Поиск авторов по алфавиту

Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер

8. Заключение к 1-й части.

То, что мы излагали в этой части нашей книги, не просто "оправдывает" библейское и христианское учение о мире, но оно в то же время показывает всю глубину и значительность этого учения. Конечно, есть в этом учении пункты, которые остаются все же для нас неясными, так как они превосходят силы нашего ума. Но мы не можем - если мы свободны от предубеждений и готовы принять истину, как она есть - не принять, что мир существует не сам по себе, но вызван к бытию Высшей Силой, тем Абсолютным, т.е. ни от чего не зависящим Существом, которое мы зовем Богом. Мир есть создание Божие, - и вся стройность мира, целесообразность в нем, его неистощимая энергия, все это от Бога. Идея творения есть поэтому основная идея, без которой нельзя понять мир. Но утверждая тварность мира, мы принимаем и некоторую самодеятельность в нем, вложенную в нее Богом. Поэтому те ступени, по которым строился мир от простейших его форм до человека и ангелов, хотя и определены Богом, но в ряде пунктов сама Библия отмечает самодеятельность земли, кода она призывается к этому Богом. Но эта самодеятельность не дает основания для того учения об эволюции, которое исключает участие Бога в появлении на земле жизни и особенно в появлении человека. Из того, что мы говорили, ясно, что от безжизненной материи кет прямого перехода к жизни (биосфере), что и здесь имеет место "скачок" в бытии. Хотя, согласно Библии, земля сама произвела начатки жизни, но она смогла это осуществить лишь по прямому повелению Божию, - и это повеление Божие ("и сказал Господь" - такова, как мы знаем, библейская формула) звучит в мире и сейчас. Самодеятельность земли поддерживается постоянным участием Бога в жизни земли.

Не менее бесспорно то, что в появлении человека на земле мы имеем дело с особым актом воли Божией. От

99

до человеческой природы до человека нет непрерывного перехода, в человечестве раскрываются силы, которых нет в дочеловеческой природе, . Скачок от высших животных к человеку настолько бесспорен, что никакие слова об "эволюционном усилии земли" не могут быть принимаемы в серьез. Что касается гипотезы о "переходных формах" между высшими обезьянами и человеком, то надо просто признать, что если и есть какие-то загадки и неясности в тех находках, которые находят при раскопках, то они остаются все-таки настолько неопределенными, что невозможно серьезно видеть в них "переходные" к человеку формы. Только нарочитое желание отвергать библейское повествование объясняет нам упрямство у тех деятелей науки, которые самоуверенно утверждают (в вопросе о появлении человека) принцип чистой эволюции.

Человек, конечно, близок к природе и связан с ней, но эта близость, эта связь означают как раз особую задачу, которую Бог возложил на человека, как "хозяина земли." "Загадка" человека и состоит в его двойственности; он стоит "между" миром и Богом, - поэтому с человеком и вошло в мир новое бытие - "историческое." Природа живет, не творя истории и не зная ее, - а человек возвышается над ней и входит в высший духовный мир. В человеке совершенно необычайно развилась душевная и духовная сторона; человек лишь одной стороной своего существа принадлежит природе, а другой стороной он творит историческое бытие, - и эта принадлежность его к высшему миру обнаруживается в том, что человек обладает даром свободы. Сам по себе дар свободы делает человека богоподобным существом, но этот дар свободы сделал, с другой стороны, неизбежным искушение, когда оно пришло со стороны Денницы - ангела, оторвавшегося (тоже благодаря свободе) от Бога. История и есть то бытие, в котором человечество искупает свой грех, - но не своей силой, а силой нашего Спасителя, Агнца Божия, пришедшего в мир для спасения людей и спасшего нас своей вольной смертью. Воскресение Спасителя и есть победа над смертью, а приобщение в таинствах к благодатным дарам Церкви открывает перед людьми возможность усвоения спасительного подвига Господа.

Мы подошли к концу первой части книги и можем сказать - христианское учение о мире, о человеке заключает в себе всю истину. Для нашего сознания это есть то, что

100

нам нужно. Но теперь мы должны обратиться к самому христианскому вероучению, чтобы ответить на те добросовестные и недобросовестные нападки на христианство, которые связаны с вопросом о месте христианства в истории.

101

 

Библиографические Указания к I Части.

1. Общие руководства по апологетике:

А. на русском языке:

Прот. П. Светлов - Апологетика. (Опыт апологического изложения православного христианского учения).

Прот. Н. П. Рождественский - Христианская апологетика.

Проф. В. Д. Кудрявцев - Сочинения, т, МП. Проф. Андреев - Православно-христианская апологетика. (Нью-Йорк, 1953).

Прот. В. Зеньковский - Апологетика. Лекции изданные Женскими Богословскими Курсами. Париж.

В. на иностранных языкахъ:

Dictionnaire apologetique (P. d'Alles), Paris, 1922.

Apologetique (red. Brillauh), Paris, 1948.

Essai sur Dieu, l'homme et l'univers (2е edition de l'ouvrage : "Somme contre les sans-Dieu"), Paris, 1950.

Rabaud -Apologetique. 1930.

Sertillanges - Le Christianisme et les philosophies. Paris, 1939.

Jolivet - Le Dieu des philosophes et des savants. Paris, 1950.

Boulenger - Manuel d'Apologetique. 6° ed. Paris, 1930*).

Mausbach - Grundzuge der katholischen Apologetik. 1934.

Hodgson - Theology in an age of science. 1944.

Richardson - Christian apologetics. 1950 (4th ed.).

R. Otto - Das Heilige. Naturalistische und reiligiose Weltanschaunug.

R. Eucken - Wahrheitsgehalt der Religion. 3. Aufl. 1912.

Dondeyne - Foi chretienne et pensee contemporaine. 1951.

Stephen Neill - Christian Faith today.

102

Специальные Книги

на русском языке:

Прот. Светлов - Религия и наука.

Толковая Библия под редакцией А. П. Лопухина. СПБ, 1904.

В. А. Кожевников - Религия и наука.

Властов - Библия и наука. 1870.

Проф. С. Глаголев - О происхождении и первобытном состоянии рода

человеческого, Москва, 1894.

В. Н. Ильин - Шесть дней творения. Париж, 1930.

на иностранных языках:

Lapparent - Science et apologetique.

Nos originieis. Paris, 1944.

J. Renie - Les origines de I'humanite. 1950.

J. Guitton - Difficultes de croire. Patris, 1948.

Guilbert et Chingholle - Les origines. 7е ed. 1923.

Grison - Problemes d'origine. Paris, 1954.

Solet et Lafont - Evolution regressive. Paris, 1943.

P. Denis - Les origines du monde et de l'humanite'. Paris, 1950.

J. Senderens - Creation et evolution. Paris, 1928.

Louis de Broglie et autres - L'avenir de la science. 1941.

Paleontologie et transformisme. Paris, 1950.

J. Riem - Weltenwerden. 1925.

B. Bavink - Ergebnisse und Probleme der Naturwissenschaft. 1948.

Titius - Gott und Natur.

Edg. Dacque' - Urwelt, Sage und Menshheit. 1927.

K. Himpel - Ргоbleme der Entwickelung im Umiversum. 1948.

Fr. Dessauer - Religion im Lichte der heutigen Naturwissenschaft. 1951.

H. Dolch - Theologie und Physik. 1950.

Theilhard de Chardin - Phenomene humain. 1955.

" " Le groupe humain zoologique. Paris, 1956.

" " Vision du passe'. 1957.

Riem - Sintflut. 1925.

Dom Celestin Charlier - La lecture chretienne de la Bible. 1951.

Ch. Hauret - Origines (Genese I-III). 1952.

Ceupfens P. O. - Genese (I-III). 1946.

103


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.