13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ильин В. Н.
Ильин В. Н. Митрополит Антоний "Догмат искупления". Журнал "Путь" №8
(Сремски Карловци, 1926).
Догмат Искупления является центральным догматом христианства. Без него — «тщетна вера» во Христа, да и само учение Спасителя оказывается бесцельным, ибо цель жизни — спасение для вечности. Без искупления же от греха, проклятия и смерти спасения быть не может, — и след. не может быть воскресения для вечного блаженства. Сам Христос сказал про час искупительных страданий: «но на сей час я и пришел». (Иоан. 12,27). Кроме того от православного, т. е. истинного и полного понимания этого догмата зависит судьба всей богословской системы. Но, несмотря на множество талантливых монографий в других отраслях богословия, — русской богословской литературе особенно не повезло в этих двух пунктах: в догмате искупления и в системе богословия. Известный блестящий труд Apхиеп. Сергия Финляндского «Православное Учение о Спасении», вышедший четвертым изданием, стоит совершенно одиноко, да и касается он, в сущности скорее, результатов искупления, т. е. спасения, а не самого акта искупления и его богословско-метафизического эффекта. Представителями официальной богословской науки исписаны горы бумаги в доказательство того, что они верные, хотя и не особенно ловкие ученики латинской схоластики, и конечно, не думают ни на шаг уходить от своих поводырей. Впрочем от такого ухода им бы не особенно поздоровилось, ибо правительство доброго старого времени, заинтересованное главным образом во втором члене блистательной триады «Вера, царь, отечество», согласно протестантскому принципу cujus regio, ejus religio не потерпело бы такой неблагонадежной вещи, как подлинно православное богословие. Все это привело к тому, что наиболее крупная по размерам богословская система Митр. Mакария исключительно бесталанна и ничтожна, а в некоторых местах даже и наивно кощунственна. Немногим лучше труд еп. Сильвестра Каневского — именно по вопросу искупления. Все рекорды побил прот. Малиновский, который в своей чудовищной компиляции умудрился сочетать заранее обдуманный, хотя и беспомощно осуществляемый плагиат с жалкой бесформенностью, дилетантизмом и полнейшим отсутствием проблесков мысли. И в этом ворохе испорченной бумаги самым нелепым является опять-таки изложение догмата искупления. (см. рецензии блистательного ученого архимандрита, ныне архиепископа Иллариона в журнале «Богословский Вестник» за 1912 год.
Не православная, резко латинская (т. е. и римская и протестантская) точка зрения, лежащая в основе официально принятого русского катехизиса обыкновенно характеризуется, как юридическая, хотя ее правильнее было бы назвать Tеорией сатисфакции, — что правильно отметил Митр. Антоний. (Догмат Искупления стр. 46).
На небольшом пространстве 60-ти страниц текста, блещущего талантом, ученостью и остроумием, Митр. Антоний подвергает латинско-протестантскую (а вместе с ней и официально-русскую) теорию догмата искупления, уничтожающей критике, не оставляющей буквально камня на камне. К сожалению менее удачна положительная (конструктивная часть) работы. Взгляд митр. Антония на природу и смысл догмата известен. Это — так
156
наз. нравственно-психологическая точка зрения. С этой точки зрения митр. Антоний объясняет сущность и значение важнейших догматов, — в том числе догмата Троичности, а также и догмата Искупления. Сущность этого взгляда в кратких словах можно изобразить так: догмат есть нравственная максима, следуя которой человек совершенствуется и в пределе спасается. Для всякого философа ясно, что это характерный именно для протестантского рационализма, господствующего гл. образом в германских странах, моралистический номинализм. Особенно он ярко выражен в настоящем труде. «Субъективное чувство сострадательной любви становится объективною силою восстановляющею нарушенное грехом единство человеческой природы и переходящею из одной души в другие.» (Стр. 41). Такое направление философской мысли есть, кроме того, ярко выраженный психологизм, за свое философское бесплодие подвергающийся в настоящее время ожесточенной и сокрушительной критике, как раз именно со стороны той германской философии, которая восприняв его от англичан и французов, так много потерпела от его господства. Если быть последовательным, то, стоя на этой точке зрения, только и останется признать Господа Иисуса Христа «великим учителем морали». Это как раз и делают и Л. Толстой и протестанты. Такова жестокая кара тех, кто полагает возможным совмещение православия с психологизмом и рационализмом.
Православно конструировать догмат искупления можно только, стоя на точке зрения последовательной онтологии всеединства и реалистической мистики. Об этом не может и быть речи для митр. Антония, последовательного антионтологиста, номиналиста, рационалиста и имя-борца во всяком случае — пока эти неверные точки зрения не будут отвергнуты.
В.Н. Ильин.
157
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.