Поиск авторов по алфавиту

Автор:Извольская Елена Александровна

Извольская Е.А. Духовный путь французской интеллигенции. Журнал "Новый Град" №11

Два года тому назад, на страницах этого журнала, Н. А. Бердяев дал исчерпывающий очерк «Исканий социальной правды молодой

120

 

 

 

Франции». Мы не станем возвращаться к характеристике этих движений, а лишь наметим последующие этапы их развития. Напомним, что основное настроение тех или иных интересующих нас группировок — это «разрыв» с буржуазным миром с одной стороны, с другой — борьба с марксизмом на этико-религиозной почве.

Но мы намереваемся несколько расширить рамки нашего исследования, чтобы коснуться, хотя и вкратце, старшего поколения, которое сотрудничает с молодежью и определило свои позиции после «февральских дней».

События 6 февраля 1934 года, которые столь глубоко потрясли политическую Францию, отразились, конечно, и на идейном фронте — но не в смысле какой-либо партийной акции, а, наоборот, в смысле ее отрицания. Появился целый ряд «планов», «манифестов» и «деклараций», призывающих к примирению враждующих сторон и к ликвидации конфликта. Интересным примером этой попытки является «план 9-го июля» с предисловием Жюля Ромена, предлагающий экономическую и правительственную реформу вне партийных умозрений.

На католическом социальном фланге вышла приблизительно в то же время коллективная брошюра за подписью Жака Маритена, Шарля дю Боса, Жильсона и многих представителей науки и профессуры, под заглавием «Во имя Общего Блага». Эта брошюра призывала христиан объединиться на духовной почве, не становясь ни на сторону тех, которые борются во имя материалистической доктрины Маркса, ни на сторону тех, которые хотят «пресечь коммунизм» во имя презрения к трудящимся. Если опасно коммунистическое наступление, не менее опасен фашистский лагерь, который «компрометирует идею порядка, авторитета, дисциплины слишком узким пониманием национального интереса, бесчеловечным отношением к достоинству трудящихся масс» и который «взирает на религию как на средство, ведущее к захвату мирской власти».

Нельзя «выбирать наименьшее из двух зол», необходимо прийти к утверждению вечных ценностей, к преодолению всех форм социального и политического зла, все равно, идут ли они справа или слева. С одной стороны, — «бунтующие», с другой стороны — буржуазные «благонамеренные» (bien-pensants). Ни с теми, ни с другими христианин не может идти в ногу.

Этот «нонконформизм», это рваное отмежевание себя от «благонамеренных» является одним из главных мотивов после февральских дней.

В это время специально изучаются труды религиозных и социальных мыслителей и особенно книга Жака Маритена «DuRégimeTemporeletdelaLiberté». Переводятся на французский язык и

121

 

 

читаются с напряженным вниманием книги и статьи Бердяева. Молодой бельгиец Раймонд де Бедекер, талантливый публицист и энергичный деятель, организует так называемое «коммунитарное движение» и «технику духовного действия». На этой же почве, уже известные читателю движения «Esprit» и «Ordre Nouveau» продолжают свою работу.

Дело, конечно, идет не о массовом действии, а лишь о постепенном наборе людей и создании кадров, духовно сплоченных. Массы в той или иной мере продолжают быть одержимы стихией гражданской распри и вливаются в ряды национального или народного фронта. Но здесь мы будем говорить лишь о тех, которые освободились от этой стихии, т. е. о так называемой «Третьей Силе».

* * *

За последние годы, Esprit выпустил ряд номеров своего журнала, посвященных основным проблемам времени: собственность, корпорация, национализм и интернационализм, «техника духовной революции», марксизм, гуманизм и т. д. На место буржуазного индивидуализма выдвигается уже охарактеризованный Н. А. Бердяевым персонализм, начало сверхиндивидуальное, сохраняющее вечные ценности человеческой личности и в то же время связующее их с «коммунитарным», иначе говоря «общинным» началом. Можно по разному оценивать конструктивную сторону этих исканий. Многое еще остается расплывчатым, неопределенным, или слишком теоретичным. Самый факт, что практика отсутствует, что приходится удовлетворяться доктринальными построениями, делает задачу группы Esprit чрезвычайно трудной. Представители движения сами отлично это чувствуют. Обращаясь к истекшим годам своей деятельности, редакция журнала следующими, не лишенными мудрости словами характеризует свою деятельность:

«Нарождается третья сила, которая взрывает рамки и коммунизма и фашизма. История ее известна: это история всех начинаний — диалектическая негибкость, сентиментальная невоздержанность, за которой следует неожиданное отступление, соблазн, внесенный временным союзником, или даже противником, одним словом, весь живой хаос искуса… Закалка еще не готова, сплав еще не найден. Но мы знаем, благодаря ежедневному опыту, что процесс продолжается. Мы работаем во имя этой нарождающейся силы».

Оставив на время в стороне вопросы экономического, и общественного строительства, группа «Esprit» ныне пытается раскрыть проблемы частного быта — и, в первую очередь, проблемы семьи и брака.

122

 

 

Ибо и здесь необходимо внести «дух новый» и утверждать сверхличные ценности. Это раскрепощение быта является особенно существенным для борьбы с марксистскими позициями. Недостаточно для этого «спорить с коммунистами», необходимо подвергнуть критике и ныне существующую буржуазную семью, ее замкнутость, затверделость, ее духовную и экономическую обособленность. Трудно защищать «благонамеренную» семью, но можно и нужно утверждать духовный смысл подлинного христианского брака. Тогда только критика коммунистических установок станет возможной и целесообразной.

В февральском номере «Esprit» напечатана статья Жака Перрэ по поводу очерков, посвященных в «Юманитэ» коммунистической семье. «Юманитэ» воспевает новые концепции, ныне проводимые в советской России. Признавая несомненный сдвиг, происшедший в СССР в сторону реконструкции семьи, Перрэ отмечает, что новая идеология является не менее дегуманизирующей, чем анархия предыдущих лет. Ибо в этой идеологии семья сохраняется исключительно лишь как «социальная функция», ее миссия — давать стране «красивых и здоровых детей», «улучшать расу», «рационализировать рождаемость».

Персонализм явно противится этому чисто натуралистическому или социальному подходу. Он напоминает о глубокой потребности человека находить в семейном быту не одну социальную функцию, а духовную солидарность, свой личный, независимый от общества и государства интимный мир. Проблема брака не разрешается вопросом рождаемости или алиментов.

Весьма характерно, по мнению Перрэ, что советские сдвиги особенно приветствуются на западе затверделыми консерваторами, которые, восторгаясь «советской эволюцией», не скрывают своего возмущения перед попытками католической молодежи воскресить идею человеческого достоинства и духовной солидарности в браке.

По этой линии, утверждающей духовные ценности, будет ставиться в «Esprit» проблема материнства и воспитания и женский вопрос, сущность которого не должно смешивать с изжившим себя «феминизмом».

* * *

Если обратиться к другой вышеназванной группе «Ordre Nouveau», то и здесь главные позиции остались теми же, какими он были в 1934 году. Они продолжают развиваться в духе сродном персоналистическим концепциям «Esprit». Но «OrdreNouveau», в котором наблюдается некоторый технократический уклон, по тону суше, научнее, чем «Esprit», его искания направлены скорее в сто-

123

 

 

рону разработки реального, целостного плана действий, чем в сторону духовных установок.

Это не значит, что у этой группы нет своей идеологии. Ее вдохновитель, покойный Дандье, автор «LaRévolutionnécessaire», очень острый и даже мощный молодой мыслитель, оставил неизгладимую печать на страницах журнала, издаваемого его ближайшими последователями: Дени де Ружемон, Робер Арон, Даниель Ропс и т. д.

Революционность «Ordre Nouveau» насыщена прудоновскими мотивами. Этот возврат к Прудону и противопоставление его Марксу нам кажется исключительно интересным фактом, поскольку он связан с французской революционной традицией, и, стало быть, созвучнее французской молодежи, чем доктрина автора «Капитала».

В своих практических конструкциях «OrdreNouveau» опирается на два основных принципа: 1) «Всеобщая трудовая повинность», 2) Федерализм внутригосударственный и международный.

Последний противопоставляется современному международному строю, который является союзом «государств-наций», не освобожденных от автаркии и от милитаристической стихии. Тогда как «федерация», в концепции «OrdreNouveau», есть объединение национальных и экономических секторов, подчиненных сверх национальному плановому хозяйству.

В области «трудовой повинности» интересен практический опыт, недавно произведенный членами «Ordre Nouveau». Последние задумали заменить группу рабочих на фабриках и дать им таким образом возможность получить платный месячный отдых. Опыт был сделан на четырех заводах и освободил 60 рабочих, впервые воспользовавшихся летними каникулами. Благодаря месячному стажу на заводах, члены «Ordre Nouveau» сделали ряд ценных наблюдений, познакомились на местах с настроениями как трудящихся, так и предпринимателей и пришли к практическому выводу; замена неквалифицированных рабочих «трудовой армией» возможна и осуществима.

* * *

Прежде чем закончить наш обзор, мы хотели бы остановиться на одном вопросе, который за последнее время особенно волнует идейную и духовную общественность. Это вопрос об отношении христиан к коммунистам.

Тогда как в советской России существует антирелигиозное засилье, исключающее всякую возможность встречи марксистов с «религиозниками» в общественной или идейной работе, на Западе эти встречи, наоборот, происходят все чаще. Достаточно взгля-

124

 

 

нуть на Германию, где коммунисты и католики по разным причинам одинаково гонимы, и по разным причинам, но одинаково противятся национал-социалистической идеологии. Во Франции же коммунистическая пропаганда как будто даже льстит религиозным мыслителям анти-фашистского толка, призывая их к общему действию против фашистского наступления, пытаясь так или иначе завлечь их в свой лагерь. Этой попытке сближения предшествовало зарождение «Советского Гуманизма». Последний преподносится западной интеллигенции в особенно розовых, идиллических тонах; воспеваются общее благополучие, торжество справедливости и свобода творчества, обетование которых якобы несет бесклассовое общество. Мотивы классовой ненависти по возможности замалчиваются, антирелигиозная борьба искусно маскируется, призывы Горького к расправе с классовым врагом едва ли находят свое отражение в советской пропагандной литературе, предназначенной для западной культурной элиты.

Нужно сказать, однако, что эта довольно грубая тактика имеет успех лишь у наивных идеалистов, но не удается на подлинном религиозном фронте. Здесь имеется своя идеология, которой не грозит опасность заразиться марксизмом, даже самого идеалистического, гуманитарного вида. Тактический прием, указанный Дмитровым на съезде Коминтерна и заключающийся в том, чтобы «разлагать христианство изнутри», был очень быстро расшифрован. Сравнивая христианские кадры с «Троянским конем», которым должны воспользоваться коммунисты, чтобы проникнуть во враждебный лагерь, Дмитров забывал об одном: что эти кадры суть живой организм, способный развить именно то противоядие, которое, в свою очередь, может разложить материалистическую доктрину. И в самом деле, борьба коммунистов с христианами вовсе не должна неизбежно быть разрешена в пользу коммунистов.

Проблема эта носит не только идеологический, но и практический характер. С ней сталкивается не одна религиозно-настроенная интеллигенция, она встает и перед рядовым общественным деятелем и перед духовенством, работающим в «красных зонах» Парижа, в революционно-настроенных заводских центрах, — всюду, где христианину приходится стоять бок-о-бок с воинствующим безбожником. Какова же должна быть позиция «религиозника»? Совершенно ясно, что слепая ненависть и злоба приведут к духовному банкротству. Необходимо наибольшее милосердие, и наряду с борьбой с идеей коммунизма, максимум любви к человеку, глубокое понимание его потребностей и даже его бунта. Пусть «благонамеренные» возмущаются такими «встречами», они не только неизбежны, но и необходимы.

Эта борьба двух начал, борьба проводимая не в полемическом, а в духовном плане, приобрела за последнее время животрепещущий

125

 

 

интерес. В связи с ней религиозные мыслители стремятся к возрождению подлинного христианского гуманизма. Жак Маритен посвятил этой нейтральной проблеме ряд статей, и недавно выпущенную им книжку «Lettre sur l’Indépendance»; автор излагает мысль, что христианин призван в наши дни к исключительно ответственному делу. Он не должен запираться в своем кружке, в своем кабинете, а смело выходить на самые передовые позиции, не бояться встречи именно в той зоне, где почти никогда не слышна благая весть Христа. Не среди «благонамеренных», а среди бунтующих нужно говорить о мире и о любви.

Итак, христианин должен принимать активное участие в переустройстве мира и в утверждении социальной правды. Но это дело может оказаться благотворным лишь при одном условии: он должен всюду оставаться «независимым», сохранять свое истинное лицо, помня, что цель его деятельности не самоутверждение человека, которое проповедует советский гуманизм (эгоцентризм), а утверждение человека в Боге (Теоцентризм).

Те же мотивы встречаются и в октябрьском номере «Esprit», посвященном гуманизму, и в трудах молодого философа Этьена Борна, и в книге Даниэля Рапса (сотрудника «OrdreNouveau»): «LaMisèreetNous».

Доминиканский еженедельник «Sept» печатает ряд статей, которые проводят грань между коммунистическим строительством и исканиями христианской социальной правды. Только признав необходимость, существенность праведного социального строя, можно во всеоружии выходить на борьбу с марксизмом, причем эта борьба не должна вестись в духе ненависти и злобы, а выражаться в милосердии, в добросовестном изучении позиций противника. Коммунизм родился от великой неправды, от измены христианского мира, который растерял свои сокровища и не помнит родства своего.

Коммунизм формулирует в искаженном виде законное стремление трудящихся к социальному преобразованию, которое есть дело обновленного христианства.

* * *

Под знаком уяснения этого центрального вопроса прошел истекший год, и духовные пути французской интеллигенции значительно расширились и уточнились. Эти пути несомненно революционны, но они не связаны с революцией политической.

В своей интересной книге «Etat des Forces en France», Пьер Фредерике отмечает, что крупные писатели, которые вошли в «Комитет Антифашистской Защиты» и в иные левые объединения, несмотря на весь свой революционный пафос, не оказывают прямого

126

 

 

воздействия на молодежь. 1) «Ни об одном из них нельзя сказать, что его социальное влияние может сравниться с влиянием Толстого, Достоевского, Горького (до 1917 г.) или даже Золя». Несмотря на свое желание занять идейные аванпосты, Андрэ Жид остается изолированным.

У «Третьей Силы Франции» нет «властителя дум», нет духовного вождя. Даже такие мыслители старшего поколения, как Маритен, скорее сотрудничают с молодежью, чем ведут ее. Это явление нам представляется далеко не отрицательным.

«Третья Сила» Франции не пережила и, вероятно, не переживет пафоса идейного вождизма. Она развивается свободно, движимая не людьми, а духом.

Если «закалка» еще не готова, если «сплав» еще не найден, можно однако утверждать, что эта сила добилась реальных результатов: она не предалась соблазну ни справа ни слева, не выбрала наименьшее из «двух зол», из «двух недоразумений», твердо защищая позиции подлинного духовного гуманизма.

Елена Извольская.


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.