13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Бердяев Николай Александрович
Бердяев Н.А. А. Горностаев. Рай на земле. Достоевский и Н. Федоров. Журнал "Путь" №19
А.К. ГОРНОСТАЕВ. РАЙ НА ЗЕМЛЕ. К идеологии творчества Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Феодоров. 1929.
А.Н. Горностаев является, по-видимому, главным представителем федоровского теченья. В недавно вышедшей книжке «Рай на земле» он пытается установить близость между Достоевским и Н. Федоровым. Он хочет показать, что у Достоевского была уже основная идея Н. Федорова, но недостаточно осознанная. Аргументы свои он связывает со смертью Ильюши и образованием союза мальчиков в «Братьях Карамазовых» и с уходом Алеши для действия в миpy после пережитого им рождения к новой жизни. По мнению А. Горностаева, время сейчас «достоевствует.» Горностаев пытается формулировать основную тему русской литературы и русской религиозной мысли: «Основная, можно сказать, единственная тема русской религиозной мысли — то, откуда все исходило и к чему возвращалось, центральная ось, вокруг которой нарастала сила движения — идейная задача, определившая собой весь ход развития ее — может быть обозначена всего четырьмя словами: «ЦАРСТВО БОЖЬЕ НА ЗЕМЛЕ» (стр. 17) или «рай на земле». Величайшим и самым сознательным выразителем этой русской темы и идеи для него является Н. Федоров с его «общим делом», проектом всеобщего воскрешения мертвых. Я бы сказал, что основная русская идея есть не столько искание рая на земле, сколько искание правды на земле. Искание Царства Божьего глубоко заложено в русской литературе и русской мысли, и оно нередко принимает формы хилиастические. В этом сказался эсхатологизм русского религиозного типа. Н. Федоров бесспорно характерно русский мыслитель, по нем можно изучать коренные особенности русского религиозного мышления — печалование о людском горе, искание социальной правды и вечного спасения, жажду воскре-
114
сения. А. Горностаев полемизирует против Вячеслава Иванова, который в своей статье о Достоевском по поводу смерти Ильюши говорит о бессмертии души и не говорит о воскресении во плоти. Он прав, конечно, что христианство учит не столько о бессмертии души, сколько о воскресении, хотя сам Достоевский постоянно говорил о бессмертии души, как о центральной своей идее. В ходе мыслей А. Горностаева мы находим те же недостатки и провалы, что и у самого Н. Федорова. Н. Федоров был мыслитель гениальный и дерзновенный, но у него было ослаблено чувство первородного греха и зла, и на этой почве был крайний оптимизм и утопизм, была рационалистическая вера в возможность совершенного уничтожения в мировой жизни действия сил иррациональных и таинственных, не подлежащих регуляции, было непонимание антиномического и парадоксального отношения христианства к смерти, которая есть не только последнее и предельное зло, но и путь спасения («смертью смерть попрал»), т. е. недостаточное понимание тайны Креста и Голгофы. Идея рая на земле и есть идея совершенной рационализации мировой жизни. Это — ложная утопическая идея, ложное прельщение неосуществимым земным счастьем. Царство Божье предполагает преображение земли и миpa, новую землю и новое небо, на старой же, грешной земле Царство Божье не может быть вмещено. В федоровской идее воскрешения умерших предков есть огромная и чисто христианская истина, но он придал ей характер земной утопии, напоминающей утопию Сен-Симона, Фурье и им подобных. А.Горностаев хочет реального религиозного действия, о котором пророчествовала русская литература, и видит это реальное религиозное действие в общем деле воскрешения умерших предков. Стоит ли он на пути реального религиозного действия? В действительности он лишь проповедует идею общего дела воскрешения, реальных же путей осуществления в действии этой идеи он не показывает. Пока это остается в стадии воздействия на сознание и миросозерцание, т. е. не имеет действенных преимуществ перед другими идеологическими направлениями. Но представим себе, что проект Н.Федорова осуществился, что умершие предки воскрешены, восстановлена всеобщая жизнь. Означало ли бы это наступление рая на земле, осуществление Царства Божьего? Почему воскрешение умерших означает победу над первородным грехом, окончательное преодоление зла, где гарантия, что воскрешенные не начнут опять истреблять друг друга и сеять смерть? Федоровский проект воскрешения предполагает, как свое религиозное духовное условие, всеобщее единение любви, т. е. победу над грехом и злом. Воскрешение само по себе, осуществленное средствами техники и науки, может быть и сатаническим замыслом, т. е. ложным притязанием вкусить
115
от древа жизни и жить вечно после грехопадения, против которого Господь предостерегает в книге Бытия. Менее всего, конечно, замысел Н. Федорова был сатаническим. Но если оторвать его от религиозных, христианских основ, то он станет таким. И федоровство может сейчас в России пойти по ложному пути. Человек призван соучаствовать в деле Воскресения, он активен, а не пассивен, в этом правда Федорова, но Воскресение может быть осуществлено лишь благодатной силой Христовой и не может быть ни на мгновение от нее оторвана, иначе оно превратится в черную магию. И творческое дело человека на земле не может быть исчерпано воскрешением, оно многообразнее и шире. Это творческое дело человека не может быть и созданием рая на земле, рай не создается творческим усилием человека. Рай есть благословение и одарение Божье. Путь же человеческого творчества трагичен, он всегда предполагает крест и страдание. А. Горностаев сузил русскую идею. Книжка его о Достоевском и Н. Федорова интересна и действует возбуждающе на мысль, она характерна для некоторых русских настроений и течений, но невозможно принять на веру религиозное действие, к которому она призывает. Остается огромная неясность, как приступить к религиозному действию, что можно признать началом действия, если не считать таким действием идеологическую проповедь. Мысли А. Горностаева заслуживают сочувствия, как русское искание осуществления христианства в жизни, как творческое движение в Православии. Правда Федорова и федоровства прежде всего в том, что они не ограничивают христианство делом личного потустороннего спасения, что они видят в христианстве и дело социальное и космическое. И это есть правда русская.
Николай Бердяев.
Страница сгенерирована за 0.02 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.