13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Барро Э.
Введение.
С французского,
Из "Нувель Ревю Теоложик" Том 111/№2, март-апрель 1989 года
БИОЭТИКА И ЭТИКА ЖИЗНИ
Лекция, прочинная Барро в Парижском Педагогическом
Институте по случаю коллоквиума проведенного Французским
Обществом Биоэтических Размышлений, 5 марта 1988 года
Биоэтические размышления трудны не только из-за новизны проблем, возникших в связи с использованием новой биомедицинской техники в терапии, в воспроизведении людей или просто в биологических исследованиях; но это также и главным образом, по-моему, из-за многообразия точек зрения требующих принятия их во внимание. Поэтому мы поочерёдно рассмотрим интерес, проявляемый в чистым или медицинским исследованиям;
напомним о том, что всякое вмешательство, производимое в теле человека должно учитывать различное его восприятие на основании различных культур, психологических, социологических, антропологических, юридических, этических, богословских и других факторов... Если мы будем говорить о слишком многом, мы рискуем либо затеряться во множестве перспектив, либо несправедливо увлечься одной из них и прийти в результате этого к бесконечным спорам. Я не думаю, что в подобных вопросах можно избежать дискуссий или что было бы желательно избежать их. Желательно, во всяком случае, чтобы эти дискуссии проводились по действительно важным положениям проблем требующих разрешения.
Эти положения, которых значительно меньше, чем это полагают, заключаются главным образом в пересечении трёх различных рациональностях, применяемых к одним и тем же методам и стремящихся всех соразмерить средства с преследуемыми ими целями. Сложность возникает в таком случае в связи с тем, что приемлемое средство при одной некоторой рациональности оказывается неприемлемым при другой. Что касается целей этих различных рациональностей, то их трудно назвать, если конечно не признавать ту или иную из них, антагонистическими, ибо все они направлены к добру и счастью для человечества. Однако нельзя не отрицать и того, что они являются совпадающими, так как рассматривая человека через некоторые ценности и институты, которые созданы для его прогресса, но которые могут также и способствовать его гибели, они соперничают на почве, которая никого не оставляет равнодушным, так как речь идёт о нашем теле, о его возможностях в присущей ему жизни и в воспроизведении. Их можно было бы даже назвать конкурирующими, если бы были совершенно определены условия для этой конкуренции, чего, как мы это увидим, далеко нет. Как бы не обстояли дела с этим довольно неясным положением, на которое мы постараемся пролить в некоторой степени свет, нужно, как мне кажется, признать, что основные проблемы биоэтики оказываются заключёнными в трёх сплетениях рациональности, примкнуть к которому вправе вообще каждый человек, а именно техническо-медицинской рациональности, рациональности юридическо-политической и этико-религиозной рациональности.
Я ставлю себе целью кратко поговорить об этих трёх рациональностях, затем рассмотреть как могут сочетаться они и, наконец, предположить какая же этика может отвечать природе проблем, вызванных их сосуществованием.
Страница сгенерирована за 0.05 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.