Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бердяев Николай Александрович

Бердяев Н.А. Jean Wahl. Le malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel. Журнал "Путь" №17

JEAN WAHL. Le malheur de la consciense dans la philosophie de Hegel. Les éditions Rieder.

        Недавно вышедшая книга Валя, даровитого молодого французского философа, — самая интересная, блестящая и оригинальная из всех книг о Гегеле. Гегеля начинают интерпретировать по новому. Мы это видим уже в работе Кронера «Von Kant bis Hegel», лучшей истории немецкого идеализма. Валь дает религиозную и романтическую интерпретацию Гегеля. Подобно Кронеру он считает Гегеля величайшим иррационалистом. Книга Валя движется по пути, по которому вообще должно двигаться исследование истории философской мысли. Вся история философии подлежит переоценке и должна быть написана по-новому. Даже объективные ученые, равнодушные к религии и метафизике, начинают понимать, что вся история философии насыщена элементами теологическими и мифологическими, имеет религиозную подпочву и принадлежит истории духовной жизни. Кронер связывает немецкий идеализм и в частности Гегеля с Экгартом, Лютером и Беме. Валь идет дальше в этом направлении, для него вся философия Гегеля проникнута религиозным волнением, имеет религиозную тему. Гегель изначально был теологом и теологом и остался. Его реконструкция Гегеля, как религиозного мыслителя, оригинальна и талантлива. Но как и большинство современных философов, особенно французов, пишущих работы по истории философии, он видит научные point d᾽honeur в том, чтобы не высказывать никаких своих мыслей по существу предмета, не производить никаких оценок. Самого Валя не видно, остается неизвестным, что он сам думает и принимает ли он в серьез тему Гегеля, видна только способность к вживанию в идейный мир Гегеля, талантливая реконструкция и интерпретация. Я думаю, что это есть черта упадочности, иссякания творческого философского духа в современном сознании, александризм. Отсюда и обилие очень ученых и утонченных работ по истории философии. В центре

104

 

философии Гегеля Валь ставит идею «несчастного сознания», которой обычно в изложении философии Гегеля удалялось мало места. Несчастное сознание есть сознание разорванное, раздвоенное и обратной стороной его является потребность в единстве и цельности. Несчастье должно перейти в счастье. Гегель ищет счастливого, радостного сознания. Валь утверждает, что философия Гегеля менее благополучная, чем думают. Основная тема Гегеля — религиозная. Гегель — романтик. Валь постоянно сближает Гегеля с Гельдерлином. Он также думает, что Гегель близок к Беме и к Шеллингу второго периода. Все философское мышление Гегеля есть игра противоположностей. Разум есть отрицание. Истина есть движение перехода от одного к другому. У Гегеля есть исключительный вкус к антиномиям и вместе с тем искание гармонии. Все мышление Гегеля проникнуто напряженным динамизмом, неведомым мысли античной, средневековой, рационалистической философии нового времени. Гегель открывает закон развития духа. Через раскрытие противоположностей происходит возврат к первоначальной простоте. Но противоположности нужно изжить, они обогащают. Высшее состояние цельности и радости достигается через разрыв, раздвоение и несчастье. Нет иного пути к счастливому сознанию, как через несчастное сознание. Валь думает, что у Гегеля было сильное чувство гpеxa и что к монизму он пришел через плюрализм. Несчастное сознание порождено не низшим, а высшим в человеке, божественным в нем. Подобно этому противник Гегеля Кирхегардт учил, что страх, ужас есть результат пробуждения духа. Разрывом и несчастьем сознания Гегель считает сознание трансцендентности Бога. Трансцендентность и есть несчастье. Не только юдаизм, но и христианство есть несчастное сознание. Гегель очень высоко ценит несчастное сознание, через него должен пройти человек. Много останавливается Валь на идее смерти Бога у Гегеля. Смерть Бога дает нам жизнь. Валь даже думает, что Гегель лучше всех понял христианство, с чем, конечно, согласиться очень трудно. У Гегеля есть гениальное учение о категориях господина и раба. Трансцендентность Бога порождает рабство. Освобождение от рабства есть освобождение от объекта. Между человеком и Богом нет объективности. Объективность и трансцендентность должны быть преодолены, как рабство. Бог не объект, а дух. Для духа же нет объектности и трансцендентности. Религия для Гегеля не есть чувство зависимости, как для Шлейермахера, а есть чувство независимости. Гегель стремился к высшей синтетической религии, в которой будет сочетание христианства и античности. Очень глубоко у Гегеля, что аб-

105

 

страктность есть несчастье, радость же есть универсальная конкретность. Конкретность есть сочетание бесконечного с конечным. Гегель стремился к достижению конкретности, хотя вряд ли это ему вполне удалось. Вл. Соловьев считал философию Гегеля отвлеченной. Но «Критика отвлеченных начал» Вл. Соловьева гораздо отвлеченнее «Феноменологии духа» Гегеля. «Феноменология духа» есть гениальнейшее из творений Гегеля и он в ней наиболее приближается к конкретной философии жизни. Валь видит прежде всего Гегеля «Феноменологии».

        Но вот о чем недостаточно говорит Валь и что противоречит его религиозной интерпретации Гегеля. Для Гегеля высшей инстанцией является философия, а не религия. Несчастное сознание преодолевается и радость и цельность достигается путем философии. Вся оригинальность Гегеля заключается в том, что он жизнь хочет перенести в философию, трагедия жизни, ее несчастья и радости, ее разрывы и цельность, переходит в понятие, оборачивается диалектикой. Можно было бы сказать, что философия Гегеля учит о страстях понятия, о мистерии понятия. Все совершается в сознании. Даже раны Христа отождествляются у Гегеля с противоречиями разума. Гнев Божий превращается в диалектику. Гегель хотел радикализировать иррациональную тайну религиозной жизни. В этом была грандиозная и дерзновенная цель его философии. Обратной стороной этого было то, что Гегель иррационализировал понятие, как верно говорить Кронер. У него понятие сошло с ума. Гегель был величайшим философским гением и в нем нашла себе высшее выражение чистая стихия философии. Но это то и ставит вопрос о границах философии, о зависимости философии от положительного религиозного откровения. Недостатком прекрасной книги Валя нужно признать, что он придает слишком большое религиозное значение романтизму, и недостаточно чувствует его религиозное бессилие. В романтизме была религиозная тоска, но его несчастное сознание иное, чем несчастное сознание христианства. В заключение нужно сказать, что в философии Гегеля скрыт революционный динамизм. Он изготовляет динамит мысли, он дышит борьбой. И этому нисколько не противоречат прусско-консервативные элементы его государственной философии. От Гегеля идут дороги в противоположные стороны, вправо и влево. Жаль, что Валь не говорить о судьбах философии Гегеля у Л. Фейербаха и К. Маркса. Фейербах, величайший из атеистических философов, договаривает Гегеля в известном направлении. Фейербах считал религию вообще несчастным сознанием, порождением несчастья человека. И

106

 

для него преодоление несчастного сознания есть преодоление всякой религии обращенной к Богу, замена теологии антропологией. Религия отражала реальное несчастье и давала воображаемое счастье. Только бедный человек имеет богатого Бога. Богатый и счастливый человек преодолеет несчастную идею Бога. Последний вывод отсюда сделал Маркс, который тоже был детищем Гегеля. Маркс опять диалектику и борьбу перенес из понятия в жизнь, из сознания в бытие. С другой стороны Гегель восходит к Экгарту, к Лютеру, к Беме и оплодотворяет протестантскую религиозную мысль. Он делает огромный шаг вперед в познании природы духа. Книга Валя читается с захватывающим интересом.

Николай Бердяев.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.