Поиск авторов по алфавиту

Автор:Лосский Николай Онуфриевич

Лосский Н.О. Б. Вышеславцев. Этика преображенного эроса. Журнал "Новый Град" №3

Б. ВЫШЕСЛАВЦЕВ. Этика преображенного Эроса. Про­блемы закона н благодати. Т. 1. YMCA-Press, Париж, 1932 (273 стр.).

Книга Вышеславцева может служить ценным дополнением к труду Бердяева «Назначение че­ловека». Множествам цитат из Евангелий и из Посланий Ап. Пав­ла Вышеславцев показывает, что христианство в идее своей есть религия, ставящая на место раб­ства закона свободу благодати, на место этики закона этику су­блимации, преображенного Эро­са. Закон не может быть выс-

89

 

 

­шим руководителем жизни, так как он есть только отвлеченная норма, запрещающая преступле­ние, отрицательная, не обладаю­щая творческою силою. Хуже всего то, что императивный ха­рактер закона и сознательного усилия воли провоцирует дух противления, поднимающийся из области подсознательных ин­стинктов и влечений, согласно loideleffortconverti, откры­тому новою пансийской школой (Куэ, Бодуэн). Христианство ука­зывает иной путь: оно направ­ляет душевные силы человека к Абсолютному, к Богу и Царству Божиему, как полноте бытия, как абсолютной красоте и совершен­ству, которое пробуждает к се­бе любовь, и поднимает силы для свободного творчества, находящего правильное решение в каж­дом данном конкретном случае (20). Этот путь есть сублимация души путем Эроса к Логосу (86). Высшие ценности и святыни пред­стоят душе христианина не в фор­ме отвлеченного закона, который не может быть предметом любви, а в виде конкретного образа Жи­вой личности Богочеловека Иисуса Христа и живых личностей свя­тых, который, он любит и кото­рыми он «любуется» (76). Вооб­ражение вносит в темную область подсознания прекрасные образы; пробуждая любовь к ним, оно преобразует инстинкты и таким путем ведет к воплощению их, к магическому творению новой ре­альности (75-82).

Красотою образа Божия вообра­жение сублимирует Эрос, которо­му присущи иерархические ступе­ни высоты: Эрос физический, ду­шевный, духовный, ангельский и божественный. Учение Дионисия Ареопагита и Максима Исповед­ника об эросе, возводящем к Аб­солютному вплоть до обожения по благодати, Вышеславцев рассматривает, как христианскую теорию сублимации души.

В противоположность новой нансийской школе, Вышеславцев доказывает, что сублимация до­стигается не одною лишь дея­тельностью воображения, но и си­лою свободной воли. Не вооб­ражение, а свободная воля реша­ет, вступить ли на путь сублима­ции или профанации Эроса (153), Совершив это избрание, воля об­ращается к помощи воображения для того, чтобы обходным пу­тем (134) преодолеть сопротив­ление плоти (142) и еще более опасное сатанинское противобор­ство гордого своеволия 143). Здесь, как и в других случаях, человек повелевает природе, по­винуясь ей (134). Свобода совер­шенствующейся личности сохра­няется потому, что Бог хочет, чтобы мы исполняли его волю не как рабы, а «как друзья и сыны» (160): благодать не может быть просто дана, она должна быть еще и свободно взята человеком (147).

Сублимация предполагает суще­ствование того, что есть подлинно-Возвышенное, (sublime); таково Абсолютное, Бог. Поэтому этика сублимации требует доказательст­ва существования Бога, как Абсо­лютного. Это доказательство Вы­шеславцев стремится найти на

90

 

 

путях отологического аргумента, обнаруживающего «неосмыслимость Абсолютного» (236).

Ряд проблем, не решенных в рассмотренной нами книге, Вы­шеславцев намерен рассмотреть во втором, ненапечатанном еще томе своего труда: вопрос, не есть ли Абсолютное — Ничто, есть ли Оно — Бог, отношение этики благодати к закону, к пра­ву и государству и т. п.

Высокая ценность книги Выше­славцева заключается в его уче­ние о сублимации. Страшные от­крытия, произведенный Фрейдом и его школою, могут быть губи­тельными для человека, если не указать путей для преображения низких инстинктов, таящихся в области подсознательного. Осо­бенно важны доводы в пользу то­го, что эта цель достижима не иначе, как путем связи вообра­жения и воли человека с конкрет­ным добром, Абсолютного с жи­вою личностью Богочеловека и святых. Вышеславцев показывает, что воспитание воображения, чувства и воли в духе христианского миропонимания есть единственный путь для достижения полноты совершенной жизни. При этом ему удалось найти новые до­воды в пользу того, что христи­анство достигает этой цели лишь в том случае, когда оно высту­пает подлинно как религия любви и свободы, как проповедь царст­ва благодати, не искажаемая ду­хом законничества и нетерпимого фанатизма.

Н. Лосский,

 


Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.