13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ильин В. Н.
Ильин В. Н. Валериан Муравьев "Овладение временем". Журнал "Путь" №9
Москва 1924. Издание автора. Стр. 127.
Блаж. Августин в свое время бросил знаменитое изречение, ярко и выпукло выражающее загадку времени: si nemo а mе quaerat, scio, si quaerenti explicari velim, nescio, (если меня никто не спрашивает—знаю, если пожелаю объяснить вопрошающему — не знаю). Этим афоризмом показывается недоступность понятия времени абстрактно отвлеченному определению. Средние века с их мощным духом символического реализма поняли объективность времени и его тесную связь с движением и упорядочиванием. (Tempusestnumerusmotussecundumpriusetposterius, согласно определению Фомы Аквината).
Книга Валериана Муравьева есть именно такое восстановление объективного значения времени в связи с идеей упорядоченного множества, чем неожиданно, быть может, для самого автора, но в полном согласии с духом переживаемой эпохи, восстанавливается великая средневековая идея об объективно-упорядочивающем значении времени. Естественно при этом, что его концепция времени считается с тем, что гениальный Фехнер назвал «учением о коллективном предмете» (Kollectiv-gegensbondslehre) и вообще с новейшим учением о множествах и их «неколичественной математикой». Но к этому присоединяются еще две идеи, возникшие на почве русской философии и составляющие ее достояние: Федоровская идея соборной регуляции мировой жизни и воскресения мертвых и возникшая на почве мистически-аскетического опыта идея имяславства, представляющая своеобразное явление онтологического реализма. «Жизнь — это печать имени над бездной» (стр. 109), так грандиозно и совершенно верно определяет мировую загадку В. Муравьев. В связи с вдохновляющей его идеей т. ск. космического прагматизма само время обретает у него два аспекта: «время подчиняющее» (смерть) — результат дезорганизации, разброда, дурного индивидуализма, и «время подчиненное» (жизнь ) — результат организации, согласования, хорошего коллективизма. Великая жажда жизни, лишенная каких бы то ни было признаков того, что можно было бы назвать «дурным эпикурейством», утверждение бытия, воля к преодолению) «времени подчиняющего», к овладению жизнью и значит к победе над смертью руководит автором. Правда, и он не определяет времени. Но в его концепции это отказывается ненужным, ибо он очень хорошо показывает подлежащее утверждение в том, что зовется временем, и подлежащее в нем преодоление и отрицание. Беглое перелистывание и невнимательное чтение этой книги способно возбудить подозрение и даже отвращение. В ней много советско-коммунистического прожектерства, пустого и претенциозного, много нео-гуманистической словесности (стр. 101-103) — хотя и тут звучит, сквозь старую шарманку утопического мечтательства, грандиозная подлинная музыка будущего.
Достоинство этой книги то, что она «с голосом» — и притом весьма и весьма громким и грозным. Она напоминает нам о том, что есть «имя жизни». И это имя должно быть именовано, чтобы жизнь жила, а смерть умерла. Для исповедывающих Слово, пришедшее во плоти преодолевшее время и овладевшее им, — сомнений нет в том, что только его имя должно быть исповедано. Но новое время и его задачи властно требует и соответствующих форм этого исповедования.
В.Н. Ильин.
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.