13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Бердяев Николай Александрович
Бердяев Н.А. Съезд в Австрии. Журнал "Путь" №8
С 30-го апреля по 6 мая происходил в Австрийских горах юго-восточный съезд христианской молодежи, устроенный всемирной христианской федерацией. Я очень счастлив, что мне удалось побывать на этом съезде и дни, проведенные там, останутся одним из отрадных воспоминаний моей жизни. Я видел скопление большого количества очень хороших и симпатичных людей, что не так часто в жизни встречается. И эти хорошие и симпатичные люди, принадлежащие к десяти разным национальностям и к трем вероисповеданиям, братски соединились в прекрасной природе. На горах лежал снег, а в долине деревья были в полном цвету. Общее настроение съезда было благостное. Русские съезды, состоявшие из одних православных людей, иногда бывают трудными, в них иногда обнаруживается духовное расхождение. Встреча разных национальностей и вероисповеданий создала более легкую атмосферу, потому что воля была направлена к единению. Я не собираюсь писать отчета о съезде, а хочу лишь поделиться своими впечатлениями и мыслями. Прежде всего нельзя не испытать волнения, когда видишь, что среди всех национальностей возникает христианское движение молодежи. Ряд поколений сходил с горы в долину и забыл о свете горнего миpa. Подобно Строителю Сольпесу у Ибсена могли сказать: мы не строим уже колоколен и церквей тоже не строим, мы строим жилища для людей. Ряд поколений молодежи все дальше и дальше уходит от Христа и христианской веры, готовился к тому, чтобы нести в мир атеизм и материализм. Теперь начинается обратное движение, движение ко Христу. Растет новое поколение, поколение христианской молодежи, которое понесет в мир свет Христов, Христову Истину и Правду. Это факт огромной важности, который недостаточно оценен современниками. И другой факт необычайно важен: встречи, общение и сотрудничество христианских вероисповеданий, единение христианского миpa. На Австрийском съезде в первый раз активное участие приняли католики и это имеет очень большое значение. Количество православных, католиков и протестантов было распределено приблизительно поровну. Преобладала австрийская группа, католическая по вероисповеданию, и председательствовал католик из Граца, д-р Таис, очаровательный человек. Первые два дня был священник Пфлиглер, вождь католической молодежи в Австрии, а остальные дни монсеньор Шаугофер, тоже приехавший из Вены. Было три доклада: — «Иисус Христос и социальный вопрос», прочитанный католиком монсеньором Шауфгафером (вместо монсеньера Зейнеля, который не мог приехать, так как в качестве канцлера Австрии должен был в эти дни составить кабинет министров); «Иисус Христос и современная интеллектуальная жизнь», прочитанный протестантским пастором Зелэ, и «Иисус Христос и современная духовная жизнь», прочитанный мною, т. е. православным. Кроме того, ежедневно обсуждался так называемый экуменический вопрос, т. е. вопрос о христианском единении. И чувствовалось, что наступают времена единения, что время разрыва в христианском миpe проходит. Протестанты перестают уже жить протестом и стремятся к большей полноте церковности. Это так чувствовалось на нашем милом старике пасторе Зелэ. Отрадно было видеть, как протестантский пастор и католический иерарх сидели рядом и дружески беседовали. Историческая борьба протестантизма и католичества кончается и начинаются новые времена. И католический мир становится менее замкнутым, менее
131
исключительным и нетерпимым, хотя не легко это дается католикам. Mир православный тоже выходит из состояния оторванности от западного христианства, обращается к западному духовному миpy, знакомится с ним и знакомит с православием, которое было для Запада неведомой страной. Русская православная молодежь знакомится и общается с молодежью протестантской и католической и кругозор ее расширяется, она привыкает быть внимательной к духовным мирам, которые раньше были для нее закрыты. Объединение христиан Востока и христиан Запада происходит вне казенно-официальных рамок, не по формальным договорам церковных правительств и не в силу искусственных уний. Так и ставился вопрос на съезде. Нужно заниматься не вопросом о соединении церквей, который ставится обыкновенно неискренно, а вопросом о соединении христиан, об их общении, взаимном узнавании и человеческом братстве. Церкви соединить может лишь Дух Св. Но мы можем с человеческой стороны это подготовлять. Разделение произошло не в Церкви, а в греховном человечестве и вина лежит на всех сторонах разорванного христианского миpa. Я могу считать, что догматическая правда на стороне православия, но это не значит, что нет вины и греха лежащих на нас. Должно внутренно измениться отношение православных к католикам и протестантам, как и наоборот, т. е. должно народиться христианское содружество в мире. Интерконфессионализм, как отвлеченный минимум христианства, якобы объединяющий христиан всех вероисповеданий, есть идея бесплодная и вредная. Нельзя урезывать и скрывать полноту своей веры, — это безжизненно. Но возможно сотрудничество и общение разных христианских конфессий, остающихся себе верными. Я всегда отстаивал такую точку зрения и она, по моему впечатлению, преобладала на съезде к Австрии. Хотя некоторые протестанты призывали к единению на почве христианской этики, с оставлением в стороне вопросов догматических. Желательно, чтобы всемирная христианская федерация окончательно стала на точку зрения сотрудничества конфессий, полностью представляющих свой тип.
Кроме трех основных докладов и обсуждения вопроса экуменического были еще библейские кружки, которые велись на русском, немецком и французском языках. Преобладал на съезде немецкий язык, но все переводилось и на французский язык. Утром и вечером пели кантаты на разных языках. Все национальности и вероисповедания по очереди читали свои молитвы. Делегации всех национальностей делали доклады о христианском движении молодежи в своих странах. Я заметил, что наиболее приближаются к православию или католизирующие протестанты, ищущие большей полноты церковной жизни, или более свободные католики, которые стремятся преодолеть римский формализм и внешнюю авторитарность. Особенный интерес для меня представляло общение с австрийской группой, состоявшей по преимуществу из лиц, приехавших из Граца. Среди них были люди, которые обнаружили исключительный интерес к православию и к русской религиозной и философской мысли. Мне задавали много вопросов и разговоры были очень интересны. Среди австрийских католиков из Граца были люди высокой культуры, как напр. приват-доцент биологии О. Гартман, только что побывавший на устроенном Кейзерлингом съезде в Дармштадте, посвященном проблеме «Человек и земля». Обмен мнений по поводу прочитанных нами докладов стоял на довольно большой умственной высоте и был может быть несколько труден для среднего уровня конференции. Таковы вопросы о границах религиозного познания, о смысле догматов, о типах мистики. Большее внимание было уделено обсуждению вопроса об отношении христианства к социальному вопросу и политике. Доклад Монсеньера Шаугофера, который поразил меня своим видом бедняка и своей благостной простотой, был проникнут францисканским духом и культом бедности. Он хорошо сказал о том, что, когда Сын Божий вочеловечился, то должен был принять какое-либо человеческое социальное состояние, и Он выбрал состояние бедняка и простого рабочего и этим особенно освятил это состояние. Об этом мало думают. Во время обмена мнений М-р Шадгафер высказал мысль, что христиане не должны образовывать особенной партии. Его огорчает и оскорбляет, когда христианская партия называется буржуазной (в Австрии).
В один из дней конференции был устроен детский праздник в горах для детей ближайшей деревни. В последний вечер по традиции был разведен
132
огромный костер и вокруг него пели песни разные национальности. После окончания конференции большая часть ее участников совершила путешествие в старинный Бенедектинский монастырь Секкау, где оставались один день. Церковь по основе своей романская XII века, но к романскому стилю примешана готика и барокко. Это — огромный монастырь, но в нем всего двадцать монахов и двадцать послушников. Монастыри в Австрии находятся в тяжелом положении, материально нуждаются и мало есть желающих идти в монахи. В Германии есть католическое возрождение и сильное католическое движение. Австрийское же католичество расплачивается за то, что было господствующей государственной религией, утеснявшей других. В Германии монархия была лютеранской и утесняла католиков. И это создало благоприятное условие для католичества в Германии. Бенедектинский монастырь Секкау идет за германским бенедектинским центром Mapии Лах. Мы посещали все службы и нужно сказать, что богослужение доведено до большого совершенства. Вечером патер Бенедикт, настоятель монастыря, читал нам доклад о смысле католической литургии. Некоторые места этого умного и энергичного доклада были, может быть, не вполне тактичны относительно других вероисповеданий. Наш симпатичный старик пастор Зелэ очень волновался, пустят ли в католический монастырь такого еретика, как он. Но все прошло благополучно. Он ночевал в самом монастыре, а не в гостинице, а в 4 ч. ночи ходил с монахами на службу, подружился с одним монахом, который оказался таким же страстным ботаником, как и он. В день отъезда мы обедали в монастыре с монахами. Обстановка очень напоминает наши православные монастырские трапезные. Но обед с православной точки зрения был слишком хороший. Он прошел в полном молчании и при чтении жития, как и у нас. Послушники, бородатые, с кожаными поясами, очень напоминают православных. В церкви и внутри монастыря очень холодно от камня. В холоде и камне символизируется что-то отличное от наших православных храмов, в которых всегда была большая душевная и физическая теплота. Но в Секкау до сих пор чувствуются средние века. Когда бенедиктинские монахи набрасывают на голову свой черный капюшон, это дает очень острое чувство сохранения и пребывания веков отошедших и волнует. В этом — неувядаемая сила католичества. Странно сейчас видеть в парадной зале монастыря, рядом с портретом папы, австрийского императора. Вот это уже безвозвратно ушло в прошлое. Папам суждено большее долголетие, чем императорам. Поразительно, что в пореволюционной Австрии, в государстве уже не католическом, главой государства, государственным канцлером оказался католический монсеньор. Я уехал из Австрии, храня прекрасное воспоминание и о конференции, и о монастыре Секкау, и об австрийских горах, и о людях, с которыми пришлось встретиться на короткие дни. Так завязывается общение душ и ткется ткань христианского общества.
Ник. Бердяев.
133
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.