13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Руководство для священно-церковно-служителей при архиерейском служении Литургии св. Иоанна Златоуста.
ПРОСКОМИДИЯ.
Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия Архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входныя молитвы и одевается в полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, Богородичная, заздравная и заупокойная приготовляются бoльших размеров против обычного. При вынутии Агнца иерей принимает в соображение количество причащающихся священнослужителей, а также и то, чтобы частица с буквами ХС, если есть ставленник во священника, легко отделилась впоследствии, без помощи копия. Из заздравной просфоры вынув две части, из заупокойной одну при словах "о памяти и оставлении...", иерей взимает прочие частицы о здравии и заупокой во время Херувимской песни. [2] Соединения в потир должно быть влито достаточное количество по числу сослужащих и причастников мирян.
ВСТРЕЧА.
Участвующие в сослужении с Архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы и облачиться вовремя, кому следует, и приготовить все необходимое. Кроме иереев (под иереями разумеются архимандриты, протоиереи, иеромонахи), прочие участвующие облачаются все в свойственные им священные одежды (архимандриты и иеромонахи в мантии); иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, посошник стелет орлецы на амвоне пред местными (Спасителя и Божией Матери) и храмовою иконами, пред амвоном и на ковре у входных дверей храма. При приближении Архиерея ко храму, все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверью из алтаря навстречу и становятся у дверей: таком порядке: у орлеца с левой стороны посошник и иподиакон, другой иподиакон и ключарь, имея на себе епитрахиль, выходят встречать Архиерея на паперть и сопровождают его в храм; иереи по старшинству (от входа) становятся два ряда, при чем совершающий проскомидию стоит последним в ряду на левой стороне, имея в руках напрестольный крест на блюде, покрытом воздухом; верхний конец креста должен быть обращен на право и придерживаться правой рукой, а нижний — влево для того, чтобы Архиерею удобно было взять его в руки. Протодиакон и первый диакон с трикирием и дикирием и кадилами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от переев на шаг. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, ключарь на свое место с прочими иереями, и все троекратно молятся, кланяются Архиерею, который их благословляет. Певчие поют сначала "ОТ ВОСТОК СОЛНЦА...", затем "ДОСТОЙНО..." — косно, со сладкопением. Протодиакон говорит: "ПРЕМУДРОСТЬ" и читает: "ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ...", "СЛАВА И НЫНЕ...", "ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ" 3 раза. "ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, БЛАГОСЛОВИ... АМИНЬ", сообразуясь с возгласами Архиерея. "ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС... СЛАВА ТЕБЕ, ХРИСТЕ БОЖЕ... ХРИСТОС ИСТИННЫЙ БОГ..." В это же время иподиаконы надевают на Архиерея мантию, который, сделав одно поклонение Богу, принимает от священника крест, целует его иереи по старшинству целуют крест и руку Архиерея, после них священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует крест и полагает на блюдо. Священник, приняв крест и целовав руку Архиерея, становится сначала на свое место, а затем, поклонившись со всеми прочими на благословение Архиерея, идет со св. крестом к царским вратам и северною дверью проходит в алтарь, где полагает св. крест на престол. За священником идет свещеносец, а за ним протодиакон и диакон, оборачиваясь для каждения идущаго Архиерея. За Архиереем идут иереи парами, старшие впереди младших. Посошник, подав посох Архиерею и целовав руку, берет с полу орлец, когда с него сойдет Архиерей, и постилает на облачальном месте. Свещеносец становится на амвоне у иконы Божией Матери или же у аналоя, на котором лежит храмовая икона; Архиерей на орлеце у амвона, сзади него по два в ряд иереи, протодиакон с правой стороны возле него, отдав иподиакону трикирий с кадилом; иподиакон и диакон уходят в алтарь. Протодиакон: "БЛАГОСЛОВИ, ВЛАДЫКО". Архиерей: "БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ". Протодиакон читает положенныя входныя молитвы. Затем тропарь храму. Когда протодиакон начинает читать "МИЛОСЕРДИЯ ДВЕРИ", Архиерей, отдав посох, восходит на амвон, поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: "ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ", "МИЛОСЕРДИЯ СУЩИ" и ХРАМУ. Молитву: "ГОСПОДИ, НИСПОСЛИ РУКУ ТВОЮ..." Архиерей с открытою головою читает сам пред царскими вратами; надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, с амвона благословляет всех на три стороны при пении: "ТОН ДЕСПОТИН КЭ АРХИЕРЕА ИМОН, КИРИЕ, ФИЛАТЕ (однажды) ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА" (трижды), и идет на облачальное место. К этому же месту переходят иереи; став в два ряда и совершив однократное поклонение Богу, принимают благословение от Архиерея и уходят в северные и южные двери в алтарь облачаться. В это время аналой с иконой уносятся с солеи, а свещеносец убирает орлецы. При каждении архиерея в мантии второй иподиакон поддерживает мантию сзади.
ОБЛАЧЕНИЕ АРХИЕРЕЯ.
Когда Архиерей шестствует с амвона на облачальное место, из алтаря выходят иподиакон, пономарь, книгодержец с круглым блюдом, второй диакон с архиерейскими одеждами и первый диакон с двумя кадилами. Передав кадило протодиакону, оба встают ниже амвона против Архиерея, обратившись лицом на запад. Книгодержец принимает от Архиерея на блюдо клобук, панагию и четки и уносит в алтарь, здесь панагию перекладывает на то блюдо, на котором лежит митра и крест; пономарю иподиаконы передают мантию и рясу, которыя также уносятся в алтарь. На место книгодержца перед архиереем становится диакон с облачениями. Протодиакон с первым диаконом, сотворивши поклон перед царскими вратами, возглашает: "БЛАГОСЛОВИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, КАДИЛО"; по благословении первый диакон говорит: "ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ"; протодиакон же читает: "ДА ВОЗРАДУЕТСЯ ДУША ТВОЯ О ГОСПОДЕ: ОБЛЕЧЕ БО ТЯ В РИЗУ СПАСЕНИЯ И ОДЕЖДЕЮ ВЕСЕЛИЯ ОДЕЯ ТЯ; ЯКО ЖЕНИХУ ВОЗЛОЖИ ТИ ВЕНЕЦ И ЯКО НЕВЕСТУ УКРАСИ ТЯ КРАСОТОЮ". Иподиаконы, по благословении Архиереем одежды, надевают на него сначала подсаккосник, а потом и другие по порядку, причем диакон каждый раз произносит "ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ, а протодиакон соответствующий стих. Певчие поют: "ДА ВОЗРАДУЕТСЯ", "СВЫШЕ ПРОРОЦЫ" или другия какия либо песнопения. Протодиакон при облачении в одежды читает следующие стихи: на епитрахиль: "ВЛАГОСЛОВЕН БОГ, ИЗЛИВАЯЙ БЛАГОДАТЬ СВОЮ НА АРХИЕРЕИ, СВОЯ ЯКО МИРО НА ГЛАВЕ, СХОДЯЩЕЕ НА БРАДУ, БРАДУ ААРОНЮ, СХОДЯЩЕЕ НА ОМЕТЫ ОДЕЖДИ ЕГО". На пояс: "БЛАГОСЛОВЕН БОГ ПРЕПОЯСУЯЙ ТЯ СИЛОЮ И ПОЛОЖИ НЕПОРОЧЕН ПУТЬ ТВОЙ, СОВЕРШАЯЙ НОЗЕ ТВОИ ЯКО ЕЛЕНИ, И НА ВЫСКИХ ПОСТАВЛЯЯЙ ТЯ". На правую нарукавницу: "ДЕСНИЦА ТВОЯ, ГОСПОДИ, ПРОСЛАВИСЯ В КРЕПОСТИ, ДЕСНАЯ ТВОЯ РУКА, ГОСПОДИ, СОКРУШИ ВРАГИ, И МНОЖЕСТВОМ СЛАВЫ ТВОЕЯ СТЕРЛ ЕСИ СУПОСТАТЫ". На левую нарукавницу: "РУЦЕ ГОСПОДНИ СОТВОРИСТЕ ТЯ И СОЗДАСТЕ ТЯ, ВРАЗУМИ ТЯ И НАУЧИШИСЯ ЗАПОВЕДЕМ ЕГО". На саккос: "АРХИЕРЕЕ ТВОИ, ГОСПОДИ, ОБЛЕКУТСЯ В ПРАВДУ, И ПРЕПОДОБНИИ ТВОИ РАДОСТИЮ ВОЗРАДУЮТСЯ ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ". На палицу: "ПРЕПОЯСУЙСЯ ОРУЖИЕМ ТВОИМ ПО БЕДРЕ ТВОЕМ, СИЛЬНЕ, КРАСОТОЮ ТВОЕЮ, И ДОБРОТОЮ ТВОЕЮ, И НАЛЯЦЫ, И УСПЕВАЙ, И ЦАРСТВУЙ ИСТИНЫ РАДИ, И КРОТОСТИ И ПРАВДЫ, И НАСТАВИТ ТЯ ДИВНО ДЕСНИЦА ТВОЯ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ". На омофор: "НА РАМЕХ ХРИСТЕ, ЗАБЛУДШЕЕ ВЗЯВ ЕСТЕСТВО, ВОЗНЕСЛСЯ ЕСИ, БОГУ И ОТЦУ ПРИВЕЛ ЕСИ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ". На панагию: "СЕРДЦЕ ЧИСТО СОЗИЖДЕТ В ТЕБЕ БОГ, И ДУХ ПРАВ ОБНОВИТ ВО УТРОБЕ ТВОЕЙ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ", или "ДА ОТРЫГНЕТ СЕРДЦЕ ТВОЕ СЛОВО БЛАГО, ГЛАГОЛЕШИ ДЕЛА ТВОЯ ЦАРЕВИ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕОВ, АМИНЬ". На крест: "АЩЕ КТО ХОЩЕТ ПОСЛЕДОВАТИ МНЕ, ДА ОТВЕРЖЕТСЯ СЕБЕ И ВОЗМЕТ КРЕСТ СВОЙ И ПОСЛЕДУЕТ МНЕ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ". На митру: "ПОЛОЖИ ГОСПОДИ НА ГЛАВУ ТВОЮ ВЕНЕЦ ОТ КАМЕНИЙ ДРАГИХ, ЖИВОТА ПРОСИЛ ЕСИ, И ДАСТ ТИ ДОЛГОТУ ДНИЙ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ". Когда надевают на архиерея омофор, книгодержец выносит из алтаря на особом блюде митру, крест, панагию и гребень. Второй диакон, возвратившись в алтарь, берет трикирий, пономарь дикирий, выносит их оттуда и передают иподиаконам. Певчие перестают петь, с клироса подходят исполлатчики, становятся около кафедры с правой стороны в ряд, иподиаконы передают дикирий и трикирий Архиерею и протодиакон, после возглашения диаконом "ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ", говорит "высшим гласом" "ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ ПРОСЛАВЯТ ОТЦА НАШЕГО, ИЖЕ ЕСТЬ НА НЕБЕСЕХ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ". Исполлатчики поют: "ТОН ДЕСПОТИН..." Архиерей осеняет на все четыре стороны народ и отдает трикирий и дикирий иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза: "ИСПОЛЛА..." Иподиаконы же встают в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят на Архиерея трижды по трижды, после чего все они поклоняются пред царскими дверями, а затем, поклонившись Архиерею, иподиаконы, взяв кадила, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый встает на облачальное место, а второй идет в алтарь.
ЧАСЫ.
Когда Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходит южною дверью священник, совершавший проскомидию;— северною— чтец, и становятся: первый около архиерейской кафедры по правую сторону, а второй против него по левую и после троекратнаго поклонения на иконостас одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами кланяются Архиерею. По окончании пения на клиросе "Ис полла..." священник говорит: "БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ", чтец "АМИНЬ" и читает часы. После каждого возгласа священник и чтец кланяются Архиерею. Вместо возгласа "МОЛИТВАМИ СВЯТЫХ ОТЕЦ НАШИХ" священник говорит: "МОЛИТВАМИ СВЯТАГО ВЛАДЫКИ НАШЕГО, ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ, ПОМИЛУЙ НАС", чтец же говорит "ВЛАДЫКО, БЛАГОСЛОВИ". На первом трисвятом из алтаря выходят на амвон первый к второй диаконы с кадилами, покланяются пред царскими вратами, а затем по возгласе священника: "ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА, И СЛАВА ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ" одновременно с ним и чтецом кланяются Архиерею и, получивши от него благословение, уходят и кадят престол, алтарь, иконостас, — сойдя с амвона, Архиерея трижды по трижды, священника, чтеца, — взойдя на амвон, оба клироса, затем народ и весь храм; при каждении наблюдается, чтобы первый диакон кадил правую сторону, второй— левую; вместе кадят только престол спереди и сзади, царския врата и Архиерея, сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царския врата, местныя иконы, Архиерея трижды, молятся Богу (1 поклон), кланяются Архиерею и уходят в алтарь. При чтении последней молитвы третьего часа выходят из алтаря и становятся ниже амвона против царских врат иподиаконы, между ними пономарь, к ним присоединяются с левой стороны свещеносец, а с правой посошник и книгодержец; один из иподиаконов имеет в руке кувшин с водою; пономарь "лохань" и полотенце на плечах, все молятся Богу на "ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ..." (три поклона), кланяются Архиерею и подходят к нему, кроме свещеносца и посошника, которые становятся на свои места у царских врат— первый с правой стороны, второй с левой. Книгодержец встает около Архиерея с левой стороны. Протодиакон вполголоса читает молитву: "УМЫЮ В НЕПОВИННЫХ РУЦЕ МОИ..." Архиерей умывает руки, дает их целовать иподиаконам и пономарю и они уходят в алтарь. На шестом часе по возгласе: "ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО" из алтаря выходят северною и южною дверью иереи, первый и второй диаконы. Иереи становятся около кафедры в два ряда, среди них занимает соответствующее место по своему старшинству священник, произносивший возгласы на часах. Протодиакон и оба диакона становятся в ряд впереди иереев, лицом к иконостасу, и все молятся Богу (1 поклон) и кланяются Архиерею. Архиерей читает: "ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ...", "СЛАВА ВЫШНИХ БОГУ И НА ЗЕМЛИ МИР, В ЧЕЛОВЕЦЕХ БЛАГОВОЛЕНИЕ" (дважды). "ГОСПОДИ, УСТНЕ МОИ ОТВЕРЗЕШИ, И УСТА МОЯ ВОЗВЕСТЯТ ХВАЛУ ТВОЮ". Протодиакон вместе с диаконами, обратившись на запад, говорит: "ВРЕМЯ СОТВОРИТИ ГОСПОДЕВИ, ВЛАДЫКО ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ, БЛАГОСЛОВИ". Архиерей говорит: "БЛАГОСЛОВЕН БОГ..." и благословляет первенствующего иерея (архимандрита, протоиерея), который поцеловав десницу его, уходит южною дверью в алтарь, целует престол и становится впереди его. После первенствущаго подходят к Архиерею протодиакон с диаконами, говоря "АМИНЬ. ПОМОЛИСЯ О НАС, ВЛАЛЫКО СВЯТЫЙ". Архиерей, знаменуя: "ДА ИСПРАВИТ ГОСПОДЬ..." Протодиакон: "ПОМЯНИ НАС, ВЛАДЫКО СВЯТЫЙ". Архиерей, благословляя обеими руками: "ДА ПОМЯНЕТ ВАС..." Все отвечают: "АМИНЬ", целуют руки Архиерея, кланяются и уходят: диаконы за кафедру и встают сзади Архиерея, протодиакон на солею и становится против иконы Божией Матери.
ЛИТУРГИЯ.
Иподиаконы отверзают царския врата; протодиакон с первенствующим, помолившись Богу (1 поклон) и поклонившись говорит: "БЛАГОСЛОВИ, ВЛАДЫКО", первенствующий: "БЛАГОСЛОВЕННО ЦАРСТВО ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, подняв над Св. Антиминсом св. Евангелие и Делая им крест, затем целует Евангелие, престол, кланяется Архиерею вместе с протодиаконом, сослужащими иереями и чтецом, и отходит на свое место по правую сторону престола. Протодиакон произносит великую ектению. В начале и конце великой ектении и на двух малых книгодержец раскрывает пред Архиереем Чиновник для чтения молитв. На прошении великой ектений "О ИЗБАВИТИСЯ НАМ..." оба диакона выходят из-за кафедры и идут по средине между рядами священников на солею, и первый становится против образа Спасителя, а второй возле протодиакона о левой стороны. Первенствующий говорит возглас: "ЯКО ПОДОБАЕТ ТЕБЕ..." и кланяется в царских вратах Архиерею; одновременно с ним кланяются Архиерею протодиакон с диаконами и второй иерей; протодиакон с солеи уходит на кафедру, становится около Архиерея, второй иерей северною дверью входит в алтарь, целует престол, кланяется Архиерею через царския врата и становится на свое место против первенствующаго. Перед возгласом иереи читают тайно молитву: "ГОСПОДИ, БОЖЕ НАШ, ЕГОЖЕ ДЕРЖАВА НЕСКАЗАННА..." Малую ектению говорит первый диакон. Иереи читают молитву: "ГОСПОДИ, БОЖЕ НАШ, СПАСИ ЛЮДИ ТВОЯ". Второй иерей говорит возглас: "ЯКО ТВОЯ ДЕРЖАВА..." и кланяется Архиерею; одновременно с ним кланяются первый и второй диаконы и иереи, стоящие у кафедры; последние после этого уходят боковыми дверями в алтарь, младшие вперед, целуют престол и кланяются через царския двери Архиерею. Вторую малую ектению говорит второй диакон. Иереи читают молитву: ИЖЕ ОБЩЫЯ СИЯ И СОГЛАСНЫЯ ДАРОВАВЫЙ НАМ МОЛИТВЫ..." Возглас произносит третий иерей: "ЯКО БЛАГ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦ БОГ ЕСИ..." и кланяется через царские врата Архиерею; одновременно с ним кланяются протодиакон ставший на солее в конце: "ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ...", оба диакона, посошник и свещеносец, и уходят в алтарь: протодиакон и первый диакон в южныя двери, остальные в северныя. После великой ектении поют на клиросе "БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА...", после первой малой: "СЛАВА... ХВАЛТ ДУШЕ МОЯ ГОСПОДА... И НЫНЕ... ЕДИБОРОДНЫЙ СЫНЕ...", после второй малой — блаженны.
МАЛЫЙ ВХОД.
Когда на блаженнах будут петь предпоследний тропарь из канона, иподиаконы берут трикирий и дикирий, пономари рипиды, диаконы кадила, первенствующий, помолившись пред престолом (1 поклон), поклонившись вместе с протодиаконом Архиерею, берет евангелие и отдает протодиакону, который становится с ним за престолом, лицом на запад; в это время первенствующий и прочие иереи целуют престол, кланяется Архиерею и идут вслед за протодиаконом по одному, по старшинству; из алтаря выхода в северные двери в таком порядке; свещеносец, посошник, три исполлатчика, два диакона с кадилами, иподиаконы с трикирием и дикирием, два рипидчика, протодиакон с Евангелием, иереи; обходят кругом кафедры, причем протодиакон вполголоса говорит: "ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ", и становится свещеносец и посошник у царских врат на своих местах, протодиакон ниже амвона по средине против Архиерея, по сторонам его рипидчики лицом друг к другу, возле них, ближе к кафедре, диаконы, иподиаконы, с боку на правой исполлатчики, иереи по чину в два ряда у кафедры; иереи, занимающие места на левой стороне кафедру не обходят; помолившись Богу (1 поклон), кланяются Архиерею; и читают молитву тайно: "ВЛАДЫКО, ГОСПОДИ, БОЖЕ НАШ..."Протодиакон, перекладывая евангелие на левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх, и говорит вполголоса: "БЛАГОСЛОВИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, СВЯТЫЙ ВХОД". Архиерей благословляя, говорит: "БЛАГОСЛОВЕН ВХОД СВЯТЫХ ТВОИХ ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ". Протодиакон вместе с иподиаконами подходит к Архиерею, который целует евангелие; протодиакон целует руку Архиерея и отходит на свое место; иподиаконы же остаются на кафедре и передают Архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон, поднимая вверх Евангелие и творя им крест, возглашает: "ПРЕМУДРОСТЬ ПРОСТИ" и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно: "ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ И ПРИПАДЕМ КО ХРИСТУ: СПАСИ НЫ СЫНЕ БОЖИЙ, ВОСКРЕСЫЙ (если воскресенье) ПОЮЩИЯ ТИ: АЛЛИЛУИЯ". Диаконы кадят "на Евангелие, а потом на Архиерея, когда он медленно совершает поклонение пред св. Евангелием и осеняет затем кланяющихся ему священнослужителей; затем кадят снова на Евангелие. Архиерей осеняет трикирием и дикирием народ на запад, юг и север. В это время протодиакон с диаконами идет в алтарь в царские врата, а церковно-служители в боковые двери и полагает Евангелие на престол. Архиерей, поддерживаемый первенствующим и вторым иереем, сходит с кафедры и восходит на амвон, где осенив, при пении певчими: "СПАСИ НЫ СЫНЕ БОЖИЙ..." трикирием и дикирием народ на две стороны, идет в алтарь; пред царскими вратами протодиакон принимает от него трикирий и становится за престолом; Архиерей же, поцеловав обе иконы в царских вратах, престол и приняв кадило от диакона, начинает кадить. Вслед за архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в царских вратах на своей стороне. Архиерей кадит, при медленном пении священнослужителей: "СПАСИ НЫ СЫНЕ..." в предшествии протодиакона с трикирием престол, жертвенник, горнее место, икону над царскими вратами, иереев на правой и левой стороне, прочих священнослужителей, исполлатчиков, и идет на солею; свещеносец и посошник сходят с солеи и становятся ниже амвона против царских врат; исполлатчики начинают петь в алтаре: "ИС ПОЛЛА..."; иереи целуют престол; Архиерей кадит царския врата, иконостас, клироса, народ, местные иконы, входит в алтарь, кадит иереев по обе стороны, протодиакона; свещеносец и посошник возвращаются на свои места, исполлатчики заканчивают свое пение, на клиросе поют "ИС ПОЛЛА" большое один раз и тропари по уставу; второй иподиакон принимает из руки Архиерея дикирий, протодиакон кадило, передав трикирий первому иподиакону; все трое становятся за престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом Архиерея трижды по трижды; затем оборотившись лицом на восток, передав кадило пономарю, все четверо молятся Богу (1 поклон), кланяются Архиерею и идут на свои места; иподиаконы ставят трикирий и дикирий на престол или на подставки к престолу. Книгодержец подходит к Архиерею с "ЧИНОВНИКОМ" для прочтения молитвы: "БОЖЕ СВЯТЫЙ, ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ПОЧИВАЯЙ..."
ТРИСВЯТОЕ.
По пропетии тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: "БЛАГОСЛОВИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ВРЕМЯ ТРИСВЯТАГО", поцеловав руку Архиерея, выходит на солею и против образа Спасителя произносит: "ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ". Архиерей возглас: "ЯКО СВЯТ ЕСИ БОЖЕ НАШ, И ТЕБЕ СЛАВУ ВОЗСЫЛАЕМ, ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ НЫНЕ И ПРИСНО". Протодиакон, став в царских вратах лицом на запад и подняв руку с орарем говорит: "И ВО ВЕКИ ВЕКОВ". Иподиаконы переставляют трикирий на левую сторону престола, дикирий на правую, и сами переходят о одной стороны на другую, певчие поют "АМИНЬ. СВЯТЫЙ БОЖЕ". Протодиакон берег дикирий и подает архиерею; в алтаре все поют: "СВЯТЫЙ БОЖЕ"..."; архиерей знаменует крест над Евангелием; второй иерей, взяв крест за верхний и нижний конец и обратив передней стороной, на которой находятся изображения, к престолу, подает архиерею, целуя его руку; пред амвоном против царских исполлатчики, а справа и слева их посошник и свещеносец; Архиерей, имея в левой руке крест, в правой дикирий при пении речитативом "СВЯТЫЙ БОЖЕ..." выходит на амвон и произносит: "ПРИЗРИ С НЕБЕСЕ БОЖЕ, И ВИЖДЬ, И ПОСЕТИ ВИНОГРАД СЕЙ, И УТВЕРДИ И, ЕГОЖЕ НАСАДИ ДЕСНИЦА ТВОЯ"; когда начинает благословлять на запад, исполлатчики поют: "СВЯТЫЙ БОЖЕ", на юг— "СВЯТЫЙ КРЕПКИЙ" на север— "СВЯТЫЙ БЕЗСМЕРТНЫЙ, ПОМИЛУЙ НАС". При пении на клиросе "СВЯТЫЙ БОЖЕ..." Архиерей входит в алтарь, второй иерей принимает крест к полагает его на престоле, исполлатчики, посошник и свещеносец становятся на свои места.
ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ.
Архиерей целует престол, протодиакон говорит: "ПОВЕЛИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО". Архиерей благословляя дикирием: "БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ", протодиакон, указывая на горнее место: "БЛАГОСЛОВИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ГОРНЕЕ МЕСТО". Архиерей, обходя престол с правой стороны и благословляя дикирием, говорит: "БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ НА ПРЕСТОЛЕ СЛАВЫ ЦАРСТВИЯ ТВОЕГО, СЕДЯЙ НА ХЕРУВИМЕХ, ПРЕПЕТЫЙ, И ПРЕВОЗНОСИМЫЙ ВО ВЕКИ", отдав дикирий иподиакону, который поставляет его на престол. Архиерей восходит на горнее место, (старшие вперед) идут за Архиереем и становятся по сторонам у горнего места. Протодиакон, стоя у горнего маета слева от престола, читает тропарь: "ТРОИЦЫ ЯВЛЕНИЕ ВО ИОРДАНЕ БЫСТЬ, САМО БО ПРЕБОЖЕСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВО ОТЕЦ ВОЗГЛАСИ: СЕЙ КРЕЩАЕМЫЙ СЫН ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ: ДУХ ЖЕ ПРИИДЕ К ПОДОБНОМУ, ЕГО ЖЕ БЛАГОСЛОВЯТ ЛЮДИЕ И ПРЕВОЗНОСЯТ ВО ВСЯ ВЕКИ" и подает трикирий Архиерею, --благословляет с горнего места прямо, направо и налево при пении всех сослужащих: СВЯТЫЙ БОЖЕ..." После чего певчие заканчивают трисвятое, начиная со "СЛАВА И НЫНЕ". Протодиакон, приняв от Архиерея трикирий, ставит его на престол, первый диакон подходит к Архиерею с апостолом, положив на верх его орарь, получает благословение, целует руку и идет читать по левой стороне от престола через царския врата на амвон; протодиакон, взяв от пономаря кадило о горящими углями, открыв его, подносит Архиерею, говоря: "БЛАГОСЛОВИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, КАДИЛО", Архиерей взяв от иподиакона ладан, влагает лжицею в кадильницу, произносит молитву: "КАДИЛО ТЕБЕ ПРИНОСИМ..." Протодиакон: "ВОНМЕМ". Архиерей: "МИР ВСЕМ", первый диакон: И ДУХОВИ ТВОЕМУ", протодиакон "ПРЕМУДРОСТЬ". Первый диакон произносит прокимен и прочее по обычаю. Протодиакон: ПРЕМУДРОСТЬ". Диакон: надписание апостолов. Протодиакон: "ВОНМЕМ"; иподиаконы снимают омофор с Архиерея и кладут на руки второму диакону, который, поцеловав руку Архиерея, отходит и становится с правой стороны престола в ряд с иереями. Первый диакон читает апостол протодиакон кадит по обычаю в алтаре и в иконостасе местные иконы, затем Архиерея трижды по трижды, иереев (иереи встают) и прочих, находящихся в алтаре(иереи садятся), на амвоне диакона, читающего апостол, клироса, народ, местные иконы, престол спереди, Архиерея трижды, передает кадило пономарю, молится с пономарем на престол (1 поклон), оба кланяются Архиерею и уходят на свои места. По окончании чтения апостола, иереи встают, пономари, взяв рипиды, иподиаконы — дикирий и трикирий выходят на амвон, где становятся по правую и левую сторону аналоя; на благословение Архиерея кланяются первенствующий иерей, протодиакон, первый диакон, который сказал: "И ДУХОВИ ТВОЕМУ", читает аллилуарий; первенствующий берет с престола Евангелие и передает протодиакону; целует престол с боку и со своего места кланяется Архиерею. Протодиакон, поцеловав престол и приняв св. Евангелие, подносит Архиерею, который целует Евангелие, а он руку Архиерея, и идет, когда певчие начнут петь в третий "АЛЛИЛУИА", через царские врата к аналою; впереди его и кругом аналоя идет сначала второй диакон с омофором, потом рипидчик, второй иподиакон, первый и рипидчик; когда второй диакон доходит до первого, то он (первый) идет в алтарь и становится по левую сторону престола, а второй— на свое прежнее место; иподиаконы и рипидчики остаются с протодиаконом, став на правую (с трикирием и рипидою) и по левую ( с дикирием и рипидою) стороны аналоя. Архиерей и иерей читают молитву: "ВОЗСИЯЙ В СЕРДЦАХ НАШИХ..." Протодиакон: "БЛАГОСЛОВИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, БЛАГОВЕСТИТЕЛЯ СВЯТАГО СЛАВНАГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА (такого-то)". Архиерей: "БОГ, МОЛИТВАМИ СВЯТАГО СЛАВНАГО И ВСЕХВАЛЬНАГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА (имя рек), ДА ДАСТ ТЕБЕ ГЛАГОЛ БЛАГОВЕСТВУЮЩЕМУ СИЛОЮ МНОГОЮ ВО ИСПОЛНЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ВОЗЛЮБЛЕННАГО СЫНА СВОЕГО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА". Протодиакон: "АМИНЬ", второй диакон: "ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ, УСЛЫШИМ СВЯТАГО ЕВАНГЕЛИЯ". Архиерей: "МИР ВСЕМ". Певчие: "И ДУХОВИ ТВОЕМУ". Протодиакон: "ОТ (имя рек) СВЯТАГО ЕВАНГЕЛИЯ ЧТЕНИЕ". Певчие: "СЛАВА ТЕБЕ..." Первый диакон: "ВОНМЕМ". Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол; идут под благословение к Архиерею, целуют его руку и полагают апостол и омофор на свои места; книгодержец постилает орлец у восточного левого угла престола. Иереи слушают Евангелие с открытыми головами, Архиерей в Митре. По прочтении Евангелия поют: "СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ", аналой убирают, рипиды уносят, протодиакон идет в алтарь, и становится у правого угла престола; Архиерей, поддерживаемый двумя старшими иереями, сходит с горнего места, становится на орлец, благословляет иереев, и если намеревается тотчас говорить проповедь, целует Евангелие, протодиакон руку; если же нет, проходит через царские врата на амвон, осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе: "ИС ПОЛЛА..." и возвращаясь в алтарь, целует Евангелие. Иподиаконы ставят дикирий и трикирий на место, молятся Богу (1 поклон) и кланяются Архиерею, иереи становятся по своим местам; протодиакон полагает Евангелие на жертвенник или полагает на другое место.
ЕКТЕНИИ.
Сугубую ектению произносит первый диакон, становясь на амвон против иконы Божией Матери. Когда произносится прошение "ПОМИЛУЙ НАС БОЖЕ...", все присутствующие в алтаре, кроме иереев, и исполлатчики становятся за престолом, молятся на горнее место и кланяются Архиерею. После произнесения диаконом слов из следующего прошения: "И О ГОСПОДИНЕ НАШЕМ (имя рек)..." все поют трижды "Господи помилуй", молятся Богу на восток, кланяются Архиерею и расходятся; в то же время два старших иерея помогают Архиерею раскрыть антиминс на три части. Окончив ектению, первый диакон вместе со вторым молятся в алтаре на горнее место, кланяются Архиерею и второй идет на амвон; Архиерей говорит возглас: "ЯКО МИЛОСТИВ..." Второй диакон произносит ектению об оглашенных. Архиерей и иереи читают молитву: "ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ИЖЕ НА ВЫСОКИХ ЖИВЫЙ..." На прошении "открыет им Евангелие правды" третий и четвертый иереи открывают верхнюю часть антиминса, молятся Богу (1 поклон), а протодиакон и диакон целуют престол, и все четверо кланяются Архиерею. Возглас: "ДА И ТИИ С НАМИ СЛАВЯТ..." говорит четвертый иерей (если же служит не шесть иереев, а четверо, то третий), и кланяется Архиерею. Во время возгласа Архиерей творит крест губою над антиминсом, целует ее и полагает вверху на правой стороне антиминса. Протодиакон и первый диакон встают в царских вратах; протодиакон говорит: "ЕЛИЦЫ ОГЛАШЕНИИ ИЗЫДИТЕ", второй диакон "ОГЛАШЕНИИ ИЗЫДИТЕ", первый диакон: "ЕЛИЦЫ ОГЛАШЕНИИ ИЗЫДИТЕ", второй диакон продолжает ектению далее один: "ДА НИКТО ОТ ОГЛАШЕННЫХ: ЕЛИЦЫ ВЕРНИИ..." Архиерей и иереи читают молитву: "БЛАГОДАРИМ ТЯ, ГОСПОДИ БОЖЕ СИЛ..." Протодиакон и первый диакон целуют престол и кланяются Архиерею; диакон берет кадило, переходит мимо горняго места на правую сторону, становится: около пятого (третьяго) священника и когда последний говорит возглас: "ЯКО ПОДОБАЕТ...", вместе с ним кланяется Архиерею, испрашивая благословение на кадило. Первый диакон во время ектении кадит престол, жертвенник, горнее место, алтарь, икону над царскими вратами, Архиерею трижды по трижды, всех сослужащих, престол спереди, Архиерея трижды, отдает пономарю кадило, молятся на горнее место, кланяются Архиерею и уходят. В это время диакон говорит ектению: "ПАКИ И ПАКИ..." Возглас: "ЯКО ДА ПОД ДЕРЖАВОЮ ТВОЕЮ..." произносит Архиерей. Во время ектении молитвы: "ПАКИ И МНОГАЖДЫ ТЕБЕ ПРИПАДАЕМ..." на последней ектении ключарь отходит к жертвеннику, снимает воздух с сосудов, полагает его на правом углу жертвенника; снимает с дисков покров и звездицу и отлагает в сторону, перед дискосом полагает заздравную просфору на блюде и малое копие.
ВЕЛИКИЙ ВХОД.
Окончив ектению, диакон молится на горнее место и кланяется Архиерею; иподиаконы из которых один несет воду, пономарь, имея в руках "лохань", а на плечах раскинутое полотенце, выходят из алтаря и становятся на солее против царских врат пред орлецом, который постилает посошник. Архиерей, прочитав молитву: "НИКТОЖЕ ДОСТОИН..." (иереи снимают камилавки, скуфьи), после возгласа идет к царским вратам, умывает руки, читая молитву: "ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ОСВЯТИВЫЙ СТРУИ ИОРДАНСКИЯ СПАСИТЕЛЬНЫМ ТВОИМ ЯВЛЕНИЕМ: САМ И НЫНЕ НИСПОСЛИ БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ТВОЕГО ДУХА И БЛАГОСЛОВИ ВОДУ СИЮ, КО ОСВЯЩЕНИЮ ВСЕХ ЛЮДЕЙ ТВОИХ, ЯКО БЛАОСЛОВЕН ЕСИ ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ...". Иподиаконы, пономарь, поцеловав руку Архиерея, и свещеносец с посошником идут в алтарь, и первые постилают орлецы у жертвенника. Архиерей становится пред престолом, при помощи протодиакона и диакона надевают малый омофор, молится Богу (три поклона) воздевает руки и читает 3 раза: "ИЖЕ ХЕРУВИМЫ..." Протодиакон снимает с Архиерея митру и полагает на престол, а Архиерей поцеловав антиминс и престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику; первый диакон подает кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдает кадило диакону, возлагает на левое плечо его воздух, берет просфору заздравную и начинает вынимать частицы; протодиакон говорит: "ПОМЯНИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, О ЗДРАВИИ, СПАСЕНИИ ГОСПОДИНА НАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО (имя рек) ЕПИСКОПА И СОСЛУЖАЩИХ ЕГО". Диакон же отходит от Архиерея, кадит царския врата, местныя иконы, клироса и далее; после Архиерея иереи подходят по очереди парами к престолу спереди, молятся (2 поклона), целуют антиминс и престол, молятся (1 поклон), кланяются другу со словами: "ПРОТОИЕРЕЙСТВО (священство) ТВОЕ ДА ПОМЯНЕТ ГОСПОДЬ БОГ ВО ЦАРСТВИИ СВОЕМ..." и отходят к жертвеннику; когда протодиакон скажет: "И ГОСПОДИНА НАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО (имя рек) СОСЛУЖАЩИХ ЕГО"; тогда иереи по старшинству, протодиакон, диакон, иподиаконы подходят к Архиерею с правой стороны, говоря: "ПОМЯНИ МЯ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ИЕРЕЯ, ДИАКОНА, ИПОДИАКОНА (имя рек) и целуют правое плечо; то же самое делает диакон, совершавший каждение. Помянув о здравии, Архиерей берет заупокойную просфору, вынимая при поминовении частицы из верхней половины. Протодиакон говорит: "О ПАМЯТИ И ОСТАВЛЕНИИ ГРЕХОВ СВЯТЕЙШИХ ПАТРИАРХОВ, БЛАЖЕННЫХ СОЗДАТЕЛЕЙ СВЯТАГО ХРАМА СЕГО (ОБИТЕЛИ СЕЙ). По окончании проскомидии иподиаконы снимают с Архиерея омофор, диакон подает кадило сначала открытым, а затем опускает крышку. Ключарь или другой иерей подает Архиерею звездицу, которую, облагоухав фимиамом, ставит Архиерей на дискос; подает покровец, которым, после окаждения фимиамом, покрывается дискос. Протодиакон, став на правое колено, говорит: "ВОЗЬМИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО". Архиерей, взяв дискос обоими руками, целует, дает свою руку целовать протодиакону, говорит: "В МИРЕ ВОЗМИТЕ РУКИ ВАША ВО СВЯТАЯ И БЛАГОСЛОВИТЕ ГОСПОДА", и возлагает на главу его и совершается великий вход. Впереди протодиакона идет через северныя двери сначала свещеносец, потом посошник, диакон с митрою и омофором на блюде, диакон с кадилом, иподиаконы с дикирием и трикирием, псаломщикики с рипидами, протодиакон и иереи по старшинству. После протодиакона к Архиерею подходит первенствующий; принимая потир, целует его и руку Архиерея, говоря: "АРХИЕРЕЙСТВО ТВОЕ ДА ПОМЯНЕТ ГОСПОДЬ БОГ ВО ЦАРСТВИИ СВОЕМ ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ"; другие иереи, кроме последняго, подходят держа в наклонном положении крест (верхний конец вправо) обеими руками, произнося: "АРХИЕРЕЙСТВО ТВОЕ ДА ПОМЯНЕТ..." и целуя руку Архиерея, который полагает ее на рукоятку креста и целует крест, последний иерей, говоря те же слова и целуя руку Архиерея, принимает от него лжицу и копие. Обойдя кафедру, свещеносец и посошник становятся на свои места, диакон с митрою идет через царския двери в алтарь к орлецу, постланному у левого передняго угла престола, рипидчики и иподиаконы становятся по сторонам орлеца, постланного на солее; протодиакон пред орлецом на одном колене, диакон с кадилом у царских врат с левой стороны, иереи в два ряда, обратившись на север и юг, старшие ближе к царским вратам. Архиерей отходит от жертвенника, подходит к диакону, целует митру, полагает руку на митру; диакон говорит: "АРХИЕРЕЙСТВО ТВОЕ..." и целует руку, отступает влево и затем полагает митру и омофор на свое место. Архиерей исходит в царския врата, берет кадило у первого диакона, кадит св. Дары, говоря: ПРОТОДИАКОНСТВО ТВОЕ ДА ПОМЯНЕТ...", протодиакон же: АРХИЕРЕЙСТВО ТВОЕ ДА ПОМЯНЕТ...", затем берет дискос и поминает (положенное по чину) и поддерживаемый протодиаконом и вторым диаконом уносит св. Дары на престол; снимая покровец, передает протодиакону, который уносит его на жертвенник. Певчие поют: "АМИНЬ"; первенствующий становится пред орлецом и говорит шествующему к нему из алтаря Архиерею: "АРХИЕРЕЙСТВО ТВОЕ...". Архиерей: СВЯЩЕНСТВО ТВОЕ", кадит св. чашу, берет ее; первый диакон, приняв кадило, уходит в алтарь на правую сторону; первенствующий целовав руку, становится на свое место. Архиерей поминает (положенное по чину); когда говорит: "ДА ПОМЯНЕТ ГОСПОДЬ..." священнослужители и народ ответствуют "АРХИЕРЕЙСТВО ТВОЕ..." Архиерей уносит св. чашу на престол поддерживаемый протодиаконом и диаконом; за Архиереем в алтарь уходят иереи. Архиерей, читая положенные молитвы, снимает покровец, с плеча диакона воздух, окадив его, покрывает оба сосуда; надев митру, трижды кадит; сделав три поклона перед престолом, говорит: "БРАТИЕ И СОСЛУЖИТЕЛИЕ, ПОМОЛИТЕСЯ О МНЕ". Ему отвечают: "ДУХ СВЯТЫЙ НАЙДЕТ НА ТЯ И СИЛА ВЬШНЯГО ОСЕНИТ ТЯ". Архиерей: "ТОЙ ЖЕ ДУХ СВЯТЫЙ СОДЕЙСТВУЕТ НАМ И ВАМ ВСЯ ДНИ ЖИВОТА НАШЕГО". Протодиакон и сослужащие: "ПОМОЛИСЯ О НАС, ВЛАДЫКО СВЯТЫЙ". Архиерей: ДА УПРАВИТ ГОСПОДЬ СТОПЫ ВАША". Протодиакон и прочие: "ПОМЯНИ НАС, ВЛАДЫКО СВЯТЫЙ". Архиерей, благословляя протодиакона и диаконов: "ДА ПОМЯНЕТ ВАС ГОСПОДЬ БОГ ВО ЦАРСТВИИ СВОЕМ ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ". Протодиакон: "АМИНЬ". После благословения первый диакон, став у восточного правого угла престола, кадит Архиерея трижды по трижды, отдает кадило пономарю, оба молятся, кланяются Архиерею, и диакон уходит говорить ектению; Архиерей же на солее благословляет народ дикирием и трикирием. Певчие поют: "ИС ПОЛЛА". Иподиаконы ставят трикирий и дикирий на престол, молятся Богу на горнее место, кланяются Архиерею и становятся на свои места. Первый диакон произносит ектению: "ИСПОЛНИМ МОЛИТВУ НАШУ ГОСПОДЕВИ". Во время ектении Архиерей и иереи в свое время прочитывают молитву: "ГОСПОДИ БОЖЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ..." Возглас: "ЩЕДРОТАМИ ЕДИНОРОДНОГО СЫНА СВОЕГО..." произносит Архиерей. После ектении, когда диакон скажет: "ВОЗЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА, ДА ЕДИНОМЫСЛИЕМ ИСПОВЕМЫ", все молятся Богу (три поклона); говоря про себя: "ВОЗЛЮБЛЮ ТЯ ГОСПОДИ КРЕПОСТЕ МОЯ, ГОСПОДЬ УТВЕРЖДЕНИЕ МОЕ И ПРИБЕЖИЕЩЕ МОЕ". Протодиакон снимает митру с Архиерея. Архиерей целует дискос, говоря: "СВЯТЫЙ БОЖЕ", чашу "СВЯТЫЙ КРЕПКИЙ" и престол "СВЯТЫЙ БЕЗСМЕРТНЫЙ, ПОМИЛУЙ НАС, становится возле престола с правой стороны; после него по очереди целуют иереи с молитвою дискос, чашу и престол, оба плеча у Архиерея и руку. Архиерей говорит: "ХРИСТОС ПОСРЕДЕ НАС", ему отвечают: "И ЕСТЬ, И БУДЕТ", затем иереи целуют друг у друга руку, при ч ем слова "ХРИСТОС ПОСРЕДЕ НАС" говорит старший; занимают около престола свои места; после того, как диакон возгласит: "ДВЕРИ, ДВЕРИ, ПРЕМУДРОСТИЮ ВОНМЕМ" и будут петь "ВЕРУЮ", иереи берут воздух, за края и веют им над св. Дарами и главою Архиерея, вместе с ним про себя прочитывая "ВЕРУЮ". Архиерей целует крест на воздухе, иерей уносит воздух на жертвенник, протодиакон надевает митру на Архиерея, иподиаконы молятся Богу на горнее место, кланяются Архиерею, берут трикирий и дикирий, дают Архиерею, целуя его руку.
ОСВЯЩЕНИЕ ДАРОВ.
Диакон возглашает на солее: "СТАНЕМ ДОБРЕ, СТАНЕМ СО СТРАХОМ, ВОНМЕМ, СВЯТОЕ ВОЗНОШЕНИЕ В МИРЕ ПРИНОСИТИ", и уходит в алтарь. Певчие поют: "МИЛОСТЬ МИРА, ЖЕРТВУ ХВАЛЕНИЯ". Архиерей выходит на амвон и, обратившись к народу с трикирием и дикирием, возглашает: "БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, И ЛЮБЫ БОГА И ОТЦА, И ПРИЧАСТИЕ СВЯТАГО ДУХА, БУДИ СО ВСЕМИ ВАМИ". Певчие: И СО ДУХОМ ТВОИМ". Архиерей: "ГОРЕ ИМЕИМ СЕРДЦА", осеняет южную страну. Певчие поют: "ИМАМЫ КО ГОСПОДУ". Архиерей осеняет северную страну, глаголя: "БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА". Певчие поют: "ДОСТОЙНО И ПРАВЕДНО". Архиерей возвращается в алтарь, где иподиаконы берут трикирий и дикирий, ставят их на престол и кланяются, как сказано выше. Архиерей и иереи читают молитву: "ДОСТОЙНО И ПРАВЕДНО ТЯ ПЕТИ". Одновременно с иподиаконами кланяется Архиерею первый диакон предварительно поцеловав престол; диакон при возглашении Архиерея: "ПОБЕДНУЮ ПЕСНЬ ПОЮЩЕ, ВОПИЮЩЕ, ВЗЫВАЮЩЕ И ГЛАГОЛЮЩЕ", берет тремя перстами с орарем звездицу и касается ею дискоса сверку с четырех сторон; восточной, западной, левой и правой; целует звездицу, складывает ее, полагает на левой стороне престола выше креста и вместе с протодиаконом, поцеловав престол, кланяются Архиерею. На клиросе поют: "СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ". Архиерей читает молитву: "С СИМИ И МЫ БЛАЖЕННЫМИ СИЛАМИ". Протодиакон снимает митру, ставит на престол рядом с евангелием, а иподиаконы надевают на Архиерея малый омофор. Протодиакон правою рукою с орарем указывает на дискос, когда Архиерей произносит: "ПРИИМИТЕ, ЯДИТЕ..." Певцы поют: "АМИНЬ". Архиерей со священниками читает: "ПОДОБНЕ И ЧАШУ ПО ВЕЧЕРИ ГЛАГОЛЯ". Протодиакон указывает правою рукою с орарем на потир и Архиерей возглашает: "ПИЙЕ ОТ НЕЯ ВСИ..." Певцы: "АМИНЬ". Архиерей с иереями читает: "ПОМИНАЮЩЕ УБО СПАСИТЕЛЬНУЮ СИЮ ЗАПОВЕДЬ..." Протодиакон правою рукою с орарем берет дискос, а левою, ниже правой, потир, поднимает вверх над антиминсом и Архиерей возглашает: "ТВОЯ ОТ ТВОИХ ТЕБЕ ПРИНОСЯЩЕ О ВСЕХ И ЗА ВСЯ..." Певчие поют: "ТЕБЕ ПОЕМ..." Архиерей с иереями глаголет молитву: "ЕЩЕ ПРИНОСИМ ТИ..." Помолившись (3 поклона). Архиерей говорит: "ГОСПОДИ, ИЖЕ ПРЕСВЯТАГО ТВОЕГО ДУХА..." Протодиакон: "СЕРДЦЕ ЧИСТО..." Архиерей: "ГОСПОДИ, ИЖЕ ПРЕСВЯТАГО ТВОЕГО ДУХА..." Протодиакон: "НЕ ОТВЕРЖИ..." Архиерей: "ГОСПОДИ, ИЖЕ ПРЕСВЯТАГО ТВОЕГО ДУХА..." Таже протодиакон, приближившися к Архиерею и приклонив главу, показуя ко Святому хлебу, держа в руце и орарь глаголет Архиерею: "БЛАГОСЛОВИ ВЛАДЫКО СВЯТЫЙ ХЛЕБ". Архиерей же благоговейно молится сице: "И СОТВОРИ УБО ХЛЕБ СЕЙ, ЧЕСТНОЕ ТЕЛО ХРИСТА ТВОЕГО"; и благословляет святый хлеб. Протодиакон глаголет: "АМИНЬ". Паки тойже: "БЛАГОСЛОВИ, ВЛАДЫКО, СВЯТУЮ ЧАШУ". Архиерей: "А ЕЖЕ В ЧАШИ СЕЙ ЧЕСТНУЮ КРОВЬ ХРИСТА ТВОЕГО", и благословляет святый потир. Протодиакон: "АМИНЬ". И паки протодиакон, показуя и обоя святая, глаголет: "БЛАГОСЛОВИ ВЛАДЫКО СВЯТЫЙ ОБОЯ". Архиерей же, благословляя обоя святая крестовидно, глаголет: "ПРЕЛОЖИВ ДУХОМ ТВОИМ СВЯТЫМ". Протодиакон: "АМИНЬ" (трижды). И глаголет Архиерею: "ПОМЯНИ НАС, ВЛАДЫКО СВЯТЫЙ". Архиерей: "ДА ПОМЯНЕТ НАС ГОСПОДЬ БОГ ВО ЦАРСТВИИ СВОЕМ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ". Протодиакон: "АМИНЬ". Архиерей и иереи читают молитву: "ЯКО ЖЕ БЫТИ ПРИЧАЩАЮЩИМСЯ..." Когда окончится пение: "ТЕБЕ ПОЕМ", протодиакон надевает на Архиерея митру, первый диакон подает кадило и Архиерей кадя возглашает: "ИЗРЯДНО О ПРЕСВЯТЕЙ, ПРЕЧИСТЕЙ, ПРЕБЛАГОСЛОВЕННЕЙ, СЛАВНЕЙ ВЛАДЫЧИЦЕ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЕ, И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ", затем отдает кадильницу и читает молитву: "О СВЯТЕМ ИОАННЕ". Певчие поют: "ДОСТОЙНО ЕСТЬ ЯКО ВОИСТИНУ БЛАЖИТИ ТЯ БОГОРОДИЦУ"; диакон кадит точно так же, как выше сказано на ектении перед Херувимской. При окончании пения "ДОСТОЙНО ЕСТЬ" протодиакон целует престол, руку Архиерея, становится лицом на запад в царских вратах и проводя правою рукою с орарем, возглашает: "И ВСЕХ И ВСЯ". Певчие: "И ВСЕХ И ВСЯ". Архиерей: "В ПЕРВЫХ ПОМЯНИ ГОСПОДИ..." Первенствующий священник: "ПОМЯНИ, ГОСПОДИ, ГОСПОДИНА НАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО (имя рек) ЕПИСКОПА (его же есть область) ЕГО ЖЕ ДАРУЙ СВЯТЫМ ТВОИМ ЦЕРКВАМ В МИРЕ ЦЕЛА, ЧЕСТНА, ЗДРАВА, ДОЛГОДЕНСТВУЮЩА, ПРАВО ПРАВЯЩА СЛОВО ТВОЕЯ ИСТИНЫ", подходит к Архиерею, целует руку, митру и опять руку; Архиерей благословляет и говорит: "СВЯЩЕНСТВО (ПРОТОИЕРЕЙСТВО) ТВОЕ ДА ПОМЯНЕТ..." Протодиакон же, стоя в царских вратах, "зря на запад" велегласно произносит: "ВЕЛИКОГО ГОСПОДИНА И ОТЦА НАШЕГО АЛЕКСИЯ, СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ И ГОСПОДИНА НАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО (или Преосвященных, если совершают Литургию несколько архиереев) ПРИНОСЯЩАГО (поворачивается и входит в алтарь), СВЯТЫЯ ДАРЫ СИЯ (указывает на дискос и чашу) ГОСПОДЕВИ БОГУ НАШЕМУ: (подходит к горнему месту, полагает на себе крестное знамение и, поклонившись Архиерею, идет и становится в царских вратах) О ПРЕОСВЯЩЕННЫХ МИТРОПОЛИТЕХ, АРХИЕПИСКОПЕХ И ЕПИСКОПЕХ И О ВСЕМ СВЯЩЕННЕЧЕСТЕМ И ИНОЧЕСТЕМ ЧИНЕ, О БОГОХРАНИМЕЙ СТРАНЕ РОССИЙСТЕЙ, ВЛАСТЕХ И ВОИНСТВЕ ЕЯ; О МИРЕ ВСЕГО МИРА, О БЛАГОСТОЯНИИ СВЯТЫХ БОЖИИХ ЦЕРКВЕЙ; О СПАСЕНИИ И ПОМОЩИ СО ТЩАНИЕМ И СТРАХОМ БОЖИИМ ТРУЖДАЮЩИХСЯ И СЛУЖАЩИХ, О ИСЦЕЛЕНИИ В НЕМОЩЕХ ЛЕЖАЩИХ, О УСПЕНИИ, ОСЛАБЕ, БЛАЖЕННЕЙ ПАМЯТИ И ОСТАВЛЕНИИ ГРЕХОВ ВСЕХ ПРЕЖДЕПОЧИВШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ; О СПАСЕНИИ ЛЮДЕЙ ПРЕДСТОЯЩИХ И ИХЖЕ КИЙЖДО В ПОМЫШЛЕНИИ ИМАТЬ И О ВСЕХ И ЗА ВСЯ" (идет на горнее место, молится Богу (1 поклон) и целует руку Архиерея "ИСПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА". Певчие: "И О ВСЕХ И ЗА ВСЯ". Читается молитва: "ПОМЯНИ ГОСПОДИ, ГРАД СЕЙ, В НЕМЖЕ ЖИВЕМ..." На возгласе Архиерея: "И ДАЖДЬ НАМ ЕДИНЫМИ УСТЫ... " все ему кланяются, второй диакон идет на амвон через северныя двери и после благословения Архиереем народа с солеи при возглашении: "И ДА БУДУТ МИЛОСТИ..." говорит ектению: "ВСЯ СВЯТЫЯ ПОМЯНУВШЕ ПАКИ И ПАКИ..." Когда Архиерей прочитает положенную молитву: "ТЕБЕ ПРЕДЛАГАЕМ ЖИВОТ НАШ ВЕСЬ..." с правой стороны подходит к ризе священник-проповедник, целует престол (первенствующий подает Архиерею крест с престола) крест и руку Архиерея целует, кланяется ему и уходит, Первенствующий обратно берет крест и, поцеловав руку полагает его на престол. Протодиакон снимает митру и ставит ее на престол.
ПРИЧАЩЕНИЕ.
Архиерей возглашает: "И СПОДОБИ НАС ВЛАДЫКО". На клиросе поют: "ОТЧЕ НАШ". При пении молитвы Господней, диаконы препоясуются крестовидно. Архиерей далее говорит: "ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО", "МИР ВСЕМ"; диакон возглашает: "ГЛАВЫ ВАША ГОСПОДЕВИ ПРИКЛОНИТЕ"; в соответствие с сими возгласами на клиросе поют: "АМИНЬ", "И ДУХОВИ ТВОЕМУ", ТЕБЕ ГОСПОДИ". Читается молитва: "БЛАГОДАРИМ ТЯ, ЦАРЮ НЕВИДИМЫЙ..." Архиерей возглашает: "БЛАГОДАТИЮ И ЩЕДРОТАМИ..." Читается вторая молитва: "ВОНМИ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ..." Когда Архиерей читает молитву: "ВОНМИ, ГОСПОДИ...", надевают на него малый омофор, затворяют царские врата, закрывают завесою, диакон говорит: "ВОНМЕМ" и уходит в алтарь; свещеносец ставит свечу против царских врат и с посошником уходят в алтарь. Архиерей же, помолившись Богу (три поклона) с сослужащими, возглашает: "СВЯТАЯ СВЯТЫМ". Певчие поют: "ЕДИН СВЯТ". Протодиакон: "РАЗДРОБИ, ВЛАДЫКО, СВЯТЫЙ АГНЕЦ..." Архиерей: "РАЗДРОБЛЯЕТСЯ И РАЗДЕЛЯЕТСЯ АГНЕЦ БОЖИЙ, РАДРОБЛЯЕМЫЙ И НЕРАЗДЕЛЯЕМЫЙ, ВСЕГДА ЯДОМЫЙ И НИКОГДА ЖЕ ИЖДИВАЕМЫЙ, НО ПРИЧАЩАЮЩИЕСЯ ОСВЯЩАЯЙ". Протодиакон, указывая орарем на потир: "ИСПОЛНИ, ВЛАДЫКО, СВЯТЫЙ ПОТИР". Архиерей: ИСПОЛНЕНИЕ ДУХА СВЯТАГО". Первый диакон подает протодиакону теплоту: протодиакон: "АМИНЬ" и, поднося теплоту, говорит: "БЛАГОСЛОВИ, ВЛАДЫКО, ТЕПЛОТУ". Архиерей: "БЛАГОСЛОВЕННА ТЕПЛОТА СВЯТЫХ ТВОИХ". Протодиакон: "АМИНЬ" и вливая теплоту в потир крестовидно, говорит: "ТЕПЛОТА ВЕРЫ ИСПОЛНЬ ДУХА СВЯТАГО, АМИНЬ". Архиерей раздробляет частицу ХС по числу священнослужителей. Все молятся Богу (три поклона). Архиерей, обращаясь ко всем, говорит: "ПРОСТИТЕ МИ...", сослужащие кланяясь отвечают: "ПРОСТИ И НАС, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, И БЛАГОСЛОВИ". Архиерей, благословив и поклонившись, обращается на запад и кланяется. В это время священнослужители друг другу кланяются, взаимно испрашивая прощение, а протодиакон и диаконы целуют друг друга в рамена, причем старшие говорят: "ХРИСТОС ПОСРЕДЕ НАС", а младшие: "И ЕСТЬ, И БУДЕТ". Архиерей, поклонившись перед престолом со словами: "СЕ ПРИХОЖДУ К БЕЗСМЕРТНОМУ ЦАРЮ..." берет частицу св. Тела Господня и читает вместе со священнослужителями: "ВЕРУЮ ГОСПОДИ И ИСПОВЕДУЮ..." В это время книгодержец переносит Архиерейский стул на правую сторону алтаря, иподиаконы готовят Архиерею просфору и теплоту, принадлежности для омовения уст и рук. Архиерей причащается св. Тела и св. Крови Господней; по причащении его протодиакон говорит: "ИС ПОЛЛА..." 3 раза, а затем, обращаясь к иереям, говорит: "АРХИМАНДРИТИ, ПРОТОИЕРЕИ, ИЕРЕИ И ДИАКОНЕ ПРИСТУПИТЕ". Все переходят на левую: сторону, где молятся Богу (1 поклон) со словами: "СЕ ПРИХОЖДУ К БЕЗСМЕРТНОМУ ЦАРЮ И БОГУ НАШЕМУ", целует престол, складывают ладони крестообразно, говоря: "ПРЕПОДАЖДЬ МНЕ ИЕРЕЮ (архимандриту) имя рек, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ЧЕСТНОЕ И СВЯТОЕ ТЕЛО ГОСПОДА И БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА". Архиерей: "ПРЕПОДАЕТСЯ ТЕБЕ (имя рек) АРХИМАНДРИТЕ (или иерею, или диаконе), ЧЕСТНОЕ И ПРЕЧИСТОЕ И БЕЗСМЕРТНОЕ ТЕЛО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ ТВОИХ И В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА". Говоря: "АМИНЬ" приемлют Тело Господне, целуют руку Архиерея и правое плечо, на слова Архиерея "ХРИСТОС ПОСРЕДЕ НАС", отвечают: "И ЕСТЬ И БУДЕТ" и переходят возле престола по горнему месту на правую сторону, где над престолом причащаются. Точно также принимают св. Тело диаконы, но причащаются на левой стороне престола. Архиерей причащает св. Кровью, иереев, держа чашу вместе с платом, говоря: "ПРЕПОДАЕТСЯ ТЕБЕ (имя рек) архимандриту или иерею ЧЕСТНАЯ И ПРЕЧИСТАЯ И ЖИВОТВОРЯЩАЯ КРОВЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ ТВОИХ И В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ", иерей же, подходя к чаше, говорит: "СЕ ПРИХОЖДУ К БЕЗСМЕРТНОМУ ЦАРЮ И БОГУ НАШЕМУ. "ПРЕПОДАЖДЬ МНЕ ИЕРЕЮ (имя рек), ВЛАДЫКО ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ, ЧЕСТНУЮ И СВЯТУЮ КРОВЬ ГОСПОДА И БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА", берет чашу за дно, плат простирает до своих уст и три раза причащается, приклоняя сосуд к себе; отерев платом уста, край чаши и поцеловав его, отходит на левую сторону алтаря, читает молитву "БЛАГОДАРИМ ТЯ, ВЛАДЫКО ЧЕЛОВЕКОЛЮБЧЕ", запивает теплотою и проч. Первенствующий же становится по левую сторону престола и, поклонившись на благословение Архиерея, возглашает: "ПРОТОДИАКОНИ И ДИАКОНИ ПРИСТУПИТЕ" и причащает их так же и с теми же словами, как Архиерей. Архиерей становится в алтаре на правой стороне на приготовленном для него месте, читает молитву: "БЛАГОДАРИМ ТЯ, ВЛАДЫКО...", принимает от иерея теплоту, омывает уста и руки и читает благодарственныя молитвы. Иерей, подающий теплоту, должен на блюдо поставить корец так, чтобы удобно его было взять Архиерею, именно: просфору полагает направо (от себя), и корец ставят налево, налево же должна быть обращена и ручка корца. Иподиаконы подают воду для омовения так же, как и ранее. Когда Архиерей прочитает благодарственныя молитвы, все подходят к нему под благословение. Протодиакон или диакон в то все время опускает св. Тело и частицы с дискоса в потир, читая про себя положенныя молитвы: "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ...", "СВЕТИСЯ, СВЕТИСЯ..." "О ПАСХА ВЕЛИЯ И СВЯЩЕННЕЙШАЯ ХРИСТЕ..." на дискос полагается звездица. По окончании проповеди или пении на клиросе, свещеносец и посошник встают на свои места, иподиаконы с дикирием и трикирием на амвон, царския врата открывается и Архиерей, надев митру, дает потир протодиакону, который, поцеловав руку Архиерея, становится в царских вратах и возглашает: "СО СТРАХОМ БОЖИИМ И ВЕРОЮ ПРИСТУПИТЕ". Певчие: "БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ..." Если есть причающиеся, то диакон приносит лжицу и плат, и Архиерей, взяв потир, на краю амвона причащает при пении: "ТЕЛО ХРИСТОВО..." Затем потир уносит в алтарь, ставит на престол, выходит на солею и благословляет народ, имея в руках трикирий и дикирий, со словами: "СПАСИ, БОЖЕ, ЛЮДИ ТВОЯ". Певчие: "ИС ПОЛЛА... ВИДЕХОМ СВЕТ ИСТИННЫЙ...", Архиерей, став у престола, взяв у второго диакона кадило, кадит св. Дары, произнося тихим голосом: "ВОЗНЕСИСЯ НА НЕБЕСА БОЖЕ И ПО ВСЕЙ ЗЕМЛИ СЛАВА ТВОЯ", отдает диакону кадило обратно, дискос протодиакону, который, в предшествии кадящаго диакона, переносит дискос на жертвенник. Архиерей берет чашу со словами: "БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ..." первенствущий, целуя руку Архиерея, принимает чашу обеими руками и поддерживаемый двумя иереями, третьим и вторым, идет сначала к царским вратам, где возглашает, подняв потир: "ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ", а затем к жертвеннику; второй диакон кадит; Певчие: "АМИНЬ. ДА ИСПОЛНЯТСЯ УСТА НАША..." По поставлении потира на жертвенник, все возвращаются на свои места.
ОКОНЧАНИЕ ЛИТУРГИИ.
Протодиакон, помолившись на горнее место и поклонившись Архиерею, выходит северною дверью и говорит ектению: "ПРОСТИ ПРИИМШЕ..." Архиерей складывает с иереями антиминс, второй иерей подает ему малое (молебное) Евангелие, которым при произнесения возгласа: "ЯКО ТЫ ЕСИ ОСВЯЩЕНИЕ НАШЕ..." Архиерей знаменует антиминс, а затем, поцеловав Евангелие, полагает его на престол. Певчие: "АМИНЬ". Последний на левой стороне иерей, положив на себя крестное знамение, целует престол и, на благословение Архиерея поклонившись, исходит царскими вратами и становится на средине, ниже амвона; Архиерей глаголет: "С МИРОМ ИЗЫДЕМ". Певчие: "О ИМЕНИ ГОСПОДНИ" Протодиакон: "ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ". Певчие: "ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ". Иерей читает молитву: "БЛАГОСЛОВЛЯЯЙ БЛАГОСЛОВЯЩИЯ ТЯ, ГОСПОДИ". Диакон, помолившись Богу на горнее место, целует престол слагает руки под благословение, подходит к Архиерею и преклонив главу, говорит: "БЛАГОСЛОВИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ПОТРЕБИТИ СВЯТАЯ". Архиерей читает молитву: "ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА И ПРОРОКОВ..." и благословляет; диакон, не целуя руки, крестится, целует престол и, поклонившись Архиерею, уходит потреблять Дары. Протодиакон с амвона идет в алтарь южною дверью к горнему месту, молится Богу (1 поклон), священник прочитав заамвонную молитву, через царския врата идет в алтарь, целует престол с левой стороны и вместе с протодиаконом кланяется Архиерею. Певчие: "БУДИ ИМЯ ГОСПОДНЕ..." Архиерей, благословляя народ в царских вратах обеими руками, говорит: "БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ НА ВАС..." Иподиаконы из алтаря износят на солею в царским вратам трикирий и дикирий. Певчие: "АМИНЬ". Архиерей обратясь к востоку: "СЛАВА ТЕБЕ, ХРИСТЕ БОЖЕ, УПОВАНИЕ НАШЕ, СЛАБА ТЕБЕ", и молится со всеми Богу (3 поклона). Певчие: "СЛАВА И НЫНЕ, ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ" З раза. "ВЛАДЫКО, БЛАГОСЛОВИ". Архиерей, обратившись к народу, произносит отпуст, благословляет народ с трикирием и дикирием, входит в алтарь, целует престол и разоблачается. Певчие: "ИС ПОЛЛА". "ВЕЛИКАГО ГОСПОДИНА..." Иереи, поцеловав престол, поклонившись Архиерею, так же разоблачаются. Иподиаконы, поставив трикирий и дикирий на места, снимают с Архиерея одежды, полагают их на блюдо, которое держит диакон, стоящий у престола с правой стороны. Протодиакон читает положенный молитвы: "НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ... ТРИСВЯТОЕ... ОТЧЕ НАШ... ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО... УСТ ТВОИХ... СЛАВА: ОТ НЕБЕС ПРИЯЛ ЕСИ БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ... И НЫНЕ: ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО ХРИСТИАН НЕПОСТЫДНОЕ... ГОСПОДИ ПОМИУЙ 12 раз. ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ... СЛАВА И НЫНЕ... ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ трижды, ВЛАДЫКО СВЯТЫЙ, БЛАГОСЛОВИ... надевает на Архиерея рясу, панагию, иподиаконы мантию, диакон подает клобук, четки и три просфоры для исполлатчиков, которые во время разоблачения поют в алтаре "ИС ПОЛЛА...". По отпусте малом Архиерей, надев клобук и взяв четки, благословляет исполлатчиков, раздает им просфоры, выходит в царския врата на солею; приняв жезл, молится, обращаясь к иконам Спасителя и Божией Матери; при пении исполлатчиками: ТОН ДЕСПОТИН..." благословляет весь народ общим благословением с амвона, идет на кафедру, где благословляет в отдельности каждаго. Затем идет к западным дверям, становится на постоянный орлец, отдает жезл посошнику, и иподиаконы снимают мантию; Архиерей одевается и помолившись уходит из храма в сопровождении ключаря.
О ЗВОНЕ.
Звон к литургии в большой колокол начинается в указанное время. При приближении Архиерея ко храму бывает звон "во вся" — прекращается и продолжается в один колокол до начала облачения Архиерея.
В начале 6-го часа звон во вся; если же есть посвящение в стихарь или во иподиакона. Звон начинается по прочтении Архиереем молитв.
Во время "Верую" в один колокол к "Достойно" (12 ударов).
Во время причащения мирян звон к молебну.
При выходе Архиерея из храма звон во вся.
ОРЛЕЦЫ.
Орлец постилается под ноги Архиерея так, чтобы голова орла обращена в ту сторону, в которую станет лицом Архиерей. В алтаре орлецы постилают иподиаконы, на солее и в других местах храма — посошник.
До прибытия Архиерея в храм посошник полагает орлецы на солее перед царскими вратами, перед иконами Спасителя и Божией Матери, храмовою или праздничною, перед амвоном и у входа в храм, где будет встреча Архиерея. Когда на встрече Архиерей проходит к амвону, посошник берет орлец у входа и постилает его на кафедре; когда Архиерей восходит на солею, посошник берет орлец с того места, где стоял Архиерей, и постилает на край амвона головой на запад. С солеи и амвона орлецы убирает свещеносец, когда Архиерей уходит на облачальное место (кафедру). Пред малым входом иподиаконы постилают орлецы в алтаре кругом престола и на половине расстояния между жертвенником и престолом. Во время малого входа посошник стелет орлец на край амвона (на запад головой орла), другой на средине между царскими вратами и амвоном (на восток), убирает их: после слов Архиерея: "ПРИЗРИ С НЕБЕСЕ, БОЖЕ..." По окаждении Архиереем алтаря, иподиаконы убирают орлецы, оставляя два или три орлеца перед престолом и один постилая на горнем месте. Во время чтения Евангелия постилается орлец против леваго восточного угла престола сбору (головой орла на горнее место) на солее перед аналоем и на том месте, где будет стоять Архиерей во время проповеди. При пении Херувимской песни орлец полагается в царских вратах, орлец пред жертвенником, орлец против леваго передняго угла престола; орлец в царских вратах перестилается на шаг или два вперед к западу для принятия св. Даров и затем на осенение. При словах: "ВОЗЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА..." полагается орлец у праваго передняго угла престола, и пока Архиерей стоит на этом убирается орлец пред престолом. По окончании пения "ВЕРУЮ" постилается орлец на конец амвона. На возглашение: "И ДА БУДУТ МИЛОСТИ..." в царских вратах, по пропетии "ОТЧЕ НАШ..." там же. На возгласе протодиакона: "СО СТРАХОМ БОЖИИМ..." там, где будет Архиерей причащать; по заамвонной молитве, на отпуст, на моление по выходе из алтаря после разоблачения перед царскими вратами; на краю амвона для общаго благословения, на западной нижней ступени кафедры для благословения людей, у выхода из храма, где будет снимать мантию.
[1]. От оцифровщика. Файл представляет машинопись из фондов библиотеки Московской Духовной Академии, №130508. Несомненно, именно эта машинопись помещена в первом томе "Настольной книги священнослужителя", изд. Московской Патриархии с незначительными изменениями применительно к практике на сегодня. Убраны, например, указания относительно исполлатчиков.
При компьютерном наборе оставлены все типичные особенности машинописи: дореволюционный язык с характерными окончаниями прилагательных при современной орфографии, грамматика (простановка знаков препинания соответствует оригиналу), и исправлены лишь явные ошибки.
[2]. Из нижних половин просфор, оставляя верхния для архиерея, который вынимает из них частицы.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.