13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский
Иоанн (Шаховской), архиеп. О посте. Журнал "Путь" № 13
Пост, это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но — невмоготу.
Господь велит умереть, чтобы жить; Церковь велит болеть, чтобы получать здоровье.
Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия, — мир ведь этот, есть мир упраздненный, им жить нельзя.
Есть в мире знание: «чтобы жить, надо питать себя», но мир знает это по природе, как бессловесное животное, и тем растлевает себя (Иак. 1, 10).
Чрез человека закосневший, и в Сыне Божием упраздненный ветхий мир водим природою, как бессловесное животное, на уловление и истребление (2, Петр. 2, 12).
«Ей, гряди Господи!», постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие содомское растление этого миpa.
Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений, от всего, что обречено на гибель.
Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, никого не понуждает, — понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление, — предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тлен-
66
ного миpa, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу, благовествованием воскресения.
Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лже-пищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее, как нечто, — они ее вкушают, как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь, в Лице человеческом освятил вкушение тлена.
Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы, самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен, именно как тлен, была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти, как ничто.
Каково же шествие постнической любви?.. — Воздержание во вкушении, отречение от вкушения, вкушение, как невкушение (1, Кор. 7, 29-31), вкушение, как вкушение.
Всякому из нас, хотящему истинно приобщиться Пищи и Пития, нужно пройти чрез вторую и третью ступень постнической любви... А мы, часто и о первой препираемся: нужна ли она или не нужна. Воистину, удивительно, как не попаляет нас после этого Трапеза Господня!
Пища земли — та же земля, и вкушающий ее — земля. Вкушая пищу, человек вкушает землю, себя же самого. Вкушение себя самого с услаждением, или без меры, есть самолюбие. Самолю-
67
биe есть чревоугодие, отвержение Бога. Я должен вкушать себя, как ничто, в малости своей, и нищете своей, я должен не любить себя за свою невольную любовь к земле. Чем меньше я услаждаюсь собою, тем больший я держу пост, тем скорее усладит меня Господь жизни.
Пост меня самого, пощение мое надо мною же самим есть средоточие поста и самое его исполнениe.
В устах человеческих есть небо, священный знак богоподобия и богоизбранности каждого человека. Уста — особенно священны, они дверь молчания—сего таинства будущего века (Ис. Сир.) Уста человека рождают в мире Слово Божие, и вкушают Плоть Слова. Великое горе, великое стенание и нищета человека — вкушать устами тлен. Это возмездие за грех нелюбви к Богу.
«Возделывай землю, из которой ты взят», «трудись в поте Лица», сказал Господь... Сам прах, выходящий из праха, ползающий в прахе и в прах уходящий, человек возделывает землю — чем? — собою же, прахом. Страшная, безысходная работа, и след ее на всем мире творения, как болезнь рака. Рождение безысходно, рождение — для смерти, труд безысходен, безысходны тернии и волчцы — тернии и волчцы, эти, воистину, «законы природы», о которых лицемерно не хотят знать нынешние фарисеи земли.
Извратители Ветхого Завета не понимали безысходности ветхого человека. Во внешнем видении Закона, они, как нынешние законники научного разума, видели душу жизни. Приближаются ко Мне люди cии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня, сказал пророк, от имени Господа; Господь повторил это и добавил: слушайте и разу-
68
мейте; не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. И Господь объяснил недоумевающим ученикам: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все входящее в уста проходит в чрево и извергается вон?... Поймите, люди, говорит здесь Господь, что внешнее естество ваше — пепел и прах; пища для чрева, и чрево для пищи, но Я уничтожу и то и другое. (1, Кор. 6, 13).
Но — «придите ко Мне все труждающиеся», приидите вы все, обремененные, узревшие беспросветность жизни своей, суетность ее — пред вечной гибелью... С приходом Господа на землю, сгорают все стихии, рушится древнее мирозданье и становится новая тварь, — новое небо, новая земля, новые уста. Меж двумя мирозданиями: старым, уже несуществующим, но еще длящимся, и новым, уже утвержденным, но еще не царствующим, полагается лестница священная — пост.
Пост — основание Домостроительства нашего спасения. Он есть сжигающая любовь Бога к человеку, и огненная любовь человека к Богу. Творение Богом твари из ничего, — дело Поста Божьего; Вочеловечение Слова есть дело Поста Божьего. По плотскому мудрованию, пост: умаление, самоограничение, самоуничижение; по небесной мудрости: прославление превысшею, ибо преестественною, славой.
Всякий соблюдающий постническую молитву среды и пятка, мудрее всякого не соблюдающего. Но всякий не соблюдающий мудрее соблюдающего эту заповедь благодати, как ветхую заповедь Закона. Пост вольного и святого повиновения Церкви — пост церковный — есть духовное строи-
69
тельство на камне, камень же — Христос. Всякий пост Церкви, в году, есть пост усыновления.
Не поститься в Страстную седмицу, такой же темный грех, как — поститься в седмицу Светлую, такой же великий грех, как вкусить пред Причастием, такой же, как не вкусить Причастия... Пост Церкви есть пост любви и веры в Ангела, и во вкушаемость Его в пренебесном иерусалимском чертоге.
Пост есть очищение любви, праздник веры, вещество надежды. Любящий Бога не любит сласть миpa, алчущий Христа не насыщается пеплом, верующий в Сына Божия, Единородного, закалывает Ему себя в жертву, ибо знает, что всякая жертва, в Духе Святом, есть милость, а не жертва.
Пост — цвет молитвы, погашение земного ума, обилие Божьего воздуха. И сердце человеческое, телесное, постится в молитве: замедляет биeниe свое, навстречу нисходящему уму... Пост есть замирение твари, блаженная мука рождения Сына Божия.
Иеромонах Иоанн (Шаховской).
Белая Церковь.
70
Страница сгенерирована за 0.02 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.