Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ильин В. Н.

Ильин В. Н. Н. А. Клепинин. "Св. и Благоверный Великий Князь Александр Невский". Журнал "Путь" №8

УМСА PRESS. Paris. стр. 202.

 

        Есть лица и события в истории человечества и отдельных стран, которые не могут быть правильно поняты и истолкованы вне соответствующей историософской концепции. К числу таких лиц надо отнести и Св. Александра Невского. Западничающие pyccкиe историки, с их иногда тайным, иногда явным презрением к русской самобытной стихии, не могли дать правильной и объективной оценки ни смыслу княжения св. Александра, ни времени, в которое он жил. Лишь наше время, в связи с переживаемой катастрофой, дает основу для такой историософской концепции, в которой личность героя Ледового побоища получает должное освещение. На эту тему мы имеем два труда: статью проф. Вернадского «Два подвига Александра Невского» («Евразийский Временник» кн. IV. Берлин, 1925) и настоящая книга Н. А. Клепинина. Основное достоинство этой книги — правильно почувствованная и верно решенная проблема национального святого. Национальный лик необходим и незаменим в человеческом всеединстве в такой же степени, как и лик отдельного человека. Сохранение и сбережение национального лика для вечности есть великий подвиг и те, кто совершают это, вполне заслуживают причтения к лику святых, ибо дело их свято. Св. Александр Невский мудрым княжением своим сберег душу русского народа — чистоту его православной веры. Пути, которыми он достиг этого, были вместе с тем и путями сохранения и сбережения национального лика, национальной плоти. На этих путях Св. Александр не щадил себя и поистине «положил душу за други своя». Не знающая компромиссов борьба с Западом, грозившим отнятием основного — Православия и мудрое подчинение стихийной силе Востока при всей тяготи его внешнего гнета, внутренне родственного России и как бы единого с нею, а главное, не несшего с собой угрозы Православию, — вот что лежало в основании правящей мудрости этого подвижника власти. Н. А. Клепинин очень хорошо оттенил на всем пространстве в своей книге эти три стихии: ярко враждебный Православию Запад (стр. 85-90), могучую стихию Востока, включившего в себя на время русскую стихию (стр. 65-74,также стр. 110, 114, 118,-126 152-156) и пробивавшуюся сквозь них Poccию, ревниво оберегавшую и Православие, и свой великодержавный замысел. Святому Александру дано было руководить Россией на самом трудном и критическом этапе ее пути. Автор книги не устает подчеркивать сознание святости княжеского служения, которым проникнута была древняя Русь и которую во всей полноте усвоил себе Невский Подвижник. (стр.134-141). «Религиозный долг каждого человека, но особенно облеченного властью — князя — заключается в том, чтобы, по возможности, сделать еще неоцерковленный мир сопричастным Церкви. В этом сознание древней Руси была заключена глубоко православная мысль, что церковным и религиозным может быть и чисто мирское дело, творимое посреди греховного миpa». (стр. 137).Это глубокая мысль является, так сказать, религиозно философским лейтмотивом всей книги. Соединенное с ярким и своеобразным выпуклым чувством Востока в лице татарской стихии с ее культурно-государственным значением, оно сообщает всей книге единство идеологического замысла и оригинальность. В разборе книги с историко-критической точки зрения мы не входим, ибо задание ее явно историософское, что и выполнено с успехом. Внешний вид издания производит вполне благоприятное впечатление.

В. Н. Ильин.

158


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.