центральное положение, ибо, по мнению Л. П. Карсавина, с которым мы вполне согласны, «для христианства личность (Ипостась) не есть что-то тварное и человеческое, но — начало Божественное и само Божество. Личность или Ипостась Иисуса Христа не есть Его человеческая личность, но — Второе Лицо Пресвятой Троицы» (стр. 6).
Этим самым понятие личности делается посредствующим, связующим звеном между церковью — симфонической личностью Тела Христова, и государством, которое, состоя из эмпирического греховного коллектива, является только «материалом» для Церкви, в меру своего единения со Христом и во Христе, свободно становящимся Церковью так что «развивается» собственно не Церковь, а церковный материал. Церковь таким образом является как бы последнею идеальною целью государства, от которой его отделяет эмпирическая греховность. Из этого построения естественно вытекает и соответствующее отношение к войне и смертной казни, как к естественным и неизбежным следствиям этой греховности и именно в силу ее. Государство, оставаясь только собою, без греха обойтись не может, а, если бездействует, то впадает в худший грех самоубийства. Оно не может не ловить и не наказывать преступников, не может не обороняться, когда на него нападают, не может пренебречь заботою о своих границах» (стр. 12). «Однако это не абсолютная необходимость»... это «злая необходимость грешного бытия» (стр. 12). Необходимость эта преодолевается «лишь в том случае, если государство возвышается над своим эмпирическим бытием, что вовсе не делается путем «прекрасных слов» и отнюдь не совпадает с умыванием рук в виде проповеди всеобщего «непротивления злу силою» (стр. 13). Но еще большим злом, чем это «прекраснодушие», являются те чудовищные результаты, к которым приходят «философствующие кощуны», когда они «смешивают эмпирическую греховную необходимость с абсолютной необходимостью и даже с волею Божиею» (стр. 14) и считают напр. смертную казнь выражением этой воли. Если довести до естественного завершения богатую и подлинно благочестивую мысль Л. П. Карсавина, то придется признать, что, как преступник терзающий жертву, так и палач, терзающий преступника,— оба являются в одинаковой степени выражением зла, терзанием и пригвождением тела Христова, надругательством над Его Божественной Личностью, полным расцерковлением и ниспаданием в злую, материалистическую духовность — хотя бы это и делалось во имя какой-нибудь «идеалистической» системы. Ибо государство, как область срединная, имеет два предела: верхний — Церковь, — светлый положительный идеал; и нижний — темная бездна «зверя», царство которого «мрачно», а обитатели «кусают языки свои от страдания». (Откр. 16, 10).
В нашей воле избрать тот или другой предел. Это всегда надо помнить, особенно в наше время, когда, исходя от жалких, белыми нитками шитых, софизмов пытаются утверждать царство одного зверя против царства другого, и забывают что это лишь разные головы одного и того же выходца из преисподней.
В.Н. Ильин.
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.