13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Арсеньев Николай Сергеевич
Арсеньев Н.С. Религиозное движение молодежи в Германии. Журнал "Путь" №23
О РЕЛИГИОЗНОМ ЗНАЧЕНИИ
СОВРЕМЕННОГО ГЕРМАНСКОГО
«ДВИЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»
(JUGENDBEWEGUNG)
Глубокое значительное духовное брожение происходит в современной Германии, главным образом среди её молодого поколения. «Die deutsche Jugendbewegung» («немецкое движение молодежи») несомненно одно из самих крупных явлений духовной жизни современной Германии. Оно, при всем различии своих форм и проявлений, есть стремление вернуться к правде, простоте и непосредственности жизни, к питающим источникам жизни, к настоящему, неподдельному, в противовес «американизации», в противовес бездушной и внешней цивилизации большого города, с её дансингами, кино и развратом, стремление непосредственно прикоснуться к потокам жизни Природы, к почве родной страны, с её ландшафтом, её народным бытом, её народной традицией. Это есть в значительной степени «почвенное» движение, но эта «почвенность» сочетается со стремлением вперед, стремлением заново творить жизнь, из этих основных корней, из этой укорененности в неком великом, основном питающем фоне. Они захвачены сознанием реальности чего-то Великого и Основного, и из этого рождается повышенное ощущение жизни, тон победы, уверенности, они идут завоевывать новую жизнь.
Wann wir schreiten Seit an Seit
Und die alten Lieder singen
Und die Walder wiederklingen
Fuhlen wir, es muss gelingen:
Mit uns zieht die neue Zeit.
(«Когда мы идем дружным строем,
И поем старые песни,
110
И леса вторят нам,
Мы чувствуем: победа обеспечена,
Новая пора грядет вместе с нами»).
Эта любимая песня германского движения молодежи, которая поется в самых различных его группах, течениях и организациях, особенно характерна для психологического движения. Они чувствуют, что они охвачены мощным потоком какой-то новой культуры, новые — и вместе с тем вечно-старые, и вечно юные, вечно-обновляющиеся и вечно-обновляющие ценности раскрылись их глазам.
Из этого сознания великой охватывающей Реальности вырастают религиозные возможности, религиозная значительность этого движения. Оно таит в себе смену преодоления субъективизма во имя чего-то Большого и боле Исконного, чем наше маленькое «я», хотя, правда, далеко не всегда в достаточной мере развивает их, хотя, правда, конечный религиозный смысл этого преодоления часто не осознан или ощущается лишь смутно.
И прежде всего, никакая великая, подлинная, нефальсифицированнаямогучая жизнь раскрывается им в Природе. Ведь в первую очередь с самого возникновения своего (в конце 19-го века), это юношеское движение есть порыв из тесного города на простор лесов и полей. Шум лесов, красота и избыток природной жизни охватывают молодую душу:
«Birkengrun und Saatengrün
Wie mit bittender Gebärde
Halt die alte Mutter Erde
Dass der Mensch ihr eigen werde,
Ihm die vollem Hände hin».
(— «Зелень берез и зелень всходов. Как бы с мольбою протягивает древняя Матерь Земля человеку свои полные длани, чтобы он снова стал ей родным»).
Так поют они во время своих странствий — «Wanderungen». Странствуя по горам и лесам, ночевки в лесу, в палатках, у костра, или в крестьянских амбарах, или на сеновалах, купанье на рассвете в реке или озере, всякие виды игр, соединенных экскурсиями, и вместе с тем стремление расширить свой кругозор, проникнуть в историю своего народа, изучая памятники старины, участвуя в крестьянских танцах, в хороводах, наблюдая местные, еще не убитые городской цивилизацией, обычаи и обряды. И как фон всего этого — песня (особенно старинные песни: походные песни
111
ландскнехтов, средневековые религиозные гимны Marienlieder*) (веселые народные мотивы). Они поют, попарно проходя через города или деревни, они поют когда, свободно сбившись в кучку или гуськом шагают по лесам и горным тропинкам.
Так создается новый «стиль жизни» — в противовес узкомещанскому стилю немецкого общества: простота, чувство товарищества, соединенное с подобранностью, энергией, активностью. Стремление развить свое тело — сделать его сильным, здоровым, ловким, соединяется со стремлением сохранить его чистым, целомудренным, не расхлябанным, не подавляющим духовной энергией молодости. Это стремление к целомудрию и к спортивной дисциплине характерны для многих, я сказал бы, — для значительного большинства направлений «юношеского движения». Это — некий своеобразный аскетизм (выражающейся, между прочим, и в воздержании от табака и алкоголя), имеющий также и известное общественное обоснование.
Ибо другая великая стадия, охватывающая их — стихия родного народа, острое чувство призвания служить родному народу. Идея служения, служения в любви, с забвением своего «я», и необходимости строгого самовоспитания для этого служения является коррективом к порою неуравновешенным восторгам «на лоне природы», приводившим подчас к расплывчатой, иногда смешной и тяжеловесной сентиментальности, или даже к уродливым нравственным аберрациям в области половой морали. Впрочем, и то и другое были частичные уклоны, резко осужденные и отвергнутые лучшими руководящими голосами движения, ибо для него в общем характерна проповедь сдержанности, самообладания, чистоты тела и духа. Моральным стержнем для многих из этой молодежи явилось повышенное чувство ответственности перед своей родиной. Они чувствуют со стихийной превозмогающей силой: старшие братья или отцы пролили кровь свою, отдали жизнь свою за родину, их жертва не может, не должна быть напрасной.**) Их призвание — отдать себя на служение родине, если не на поле битвы, то в мирной работе.***) Нужно помочь
______________________
*) Даже среди протестантской молодежи — о протестантской молодежи сейчас главным образом и говорю (Jugendbewegung католической молодежи носит более церковный католический характер, что понятно). Особенно много поется среди протестантской молодежи средневековый гимн «Mario, dieMeeressternh, полный высокой религиозной красоты.
**) См. обэтом Else Frobenius «Mitunszieht die neue Zeit», 1927. Стр. 153, 159.
***) Этот образ мыслей питается, между прочим, произведениями одного из любимых писателей этих кругов молодежи — убитого на войне Вальтера Флекса.
112
своей стране, но ее политическое и государственное возрождение невозможно без внутреннего. Во весь рост встает перед молодежью социальная проблема. Молодежь воспринимает свой народ, как единое великое органическое целое, и не может примириться с социальной враждой, с раздробленностью на партии, боле того — на враждующие между собою станы. Эта молодежь исполнена исторического чутья, она исторически и реально, конкретно настроена — она принимает все многообразие народной жизни, во всех её расслоениях и группировках. Но она отвергает классовую рознь, вражду классов, она стремится найти общий язык, общий фон помыслов и чувств, могущих объединить народ в единый живой и мощный организм, она стремится перебросить мосты через разрыв между классами, воссоздать единство народной психологии, вырвать многочисленный рабочий класс из лап узкой догмы, отрицающей народное и духовное начало.
Но вместе с тем она полна сочувствием к нуждам так называемых «низших классов населения» и отнюдь не сочувствует образованию единого капиталистического фронта. Она отвергает партийное решение социального вопроса, будь то социалистическое или буржуазное решение. Она стоить за нравственное решение социальной проблемы — из чувства ответственности каждого перед народным целым, она стоить за нравственное перевоспитание в духе жертвенного служения отечеству и нации. Отсюда явится и нравственное возрождение всего народа.
Их дело пока — так верует эта молодежь — воспитывать себя и своих товарищей, закалять себя духовно и телесно для возможного полного, себя забывающего служения родине.
Поэтому они так чтят народную традицию и впитывают ее в себя. Они увлекаются сказками, преданиями («загами»), героическими подвигами прошлого, народной песней, образами великих деятелей и воспитателей своего народа, сокровищами национальной культуры в лучших ее произведениях, будучи одновременно свободны от внешнего самосвального и заносчивого «казенного» национализма многих представителей старшего германского поколения.
Это, повторяю, глубоко исторически укорененное движение, оно врастает в гущу исторической жизни своего народа, оно родилось, оно вырастает из него (поэтому в нем так много общего и роднящего с германским романтическим движением начала 19 века). Более того, оно глубоко укоренено в конкретной местности, в конкретном ландшафте,
113
в конкретной более тесной родине — с ее лугами, лесами, холмами, озерами, которые они бороздили и полюбили во время своих «странствий». У них чувство патриотизма тесно связано с любовью к более тесной родине, к родной провинции, родной области: первое органически вырастает из другого.
Мы видим: стремление к преодолению абстрактности, упадочности, однобокого индивидуализма*) на лоне жизни природы, и особенно на лоне народного целого. Но стремление к подлинной основной исконной Реальности не может на этом остановиться: оно ищет последних обоснований, абсолютно-первичного и исконного («Hintergrunde»**). Эта молодежь начинает видеть, что невозможно преодолеть рознь между классами только из чувства национальной солидарности. В том и политически и общественно значительно германское движение молодежи, что оно пришло в лице своих лучших представителей к убеждению, что в момент народного кризиса политика вытекает из педагогики, что возрождение жизни народа возможно лишь из нравственного возрождения каждого в отдельности, из нравственной роботы над самим собой и друг над другом***). Нравственное же перерождение невозможно без основного питающего фона, без силы даваемой нам из исконного источника силы, без Бога.
В некоторых кругах молодежи обращение к религии особенно определенно и ярко, при этом оно носит характер не абстрактно-надуманный, а органически вырастает из всего их мироощущения, их всего «нового стиля» жизни. Ощущается, что здесь в религии и есть прикосновение к основной Реальности. Из этой основной Реальности — так чувствуют многие из них — должны быть просветлены и освящены все области жизни, и частной и общественной, все наше отношение к окружающему миру. Чтобы не быть голословными, прислушаемся к тому, что они сами говорят. Вот, напр., передо
___________________
*) Далеко, однако, не во всехразветвлениях и группировках движения молодежи преодолевается однобокий индивидуализм, наоборот; некоторым он был присущ в яркой степени. Ибо общение с природой, «лоно природы», стремление «вернуться к природе» может порою служить весьма богатой почвой для крайнего его развития.
**) Срв. юношеский журнал «DerBund», 1927, стр. 161.
***) Срв. речь студента BrunoLemke на съезди юношеского движения 11-12 окт. 1913 г. на HolierMeissner (см. ElseFrobenius, 1. с. стр. 125). Усиленно подчеркивается эта идея в юношеском журнале «DerBund»: «WirhabengesehendassdurchMassenarbeitunsererBundesideenichgedientist. Nur die Einzelarbeit schafft in unserer Zielrichtung bleibende Wer e». (Статья Hugo Lubeck'a: «Die Lebensform des Bundes». «Der Bund», 1927. стр. 8.).
114
мной один из журналов юношеского движения — «DerBund», орган одной из наиболее интересных и духовно мощных групп: «DerGrossdeutscheJugenbund», за 1927 и 1928 гг.*). Это психологический документ большой важности и захватывающего интереса. От него веет большой искренностью, чистотой и свежестью духовной. Я не преувеличу, если скажу, что редко от какого-либо журнала я имел впечатление такого повышенного духовного диапазона его участников, такого личного жизненного, а не только словесного, не только «журнального» горения. Это — живые голоса жизни, иногда несколько наивные, но гораздо боле зрелые, взрывные по существу чем можно было бы ожидать от 20—22 летних авторов.**) Чувствуется значительный личный опыт — действенный позыв к нравственному облагорожению жизни из сознания повышенной ответственности, из сознания чего-то Исконного, Основного, не проецированного в вас из нашего «я», не выдуманного, не идеи, не отвлеченности, не субъективной какой-либо ценности, а чего-то Первичного, чему принадлежит господство и над нашим «я» и над нашей субъективностью. «Etwas Absolutes tritt fordernd an uns heran. Nicht geschaffen mit dem Zweck einer Wohlversteckten Nützlichkeit, sondernhervorge wachsenaus unbedingtem Urgrund aller Dinge.***) Субъективистическоевосприятиерелигииотвергается: «Wo Religion so gedeutet wird, ist der Mensch sein eigener Gott und Religion ist Selbstbetrug» — «Там, гдетактолкуетсярелигия, тамчеловек — свойсобственныйбог, тамрелигия — толькосамообман.****) Но есть потоки подлинной высшей Божественной Жизни, окружающее наше бытие. (Бог есть высшая цель всего существующего) «DasHöchstedasdemMenschenuberhauptgestelltist: Gott»*****). Вся жизнь, и личная и общественная, и жизнь народа должна быть служение Богу — «Zuletztkommtdashöchste, woraufalleshinausgeht: jeglichesTunmussDienstanGottsein»******) Жизнь человека имеет только постольку ценность, поскольку она воспринимает в себе лучи вечности.
________________
*) Журнал этот продолжает выходить в свет, но 1927-ой и 1928-ой года его распроданы и являются библиографической редкостью.
**) Это средний возраст участников журнала; некоторые, впрочем, еще моложе; есть, конечно, и постарше.
***) «Der Bund». Führerblätter des Gross deutschen Jugendbundes. Jahrgang 1928. Стр. 142 (Ein Briefwechsel»)
****) Статья Karla'a Bocck'a «Die Ueberwindung des Pantheismus » — «Der Bund», 1928, стр. 97.
*****) СтатьяН. Mauer'a «Ehrfurcht» (Der Bund») 1928, стр.44).
******) Статья Hans'a Murer'au Charakter («Der Bund. 1927r. стр. 193).
115
Но поворот не только к религии вообще, а именно — так у большинства религиозно заинтересованных из этой молодежи — к христианству.*)
Личность Христа приковывает к себе внимание, становится центром религиозных устремлений. «Christ ist der heimliche König der «neuen Menschheit», der die Jugend zusteht» — Христос есть тайный Владыка того «обновленного человечества», к которому стремится эта молодежь — так пишет Else Frobinius в своей замечательной и необычайно компетентной и богатой данными книге о юношеском движении современной Германии**). В обновленной в духе апостольского благовестия проповеди о Христе усматривает Stählin весь конечный смысл этого движения молодежи***). Ибо христианство привлекает их и ощущается ими не как субъективно-расплывчатое настроение в стиле религиозного субъективизма 19-го века, а как победная покоряющая сила Божия. Отсюда освящение всей жизни, ибо мы захвачены, покорены переизбыточествующей силой Господней:
«Etwas Neues, Ganz-Neues ist geworden... Als Gott, der wirkliche lebendige, erfahrene Gott ins Leben trat, ward aus Stimmung und Idealen Wirklichkeit und Tat.
Urwille hat Urkraft geweckt. «Wer an Mich glaubt, von des Leibe werden Strôme des lebendigen Wassers fliessen»****)... Der Sieg ist gewiss, da sich in alien menschlichen Wägen, Ordnen Einsatz und Werk Gottes Sieg*****) offenbaren will»******)
Здесь развертываются религиозные возможности огромного неизмеримого значения. Лютеранская боязнь жизни (характер-
___________________
*) Срв., напр.,: «Der Bund steht auf dem Boden des Christentums und erkennt es als Vorausetzung zur Wiedererneuerung des Volkes an» (статья Hans'a Lades'a «Bund und Religion» «Der Bund» 1927, стр. 130).
**) Else Frobenius.«Mit uns zieht die neue Zeit» Eine Geschichte der deutscher Jugendbewegung. Deutsche Buch Geweinschaft. Berlin 1927.
***) Всвоейкниге «Schicksal und Sinn der deutschen Jugend» (1926).
****) Очень интересно, что сходное настроение: сознание победы Божией, из которой вырастает обновление всей нашей жизни, господствует в так называемых «младоросских» кругах русской эмигрантской молодежи. Срв. след. две статьи в младоросских «Оповещениях»: «О буднях и о ποτοκе Жизни» (и здесь в центре текст: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». «Оповещение» № 2) и «О духе победы» (Оповещение» № 4)
*****) Курсив мой.
******) Статья Hansjörg'aNebe. «Religiöse oder politische Βewegung» («Der Bund» 1927, стр. 136-137).
116
(характерная особенно для официального германского лютеранства), лютеранская проповедь квиетизма, недооценка подвига, недооценка значительности плоти и миpa непонятна уже для этой молодежи. Она стремится к полному христианству, к христианству, которое является закваской для всей жизни: и для внутреннего нравственного подвига и для общественного служения. Боле того, некоторые из духовных руководителей движения молодежи понимают, что лишь из полноты апостольского благовестия, из полноты Вечной Жизни, вошедшей в мир, Сына Божия ставшего плотию и воскресшего во плоти и внесшего семя Вечной Жизни в мир и материю, получат религиозное радостное просветление и отношение наше и к телу и к природе. И тело наше и внешняя природа имеют положительную ценность: ибо Слово плоть бысть и победило смерть. Сын Божий воскрес во плоти. Из этого центра меняется все отношение к внешнему миру, преодолевается однобокость, ложная духовность, развившаяся в протестантизме.
Wilhelm Stählin пишет в своей кижке «Vom Schicksal und Sinn der deutschen Jugend» (1927) следующие строки (в главе «Der Leib» — «Тело»): «Евангелие есть проповедь о новом миpe, который творит Бог. В этом новом мире и тело имеет участие. Царство Божие, которого мы ожидаем, не есть царство отвлеченных духов, но царство искупленной телесности (kein Reich blutleerer Geister, sondern ein Reich erloster Leiblichkeit)...Caм Господь, сотворивший тело, хочет дать пройять Славе Своей в телах человеческих (Will seine Herrlichkeit an menschlichen Leibernoffenbaren) («Телесность есть конечная цель путей Господних») «Leiblichkeit ist das Ende der Wege Gottes», Oetinger). ( Поэтому конечное слово чаяний христианских есть не безсмертие души, а воскресение тела. В этом — единое истинное «одухотворение» тела (Das allein ist wahrafte «Vergeistigung» des Leibes»)
Весь энтузиазм, обращенный на тело наше, имеет, сам того не сознавая, в виду одну великую надежду: тело не только часть тленной земной действительности, не только место демонических похотей, но творение Божие, образ славы Его, храм Духа Его, призванное быть воскресшим в Царствии Божьем. Но только вера в воскресение говорит о том, к чему бессознательно стремится горячая любовь к нашей телесной природе («Aber nur der Auferstehungsglaube redet von dem, was jene Sehusnchtsvolle Liebe meint»).
И вот мы видим, что Отец прославил человеческое тело Сына, как сияющий образ высшего мира и высшей действительности. Только здесь и нигде больше открывается
117
намконечныйсмыслтелесности — Da hat der Vater den menschlichen Leib des Sohnes zum durchscheinenden und lichtenden Bild einer hoheren Welt und Wirklichkeit «verherrlicht». Hier und nirgends sonst leuchtet der letzte Sinn des Leibes auf»... стр. 57-58).
Христианство воспринимается этими кругами молодого поколения в мужественных тонах: подвига*) и победы, как переизбыточествующая Реальность, покоряющая мир, не только «внутренней», но и «внешний», как освящение души и тела и миpa, и всей ткани жизни.**) Эти тона лишь намечаются, но они показательны как семя возможного религиозного развития огромной важности. Возможно, что мы тут имеем один из самых мощных факторов (ибо дано cие из непосредственного жизненного чувства, из опыта жизни, а не из теоретических лишь предпосылок), столь глубоко необходимого религиозного возрождения протестантской Германии, переживающей острейший религиозный кризис.
Прорыв уже не из городов на «лоно природы», как это осуществляют в своих экскурсиях германские школьники-студенты, а из узости однобоко-абстрактного, чисто-индивидуалистического, полусектантского восприятия миpa и христианства на широту победного благовестия и Вечной Жизни, вошедшей в мир и победившей мир и просветлившей мир — и тварь и человека.
Интересно было бы в другой раз подробно отметить и все более намечающееся в протестантизме стремление — содержание христианства воспринять не как чисто индивидуалистическое переживание, а как мощный поток Реальности Божьей, охватывающей меня вместе с братьями и ставящей нас перед Богом в единение любви. Преодоление субъективистической самососредоточенности и субективистического произвола во имя великого общения любви, сочетание солидарности с индивидуальной свободой, органическое, а не внешне механическое сочетание всех и каждого в единую великую жизнь — вот мысли, которые усиленно разрабатываются, правда,
___________________
*) См., напр., в статье Hans'aLades'aWeihnachtsgedanken (DerBund», 1927, стр. 213) «GibtunsnichtChristuseinBeispievonHeldentum, uberallesmenschlicheMasserhoben, dasnurgläubiggeahnt, nieaberbegriffenwerdenkann?» Человек, принимающий подвиг, человек героической настроенности, derheldischeMensch— падает перед сим чудом на колена. Он слышал призыв
Христа стать учеником и последовать Ему в подвиге, борении
и отдании себя.
**) DerheiligeGottforderteinegeheiligteMenschlichkeit» («Бог Святый требует освященного человечества» — статья Karl'aBoeck'a «DieUberwindungdesPantheismus», «DerBund», 1928, стр. 98).
118
пока больше в применении к жизни народного блага, ибо идея Церкви лишь весьма слабо еще предносится их глазам, в некоторых, духовно руководящих кругах германского юношеского движения. Голоса эти, впрочем, раздаются все громче и намечают новые — и вместе с тем исконные, изначальные, но забытые — пути религиозной жизни.*)
Велика может быть роль Восточного Православного Христианства в деле братской помощи этому процессу религиозного выпрямления, религиозного обогащения и обновления, особенно как он протекает в среде этих многообещающих, лучших м. б. кругов молодого поколения германского народа. Но эта братская помощь требует величайшей осторожности, сдержанности и деликатности.
Трудно заглядывать вперед, но невольно приходишь к мысли, что за этим провозглашением «нового стиля» жизни, за этим одухотворенным стремлением послужить родному народу и отдать себя в служение ему, за этим углублением и одухотворением национального чувства, за этой проповедью строгой самодисциплины и вместе с тем за этим порывом к богатству и полноте Природы, за этим стремлением к настоящему, нетронутому, неискаженному, исконному и основоположному, к победной Реальности зреет, может быть, — пускай в тишине и мало заметно — великая жатва Господня.
Николай Арсеньев.
____________________
*) Особенно интересны слова одного из видных деятелей движения молодежи HeinzDietrichWendland'a в журнале «Zeitwende» — «Проблема движения молодежи полна религиозных предчувствий и надежд. Это — проблема религиозного общения, проблема общины... Дело идет в конечном счете об истинном живом общении вообще, о безусловном основании и вечной цели общения, близость которой в данный исторический момент ощущается сильнее, чем когда-либо прежде... Перед религиозным движением молодежи, беря его в более тесном смысле слова, начинают опять воскресать во всем своем значении великие древние слова о Церкви, о Царстве Божием, о теле Христовом, об общении святых, о Духе Святом, который полагает основы истинному общению... Таинство Евхаристии как питающий источник общения становится опять превозмогающей и потрясающей Реальностью. Истинное общение вырастает лишь из стояния перед лицом Божиим».
Еще показательнее, ибо они еще непосредственнее исходят более из гущи молодежи, слова из юношеского журнала «DerBund»: «DennGemeinschaftistnichtandersmöglich, alsdem, derKraftausderEwigkeitbekommtundseinLebenaufdieJenseitigkeitrichtet. «Wir haben hier keine bleibende Stätte, aber die zuktinftige suchen wir» — erst wo dieses Wort über einer Schaar, Sleht, kann von einer Gemeinschaft gesprochen werden... Wir mtissen aus der blossen Kameradschaft vordringen zur Gemeinschaft. Die ist aber nur dem im Gebet von sich und der Welt freigewordenem Menschen zugunglich». (Статьяв «Religose Selbsterziehung». «Der Bund», 1928, стр. 95).
119
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.