13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
А. М. И. Пробуждение молодой Франции: «Esprit». Журнал "Новый Град" №7
Нельзя сказать, чтобы антикапиталистические настроения были чужды французской молодежи. Скорее наоборот. Буржуазный либерализм энергично отрицался, как «Action Française», так и левыми, сочувствующими коммунизму течениями, которые боролись за водительство среди молодежи. Последние годы, после разрыва «Action Française» с католической церковью, давали явный крен налево. Советская Россия для многих казалась землей обетованной. Эти настроения были типичны не для французского социализма, а для нового радикализма, представленного журналами «Le Monde», «L’Europe» и множеством еженедельников. «Les Plans», как орган новых культурно-революционных течений, отдали щедрую дань советофильству. Теоретическое увлечение марксизмом новой интеллигенции связано с тем же умонастроением.
Журнал «Esprit» (№№ 1—9) решительно порывает с этой традицией. В нем мы имеем впервые очень яркий, боевой, даже революционный журнал, но столь же антикоммунистического, как и антикапиталистического направления. Иначе и быть не может, если в основу чаемой революции культуры положено начало «духа». Оба редактора — Мунье и Изар католики из школы Пеги, авторы книги о нем. То, о чем мы мечтали (в № 1 «Нового Града») — соединение духа христианства с вольнолюбивой и демократической традицией Франции, воплощаемое в имени Пеги, наконец, становится общественным фактором. Наконец — или снова, ибо это знаменательное соединение уже было раз осуществлено в истории Франции, когда, сто лет назад,
89
вокруг «Avenir» соединились имена Ламеннэ, Лекордера и Монталамбера. И теперь почтенная католическая Франция, конечно, ворчит по поводу своих чересчур смелых птенцов. Но как изменились времена. В эпоху эциклики Quadragesimoanno католикам-революционерам не приходится опасаться церковных громов.
Впрочем, они благоразумно не пожелали спустить свой духовный корабль под католическим знаменем. Основное ядро католиков в «Esprit» окружена плеядой идеалистов менее определенного, но никогда антихристианского направления. Среди них есть экономисты, есть политики, критики и искусствоведы. Плеяда «Esprit» куда более разностороння, чем группа «Нового Града». Это дало возможность создать не только новый орган социальной мысли, но и новый, боевой орган культуры — может быть, сейчас самый интересный во Франции. Весьма умело и широко поставлена хроника — включающая даже быт. Мы воочию присутствуем при лабораторной работе создания новой культуры и нового человека.
В каком духе ведутся эти опыты? Весьма показательны для духовно-гуманистического типа их статьи редактора Изара: «La patrie et la mort», написанные против культа отечества и войны. Это сразу вырывает пропасть между «Esprit» и идеализмом немецких и русских пореволюционных течений, сближая зато французский авангард с молодежью Англии. Большая осведомленность в делах России («Esprit» напечатала даже путевые впечатления из России Сильвейра) дает возможность помещать серьезные критические статьи о России, о пятилетке и т. д. «Esprit» дорожит и сотрудничеством русских авторов (Бердяев). Первое время было страшно за срывы — казалось, неизбежные — в голосах западных революционеров о России. Теперь мы спокойны за наших друзей: христианская совесть ставит их выше соблазнов московской рекламы.
В вопросах искусства ведется энергичная борьба против искусства роскоши, «чистой» культуры, вычурной игры — за религиозное и всенародное свободное творчество.
Менее всего определенности в сфере чистой политики. Как это, к сожалению естественно на почве Франции, журнал определенно враждебен современному парламентаризму и не мыслит движения к будущему в его формах. Здесь разрыв, позволяющий говорить о политически-революционном характере журнала. Но что такое революция в стране демократии? Мы полагаем, что революция, совершающаяся, так или иначе, против большинства, неизбежно выльется в форму фашизма. «Esprit» резко открещивается от фашизма. Будущее представляется в формах синдикальной демократии. Но переход к нему, пути и способы — не ясны.
Но группа «Esprit» не хочет делать революции в кабинетах. Они тянутся к народу. Они уже организовали политический союз «Третья сила», уже выпускают газету «Le front social». Далекие от того,
90
чтобы смущаться зрелищем этого политического опрощенства, мы приветствуем шаг христианской интеллигенции навстречу народу. Но думаем, что этот шаг обязывает к полной определенности. В политике нельзя играть словом «революция» с той легкостью, как в чистых сферах культуры. Революция здесь сразу оборачивается звериным ликом — и кровью и грязью. И во всяком революционном движении благородные идеалисты неизбежно сметаются людьми, умеющими дразнить и укрощать многоголового зверя.
А. М. И.
Страница сгенерирована за 0.02 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.