13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Степун Фёдор Августович
Степун Ф.А. Памяти Николая Александровича Бердяева
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Федор Степун
Памяти Николая Александровича Бердяева
24-го марта 1948 года в тихом Кламаре под Парижем неожиданно скончался Николай Александрович Бердяев.
Каждый большой человек, а Бердяев был бесспорно одним из наиболее значительных людей 20-го века, рождается в мир для исповеднического служения заложенной в его душу Господом Богом идеи. Идея, служить которой был призван Бердяев, была идеей свободы.
Бердяев не сразу нашел себя. Отпрыск дворянского рода и воспитанник Киевского кадетского корпуса, он не избежал участи многих чутких к социальной теме своего времени людей и начал защиту свободы в рядах социал-демократической партии, за что и заплатил тремя годами ссылки. Вспоминая об этом времени, Николай Александрович подчеркивает, что и будучи социал-демократом, он никогда не разделял материалистических основ марксистской социологии. Для всех, кто его знал, в этом не может быть сомнения. В Бердяеве всегда чувствовалась непоколебимая вера в первореальность Духа,
14
Быстро освободившись при помощи критической философии Канта от своего юношеского пленения марксизмом, Бердяев не стал отвлеченным умственником, защитником собственного философского учения, а вернулся туда, откуда в глубине своей души никогда не уходил — в церковь. Но и после возврата в нее он продолжал открыто исповедовать и бесстрашно защищать свою верховную идею: идею духовной свободы, что привело его к столкновению со священным Синодом, который он не побоялся упрекнуть в угашении духа. В связи с этим упреком Бердяев в 1914 году был привлечен к суду. Ему грозила пожизненная ссылка в Сибирь, отчего его избавила лишь разразившаяся революция.
Бердяев всю жизнь отталкивался от внешнего обличья современной ему Синодальной церкви. Быть может наиболее точным выражением того, что было в ней для него мало приемлемо, может служить евразийская формула: „бытового исповедничества”. Большинство церковных консерваторов видело сущность православия в старозаветной красоте и теплоте русской жизни, в церковном обряде и в привычном обычае, в „благолепии” церковной службы, в „уставности” хорового пения, в протодиаконском, сотрясающем стены, возгласе и походке в развалку, в сумраке и золоте икон, в монастырях на взгорьях, в скорбном великопостном звоне, в поминках, березках на Троицын день и во всех иных церковно-бытовых обрядах и традициях.
В замечательной странице Розановского „Чистого понедельника” (Опавшие листья) и в известной повести Шмелева „На богомолие” есть много от того православно-бытового духа, которым в тоске по России жила наша бездомная и безбытная эмиграция. Кто упрекнет ее за это? Идешь по шумному Парижу или Берлину среди гудков автомобилей и обрывков чужой речи и вдруг лестница в подземную церковь-гараж: свечи, иконостас, колышащееся золото риз в алтаре, пение, — все свое, знакомое: Россия.
Конечно и Бердяев горячо любил Россию, но Христа много больше ее и потому он протестовал, когда даже в церкви любовь ко Христу подсознательно подменялась любовью к сугубо-русскому бытовому православию. Человек горячего духа, Н. А. не был типично душевным человеком, любителем бытовой теплыни. Оттого он и Достоевского не только как мыслителя, но и
15
как художника ценил много больше Толстого и заумного Андрея Белого ставил выше реалиста Бунина.
Такое отталкивание от душевно-бытового облика православия объясняется прежде всего тем путем, которым Провидение вернуло Бердяева в церковь. Путь этот был сложен и труден. Как „осанна” Достоевского, так и вера Бердяева прошла через чистилище страшных, я думаю, почти смертоносных сомнений, была поднята со дна души творческим подвигом свободного духа. „В том то и заключается вся проблема”, пишет Бердяев,
„что я только сам мог раскрыть в себе то, что Бог сокрыл во мне”. О, конечно, он знал, что вера даруется человеку лишь Божией благодатью и конечно признавал, что и ему она была дарована свыше, но это не мешало ему настаивать на том, что благодать он пережил как свободу, и даже сомневаться в том, будут ли ее удостоены те, что боясь свободы, пассивно и костно удовлетворяются верою отцов и дедов.
Понятие свободы во всех религиозно-философских системах тесно связано с понятием зла. У Бердяева эта связь особенно крепка, сложна и своеобразна. Можно сказать, что вся философия Бердяева выросла из особо острого ощущения нерасторжимой связи между свободой и злом. Постоянно ощущая, что корни зла уходят в свободу и не раз собираясь по примеру Ивана Карамазова вернуть Господу Богу входной билет в его злой и несчастный мир, Бердяев никогда не соблазнялся мыслью Великого инквизитора об уничтожении зла через лишение человека его свободы, хотя бы и страшной свободы восстания на своего Создателя. Даже и в этой последней свободе Бердяев еще чувствовал тайну человеческого Богосыновства. Конечно Бог мог бы создать людей рабами добра, но рабы, даже и самые послушные, все же не сыны. В их] рабском почитании Бог никогда не смог бы услышать голоса ответной любви человека к своему Создателю.
Живя страстною защитою свободы органически связанной у него со злом, Бердяев часто проявлял, быть может, слишком большую терпимость ко злу: за муки о Боге он с легким сердцем прощал Ницше его воинствующее безбожие. Ветхозаветно-моралистическое различие между добром и злом большой роли для Бердяева не играло. Фанатических борцов против зла он не любил. В его книгах часто подчеркивается мысль, что
16
борьба против зла превращает и добрых людей в злых, в бессердечных фарисеев. Фарисеев Бердяев ненавидел больше всего — его этика, этика мытарей и блудных сынов. „Есть смертельная печаль” пишет он „в самом различении добра и зла, ценном и лишенном ценности”. Лишенном ценности, конечно, потому, что „не может быть блаженства в добре, блаженство может быть по ту сторону добра и зла”, т.е. не в истории, а в царстве сверхисторического Духа.
Царство Духа раскрывается по Бердяеву прежде всего в совести. Факт совести, факт раскаяния есть живое доказательство того, что человек принадлежит двум порядкам бытия — духовному и природному. Принадлежи человек только к природному миру — раскаяние было бы невозможно, ибо сущность его в обличении несоответствия между идеей человека и его земным обликом. Совесть по Бердяеву это воспоминание о Боге, первый шаг к жизни в Нем, к жизни в свободе и Духе.
Свою дуалистическую философию Николай Александрович излагает в подробно разработанном им методе познания, именуемом им символизмом. Учение о символической природе всякого человеческого познания, всякого художественного узрения, одним словом всякого творческого акта, принадлежит к самым важным и интересным учениям Бердяева. Чтобы правильно понять его, надо только твердо помнить, что в отличие от обычного понимания этого термина Бердяев называет символом не те понятия и образы, в которых человек раскрывает свои человеческие переживания (голубой, цветок — образ романтической тоски, обручальное кольцо.— символ брачной верности), а все явления исторической и личной жизни, поскольку они приоткрывают нам нездешний смысл здешней жизни. Смысл истории раскрывается таким образом для Бердяева лишь в сверхисторическом плане. Все события на земле суть для него только знаки, в которых мы должны разгадывать пути и образы небесного бытия. Войны Александра Македонского, походы Наполеона на Берлин, Вену и Москву, Французская революция и Лига Наций — все это только земные отражения происходящих в царстве Духа событий, все видимое „Только отблеск, только тени от незримого очами”. Центральным символом, осмысливающим всю историю, является конечно христианство. Все живет исходящим от него отраженным светом.
17
Понятием символа определяется конечно не только понимание истории, но и ее дальнейшее творчество.
Понятие культуры связано с понятием культ. Культ — означает по-русски службу в церковном смысле этого слова, т. е. богослужение. Вся культура и есть некое богослужение. Лишь творчески служа Богу становится человек подлинной личностью, т. е. тем вольным сотрудником Божиим в строительстве культуры, каким он был задуман и создан.
Таково учение Бердяева о трехипостасном Духе, о неслиянности и нераздельности личности, свободы и творчества.
Не отрицая аскетического пути, Бердяев горячо призывал к творчески активному служению Бегу и церкви. С этим признаком связана его положительная оценка гуманизма, темою которого он считал освобождение творческих сил человека от их средневекового пленения внешнею церковностью. Но признавая праведность гуманистической темы, Бердяев отнюдь не закрывал глаз на омирщение и обезбожение гуманизма в процессе его развития, отчетливо видел, что забыв о своих религиозных корнях, гуманизм в лице Маркса и Ницше, большевизма и национал-социализма кончил злостным восстанием против Бога и церкви. Но Бердяева это меньше пугало, чем большинство из нас, так как в нем искони была тверда вера, что от богоборчества до Бога ближе, чем от. лицемерно-буржуазного признания Его.
В этой вере, а не в случайных иллюзиях и настроениях, надо, как мне кажется, искать и главной причины того, что по окончании войны Бердяев оказался на стороне Советской России, а не Америки: ведь еще задолго до войны он писал, что Россия всеми пороками и грехами своими остается связанной с небом, в то время как современная Европа даже и в достоинствах своих земнородна.
Подробный анализ Бердяевского признания Москвы в кратком некрологе неосуществим, это потребовало бы сложнейших исследований. О том, что признание это было большою ошибкой, двух мнений быть не может. Очевидно Николай Александрович попал в плен беспредметных иллюзий и ни на чем не основанных надежд, от которых он по нашим сведениям скоро освободился. Важнее, однако то, что и находясь в плену у иллюзий он не побоялся в связи с начавшейся литера-
18
турной чисткой возвысить свой голос в защиту попираемой свободы. Ни своему благородству, ни своему миросозерцанию он не изменил. А потому мы можем быть уверены в том, что в историю русского религиозного сознания Бердяев войдет философом свободы ранее многих других понявшим, что как неподвижному христианству, так и внехристианскому секуляризованному прогрессу мира уже не спасти, что человечество жаждет творческого во Христе обновления своей культуры и жизни.
Федор Степун.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.