13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Монашеское богослужение (ч.1)
Богослужебные формы IV—V вв., имевшие столь много общего у разных Церквей, не могли не получить того стремления к еще большему однообразию, которое так сильно тогда сказывалось и во всем веросознании и вероучении, — этой внутренней основе культа. Этой естественной тенденции тогдашнего христианского мира к ритуальному объединению была положена некоторая преграда и временная задержка возникновением в недрах Церкви особого вида богослужения, которое почти отказалось считаться со всем выработанным доселе в этом отношении и старалось создать себе новые формы. То было монашеское богослужение, возникшее в качестве чего-то самостоятельного в IV в. и, по крайней мере в течение этого и V в., имевшее очень мало общего с соборно-приходским богослужением. Только с VI в. начинаются попытки объединения того и другого богослужения, вполне заключившиеся лишь к XIII—XIV векам.
Начало монашества
Монашество в Церкви явилось гораздо ранее IV в. С первых дней ее в ней было всегда нечто соответствовавшее этому институту. Не говоря о великом подвижничестве Иоанна Крестителя, собственно и открывшем эру Нового Завета, и Спаситель и апостолы предполагали и санкционировали аскетические наклонности в некоторых христианах. У писателей II и III вв. все чаще встречаются указания на существование в Церкви целого класса людей, поставивших целью жизни воздержание. ВIII в. такие аскеты составляют уже целые общины. По крайней мере есть известие об общинах девственниц от этого времени; в одну из таких общин (εις παρθενώνα) прп. Антоний поместил свою единственную сестру пред удалением в пустыню. Девственницы и внешним видом, одеждою отличаются от обыкновенных христианок. Ряд писателей III в. занимается вопросом о них, пишут послания к ним и сочинения о них, большей частью восхваляя их воздержание, но иногда обличая и недостатки их. От II в. известны и примеры удаления на более или менее продолжительное время в уединенные места для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например из-за гонений на христиан, но часто исключительно для подвигов воздержания. Последнее явление известно по крайней мере в Египте, где до прп. Антония были нередки отшельники, но подвизались они вблизи своих селений, так что «инок не знал еще великой пустыни».
Отшельничество
Все эти отшельники и даже общины их, и по немногочисленности своей, и по малоизвестности, и потому, что не порывали окончательно с прежним укладом жизни, не оказали влияния на выработку богослужения. Влияние это со стороны подвижничества началось тогда, когда, при дальнейшем развитии последнего, некоторые из отшельников достигли общецерковной славы, когда их образ жизни (modus vivendi) и молитвенные подвиги стали вызывать у многих подражание.
Прп. Павел Фивейский
Первым такого рода подвижником был прп. Павел Фивейский, о котором самому св. Антонию было открыто, что тот выше его. Родом египтянин, удалившись в пустыню15-ти лет в одно из гонений на христиан, опасаясь предательства зятя своего, прп. Павел прожил там безвыходно около 100 лет (умер 113-ти лет в 341 г., когда прп. Антонию было 90 лет), не видя человеческого лица; жил он в пещере у источника, при котором росла финиковая пальма; плоды ее служили ему пищей, а из листьев он делал себе одежду. Открыл этого подвижника только за несколько дней до его смерти прп. Антоний. Но этим все сделано было для того, чтобы такая жизнь не прошла без глубокого влияния на Церковь. Может быть, и значение самого Антония в развитии монашества было только шире и заметнее. Для истории богослужения здесь важно было то, что подвижник совершенно отказывался от подаваемого богослужением утешения и заменял его своею молитвою. Этим клалась основа для выработки нового типа богослужения.
Прп. Антоний
Прп. Антоний Великий ( 356 г.) удалился в пустыню уже исключительно по аскетическим побуждениям и провел в ней всю свою 105-летнюю жизнь с 20-ти лет. Он поселился сначала в гробовой пещере вблизи родного селения в нижнем Египте у г. Гераклеи и Фиваидской пустыни на западном берегу Нила, потом в опустелом укреплении восточной пустыни (между Нилом и Чермным <Красным> морем), и наконец в глубине той же пустыни на горе, в келии, высеченной в скале, длиною и шириною в рост человека. Питался прп. Антоний сначала только хлебом и солью, который доставляли ему раза два в год; в старости же, отчасти чтобы избавить от труда доставлявших ему хлеб, он стал засевать плодородное место в пустыне и по просьбе учеников стал есть маслины и масло; пищу принимал прп. Антоний раз в день при закате солнца, оставаясь без пищи по 2 дня и более, до 4 или 5\ часто целую ночь проводил без сна; спал на голой земле, иногда на рогоже. Особенно удивляло всех (и усиливало притягательную силу его подвигов) то, что при такой жизни «тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов». Постоянным занятием прп. Антония были молитва и богомыслие, причем на первых порах ему пришлось выдерживать тяжелую борьбу со смущавшими его помыслами и привидениями (φαντασίαι και σχηματισμοί). С последними прп. Антоний, зная их последний источник (демонов), боролся благодатною силою Св. Писания, которое он, решительно отказавшись в детстве (несмотря на интеллигентное происхождение свое) от обучения грамоте, не мог читать, но помнил по чтениям в храме; особенно пользовался он в этой борьбе некоторыми местами псалмов, например Пс. 117, 7: «Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя», Пс. 26,3: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое», Пс. 67,2: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящии Его». Это вообще свидетельствует о широком употреблении псалмов прп. Антонием за молитвою. Кроме того, это обстоятельство из жизни прп. Антония и др. подвижников могло содействовать появлению в богослужебном уставе прокимнов, versicula, capitula и т. п., которых IV—V в. еще не знали. Очень рано прп. Антоний сознал необходимость присоединить к молитве и ручной труд, мысль о чем, как очень важная и новая, по преданию, внушена преподобному особым видением (бывшим уже на втором месте его подвигов) — Ангела в монашеской одежде, плетущего в промежутках между молитвою веревку из пальмовых листьев. С этого времени до конца жизни он молитву перемежал плетением корзин и рогож из пальмовых листьев. В рассказе Лавсаика об искусе, которому подверг прп. Антоний св. Павла Простого пред допущением его к себе в ученики, описывается отчасти молитвенно-подвижнический день самого прп. Антония. После работы прп. Павла (над плетением веревки), продолжавшейся до 9 часа, прп. Антоний хочет, по-видимому, предложить ему пищу; но в целях испытания откладывает это до захода солнца. Тогда «Антоний принес и положил на стол четыре сухих хлебца, унций по 6 каждый, и размочил для себя один, а для него три, потом начал петь псалом, какой знал, и пропев его двенадцать раз, столько же раз молился, чтобы и в этом испытать Павла (оттянуть время еды). После 12 молитв Антоний сказал ему: пойди ешь». Воспретив однако затем есть, преподобный «сказал ему: вставай, помолись и ложись спать. В полночь Антоний разбудил его на молитву» и продолжал молиться до девятого часа дня. После трапезы, бывшей поздно вечером, «Антоний прочитал 12 молитв и пропел 12 псалмов. После молитв они уснули немного первым сном; потом опять встали и пели псалмы от полуночи до самого дня». Таким образом, в молитве у прп. Антония наблюдается определенный порядок (чин) как в отношении часов ее, так и количества.
Дальнейшее отшельничество. Прп. Сисой Великий
Раз появившись, подвижничество не могло не развиваться и не расти не только в объеме, но и в степени и силе. Действительно, следующие после Антония Великого отшельники разрабатывают в частностях и усовершенствуют до возможных пределов подвижничество, иночество. Они если не превосходят первоначальников монашества, то вызывают большее изумление своими подвигами, а следовательно, неотразимее влияют на весь уклад церковной жизни. Это были живые уставы поста и молитвы, с которых писаные уставы были слабыми копиями и которым, во всяком случае, более обязан наш Типикон, чем всем позднейшим уставам, ктиторским и другим. Каких неимоверных результатов достигла эта младшая генерация египетских подвижников, об этом примерное понятие могут дать некоторые черты из жизни прп. Сисоя Великого ( ок. 429 г.). «Брат спросил Сисоя, почему он, оставив Скит (монастырь, основанный младшими современниками прп. Антония в Фиваидской пустыне), поселился здесь (в пустыне). Старец отвечал: когда Скит начал делаться многолюднее, и я услышал, что авва Антоний почил, — встал я и пошел в сию гору; нашедши это место спокойным, я поселился здесь на несколько времени. — А давно ли, авва, живешь здесь? — спросил брат. — 72 года, — отвечал старец». «Ученик аввы Сисоя часто говаривал: авва, встань, поедим. — Старец говорил: разве мы еще не ели, сын мой? — Не ели, отец, — отвечал ученик. Тогда старец говорил: если не ели, пожалуй, поедим»; ели же не чаще одного раза в день - вечером. «Сказывали об авве Сисое: он не ел хлеба (а только сырые овощи). В праздник Пасхи братия упрашивали его разрешить с ними трапезу. Старец сказал им: я одно что-нибудь могу сделать: буду есть или хлеб, или яства, вами приготовленные. Они сказали ему: ешь один хлеб. Так он и сделал». «Один отец рассказывал о Сисое: однажды он, желая победить сон, привесил себя к утесу в пещере. Ангел пришел, снял его и запретил ему повторять это, дабы не подать примера другим». «Рассказывали об авве Пимене. Когда бывали у него какие-нибудь старцы и, разговаривая о старцах, упоминали об авве Сисое, Пимен говорил: перестаньте говорить об авве Сисое, ибо дела его выше повествования».
Влияние египетских отшельников на монастырские уставы
а) Пост
Вообще жизнь египетских подвижников этой эпохи наметила идеал для всех сторон монастырского строя, затрагиваемых писаными уставами. Более всего, конечно, сделано было в отношении поста. Сами собой установились известные нормы, правила, минимальные требования, и очень нелегкие, как насчет рода пищи для подвижника, так и относительно времени принятия ее и сроков поста. Мясо, конечно, безусловно не употреблялось, но вкушение его по нужде не считалось нарушением обета. Молочные продукты, по-видимому, иногда допускались, рыба — чаще. Вино принципиально дозволялось, но многие не пили его и вообще ничего, кроме воды. Обычная пища состояла у большинства египетских отшельников, по-видимому, из одного хлеба с солью с воздержанием от всего другого; иные по десяткам лет питались лишь сырыми овощами, отказывая себе и в хлебе; но многие дозволяли себе вообще всякую, только самую простую, растительную пищу, даже по временам (например, в праздники) масло.
Лавсаик, 128 (145) и мн. др. Прп. Исидор ( 491 г.) говорил: не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться (Изр. св. ст. Исид., 4). В других христианских странах воздержание от мяса у монахов не было столь безусловным, как в Египте: по словам св. Епифания, «одни из них (монахов) воздерживаются от всяких мяс и четвероногих, и птиц, и рыб, и от яиц, и от сыра; другие только от четвероногих и допускают употребление птиц и прочего; иные воздерживаются и от птиц и употребляют только сыр и рыбу; иные не вкушают и рыбы, а только сыр; другие не едят и сыра» (Излож. веры, 23).
«Случилось некоторым отцам зайти в дом христолюбивого человека, в числе их был и авва Пимен. За столом предложили им мясо. Все стали есть, кроме аввы Пимена (V в.). Старцы, зная его рассудительность, дивились, почему он не ест. Когда встали из-за стола, сказали ему: ты Пимен, а что сделал! Старец отвечал им: Простите мне, отцы. Вы ели, и никто не соблазнился; но если бы я стал есть, то многие приходящие ко мне братия соблазнились бы и стали бы говорить: Пимен ел мясо; почему же и нам не есть? И старцы подивились его рассудительности» (Изреч. св. ст. Пимен, 170). Посетившие Феофила, архиеп. Александрийского, «отцы» ели предложенное им телячье мясо; но когда Феофил, подавая кусок мяса соседнему с ним старцу, сказал: «вот хороший кусок, съешь, авва», старцы сказали: «до сего времени мы ели овощи; если это мясо, не станем есть»; и ни один из них не стал более есть (Древний патерик, изложенный по главам. IV, 75 (63). Этот сборник, близкий к «Изречениям св. старцев», но несколько моложе его, описывается у патр. Фотия в его Βιβλιοθήκη cod. 198 с заглавием 'Ανδρών αγίων βίβλος. Переведен на латинский язык в VI в. Пелагием и Иоанном, диаконами римскими, (перевод издан у Rosweydus Η. De vitis et verbis seniorum. Antverpiae, 1628 и у Migne. Patrol, s. 1.1. 73) и сохранился на греческом языке в рукоп. XI—XII в. Мос-ков. Син. библ. № 782 и др. Греч. текст кое-где отличается от латинского; по нему сделан рус. пер., изд. Афонского Пантел. мон. М., 1891 г.; цифра в скобках означает § по лат. тексту).
«Клирики предварили авву Симона (должно быть, V в., Синайского): авва, приготовься, один начальник, услышав о тебе, идет принять от тебя благословение. — Хорошо, я приготовлюсь, — сказал Симон. Надев на себя кентон (платье из разноцветных лоскутов) и взяв в руки хлеб с сыром, авва сел у дверей и ел. Начальник пришел со своею свитою; увидев старца, пришедшие посмотрели на него с презрением, и говорили: это тот отшельник, о котором мы слышали? — И тотчас удалились» (Изр. св. ст. Симон, 2).
Что касается времени принятия пищи, то ранее 9 часа (3 ч. пополудни) вообще не ели; но ревностнейшие подвижники могли похвалиться, что«солнце никогда не видало их идущими», и от учеников требовали вкушать пищу не в 9-й час, а вечером. В отношении продолжительности полного неядения нормой для хорошего подвижника считалось принятие пищи через два дня; это некоторые отшельники советовали и своим ученикам. Иные не вкушали пищи по 5 дней или ели раз в неделю. Как исключительные случаи, отмечаются опыты неядения по 40 дней и более. Долгой практикой подобного пощения некоторые отшельники достигали, по-видимому, того, что после двухдневного неядения совершенно не ощущали голода. Но с течением времени подвижничество, однако, пришло к заключению, что неядение долее одного дня, должно быть как не для каждого посильное, опасно, и его не стали рекомендовать.При таком посте, в который обращалась вся жизнь отшельника, тем не менее признавалось необходимым чтить общецерковные посты, выделять их из ряда подобных постов и, конечно, усилением воздержания, хотя у иных отшельников, по-видимому, некуда было здесь идти дальше. Это были, таким образом, посты из постов. Пред Четыредесятницей прп. Макарий Александрийский, «наломавши большое количество пальмовых ветвей (для рукоделия), стал в углу и в продолжение всей Четыредесятницы до самой Пасхи не принимал хлеба, не касался воды, не преклонял колен, не садился, не ложился и ничего не вкушал, кроме нескольких листьев сухой капусты; да их ел только по воскресеньям, и то для того, чтобы видели, что он ест, и чтобы самому ему не впасть в самомнение; а ежели когда выходил из кельи для какой-либо нужды, то как можно скорее опять возвращался и принимался за дело; не открывая уст и не говоря ни слова, он стоял в безмолвии; все занятие его состояло в молитве сердечной и в плетении ветвей, которые были у него в руках». Прп. Павел Великий, галатянин, «провел всю Четыредесятницу с малою мерою чечевицы и кружкою воды и был в затворе до самого праздника». Чтили подвижники и пост среды и пятницы. «Непозволительно, — говорил прп. Аполлос Гермопольский (нач. V в.), — нарушать без всякой нужды (nisi grandis aliqua necessitas fieret) всеобщие (καθολικάς, legitima) посты (среды и пятницы), ибо в среду Спаситель предан, а в пяток распят; посему, кто нарушает этот пост, тот вместе с врагами предает и распинает Спасителя. Если в пост придет к тебе брат, имеющий нужду в успокоении (по Руфину: и ранее 9 часа захочет подкрепиться для дороги), предложи трапезу ему одному; если же ему не угодно, не принуждай; ибо все мы имеем общее предание о посте».
б) Сон и одежда
Составив жизнию своею главу о постах для позднейших иноческих уставов, отшельники имели влияние на эти уставы и другими сторонами своей жизни, именно отношением своим ко сну и одежде. Сон подвижники считали таким же опасным врагом своим, как чрево. Спали многие из них не более часа в сутки, и то не ложась, а сидя.Одежду носили отшельники иногда из пальмовых листьев или по ветхости совершенно негодную для употребления. Нечего и говорить, какое влияние оказала такая практика на предписываемый иноческими уставами порядок дня (большинство служб — ночью, иные уставы, как увидим, имели службы 12 «ночных часов») и на главу в них об одеждах «и обущах».
в) Молитва
Отшельники IV—V вв. положили основы и для выработки монастырского правила молитвы и псалмопения. Наш устав именно от них унаследовал широкое употребление Псалтири. «Любовь к псалмопению родила монастыри», — говорит блж. Августин. Сказания о жизни отшельников пестрят упоминаниями о Псалтири и ссылками на нее в их изречениях. Очень рано у подвижников устанавливаются и особые правила для молитвенного применения Псалтири. Древнейшим правилом такого рода, вероятно, было прочитывание за раз всей Псалтири в качестве дневной или ночной молитвы. «Один старец пришел к другому; тот, сварив несколько чечевицы, сказал: совершим малое молитвословие (σύναξιν), — и один из них прочел всю Псалтирь, а другой наизусть прочел двух больших пророков. Когда настало утро, пришедший старец удалился; они забыли о пище». «Шел некогда авва Серапион ( ок. 358 г.) чрез одну египетскую деревню и, увидев блудницу, которая стояла у своей горницы, сказал ей: ожидай меня вечером; приду к тебе и ночую с тобой. — Хорошо, авва, — ответила блудница. И вот она приготовилась и постлала ложе. Вечером старец пошел к ней и, вошедши в ее горницу, спросил: приготовила ли ложе? — Приготовила, авва, — отвечала блудница. Старец запер дверь и сказал ей: подожди немного; я только исполню наше обычное правило (επειδή νόμο ν εχομεν, εως ού ποιήσω αυτόν). И старец начал свое молитвословие (της συνάξεως). Начав Псалтирь, он на (κατά) каждом псалме творил молитву (εύχήν) о ней, прося Бога, да дарует ей покаяние и спасение, — и Бог услышал его. Блудница стояла дрожа и молилась подле старца. Когда старец окончил всю Псалтирь, она пала на землю. Старец взял Апостол, много прочитал из него и окончил свое молитвословие (σύναξιν)». Блудница эта впоследствии превзошла постами, по-видимому, всех отшельников (не ела более 40 дней). Случай этот характерен по проводимому в нем взгляду на благодатную силу молитвенного правила. Постепенно, должно быть, стали уменьшать такое очень уж большое «правило» (вся Псалтирь). Может быть, правило исполнял и Эрон (вышеупоминавшийся), когда идя с автором Лавсаика и другими по пустыне, дорогою «прочитал 15 псалмов (1/10 Псалтири), потом великий псалом (118?), потом послание к евреям, потом Исаию и часть Иеремии пророка, затем Луку евангелиста и Притчи». Неоднократны указания на употребление у отшельников в качестве молитвенного правила 12 псалмов. Два отшельника, выбравшие себе в руководители прп. Макария Египетского, когда тот навестил их и переночевал у них, наутро предлагают ему: «Хочешь ли, мы споем (βάλωμεν, recitemus) двенадцать псалмов? — Хорошо, — отвечал я», — рассказывает об этом Макарий. «Тогда младший пропел (ψάλλει) 5 псалмов и после (από) каждых 6 стихов пел одно аллилуиа (букв.: по, από, 6 стихов и 1 аллилуиа). И на каждом стихе огненный луч выходил из уст его и восходил на небо. Подобным образом, когда и старший отверзал уста для пения, из них выходила как бы огненная вервь и достигала неба. И я также проговорил (εΐπον) немного наизусть». Когда подвижника-римлянина в монастыре (Скиту) посетил какой-то великий египетский подвижник, они с наступлением вечера «прочитали (εβαλον) 12 псалмов и легли. То же сделали и ночью», и опять легли. Тот же подвижник так описывает свое молитвенное правило: «вместо музыки и пения я прочитываю (λέγω) 12 псалмов (днем или вечером); равным образом и ночью, за грехи, которые содеял, тотчас с упокоением (άρτι μετ' αναπαύσεως — после короткого сна?) совершаю малую мою службу (ποιώ την μικράν μου λειτουργίαν)». Кроме псалмов и Св. Писания употреблялись краткие молитвы, произносившиеся сотнями раз. Павел Фермейский (IV в.) совершал 300 молитв в сутки, которым вел счет, вынимая из пазухи камешки (зародыш четок); когда же он услышал, что одна девственница совершает по 700 молитв, ему его правило стало казаться малым, и он обратился за разрешением недоумения к прп. Макарию Египетскому; тот ответил: «я вот уже шестидесятый год совершаю только по 100 положенных молитв (τεταγμένας εύχάς)». Образец подобной краткой молитвы дан в наставлении прп. Макария вопросившим его: «как нам должно молиться?» — «Не нужно многословить, но должно воздеть руки и говорить: Господи, как Тебе угодно и как знаешь, помилуй. Если же нападает искушение: Господи, помоги»6. Воспоминанием об этих кратких отшельнических молитвах служит у нас молитва «Господи Иисусе Христе», которую положено сотни раз произносить неграмотным за опускаемые церковные службы.
Как всегдашний пост у пустынножителей усиливался в период церковных постов, так и обычное молитвенное правило увеличивалось для праздников. «Сказывали об авве Арсении, что по вечерам в субботу на воскресный день он становился спиной к солнцу и, подняв руки свои к небу, молился до того времени, как солнце начинало светить ему в лицо; после чего он садился» (бдение подлинно всенощное). В воскресные дни, также и в субботу, отшельники обычно причащались. «Монахов, живущих в пустыне, жжет яд злых демонов, и они с нетерпением ждут субботы и воскресенья, чтобы идти на источники водные, т. е. приступить к Телу и Крови Господней, дабы очиститься от скверн лукавого». Для этого отшельники ходили большей частью в соседние храмы, несмотря на отдаленность их. «Рассказывали, что авва Сисой Фивейский имел обычай бегом бежать в свою келью по окончании церковного служения, и говорили: в нем бес». О приобщении отшельников запасными Дарами говорит Василий Великий: «все отшельники (μονάζοντες), живущие в пустыне, где нет священника, храня причастие в доме, сами себя причащают». Есть указания на совершение литургии специально для отшельника в его келии пресвитером. «Рассказывали об авве Марке Египетском: он 30 лет прожил, ни разу не выходя из своей кельи; к нему обыкновенно приходил пресвитер совершать для него св. приношение (ποιεΐν αύτω την άγίαν προσφοράν)». «К некоему отшельнику ходил один пресвитер, совершая для него приношение Св. Таин (των αγίων μυστηρίων την προσφοράν)».
Отшельнический устав
Таким образом, в отношении и поста и молитвы или богослужения у св. отшельников постепенно выработалась более или менее однообразная практика, общие правила, один устав. Это не покажется удивительным, если принять во внимание то тесное и постоянное общение, в котором находились между собою пустынножители не только в пределах Египта, но синайские и палестинские с египетскими: они часто посещали друг друга для взаимного назидания, ближайшие же любовно заботились друг о друге; среди них то там, то здесь являлись светила подвижничества, делавшиеся центром духовного назидания для обширной окрестности. Отшельники составляли одну корпорацию, как бы один монастырь с постепенно вырабатываемым уставом и некоторой организацией. Начинающие и молодые имели руководителей, но власть последних всецело основывалась на неизмеримом нравственном превосходстве. Это был обширнейший и лучший монастырь, какой когда-либо видела земля.
Анахоретские монастыри древнего христианского Египта
Но, можно сказать, весь дух свой передало отшельничество тем монастырям в собственном смысле, которые возникли подле него и стояли под его непосредственным воздействием. Первыми из таких монастырей были основанные прп. Антонием.
Монастыри прп. Антония
Затворничество свое прп. Антоний оставил чрез 35 лет, на втором месте подвигов. «Приходящие к нему знакомые, ввиду того, что он не позволял им входить внутрь укрепления (заброшенного, в котором он подвизался), нередко дни и ночи проводили на дворе. Но так как многие домогались и желали подражать его подвижнической жизни, некоторые же из знакомых пришли и силою разломали и отворили дверь, исходит Антоний, как таинник и богоносец из некоего святилища». После совершенных тут же исцелений и слов назидания преподобный «убедил многих избрать иноческую жизнь; таким образом в горах явились монастыри; пустыня населена была монахами, оставившими свою собственность... По силе удивительного слова его возникают многочисленные монастыри». Монастырем (μοναστήριον, от μονάζω — жить одному, μοναστής — живущий одиноко) называется здесь (в Афанасиевой «Жизни Антония») келия — домик или пещера, как то видно из того, что и опустелое укрепление, в котором жил прп. Антоний, называется «монастырем» его, как, затем, видно из замечания, что до прп. Антония «немногочисленны были монастыри в Египте», и из сравнения монастыря с палаткой. Когда прп. Антоний удалился на последнее место подвигов своих, там вскоре тоже возникла целая колония из монашеских келий; ими покрылись окрестные горы, но и они скоро стали тесными для подражателей прп. Антония, и иноки стали селиться на другой стороне Нила около города Арсиное. «Эти монастыри в горах подобны были скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников, которых радовало упование будущих благ и которые занимались рукоделиями для подавания милостыни». В этом описании указаны и занятия иноков в «монастырях» прп. Антония. В монастыре-келии должен был проходить весь день инока. В ней он должен был находиться по возможности безвыходно: «как рыба, — говорил прп. Антоний, — вынесенная из воды, умирает, так погибает и страх Божий в сердце монаха, если он напрасно выходит из келии». В этом уединении или затворничестве инока в его келии прп. Антоний различает разные степени. К полному затвору, в котором он сам жил (который, впрочем, тоже не был безусловным), он считал способным и допускал только немногих. Прп. Павлу (Простому) он говорит: «если тебе хочется быть монахом, то пойди в общежительный монастырь (κοινόβιον), где много братий, которые могут снисходить к немощам твоим; а я здесь живу один»; только когда Павел выдержал тяжелый искус, прп. Антоний устроил ему келью поприща за 3 или 4 от своей. Большинство же учеников прп. Антония, живя уединенно по своим ке-лиям, однако имели некоторое общение друг с другом: «к научению достаточно и писаний, — говорил прп. Антоний своим ученикам, — однако же нам прилично утешать друг друга верою и умащать словом». В чем ближайшим образом и конкретно выражалась общая жизнь в «монастырях», руководимых непосредственно прп. Антонием, не позволяют сказать сохранившиеся известия. Не упоминается в них о молитвах монахов общих или частных, о пище их и мере воздержания. Есть указания только на общую трапезу. Но довольно отчетливо выступает в известиях система духовного руководительства, управления общинами. По-видимому, молодые иноки находились под неослабным наблюдением старших, опытных. «Монах, — говорил прп. Антоний, — должен откровенно сказывать старцам, сколько он делает шагов, или сколько пьет капель в своей келий, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом». Высшим руководителем духовной жизни в возникших подле места подвигов прп. Антония монастырях являлся, конечно, он сам. В ближайших от его местожительства «монастырях» он «часто беседует» с иноками. Одна из таких бесед, должно быть примерная, объединяющая в себе разновременные наставления преподобного (о борьбе с демонами), передается и описывается св. Афанасием: «в один день он выходит, собираются к нему все монахи и желают слышать от него слово. Антоний же египетским языком говорит им». Иногда преподобный принимает участие и в общей трапезе иноков. «Нередко со многими другими иноками приступая ко вкушению пищи и вспомнив о пище духовной, отказывался от вкушения и уходил от них далеко, почитая для себя за стыд, если увидят другие, что он ест. По необходимому же требованию тела, вкушал пищу, но особо, а нередко и вместе с братиею, сколько стыдясь их, столько уповая предложить им слово на пользу». Влияние и авторитет св. Антония в его монастырях всецело основывались на нравственной высоте его. Обычным наименованием его у иноков было «Великий»: «Великий сказал», «Великий сделал». «И лицо его имело важную и необычайную приятность. Приял же Антоний от Спасителя и сие дарование: если бывал он окружен множеством монахов, и кому-нибудь, не знавшему его прежде, желательно было видеть его, то желающий, миновав других, прямо подходил к Антонию, как бы привлекаемый взором его».
Таким образом, монастыри прп. Антония были анахоретского типа, «являясь как бы переходною ступенью от строгого анахоретства к строгому же общежитию». В них не только не было каких-либо писаных правил, но строй жизни не был разработан в деталях; был намечен только общий дух этого строя. Едва ли в поселениях иноков, монастырях (в широком и позднейшем смысле слова), основанных прп. Антонием, были, кроме самого прп. Антония, и какие-либо общие аввы или игумены.
Нитрия
Несколько сложнее по устройству и ближе к общежительным монастырям (киновиям) был ряд египетских монастырей, основанных при жизни прп. Антония его сподвижниками или младшими современниками. Значительнейшими из этих монастырей были Нитрийский, Скитский и Келлиотский. Первый был основан на Нитрийской (νίτρον — селитра) горе (пустынной возвышенности) к югу от Мареотского озера в 40 millia (40 000 шагов) от Александрии. Из египетских подвижников впервые поселился здесь, следовательно, явился основателем этого монастыря, прп. Аммон, начавший отшельничество на 40-м году жизни, проведший в пустыне около 20 лет и умерший ранее прп. Антония (ок. 350 г.), с которым он встречался. В нач. V в. на Нитрийской горе было до 5000 иноков; они жили в отдельных домиках — келиях (tabernacula), которых было до 50 разной величины; в одних из этих домиков помещалось больше иноков, в других меньше (pauci), а в иных и по одному. Иноки находились под руководством одного «отца» (sub uno patre posita). Это руководство принадлежало одному из 8 пресвитеров, которые состояли при Нитрийской церкви, и переходило по смерти его к следующему из них: «доколе жив первый пресвитер, прочие не служат, не судят и не говорят поучений, а только совосседают с ним в безмолвии». Применялись телесные наказания (удары бичом). Жизнь монахов была трудовая. Монастырь имел благоустроенное хозяйство: в нем были пекарни, готовившие хлеб не только для его нужд, но «и для отшельников, удалившихся во внутреннюю пустыню, числом до 600», были свои врачи и аптекари; приготовлялось вино не только для собственного употребления, но и для продажи; была странноприимница. В церковь собирались только по субботам и воскресеньям. Но ежедневно, по крайней мере вечером, совершалось богослужение по келиям: «по наступлении вечера можно стать и слышать в каждой келье хвалебные песни и псалмы, воспеваемые Христу, и молитвы, воссылаемые на небеса; иной подумал бы, что он восхищен и перенесся на небеса».
Келлии
На расстоянии 10 millia от Нитрии находился другой замечательный монастырь древнего христианского Египта — Келлии. Основан он был иноками Нитрийскими, любителями полного уединения, и был чисто анахоретского типа. Одним из первых руководителей-пресвитеров его был прп. Макарий Александрийский ( 494 г.). Монастырь состоял из множества одиночных келий, расстояние между которыми было такое, что из одной келии нельзя было ни видеть другой, ни слышать ничего оттуда. Иные кельи были так малы, что в них нельзя было лечь, протянувшись во весь рост. Иноки безвыходно сидели по своим кельям; только в субботу и воскресенье они сходились в церковь и «там смотрели друг на друга как на вернувшихся с неба»; если кого не было на этом собрании, это было признаком его болезни, и его навещала братия, доставляя ему нужное для жизни3. Некоторые в монастыре вели и более затворническую жизнь, не выходя из келии по 40 дней. В праздники устраивалась в церкви и трапеза. Одежда иноков несколько отличалась от обычной местной: «некто из отцев рассказывал, что при авве Исааке (V в.) один брат пришел в церковь, что в Келлиях, в малом кукуле; старец выгнал его, говоря: здесь монахи, а ты мирянин, — не можешь быть здесь». Подобно другим египетским монастырям, иноки хоронились здесь в том левитоне (хитон с короткими рукавами) и кукуле, в которых принимали монашество и которые в продолжение жизни надевали только для приобщения Св. Тайнам. О высоте подвижнической жизни в монастыре свидетельствует такой случай: однажды прп. Макарию прислали кисть свежего винограда; хотя ему тогда очень хотелось есть, но он отослал виноград больному брату, тот отослал другому, и так виноград обошел весь монастырь и вернулся опять к настоятелю. В монастырь проникло монофизитство, и впоследствии в нем было 2 церкви: одна для православных, а другая для монофизитов.
Cкит
Едва не самым значительным из тогдашних египетских монастырей был так наз. Скит (коптское «шиит» — обширная равнина). Основанный прп. Макарием Великим, или Египетским ( 390 г.), он расположен был к югу от Келлий, еще далее в глубь египетской (Ливийской) пустыни, в 24 часах пути от Нитрии; сюда не было и дороги, а путь нужно было направлять по течению звезд. Для жизни в такой пустыне, лишенной достаточного количества воды, требовалась необыкновенная сила духа. Управление монастырем сосредоточивалось в собрании братии, происходившем обыкновенно в церкви под председательством пресвитера; на этих собраниях решались и богословские вопросы. Более мелкие дела управления сосредоточивались в руках пресвитера; он, например, заведовал хозяйственною частью монастыря, вообще занимал почетное положение среди братии. (Первым был рукоположен во пресвитера в Скит прп. Макарий Великий). Скит славился постничеством. Обычною пищею братии здесь был только хлеб. На вопрос св. Иоанна Кассиана о норме ежедневной пищи для инока, Скитский авва Моисей отвечал: «знаем, что об этом предмете предки наши рассуждали часто; и вот, рассмотрев различные способы воздержания, состоявшие в том, что одни питались только бобами (leguminibus), другие — только овощами (oleribus) или фруктами (pomis), они предпочли всем им питание одним хлебом, признав наиболее подходящим количеством его — два хлебца (paximaciis), весом оба вместе около фунта (librae = 12 унций или 24 лота)». На замечание Кассианова спутника Германа, что много будет съесть сразу такой хлеб, Моисей отвечал: «если вы хотите испытать силу этого определения, то постоянно держитесь этой меры, не прибавляя ничего вареного (coctionis pulmentum) ни в воскресный день, ни в субботу, ни по случаю посещения братий; потому что подкрепивши себя вареным, можно не только довольствоваться меньшею мерою в остальные дни, но и без труда долго не употреблять всякой другой пищи». На вопрос Германа, как же быть, если после вкушения пищи (хлеба) в указанной мере, т. е. после 9-го часа, монаха навестит гость, которому нужно предложить трапезу и разделить ее с ним, Моисей советует: в 9 часу (обычное время принятия пищи) съедать только один из двух хлебцев, а другой оставить к вечеру на случай посещения брата; если он придет, съесть хлебец вместе с ним; если же нет, то одному. Всякая другая пища кроме хлеба в Скиту считалась непозволительною роскошью. «Однажды авва Ахилла (V в.) в Скиту пришел в келью аввы Исаии и увидел, что он ест. На блюде у него была вода с солью (άλας). Старец, заметив, что авва Исаия спрятал блюдо за корзину, спросил его: «скажи мне, что ты ел?» Исаия отвечал: «прости мне, авва: резал я ветви, и настал жар; я взял в рот кусок с солью, но горло высохло от жары, и кусок не пошел. Потому я принужден был подлить в соль немного воды, чтобы можно было мне поесть. Но прости мне!» Тогда старец сказал: «пойдите посмотрите на Исаию, как он хлебает похлебку (ζωμόν) в Скиту. Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет». Иоанну Мосху и Софронию (нач. VI в.) говорил авва Иоанн из Петры: «Поверьте моим словам: когда я был еще юношею в Скиту, один из отцев заболел селезенкою. В четырех лаврах Скита искали несколько уксусу и не нашли. Такова была в них нищета и воздержание. А там было отцев около 3500». Авва Вениамин, пресвитер из Келлий ( ок. 392 г.), рассказывал (о бытности своей в Скиту): «Когда после жатвы возвратились мы в Скит, принесли нам из Александрии подаяние, на каждого по алебастровому сосуду чистого масла. При наступлении следующей жатвы, братия приносили, если что оставалось у них, в церковь. Я не открывал сосуда, но, просверлив его иглою, вкусил немного масла, и было у меня на сердце, будто я сделал великий проступок. Когда же братия принесли свои сосуды, как они были, а мой был просверлен, то я устыдился, как бы обличенный в блуде». Тот же авва рассказывал: «Пришли мы в Скит к одному старцу и хотели дать ему немного масла; но он нам сказал: вот где лежит малый сосуд, который вы принесли мне назад три года; как вы положили его, так он и остался». «Во время начатков в Скит принесен был саит (σαΐτις) вина, чтобы раздать братиям по стакану. Когда один брат хотел убежать от сего в толос (θόλος — круглый домик), толос развалился. Собравшиеся на шум увидали брата поверженным и начали порицать его, говоря: хорошо случилось с тобою, тщеславный; но авва защищал его и сказал: оставьте сына моего; он сделал доброе дело, — и жив Господь, не восстановится толос сей во времена мои, дабы понял мир, что через стакан вина обрушился толос в Скиту». Отступления от этого сурового режима делались для праздников, особенно на агапах, но неохотно, и для гостей. —Строгость жизни в Скиту начала падать еще в IV в. По отзыву Пимена (V в.), «с третьего Скитского поколения и со времени аввы Моисея ( 400 г.) братия не сделали новых успехов». По словам того же Пимена, «авва Исидор, пресвитер Скитский, говорил однажды к собранию так: Братия, не для труда ли мы пришли в это место? А ныне здесь уже нет труда. Потому взяв милоть свою, пойду я туда, где есть труд, и там найду покой». В начале V в. монастырь был опустошен кочевниками, о чем авва Арсений, имея в виду разрушение Аларихом Рима в 410 г., говорил: «мир потерял Рим, а монахи — Скит». Скит продолжал, впрочем, существовать и после этого разорения. В VI в. монофизитство увлекло большую часть скитских монахов; ныне в Скитской пустыне яковитский монастырь.
Другие анахоретские монастыри Египта
Кроме этих трех важнейших монастырей, не имевших писаного устава, но способствовавших сформированию его, в древнем христианском Египте возник еще ряд монастырей такого же типа, имевших, без сомнения, тоже некоторое влияние на выработку позднейших иноческих правил. Так, на горе Ферма к югу от Нитрии по пути в Скит жило до 500 подвижников, между которыми особенно знаменит был прп. Павел и которые, вероятно, составляли одну общину. Около Гермополя (в Фиваиде) был монастырь Аполлоса или Аполлония (по Руфину), имевший около 500 братий. Особенностью этого монастыря было ежедневное приобщение евхаристии в 9 часу дня; «после приобщения (иногда — по Руфину) садились слушать поучение Аполлоса, которое продолжалось до вечера, затем (по Руфину, по Палладию — до поучения, сразу после приобщения) принимали пищу, после чего одни удалялись в пустыню и там целую ночь читали Св. Писание наизусть, другие оставались на месте собрания и проводили всю ночь до рассвета в гимнах и хвалах (laudibus) Богу; иные же, сойдя с горы в 9 часу (для приобщения) и приняв евхаристию, тотчас опять удалялись, довольствуясь одной духовной пищей до другого девятого часа; и так поступали (по Палладию — многие из них) в течение многих (plurimos) дней. И при таких подвигах у них была всегда такая радость, веселие и ликование (exultatio), какая невозможна на земле у обыкновенных людей; между ними никого не было скучного и печального; если же кто казался печальным, авва Аполлос тотчас спрашивал о причине скорби и открывал, что было у каждого в тайне сердца». Аполлос и всем внушал мысль о необходимости ежедневного приобщения для монаха.
Из других монастырей, должно быть, такого же типа были монастыри фиваидского же города Оксинриха. По Руфину, в этом городе (ныне представляющем засыпанные песком развалины) было около 10 тыс. иноков и ок. 20 тыс. дев; древние публичные здания и храмы обращены были здесь в монастыри, и последних было более, чем частных домов; под влиянием монастырей жители города отличались особым благочестием (имели 12 церквей, кроме монастырских) и гостеприимством, особенно к пришлым инокам. Около города Гераклеи был монастырь прп. Исидора, отличавшийся строгою замкнутостью: братия совершенно не сообщались с миром и странников не пускали далее гостиницы у ворот; иноки этого монастыря, как рассказывал его привратник-пресвитер Руфину и Палладию, были «так святы, что почти все могли совершать чудеса, и никто из них не бывал болен до смерти; когда же приходило время преставления которого-нибудь из них, он, предварительно возвестив об этом всем, ложился и умирал». У г. Арсиноэ был ряд монастырей с 10 тыс. иноков под руководством прп. Серапиона; «он чрез братию собирал множество хозяйственных припасов; ибо во время жатвы все иноки сносили к нему хлебные продукты, которые получали вместо платы за уборку соседних полей, и все это авва употреблял на вспомоществование бедным, так что никто не терпел нужды в окрестности; хлеб отсылаем был бедным даже в Александрию; это делали, впрочем, и другие монастыри Египта». Возможно, что такого же полуобщежительного типа были монастыри около Александрии, в которых прожил года три автор Лав-саика и в которых он насчитывает около 2 тыс. «великих, весьма ревностных и доблестных мужей».
Прп. Пахомий и его монастыри
Прп. Пахомий ( 348 г.) составил эпоху в развитии монашества тем, что основал первую киновию (κοινός βίος — общежитие), — строго общежительный монастырь — и дал ей письменный устав. Родом из Верхнего Египта, и значительно удаленного от Нижнего Египта (района жизни и деятельности первых египетских отшельников и большинства выше поименованных монастырей), и разнящегося от него по климату (более знойный), язычник по происхождению, принявший христианство под обаянием христианских добродетелей, прп. Пахомий первоначально уединился в заброшенном храме Сераписа, возделывая овощи и пальмы и добывая отсюда питание не только для себя, но и для бедных; через 3 года Пахомий отправился к знаменитому в той местности отшельнику Паламону, около которого уже возникла община монахов; так как немногие в состоянии были вынести тот образ жизни, которого требовал от своих учеников Паламон, то последний и Пахомия отсылал от себя, указывая ему на тягость предстоящих подвигов: «Мы всегда бодрствуем половину ночи, размышляя о слове Божием; очень часто мы с вечера до утра вьем веревки, чтобы бороться со сном и снабжать себя необходимым для поддержания тела; остающееся же сверх нашей нужды отдаем бедным. Мы не знаем, что значит есть масло или что-нибудь вареное или пить вино; летом мы постимся ежедневно до вечера, а зимою по 2 и по 3 дня сряду. Правило общих молитв у нас — 60 раз молиться днем и 60 раз ночью, кроме тех молитв, кои мы творим в каждое мгновение и коих счета мы не знаем». После нескольких дней испытания Пахомия Паламон облек его в монашеские одежды и опоясал иноческим поясом, и стал приучать его особенно к ночным молитвам и бдению. По смерти Паламона Пахомий поселился в опустелом селении Тавенниси («пальма Изиды»), о котором получил откровение еще при жизни Паламона, что здесь возникнет большая обитель. Сюда пришел к нему брат Иоанн, который скоро умер, а затем постепенно возникает около него монастырь. Первоначально он состоял кроме Пахомия из трех человек. Но скоро слава Пахомия привлекает к нему и небезызвестных в Египте отшельников (например, прп. Корнилия). Со своими иноками прп. Пахомий построил и содержал в соседнем селении церковь, а когда братии собралось до 100, построил и в монастыре церковь, причем в субботу иноки были на богослужении в сельской церкви, а в воскресенье пресвитер приходил в монастырь и здесь совершал литургию. Священного сана и сам Пахомий не принимал, и другим в своей обители не позволял принимать в предотвращение гордости.
Монастырь состоял из нескольких домов, в каждом из которых был начальник и помощник («вторствующий»); иноки занимались разными мастерствами, особенно выделыванием рогож; все это доставляло монастырю порядочные средства, но, конечно, вырученные деньги шли на общие нуждыи благотворительность (были в распоряжении особого эконома); между иноками же были такие, которые не могли отличить золота от серебра (поступившие детьми в монастырь с родителями). Главным руководителем монастыря, конечно, был сам Пахомий, а главным орудием управления в руках его были беседы с иноками. Кроме частных бесед, прп. Пахомий говорил три общих поучения в течение недели: одно в субботу и два в воскресенье. В среду и пятницу говорили поучения своим монахам начальники домов. Пища в непостные дни состояла из сыра, яиц, овощей вареных, похлебки из них; по средам и пятницам многие совсем не ели; иные вкушали пищу раз в два дня. Все ели не более раза в день: одни в 6-м часу, другие — в 7,8,9,10,11 или вечером с появлением звезд. Такую картину жизни в Та-веннисиотском монастыре дают «Жития» прп. Пахомия, сохранившиеся в разных редакциях: греческой, латинской, коптской (на двух наречиях — мемфисском и фивском), эфиопской и арабской; большая часть этих сведений находится в коптском житии, сохранившемся в рукописи X в. С этой картиной вполне сходится описание Руфина и Палладия. Это описание относится к тому времени, когда в Тавенниси было уже около 3 тыс. монахов и ими управлял прп. Аммон (конец IV в.): «иноки принимали пищу с лицом покрытым, опустив глаза вниз, чтобы не видать, как ест близ сидящий брат; за трапезой все хранили такое строгое молчание, что, казалось, находишься в пустыне; за трапезу садились только для виду, чтобы скрыть свое подвижничество; одни раз или два подносили к устам руку, взявши хлеба или маслин, или чего-либо другого, что было предложено на трапезе, и, вкусив от каждого яства по одному разу, тем и были довольны; другие, съевши немного хлеба, ни до чего больше не дотрагивались, а иные довольствовались только ложками тремя кашицы (ζωμού)». В Четыредесятницу тавеннисийские иноки, по словам Палладия, не употребляли вареной пищи; сверх того, иные налагали тогда на себя еще особые подвиги: одни принимали пищу вечером, другие чрез 5 дней, иные всю ночь стояли на молитве, а днем сидели за рукоделием.
Когда к прп. Пахомию пришла сестра его Мария, он, отказавшись видеть ее, чрез привратника посоветовал ей поселиться в уединении на значительном расстоянии от Тавенниси, на другой стороне Нила, где построил для нее жилище; около последнего скоро возник женский монастырь с таким же строем жизни, как в мужском; инокини приготовляли для последнего шерстяные одежды и за это получали оттуда средства пропитания. Когда все возраставшее число иноков в Тавенниси сделало тесным монастырь,прп. Пахомий основал другой монастырь неподалеку, в местности Певоу, а затем еще 7 монастырей. Всеми ими руководил прп. Пахомий, поселившийся в Певоу. Преподобный часто посещал монастыри. В Певоу иноки других монастырей собирались дважды в год: на Пасху и осенью, когда давали эконому отчет в работах. Здесь крестили в Четыредесятницу оглашенных. Когда в монастырь стало поступать много греков (первоначально в них были одни копты), то посредником (переводчиком) в сношениях их с настоятелем и вместе начальником их сделан был Феодор, бывший чтец Александрийской церкви. Перед смертью прп. Пахомий предложил братии избрать ему преемника, а когда та предоставила это ему, назначил игуменом престарелого Петрония, умершего чрез месяц и назначившего своим преемником Орсисия; помощником последнего по управлению многочисленными монастырями прп. Пахомия и настоятелем Певоу сделан был прп. Феодор Освященный ( 368 г., ранее Орсисия), основавший неподалеку от Певоу женский монастырь.
Внутренний строй Пахомиевых монастырей
Таковы были внешняя сторона и история Пахомиевых монастырей. Внутренняя организация, сообщенная прп. Пахомием своим монастырям, значительно расходилась со всем строем жизни как отшельнической, так и вышеперечисленных нижнеегипетских монастырей анахоретского типа. Основой здесь была власть, регламентация и кара (епитимия) — начала, которыми отшельники в своем духовном руководительстве отказывались пользоваться, а анахоретские монастыри применяли в самом ограниченном размере. Послушание теперь стало главной монашеской добродетелью и все настойчивее восхваляется в аскетической литературе. Когда повара, в отсутствие прп. Пахомия, перестали готовить похлебку по субботам и воскресеньям, вопреки уставу, ввиду того, что большинство братии не ели ее, а свободное время употребили на изготовление рогож (главный заработок монастыря), прп. Пахомий (по жалобе одного инока на лишение вареной пищи) велел сжечь 500 выделанных благодаря такой экономии рогож. Брату, сделавшему две рогожи вместо одной в день, прп. Пахомий велел принести их в церковь и просить у братии прощения и молитв, безвыходно сидеть в келии на хлебе с солью и ежедневно плести по две рогожи. Неисправных иноков прп. Пахомий изгонял из монастыря, и в иные годы таких изгнанных было много. Двух самоубийц в женском монастыре прп. Пахомий запретил поминать в молитвах, совершать за них литургию и подавать милостыню, всех же сестер за непредотвращение поступка отлучил от причастияна 7 лет. Новизна или своеобразность таких начал в тогдашней иноческой жизни станет очевидна из сопоставления их со следующими фактами из отшельнической практики. «Брат просил авву Сисоя: дай мне наставление. Старец сказал: что ты заставляешь меня празднословить? Делай, что видишь на мне». «Брат пришел однажды к авве Феодору Фермейскому и пробыл при нем три дня, прося у него наставления; но авва не отвечал ему, и брат пошел печальный». «Один согрешивший брат выслан был пресвитером (игуменом) из церкви; авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник». Прп. Антоний дважды отправлял изгнанного из киновии монаха в ту же киновию и этим вынудил принять его обратно. «Некогда в Скиту брат впал в грех. Братия, собравшись (Скит, как мы видели, управлялся собранием братии), послали за аввою (отшельником) Моисеем, но он не хотел идти. Тогда послал к нему пресвитер с такими словами: иди, тебя ожидает собрание. Авва, встав, взял худую корзину, наполнил ее песком, и так пошел. Братия, вышедши к нему навстречу, спрашивают его: что это значит, отец? — Старец отвечал им: это грехи мои сыплются позади меня, но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи. — Братия, услышав это, ничего не стали говорить (согрешившему) брату, но простили его». Подобное сделал в Скиту по поводу такого же судебного собрания братии авва Пиор: носил по монастырю полную суму песка на плечах в знак своих грехов и немного песка в корзине пред собою в знак грехов павшего брата. «Жил в киновии один отшельник, по имени Тимофей. До настоятеля дошел слух, что один брат подвергся искушению, и он спросил Тимофея: что делать с падшим братом? Отшельник присоветовал выгнать его. Когда же выгнали брата, искушение, бывшее с ним, постигло и Тимофея». Неудивительно, что у прп. Пахомия ввиду такого расхождения принятых им начал для своего общежития с общеподвижнической практикой иногда являлось сомнение в правильности их, но вот как оно было разрешено одним из столпов отшельничества. Прп. Макарий Александрийский (пресвитер Келлий) «пришел однажды к авве Пахомию Тавеннисиотскому. Пахомий спросил его: Если братия не соблюдают порядка, хорошо ли учить их? — Авва Макарий отвечал ему: Учи и строго суди своих подчиненных, а из посторонних не суди никого». Дело Пахомия, по преданию, получило одобрение — уже после смерти его — и от главы отшельничества,прп. Антония. Посетившим его тавеннисиотам прп. Антоний говорил о Па-хомии: «Пахомий сослужил Господу великую службу, соединяя все эти полчища и подчиняя их одному правилу в деле служения Господу. До него один человек, по имени Аут, начинал это служение, но как его намерение исходило не из глубины сердца, то он не получил этой благодати». Строй жизни в Пахомиевом монастыре, как ни разнился он от других монастырей тогдашнего Египта, отвечал запросам действительности. Он приноровлен был, так сказать, к среднему человеку посредственных нравственных сил. Когда в Тавенниси инкогнито поступил в число братии при прп. Пахомий же прп. Макарий Александрийский (из Келлий), он сразу так превзошел всех подвигами, что братия стали роптать на настоятеля за прием его в монастырь: «Откуда ты привел к нам сего бесплотного человека на осуждение наше? Или его изгони отсюда, или все мы, да будет тебе известно, сегодня же оставим тебя».
Устав, данный Ангелом
Неудивительно, что важность и необычность предпринятого Пахомием требовала небесной санкции для его дела; отсюда предание, что устав для Тавеннисиотского монастыря дан прп. Пахомию Ангелом на медной доске; предание приводится в Лавсаике, у Созомена (в краткой передаче), в латинской редакции жития Пахомия — у Дионисия Младшего (VI в.), в арабской редакции жития — всюду с небольшими вариантами в правилах. Приводим этот устав по Лавсаику с указанием более существенных вариантов в других памятниках. «Позволяй каждому есть и пить по потребности; назначай им труды, соразмерные с силами каждого; не возбраняй ни поститься, ни есть; труды тяжелые возлагай на тех, которые крепче силами и больше едят, а малые и легкие назначай слабым, которые не привыкли к подвижничеству.Кельи устрой отдельные в одном здании, и в каждой келье пусть живут по три. Пища пусть предлагается для всех в одном месте. Спать не должны они лежа, но пусть устроят себе седалища с отлогими спинками и спят на них сидя, постлавши постель свою. На ночь они должны оставаться в льняных левитонах и препоясанные; у каждого должна быть белая козья милоть (μηλω-τη αίγία); без нее не должны они ни есть, ни спать. Но к принятию Таин Христовых по субботам и воскресеньям да приступают только с кукулем, развязав пояс и снявши милоть. А кукули Ангел назначил им без подвязок, как у детей, и на них приказал положить изображение пурпурового креста. — Братию он повелел разделить на 24 чина по числу 24 букв, так чтобы каждый чин означался греческими буквами от альфы и виты по порядку до омеги; чтобы когда архимандриту нужно будет спросить или узнать о ком-либо из столь многих братий, он спрашивал бы у своего помощника: в каком состоянии находится чин альфы или чин виты, — отнеси благословение чину ро. Наименование каждой буквы уже само собою указывало бы на означаемый ею чин. Инокам, более других простым и незлобивым, продолжал Ангел, дай имя иоты (ι), а непокорных и крутых нравов отметь буквою кси (ξ), выражая таким образом самою формою буквы свойство наклонностей, нравов и жизни каждого. Знаки сии будут понятны только духовным.На доске было написано еще, что ежели придет странник из другого монастыря, где живут по другому уставу (άλλον έχοντος τύπον), он не должен ни есть, ни пить вместе с ними, даже не входить в монастырь, исключая тот случай, когда он будет найден на дороге. А однажды вошедшего, чтобы остаться с ними навсегда, к высшим подвигам (είς αγώνα άδυτων) прежде трех лет не допускай; только после трех лет, когда совершит он тяжкие работы, пусть вступит на это поприще. За трапезою головы у всех должны быть покрыты кукулем, чтобы один брат не видал, как ест другой. Не должно также разговаривать во время трапезы, ни смотреть по сторонам, а только на стол или на блюдо. Ангел положил (έτύπωσε) совершать монахам в продолжение всякого дня (δια πάσης της ημέρας) 12 молитв (εύχάς) и на вечерне (εν τω λυχνικω) 12, и на всенощных (εν ταΐς παννυχίσι) 12 и в девятый час (και έννάτην ώραν) три. Когда братии рассудится прийти на трапезу в большом числе (δτε δέ δοκεΐ το πλήθος έσθίειν), то каждый чин пред совершением молитвы должен петь псалом (έκάστω τάγματι καθ' έκάστην εύχήν ψαλμόν προφδεσθαι έτύπωσεν). Когда же великий Пахомий сказал на это, что молитв мало, Ангел говорит ему: я положил столько для того, чтобы и слабые удобно, без отягощения, могли выполнять правило (τον κανόνα), совершенные же не имеют нужды в уставе (νομοθεσίας), ибо, пребывая наедине в келье, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога. Устав я дал тем, у которых ум еще незрел, чтобы они, хотя как непокорные рабы, по страху к господину выполняя общее правило жизни (την σύνταξιν της πολιτείας), достигали свободы духа».
Можно, конечно, заподозривать не только отдельные подробности в дошедших до нас известиях об этом уставе и обстоятельствах его появления, но и самое происхождение его от прп. Пахомия. Но если должна была появиться когда-либо запись иноческого устава, то первая такого рода запись не могла быть ни проще настоящих «правил», ни целесообразнее их. Они регулируют все важнейшие стороны монастырской жизни (пища, сон, одежда, прием в монастырь, управление им), но ограничиваются о каждой из них самыми общими и принципиальными указаниями, приноровляя выработанную отшельничеством подвижническую практику к самым слабым силам (тогдашним!) и кладя основы для выработки внешней стороны монастырской жизни.
Припомним изображенную на с. 202—210 эту практику и убедимся, что каждое правило как бы понижает на несколько степеней ее отдельные требования. С такой точки зрения не будет казаться мелочным и правило о сне (см. Троицкий. Обозрение источн. нач. ист. егип. мон., 62): взамен сна в стоячем или сидячем положении допускается сон в полулежачем положении. Наиболее странным представляется правило о делении иноков на разряды по числу букв греческого алфавита. На это правило можно смотреть как на своеобразное поэтическое (с мистической окраской) изображение пастырских забот настоятеля монастыря о братии.
Этой последней касаются правила об одежде, которая получает здесь уже очень сложный состав, характер и символику, — затем правило о поведении за трапезою.
Особенно важно из этих правил внешнего монастырского общежития, почему и поставлено в заключении, правило о числе молитв (внутренняя сторона молитвы, конечно, стоит выше каких-либо уставов). Здесь важно прежде всего то, что молитва приурочивается к тем часам суток, которые и в миру освящались общественным богослужением; при этом прямо указывается, что молитва должна заменять церковные службы 9-го часа, вечерни и панихиды; под последней, очевидно, разумеется утреня, не только начинавшаяся задолго до рассвета, иногда в полночь, но и оканчивавшаяся с рассветом. Дневные же молитвы в этом уставе, очевидно, заменяют все прочие церковные службы, т. е. часы 3-й, 6-й и литургию; возможно, что в Египте, как и в Иерусалиме,
Арабская редакция устава определяет число молитв только взамен литургии с ее часами («дневные молитвы»), 9 часа («пред едой») и вечерни (пред сном), назначая для каждой службы пропорциональное ее важности число молитв: 12,6, 3; ночную же службу определяет не количеством молитв, а сроком их: половина ночи.
3-й час совершался только в Четыредесятницу, а 6-й не совершался в воскресенье, заменяясь литургией; ввиду такой неустойчивости дневных служб они и обобщены в уставе под общим именем «дневных молитв», тогда как остальные службы поименованы раздельно. Характерно в уставе число 12 для каждого ряда молитв (исключая 9-й час, для которого, как службы более краткой и второстепенной, назначается только 3 молитвы). Мы видели, что это число было наиболее принятым числом в молитвенном правиле и отшельников. — Трудно что-нибудь с уверенностью сказать о характере и содержании этих молитв. По свидетельству прп. Иоанна
Кассиана, наблюдавшего жизнь египетских монастырей, впрочем, спустя десятки лет после Пахомия, богослужение там состояло в пении псалмов одним из братий, по очереди, с присоединением к каждому пропетому псалму тайной (про себя) молитвы и земного поклона. Возможно, что такой состав имели и те «молитвы», определенное число которых назначает прп. Пахомий для каждой из суточных служб. Думать так можно как ввиду широкого употребления Псалтири в тогдашнем монашестве, так и ввиду определенного указания в уставе прп. Пахомия на такой состав «молитвы» (из псалма и собственно молитвы) пред трапезой.
Не совсем ясное выражение об этой последней «молитве» имеет, вероятно, такой смысл: если трапеза в известный день не общая, а отдельная для каждого «чина», разряда монахов, для каждого дома монастырского, то пред нею поется один псалом с молитвою; если же общая, для нескольких чинов (домов), то псалмов с молитвою поется столько, сколько этих «чинов» участвует в трапезе. Таким образом, трапеза предварялась службой, по составу не отличной от других служб; ср. у нас чин о панагии; см. объясн. II гл. Типикона, конец.
В таком случае богослужение в Пахомиевых монастырях имело бы тот вид «пения 12 псалмов», какой выше констатирован у отшельников и о котором, как свыше указанном для монахов, говорит прп. Иоанн Кассиан. Итак, устав прп. Пахомия взамен церковных служб, которые были недоступны для иноков, обязанных безвыходно пребывать в монастыре без пресвитера, вводит особые службы, более однообразные, но, конечно, не менее продолжительные. Если эти службы могли казаться небольшими («молитв мало», возражает Пахомий Ангелу), то по сравнению лишь с молитвенным правилом отшельников, включавшим в себя (для одного раза, в один прием) всю Псалтирь да еще несколько книг Св. Писания (например, «двух больших пророков»).
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.