Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бунаков И.

Бунаков И. Возвращаться ли нам в Россию? Журнал "Новый Град" №10

(Конспект речи, произнесенной на открытии Пореволюционного Клуба)

 

Эмиграция переживает самый тяжкий период своего существования. Мировой кризис превратил «апатридов» в париев европейского классового общества. Натурализовавшиеся остались «метеками». А, между тем завеса, отделявшая Россию от эмиграции, разодралась. То, что давно было видно всему свету, стало явно и для эмигрантов: несмотря на гибель миллионов людей и страшную тиранию, в России население увеличивается и крепнет, города растут, и идет великая хозяйственная стройка. 15 лет эмигрантам твердили: Россия вымирает, ее хозяйство разрушается — потому нельзя возвращаться на родину, и надо вести борьбу с ее поработителями. Но, если это не так, если Россия растет и крепнет — почему нам оставаться здесь? Вот мысли, которые волнуют молодежь. И для увеличения соблазна из России идут

128

 

 

вести об эволюции страны и власти: иностранная политика национализируется, армия дисциплинируется, земельные владения укрепляются и в части становятся индивидуальными, школа реорганизуется и молодежь ставит вопросы о любви, семье и родине. Отсюда вывод: под красным флагом СССР становится национальной Россией — надо возвращаться на родину. — Правда ли, что эволюционирует власть? Правда ли, что эволюционирует страна?

Если бы власть состояла из людей, как их рисуют эмигранты, — беспринципных, злых и корыстных, тогда эволюция власти была бы неизбежна, и борьба с ней легка: такие люди внутренне слабы и нестойки. К несчастью, это не так. Большевики — члены интеллигентского Ордена или плоть от плоти его и кость от кости его. Сущность Ордена — вера в целостное миросозерцание и несгибаемая преданность ему. Члены Ордена «стоят перед истиной» и не сдают ее. Большевики — фанатики и изуверы, но так же, как другие члены Ордена, они верят в свою истину и умеют за нее стоять. Немецкая интеллигенция сдалась своему врагу — Гитлеру на другой день после его победы. Русская интеллигенция не сдалась даже тогда, когда победила одна из ее фракций (большевики). Белое движение — дело того же Ордена. И теперь большевицкая оппозиция, во главе с Троцким, погибает в ссылке и изгнании. Большевицкая власть — фанатическая секта, неспособная на эволюцию.

Как же объяснить современные повороты ее политики? Ленин — ученик не только Маркса, но и Бакунина. Бакунин многое взял у Игнатия Лойолы и его Ордена. Для Лойолы цель оправдывает средства, для Бакунина «революция оправдывает все». Именно вера в абсолютность истины-цели делает Ленина и его учеников крайними оппортунистами в революционной стратегии и тактике. Нэп — «стратегический маневр». И теперешняя иностранная политика Сталина такой же маневр. Россия взята в клещи Японией и Германией. Надо спасти «плацдарм мировой революции». Для этого хороши все средства: союзы с буржуазными государствами, вступление в Лигу Наций, единый фронт и защита родины. Когда клещи разожмутся, советская власть снова пойдет к своей конечной цели — мировой революции. Она это сделает не только потому, что это ее символ веры, но и из инстинкта самосохранения: «родина революции» может быть длительно охранена только в том случае, если весь мир будет революционизирован. Другое объяснение — для поворотов внутренней политики. Большевики — фанатики и изуверы, но не идиоты и не сумасшедшие. В эпоху гражданской войны они погубили миллионы людей, разрушили армию, разорили деревню, дезорганизовали школу, проповедовали «любовь без черемухи» и развал семьи. Но это не было подлинным выражением их лица, точной проекцией их идеи. Это тоже были

129

 

 

«стратегический маневр», «левый загиб», революционная демагогия. Теперь гражданская война кончена, режим стабилизирован. Нужен новый стратегический маневр в другом направлении, нужно выпрямление «загиба», нужно рациональное приспособление идеи к жизни. То, что сейчас происходит, не эволюция режима и власти, а их нормализация. Власть становится более разумной, мерной и потому более устойчивой и сильной. Но сущность режима остается той же: террористической диктатурой, интегральным коммунизмом, атеистически-материалистической идеократией, устремленной к мировой революции.

Эволюционирует ли страна? Но, прежде всего, что такое советская «страна»? Новый народ — «люди большевицкого племени», как они сами себя называют. Надо помнить, что половина советского народа родилась после революции, 100 миллионов — после 1905 года, три четверти всего советского населения имело в начале революции не больше 15—16 лет. Все это молодые «советские ребята», здоровые, крепкие, зубастые и скуластые — молодые ленинята и сталинята. Они вылеплены по образу и подобию людей власти и, вместе с их злостью и жестокостью, впитали в себя новые черты: энергии, решительности, упорства и выдержки. Эволюционируют ли эти советские ребята? В нашем понимании, нет. Они ненавидят старый режим, с презрением, как на дурную копию, смотрят на западных фашистов и смертельно зевают от скуки, когда попадают в старую буржуазную Европу. Но они не стоят на месте — они быстро развиваются и европеизируются. Основное явление советской жизни — громадный рост сознания народа, почти космический переворот в глубинах народной жизни. Мировая война, гражданская усобица, нэп, пятилетка перевернули народное сознание и необычайно подняли его. Всеобщее обучение, радио, синема влили в него новые понятия. В настоящее время в средних учебных заведениях СССР учатся пять с половиной миллионов людей (в 6 раз больше, чем до революции), в высших учебных заведениях — 1.200 тысяч, в фабзавучах и на профкурсах от 2 до 4 миллионов. И замечательно: уровень знаний во всех школах поднялся, дисциплина укрепилась — советские ребята с яростью «грызут гранит науки». Что все это означает? — Грандиозный процесс европеизации и обинтеллигентивании русского народа. Культура Ордена становится общенародной культурой. Правда, эта культура распространяется в народе в ее большевицком обличии, но, вместе с специфически большевицкими чертами, она несет в себе общие черты духовного орденского сознания: стояние перед истиной, жажду общего дела, веру в разум и науку — просветительство. Этим объясняется, почему жажда просвещения с такой силой охватила весь народ, этим объясняется, почему советские ребята так напоминают старых интеллигентов 60-х годов — Базаровых и Рахметовых — или

130

 

 

еще точнее: дореволюционных гимназистов 6-го класса, вышедших из низов. И в этом процессе нет ничего удивительного: создание народной культуры всегда происходит таким путем. Во французской революции победила буржуазия и передала народу свою культуру — вот почему пореволюционный француз 19-го века — «мещанин». В русской революции победил интеллигентский Орден — вот почему пореволюционный советский юноша так походит на полуинтеллигента.

Какие отсюда последствия? — Громадные. Советские гимназисты еще изучают современных Бокля и Дрэпера — Маркса и Ленина, и сознание их примитивно. Но они упорно учатся, переходят из класса в класс и быстро развиваются. И ставят вопросы о любви, семье и родине. Не пройдет много времени, когда они поставят еще более важные вопросы — о личности, свободе и Боге. И тогда конфликт с большевицкой идеократией станет неизбежным. Обинтеллигентивая народ, большевицкая власть неотвратимо готовит себе гибель. Чтобы продумать поставленные вопросы и дать на них ответы, советская молодежь, как старая интеллигенция, будет составлять тайные кружки, уходить в подполье и наполнять тюрьмы. И будет посылать лучших из себя — Герценов, Огаревых, Бакуниных, Плехановых — в добровольную эмиграцию. Для чего? — Чтобы додумать недодуманное, оформить осознанное и на чужой территории поставить центральную радиостанцию для посылки волн свободной мысли на родину.

Зачем же лучшим из нас, находящимся на этой территории, добровольно возвращаться в Россию? Почему не взять на себя ту миссию, с которой придут к нам новые «посланцы»? Скажут, что духовное творчество в изгнании невозможно? Это неправда: в изгнании творили еврейские пророки, польские патриоты и русские революционеры. Мы не знаем России? Это правда, но мы можем ее знать: перед нами вся советская литература, вся мировая пресса и тысячи свидетельских показаний. И, наконец, к нам всегда будут приходить люди оттуда. Только для того, чтобы выполнить эту миссию, наши взоры должны быть неотвратимо устремлены на Россию — настоящую, живую — и мы должны чувствовать себя не как в глубоком тылу, а на самых передовых позициях русского освободительного движения — под русским Верденом. И помнить, что на передовых позициях нельзя устроить мирное и благоденственное житие — что наша судьба героическая. Вот почему, когда меня спрашивают молодые эмигранты, ехать ли им в Россию, я смотрю им в глаза и, если вижу в глазах духовную тревогу, твердо и уверенно отвечаю: такие, как вы в России прячутся в подполье, наполняют тюрьмы и идут в добровольное изгнание. Оставайтесь здесь.

И. Бунаков.

131


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.