13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Новгородцев Павел Иванович
Новгородцев П.И. Об общественном идеале
Sine loco.
(Берлин?)
Нумерация страниц в данной электронной книге соответствует оригиналу.
Оглавление перенесено в начало.
П. И. Новгородцев
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ИДЕАЛЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему изданию. V
Предисловие ко второму изданию. VII
Предисловие к первому изданию. IX
Введение
Кризис современного правосознания. Крушение веры в земной рай. Идея земного рая у Руссо, Канта, Гегеля, Конта, Спенсера и Маркса. Выводы современной мысли. Предвосхищение этих выводов в русской литературе (у Карамзина и Герцена). Подтверждение их данными моральной философии и эволюционной теории. Антиномия личности и общества. Идея бесконечного стремления, как основание общественного идеала. Свобода бесконечного развития и гармония законченного совершенства 1—27
ГЛАВА I
Общественный идеал в свете бесконечности
I. Общественный идеал, как философская проблема 28—41
Абсолютный идеал, как исходное понятие общественной философии. Идея абсолютного преобразования действительности, как представление религиозно-эсхатологическое. — Понятие абсолютного идеала, как задачи сверхисторической. — Смысл идеи бесконечного прогресса. — Нравственное оправдание отдельных ступеней прогресса. — Отрицание последней абсолютной эпохи истории. — Определение идеала, как требования бесконечного совершенствования. — Эсхатологическое, социологическое и философское определения общественного идеала.
II. Подтверждение тех же выводов данными эволюционной теории 42—55
Идея беспрерывной изменчивости. — Нравственные перспективы эволюции. — Эволюционизм Спенсера. — Биологическая теория трансформизма; дарвинизм и его пределы. — Социологические теории эволюции. — Философская идея творческой эволюции; Бергсон и Вильям Штерн.
III. Абсолютное и относительное в осуществлении общественного идеала 55—64
Необходимость сочетания абсолютного и относительного в понятии общественного прогресса. — Моральный радикализм и моральный консерватизм, совпадение их в неправильной оценке относительных ступеней прогресса. — Ложный абсолютизм и законный релятивизм.
IV. Содержание общественного идеала 65—92
Абсолютный идеал в области общественных явлений. Личность, как абсолютная цель общественного прогресса. Выведение общественного идеала из принципа личности. Принцип свободного универсализма. Отношение этого принципа к наиболее распространенным формулам общественного идеала, демократической и социалистической. Проявление абсолютного идеала в историческом прогрессе. Невозможность отождествления абсолютного общественного идеала с конкретными историческими формами. Значение исторических ступеней в стремлении к идеалу. Анализ идеи гармонического общения. Противоположение гармонии и свободы.
V. Общественный идеал и задачи личности 93—142
Общественный прогресс и личное совершенствование. Два крайних решения вопроса: абсолютный коллективизм и абсолютный индивидуализм. — Анализ основ абсолютного коллективизма. Религия общественности в учениях Фейербаха, Маркса, Конта. Отсутствие философского базиса и внутренние противоречия в абсолютном коллективизме. — Анализ основ абсолютного индивидуализма. Сверхчеловеческий аристократизм Ницше. Отрицание религиозной потребности и общественного идеала. Безвыходность абсолютного индивидуализма; переход его в абсолютный индифферентизм. Положительная сторона ницшеанского индивидуализма; связь его с современным моральным кризисом. — Необходимость синтеза индивидуализма и коллективизма. Потребность высшего единства. Опыты сочетания личного и общественного начал путем их гармонического слияния. Нравственный объективизм и нравственный субъективизм. — Анализ основ нравственного объективизма. Учение Гегеля. Общественная жизнь, как основа и завершение нравственного прогресса. Недостаточное развитие в нравственном объективизме понятия личности. Столкновение конкретных обязанностей; невозможность их гармонического примирения. — Анализ основ нравственного субъективизма. Учение Толстого. Личное совершенствование, как единственный правильный путь нравственного прогресса. Отрицание внешних общественных форм во имя абсолютного идеала. Односторонность нравственного субъективизма. Положительная сторона в учении Толстого. -— Новейшие споры по вопросу о сочетании личности и общественности. Неясность их исходных положений. — Опыт синтеза индивидуализма и коллективизма чрез сведение их к единству абсолютного идеала.
ГЛАВА II
I. Вступительные замечания 143—146
Основные мотивы предшествующего изложения: идея бесконечного совершенствования и идея непреодолимой антиномии личности и общества. — Философия конца и философия прогресса.
1. Марксизм, как высшее выражение социализма. — Современное его положение. Кризис марксизма, как результат его абсолютных притязаний 147—148
2. Обетования марксизма. — Идея спасения личности чрез социализм. Борьба с религией, как символ борьбы с общественной несправедливостью. Притязание марксизма на абсолютное значение. — Мировое призвание пролетариата. Возведение пролетариата на абсолютную высоту. — Безусловное господство разума над природой. Идея безусловной рационализации всех общественных и естественных отношений. Поглощение космологической проблемы социологической проблемой. — Существо абсолютных обетовании марксизма. 149—162
3. Научный фундамент марксизма. — Смешение этики и науки.— Совпадение прагматизма и фатализма, свободы и необходимости. — Освещение исторического процесса с точки зрения социалистического идеала. — Теория социального развития Маркса, как оптимистическая теория прогресса. — Морально-философский смысл натурализма теории Маркса. — Отражение рационалистического утопизма Маркса в его экономических учениях. — Гармония утопии и науки. 163—169
4. Теория исторического развития Маркса, как связь между утопией и наукой в его доктрине. — Классический марксизм, как система «оправдания добра». — Вопрос о философских основаниях этой системы. — Связь с философской традицией немецкого идеализма. — Отношение исторической философии Маркса к диалектике Гегеля. — Материалистическое истолкование диалектики. — Революционный характер диалектики. — Превращение диалектической философии в эволюционную теорию. Противоречие этой теории с практическими верованиями марксизма. — Неизбежность подобного противоречия в каждой революционной утопии земного рая. — Попытка сочетания революционного нигилизма с идеей закономерного развития. — Неясность и туманность этой попытки. — Ея философские противоречия 169—178
5. Практическая двойственность марксизма: противоречия эволюционизма и утопизма, фатализма и прагматизма. Неизбежность обнаружения этих противоречий. Распадение марксизма на реалистическое и утопическое направления. Колебания Маркса между реализмом и утопизмом. «Коммунистический Манифест», как целостное выражение революционного утопизма. Последующие уступки реалистической программе. Признание политики частных улучшений. Попытка сочетания этой политики с революционными требованиями. Отступление от чисто-революционной доктрины. Отношение Маркса и Энгельса к идее государства. Двойственность этого отношения. Критика идеи государства в ранних статьях Маркса. Утопия безгосударственного состояния. Позднейшие формулы классовой теории государства. — Мысль об исчезновении государства в социалистическом строе. Противоречие этой мысли с идеей обобществления и регулирования хозяйственного оборота. Идея саморегулирования общественной жизни, как скрытое предположение утопии безгосударственного состояния. Отрицание демократического государства с точки зрения этой утопии. Задачи пролетариата во время революции. Политическая программа парижской Коммуны. Отношение Маркса к всеобщему избирательному праву. Идея непосредственного народоправства. Диктатура и демократия. Практическая неизбежность для социализма признания государственной идеи. Условия осуществления безгосударственного состояния. Его внеправовой характер. Безгосударственное состояние у Маркса и у Штирнера. Неясности и противоречия утопии безгосударственного состояния. Маркс и Бакунин. Маркс и Лассаль. Государственный социализм Лассаля и революционный социализм Маркса. Позднейшая эволюция марксизма у Энгельса 178—247
6. Реформистский социализм в Германии. Утрата веры в близкое торжество социалистического идеала. Уклон в сторону исторических связей и путей. «Эрфуртская программа». Коренное противоречие теоретической и практической частей этой программы. Примирение практической части программы с современным государством. Новое отношение к религии. Новое отношение к идее нации и отечества. Исторические корни второй части программы. Теория правового государства, как идейная основа практических требований «Эрфуртской программы». Влияние Лассаля и протесты Маркса и Энгельса. Принципиальный реформизм составителей «Эрфуртской программы». Заявления Либкнехта и Бебеля. Идея конечной цели социализма, как источник партийного воодушевления. Противоречие этой идеи с практическим духом «Эрфуртской программы». Дальнейшее движение партии по пути реформизма. Ганноверский съезд; разрыв с теорией классовой борьбы. Дрезденская резолюция, как попытка восстановления этой теории. Последовательное отступление от основ марксизма. Переход к основам Руссо-Гегелевской теории правового государства. Двойственность позиции немецкой социал-демократии в период ее развития до войны, как источник ее бессилия. Позиция немецких социал-демократов во время войны. «Политика 4-го августа». Позиция во время революции. Победа в главном течении немецкой социал-демократии национально-государственной демократической идеи. Отпадение левых. Независимые социалисты и коммунисты. Внепартийные социалистические течения. «He-марксистский социализм». Марксизм, как единственный настоящий социализм. Связь с ним современной социал-демократии 247—315
7. Революционный социализм во Франции. Отказ от фаталистического ожидания и потребность действия, и как мотивы революционного течения во французском социализме. Синдикализм и его судьба. Связь синдикализма с разочарованием в демократии. Связь его с практикой синдикального движения. Синдикализм, как ступень в развитии марксизма. Сорель и его «Размышления о насилии». Отношение к социальным реформам. Обострение идеи классовой вражды. Устранение реалистической и научной стороны марксизма. Влияние Ничше и Прудона. Переход к морализму и индивидуализму. «Иллюзии прогресса». Отрицание государства. Идеи Лягарделя и Берта. Неясность положительных построений. Значение идеи руководящего меньшинства. Неизбежность перехода на высоты субъективного настроения. Элементы ницшеанства. Иррационализм. Разочарование в политических формах. Социализм на краю пропасти. Синдикализм и парламентский социализм. «Амьенская хартия». Примирительная тактика Жореса. Съезды в Лиможе, Нанси и Тулузе. Неясность занятой позиции. Сознание кризиса. Позднейшая эволюция синдикализма. Столкновение реформистов и революционеров на Орлеанском съезде. Раскол среди синдикалистов и среди парламентских социалистов. Значение современной критики общественных форм. Будущее социализма 316—378
8. Заключение. Итоги развития реформистского и революционного направлений социализма. Крушение марксизма, как результат этого развития. Историческое значение и жизненная правда марксизма 378—386
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.