13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
VI—VIII века (ч.3)
Творцы канонов
Первым творцом канонов, по-видимому, был св. Софроний, патр. Иерусалимский ( 644 г.), родом из Дамаска. Он составил трипеснцы на все дни Четыредесятницы, покаянного характера, и на Воскресение Христово, ныне не употребляемые (вытесненные, должно быть, студийскими произведениями); таким образом, первоначальною формою канона был трипеснец, может быть и двупеснец, как и на утрене первоначально пелись не все библейские песни, а несколько (так и ныне осталось в армянском богослужении и в римско-католическом). Кроме трипеснцев, св. Софроний писал анакреонтические песни и эпиграммы на многие праздники (должно быть, не для богослужения). Его именем надписываются в древнейших рукописях часы Великой пятницы, навечерия Рождества Христова и чин крещенского водосвятия. Св. Андрей ( ок. 712 г.) из лавры св. Саввы, впоследствии архиеп. Критский, должно быть, первый стал писать полные каноны, но начал с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы (ныне поются на ее повечериях, вытесненные с утрени трипеснцами Космы), кроме Великой субботы; на более же торжественные праздники он написал полные каноны, — ныне употребляемые: Великий, на воскрешение Лазаря, Неделю мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря Игнатию Богоносцу; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч. Трофиму и дружине его), 1 августа (Маккавеям). Св. Герман, патр. Константинопольский, умерший в ссылке за иконопочитание (сын казненного сенатора, ранее еп. Кизический) написал каноны, ныне употребляющиеся: предпразднству Воздвижения, 30 мая прп. Исаакию и 17 июня мч. Мануилу; не употребляющиеся: Сретению, 23 апреля вмч. Георгию, 31 мая мч. Ермию. Св. Косма, еп. Маюмский, старший воспитанник и сподвижник по обители св. Саввы св. Иоанна Дамаскина, умерший немного позже его, написал каноны или три-, или четверопеснцы (последние в субботу ваий и Великую другими превращены в полные каноны) на все дни Страстной седмицы от Лазаревой субботы и на двунадесятые праздники, кроме Пасхи, Вознесения, Рождества Пресв. Богородицы, Введения и Благовещения, сверх того каноны на 26 декабря Богоотцам, 23 апреля вмч. Георгию. Св. Иоанн Дамаскин ( ок. 780 г.), сначала министр Дамасского халифа, потом инок обители св. Саввы и иерусалимский проповедник, исповедник за иконы, написал воскресные каноны Октоиха на 8 гласов и каноны на двунадесятые праздники, кроме Воздвижения, Введения, Сретения и Ваий (на Благовещение — четверопеснец или двупеснец), сверх того, каноны в Неделю Фомину, 1 сентября началу индикта, 13 сентября Обновлению, 7 мая явлению Креста, 23 сентября Зачатию Иоанна Предтечи, 24 июня Рождеству, 29 августа Усекновению и 24 февраля Обретению главы его, 29 июня апп. Петру и Павлу, 8 мая еванг. Иоаниу, 30 ноября ап. Андрею, 27 декабря архидиак. Стефану, 1 октября ап. Анании; затем, святым (по ликам): прав. Иову 6 мая; пророкам: Илии 20 июля, Елисею 14 июня, Исаие 9 мая; святителям: прав. Лазарю (не употребляется), Ипполиту 30 января, Павлу Константинопольскому 6 ноября, Василию Великому 1 января, Григорию Нисскому 10 января, Иоанну Златоусту два
27 января, Епифанию Кипрскому 12 мая; мученикам: Вавиле 4 сентября, Автоному 14 сентября, Евфимии 16 сентября, Фекле 24 сентября, Сергию и Вакху 8 октября, Евлампию 10 октября, Епимаху 31 октября, Косме и Дамиану два 1 ноября, Акепсиму 3 ноября, Мине 11 ноября, Евстратию 13 декабря, Киру и Иоанну 31 января, Феодору Тирону 17 февраля, Протерию
28 февраля (не употр.), 40 мчч. 9 марта, Георгию 23 апреля, Леонтию 18 июня, Иулиану Килик. 21 июня; преподобным: Павлу Фивейскому 15 января, Арсению 8 мая, Иоанну Колову 9 ноября, Онуфрию 12 июня, Харитону 28 сентября, Евфимию Великому 20 января, Симеону Столпнику 1 сентября, Пелагии 8 сентября, Симеону Дивногорцу 24 мая, Максиму Исповеднику 21 января. Св. Стефан Савваит, т. е. инок монастыря Саввы ( ок. 807 г.), написал каноны Обрезанию, Кириаку отшельнику 29 сентября, прп. отцам, избиенным в обители св. Саввы, 20 марта, св. Варваре и Иоанну Дамаскину 4 декабря. — Все эти авторы канонов писали и стихиры на некоторые памяти. От этого же периода известны и другие песнописцы, например, Феодор Сикеот, еп. Анастасиопольский VIII в., Георгий, еп. Сира-кузский (ок. 669 г.), и др., оставившие после себя по несколько стихир и канонов.
Размер церковной песни
Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) этой эпохи, как и последующей, построена по особой стихотворной системе, — не древней метрической, основанной на долготе и краткости слогов, а на так называемой ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них; это потому, что различие между буквами по долготе и краткости их к тому времени уже исчезло в разговорной речи. Один греческий грамматик (Феодосий Александрийский) говорит, что желающий составить канон должен написать тропари, которые имели бы одинаковое число слогов и одинаковое ударение с ирмосом. Таким образом, ударение играет главную роль в построении греческих песнопений. Например, в кондаке Рождеству Христову:
Ή παρθένος σήμερον Τον ύπερούσιον τίκτει
Και ή γη το σπήλαιον
Τω άπροσίτω προσάγει... —
в 1-м и 3-м стихе по 7 слогов, во 2-м и 4-м по 8; в 1-м и 3-м стихе ударения на 3-м и 5-м слоге; во 2-м и 4-м на 4-м и 7-м слоге. (В переводе на славянский язык, понятно, ритм не сохраняется). В целях этого ритма допускаются и грамматические вольности: так в двухсложных частицах, предлогах, местоимениях (άλλα, παρά, εγώ) допускается перенос ударения на первый слог; трехсложные слова с ударениями на первом или последнем слоге в случае надобности признаются имеющими два ударения — и на первом и на последнем слоге (как делается и в русском стихосложении): πόλεμος, ταπεινός. Стихотворный размер греческих церковных песен подтверждается и тем, что многие из них имеют акростих (слав, «краегранесие») и рифму; например, у св. Романа в кондаке на Рождество Христово σήμερον рифмуется со σπήλαιον, δοξολογουσι — с όδοιποροΰσι (днесь — вертеп, славословят — путешествуют)1. Но надо заметить, что каноны св. Иоанна Дамаскина на Рождество Христово («Спасе люди»), Богоявление («Шествует морскую») и Пятидесятницу («Божественным покровен») написаны древне-классическим метром, именно ямбом, а акростихи к ним — гекзаметром (последнее было особенно трудно).
Западная гимнография
Что касается Запада, то здесь, ввиду вышеотмеченного недоброжелательного отношения церковной власти к гимнам за богослужением, в эту эпоху появилось лишь несколько новых гимнов; авторы их или неизвестны совсем, или сомнительны (так, несколько гимнов приписываются св. Григорию Великому).
Осмогласие
В отношении церковной песни настоящая эпоха сделала особенно много и тем, что теперь только окончательно был установлен, как на Западе, так и на Востоке, круг богослужебных напевов. На Западе это дело приписывается папе св. Григорию Великому, на Востоке — св. Иоанну Дамаскину. По словам жизнеописателя диакона Иоанна (IX в.), св. Григорий собрал напевы, возникшие веками в Церкви, удалил менее ценные, а остальные исправил и восполнил недостающие; из полученного таким образом материала он составил новый Антифонарий. На основании этого известия нынешний Антифонарий Римской Церкви и принятая там система гласов называются григорианскими. Еще более позднее предание приписывает упорядочение церковных напевов на Востоке св. Иоанну Дамаскину: именем его и учителя его Космы надписывается музыкальный трактат с заглавием «Святоградец». Как мы видели (см. выше, с. 160—161), упорядочение церковных напевов должно было начаться гораздо ранее и Григория Великого, и Иоанна Дамаскина; и предание связывает начало этого упорядочения на Западе с именем св. Амвросия. Григорию же Великому приписывается только прибавление к существовавшим до него 4 амвросианским гласам, в основу коих легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский (см. там же), новые четыре напева, сродные с теми, «побочные гласы» (toni plagales), именно: иподорийский, начинающийся с ля и имеющий доминанту на 6 ступени, ипофригийский, начинающийся с си с доминантой на 7 ступени, иполидийский с фа с доминантой на 6 ступени, ипомиксолидийский с ре с доминантой на 7 ступени. Так получилось 8 гласов (впоследствии прибавлен 9-й, представляющий смесь 1-го и 8-го — tonus peregrinus sive irregularis). Столько же гласов и с таким же музыкальным характером установил, по преданию, и Иоанн Дамаскин в Восточной Церкви, только счет гласов здесь другой: сначала идут все прямые гласы, а потом их побочные (πλάγιοι), тогда как на Западе за каждым прямым следует его побочный:
греческие α' β' γ' δ' πλ. α'1 πλ. β', βαρύς'2, πλ. δ' —
славянские 1 2 3 4 5 6 7 8
латинские 1 3 5 7 2 4 6 8 9
Таким образом, напевы двух Церквей гораздо ближе друг к другу, чем богослужебные чины. Но напев и есть самая глубина и душа богослужения...
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.